Ультрабюджетная точечная сварка литиевых аккумуляторов дома
В жизни каждого «радиогубителя» возникает момент, когда нужно сварить между собой несколько литиевых аккумуляторов — либо при ремонте сдохшей от возраста АКБ ноутбука, либо при сборке питания для очередной поделки. Паять «литий» 60-ваттным паяльником неудобно и страшновато — чуть перегреешь — и у тебя в руках дымовая граната, которую бесполезно тушить водой.
Коллективный опыт предлагает два варианта — либо отправиться на помойку в поисках старой микроволновки, раскурочить её и достать трансформатор, либо изрядно потратиться.
Мне совершенно не хотелось ради нескольких сварок в год искать трансформатор, пилить его и перематывать. Хотелось найти ультрадешёвый и ультрапростой способ сваривать аккумуляторы электрическим током.
Мощный низковольтный источник постоянного тока, доступный каждому — это обычная б.у. АКБ от машины. Готов поспорить, что он у вас уже есть где-то в кладовке или найдётся у соседа.
Чтобы сваривать аккумуляторы током от батареи, нам нужно будет выдавать ток короткими импульсами в считанные миллисекунды — иначе получим не сварку, а выжигание дыр в металле. Самый дешёвый и доступный способ коммутировать ток 12-вольтовой батареи — электромеханическое реле (соленоидное).
Проблема в том, что обычные автомобильные реле на 12 вольт рассчитаны максимум на 100 ампер, а токи короткого замыкания при сварке в разы больше. Есть риск, что якорь реле просто приварится. И тогда на просторах Алиэкспресс я наткнулся на мотоциклетные реле стартера. Подумалось, что если эти реле выдерживают ток стартера, причём много тысяч раз, то и для моих целей сгодится. Окончательно убедило вот это видео, где автор испытывает аналогичное реле:
Моё реле было куплено за 253 рубля и доехало до Москвы меньше, чем за 20 дней. Характеристики реле с сайта продавца:
- Предназначено для мотоциклов с двигателем 110 или 125 кубов
- Номинальный ток — 100 ампер сроком до 30 секунд
- Ток возбуждения обмотки — 3 ампера
- Рассчитано на 50 тыс. циклов
- Вес — 156 граммов
Агрегат порадовал качеством — под контакты выведены два омеднённых резьбовых соединения, все провода — залиты компаундом для водонепроницаемости.
На скорую руку собрал «тестовый стенд», контакты реле замыкал вручную. Провод использовал одножильный, сечением 4 квадрата, зачищенные наконечники фиксировал клеммником. Для подстраховки снабдил одну из клемм к АКБ «страховочной петлёй» — если бы якорь реле решил бы пригореть и устроить короткое замыкание, я бы успел сдёрнуть клемму с АКБ за эту верёвку:
Испытания показали, что машинка работает на твёрдую пятёрку. Якорь очень громко стучит, а электроды дают чёткие вспышки; реле не пригорает. Чтобы не тратить никелевую полосу и не практиковаться на опасном литии, мучил лезвие канцелярского ножа. На фото вы видите несколько качественных точек и несколько передержанных:
Передержанные точки видны и на изнанке лезвия:
Едем дальше. Как показал эксперимент на лезвии, выдержать необходимую длину импульса для сварки вручную невозможно, надо делать управление от тактовой кнопки или на микроконтроллере.
Сначала нагородил простую схему на мощном транзисторе, но быстро вспомнил, что соленоид в реле хочет кушать аж 3 ампера. Порылся в ящике и нашёл взамен транзистору MOSFET IRF3205 и набросал простую схему с ним:
Схема довольно нехитрая — собственно, MOSFET, два резистора — на 1К и 10К, да диод, предохраняющий цепь от индуцированного соленоидом тока в момент обесточивания реле.
Сначала пробуем схему на фольге (с радостными щелчками жжёт дырки насквозь через несколько слоёв), потом достаём из загашника никелевую ленту для соединения аккумуляторных сборок. Коротко жмём кнопку, получаем громкую вспышку, и рассматриваем прожжённую дыру. Блокноту тоже досталось — прожгло не только никель, но и пару листов под ним 🙂
Даже сваренную двумя точками ленту разделить руками не выходит.
Очевидно, что схема работает, дело за тонкой настройкой «выдержки и экспозиции». Если верить экспериментам с осциллографом того же товарища с YouTube, у которого я подсмотрел идею с реле стартера, то на срыв якоря уходит около 21мс — от этого времени и будем плясать.
Дополняем схему — вместо нажатий кнопки вручную доверим отсчёт миллисекунд Ардуине. Нам понадобятся:
Ремонт аккумулятора шуруповерта с заменой элементов питания своими руками
В качестве батареек в шуруповертах обычно используются никель-кадмиевые или литий-ионные элементы. Никель-кадмиевые аккумуляторы более неприхотливы и, если будет проведена частичная замена элементов в таком блоке, он будет работать еще долгое время. Частичную замену литиевых батареек тоже можно провести, но осуществить это немного сложнее. Следует иметь в виду, что паять придется не только сами элементы, но и балансировочную плату. Также в последнее время любители электроники часто меняют батареи шуруповерта своими руками, с nicd аккумуляторов на литиевые. Это хороший выход из положения в том случае, если шуруповерту приходится работать часто и интенсивно. Емкость литий-ионных АКБ гораздо выше, а количество циклов — больше.
Определение неисправности
Перед тем, как устранить неисправность, требуется выяснить, действительно ли она присутствует. С этой целью выполняются следующие действия:
- От изделия отключить батарею, при этом она должна быть полностью заряженной.
- Разобрать корпус аккумулятора при помощи отвертки.
- Извлечь из изделия все банки.
- При помощи вольтметра на каждой банке замеряется напряжение. Для никель-кадмиевых изделий нормальным считается показатель в 1,2 Вольта, для литиевых — от 3,6 до 3,8 Вольт.
- После проведения замеров определяют на какой детали напряжение меньше всего, именно она будет некачественной.
- Аккумулятор необходимо собрать и установить в инструмент, после чего полностью его разрядить.
- После этого требуется еще раз разобрать деталь, после чего повторно произвести замеры. Элемент с самыми низкими показателями нужно менять.
Важно! Заменить некачественные элементы достаточно просто, они подключаются в обычной последовательности с учетом плюсов и минусов. Это относится ко всем моделям Makita, Бош, Зубр, Метабо, Деволт, Интерскол, Диолд, AEG.
Блок питания от ноутбука
(сетевой на 220 В с выходом 18 В постоянного напряжения).
Старый зарядный блок не подойдет — он слаботочный.
Почему требуется такой сетевой блок питания: — нужно сформировать напряжение порядка 18 вольт с током порядка 2 А — это как раз блок от ноутбука.
Можно купить отдельно или порыться в закромах запчастей от старых ноутбуков.
Я нашел в закромах (у знакомых). Разъем (приборную часть) пришлось покупать в радиомагазине.
Более низкое напряжение не годится, так как есть входные ограничения по напряжению для платы стабилизации.
Общие рекомендации по ремонту
В отношении никель-кадмиевых аккумуляторов выделяют следующие особенности:
- У подобных элементов присутствует элемент памяти. По классической схеме их необходимо трижды зарядить и столько же раз разрядить. Для новой детали правила точно такие же.
- В качестве замены выбирают абсолютно аналогичный, чтобы не нарушить работу всего устройства.
Требуется подготовить необходимые инструменты
В отношении литиевых аккумуляторных батареек также есть определенные правила, которые требуется учитывать:
- Нельзя использовать пайку. Подобные детали не переносят воздействия высоких температур и быстро выходят из строя. Допустимо использовать только очень мощный паяльник, но при этом работать требуется очень быстро.
- Подобрать подобные элементы проще, потому что на рынке встречаются как иностранные, так и отечественные изделия, аккумуляторы которых являются одинаковыми.
Как разобрать аккумулятор
Аккумуляторные блоки домашнего инструмента по своему устройству почти не отличаются друг от друга, независимо от модели инструмента (Bosch, Макита, Хитачи). Они упакованы в пластмассовый корпус, состоящий из двух частей. Количество батарей может быть разным, в зависимости от выходного вольтажа используемого инструмента. Все элементы спаяны в определенной последовательности. Выводные концы или клеммы, на которых обычно производятся замеры напряжения батареи, выведены наружу.
Большинство аккумуляторных блоков шуруповерта или дрели устроены так, что они очень просто разбираются, независимо от того, проводим мы ремонт аккумулятора шуруповерта Интерскол, или же другой модели. Несколько крепежных винтов нужно вывернуть с помощью обычной отвертки. Есть аккумуляторы, которые разбираются сложно, но поддаются разбору отверткой и перочинным ножом. Ножиком удаляется клеящий слой, а острым саморезом раздвигаются две сопрягаемые поверхности.
Отличие батарей шуруповертов друг от друга может заключаться в наличии или отсутствии термодатчика, который автоматически отключает аккумулятор при условиях критического нагрева (выше 50°С). Датчик постоянно отслеживает температуру не только под нагрузкой, но и в условиях текущего заряда аккумуляторной батареи. Контроллер считывает все данные и обрабатывает их, «запоминает» емкость и другие показатели. Как только емкость достигает 80-90%, а напряжение — 14 В, блок управления все отключает. Такие аккумуляторы служат годами, не теряя своих технических характеристик.
На рынке предлагается большое количество недорогих моделей шуруповертов. Более дешевые устройства не имеют таких технических устройств, и за всеми процессами нужно следить самостоятельно.
Замена никель-кадмиевых аккумуляторов в шуруповерте на литиевые
Замена аккумуляторов шуруповерта своими руками на литиевые осуществляется при помощи расчета их количества при условии, что на один элемент потребуется 3,7 В. Например, для изделия мощностью в 14,4 В необходимо подготовить 4 банки Li-Ion стандарта 18650.
Также стоит учитывать разницу в размерах. Чтобы поменять АКБ понадобится приобрести контроллер заряда-разряда, который устанавливается дополнительно в корпус с банками. Кроме того, не исключается, что придется заменить зарядное устройство.
Преимущества второго варианта
Второй вариант является более подходящим, так как напряжение в батарее довольно быстро падает с максимального показателя до минимального (с 16,8 до 14,8 В). Для электрического мотора, чем, собственно говоря, не является шуруповерт, превышение в 3.5,8 В не является критичной отметкой.
Самый низкий показатель напряжения у 3S-Li-Ion-модификации. Он равен 7,5 В, что является недостаточным для производственной деятельности электрического приспособления. Смонтировав четыре конфигурации, мы увеличим электрическую емкость аккумулятора.
Технология замены Ni-Cd на Li-ion в шуруповерте
Литиевые элементы отличаются долговечностью, поэтому многие владельцы шуруповертов думают о том, что заменять ими никель-кадмиевые изделия.
Технология замены включает несколько этапов, которым требуется обязательно следовать.
Определение количества Li-ion аккумуляторов
В основном параметры аккумулятора нанесены на нем самом либо на шуруповерте. Для определения количества необходимых элементов требуется разделить указанное на инструменте напряжение на 1,2В (это номинальное напряжение одной никелевой банки).
Чтобы выяснить, сколько литиевых деталей потребуется на замену, деление проводится на 3,7 В — это нормальный показатель для данного вида банок.
Полученный результат рекомендуется округлять в большую сторону, это не скажется негативно на инструменте, а просто увеличит немного его мощность.
Требуется правильно подобрать все необходимые элементы для замены
Выбор Li-ion аккумулятора
Производители предлагают литий-ионные и литий-полимерные элементы. Вторые отличаются меньшим размером и большей безопасностью, однако и стоят они дороже. При этом они не способны отдавать в работу большие токи. Поэтому специалисты рекомендуют брать обычные литий-ионные банки.
Лучше, если у элемента будут приваренные гибкие отводы, потому что подобные детали не любят повышенных температур и лишней пайки. Рекомендуется посмотреть несколько вариантов в магазинах, чтобы выбрать наиболее подходящую модель.
Как влияет величина напряжения аккумулятора на продолжительность работы шуруповерта
Вопрос о том, как влияет величина напряжения аккумулятора на длительность работы изделия, интересует многих. Чтобы понять какая мощность у изделия, требуется умножить напряжение на емкость батареи.
Для справки! Например, у шуруповерта с батареей мощностью 14,4 В и емкостью 1,5 А/ч мощность будет составлять 21,6 Вт.
Готовые сборки 18650 аккумуляторов
В качестве замены лучше приобретать готовые сборки 18650 аккумуляторов. Можно сделать это на китайских торговых онлайн-площадках либо в других интернет-магазинах.
Выбор платы защиты BMS
Литий-ионные аккумуляторы требуют внимательного отношения и соблюдения определенных требований. Роль защиты выполняет плата BMS. Именно данный элемент не допускает превышение напряжения более 4,2 В и снижения меньше 2,55 В на один аккумулятор во время зарядки. Кроме того, элемент держит под контролем максимально допустимый ток и сохраняет необходимый баланс между батареями.
Основными параметрами при выборе является количество последовательно соединенных элементов. В интернете можно посмотреть таблицу, в которой указаны все необходимые параметры и с ее помощью подобрать подходящую плату.
Сделать замену можно даже в домашних условиях, главное — соблюдать последовательность
Блок питания для зарядки
Для литий-ионных аккумуляторов зарядные устройства выбирают, исходя из количества последовательно включенных аккумуляторов в батарее. Чем их больше, тем больше должно быть выходное напряжение.
Зарядка аккумуляторов штатным ЗУ от шуруповерта
При желании можно приобрести специальную универсальную плату для литиевого аккумулятора. Ее устанавливают в родное зарядное устройство. Однако специалисты рекомендуют использовать не доработки, а подходящие зарядки именно для этого вида батарей.
Индикатор емкости литиевой батареи
Индикаторы встречаются светодиодные и цифровые. Вторые дешевле, но не удобны в использовании. Лучше выбирать светодиодные варианты, исходя из количества последовательно включенных аккумуляторов.
Держатель 18650 аккумуляторов
Держатели для аккумуляторов 18650 также лучше приобретать готовые. При желании можно найти в онлайн-магазинах хорошие варианты по приемлемым ценам.
Подключение к шуруповерту
- Резкое нажатие на курок провоцирует срабатывание защитного механизма по току. Увы реальные такой защитный режим сомнительно будет нужен при пользовании инструментом. Если не провоцировать защиту специально, то работа шуруповерта различается стабильностью.
- Наконечник следует зажать в тиски. Мощность батареи свободно вызывает срабатывание трещотки, которая ограничивает увеличение количества оборотов кручения.
- Литиевая батарея шуруповерта разряжается на электронной нагрузке. Показатель тока разряда должен равняться пять А.
- Аккумулятор вставляется в штатное ЗУ. Показатель тока заряда при измерении равен три И допустимо для литиевых ячеек. Для конфигурации LG INR18650HG2 максимальным током заряда станет четыре И указано в технической характеристике.
Восстановление функциональности
После того как неисправный элемент определен, его обрезают и с помощью паяльника припаивают новый.
Восстановить работу литий-ионных батарей невозможно, но реанимировать другие виды элементов можно попробовать. Для этого можно применить 1 из 2-х методов:
- Сжатия или уплотнения. Этот метод эффективен в том случае, если электролит в наличии, но потерял объем.
- Прошивка напряжением и усиленным током. Этот способ подходит для устранения эффекта памяти и может немного повысить емкость элемента.
Однако ни один из этих методов не способен полностью устранить проблему. Скорее всего, спустя немного времени неисправность вернется, поэтому гораздо эффективней заменить вышедшие из строя элементы.
Последовательность действий
- Полностью разряжаем аккумулятор.
- Вынимаем из гнезда шуруповерта и вскрываем его при помощи прямой отвёртки.
- Удаляем все старые банки и методом распайки снимаем соединительные пластины.
- Спаиваем новую электрическую цепь на основе новых элементов.
- Выполняем несколько циклов заряда и разряда акб.
Первые три этапа не должны вызвать особых трудностей, поэтому их нет смысла расписывать подробно. Самый важный момент — при новой пайке соблюсти порядок полярности элементов цепи.
Читайте здесь, как выполнить ремонт шуруповерта.
Из этой статье вы узнаете об электролобзике.
Здесь имеется ввиду тип соединения, он последовательный, подразумевающий соединение элементов от минусового к плюсовому полюсу.
Используя прежние клеммы «пластины», начинайте сборку цепи, соблюдая имеющуюся конфигурацию для форм-фактора вашейакб. В противном случае трудно будет вставить весь силовой блок обратно в его корпус.
Процедуру заряда и разряда акб следует произвести несколько раз с перерывом, и дать отстояться после этого примерно сутки
В процессе заряда важно при помощи мультиметра измерять напряжение на каждой банке, оно должно быть 1.3 В
Совет мастера: спайка ведется при максимальном нагреве паяльника, поэтому избегайте передержки на контактах банок во избежание их преждевременного выгорания.
Процесс замены банок значительно снижает затраты на покупку новойакб, не исключение и отечественный инструмент. К примеру, всем известный инструмент российского производителя Интерскол не обойдется дешевле, чем зарубежные аналоги.
Но у него есть небольшое преимущество — широкая сеть сервисных центров, которые смогут избавить вас от самостоятельной замены элементов аккумулятора шуруповерта.
Как разобрать шуруповерт вы узнаете из этого видео:
Мы предлагаем вам посмотреть видео, как ремонтировать аккумулятор шупупрверта:
Устранение эффекта памяти
Не всегда восстановление АКБ шуруповёрта требует каких-то радикальных действий. Часто восстановить ёмкость аккумулятора помогает попеременная полная зарядка (до погасшей лампочки зарядки) и полный разряд батареи. Этот метод называют ещё «раскачать аккумулятор».
Как стереть эффект памяти аккумулятора
Он связан с так называемым «эффектом памяти» и свойственен аккумуляторам шуруповёрта на основе никеля. И особенно сильно он проявляется в никель-кадмиевых. Он возникает, когда разряженный до нуля аккумулятор не полностью заряжается и начинает эксплуатироваться или наоборот. Это приводит к укрупнению кристаллов активного вещества, что уменьшает площадь его активной поверхности.
Соблюдайте рекомендации завода изготовителя для режимов заряда и разряда.
Удалить этот эффект или значительно снизить его помогает так называемая «тренировка» аккумулятора. Она заключается в повторении циклов полного заряда и разряда.
Для этого восстанавливаемую батарею полностью разряжают, используя, например, лампочку. Затем полностью заряжают и снова подвергают разрядке. Повторить процесс раз 5 и если отдельные элементы АКБ исправны, характеристики вернутся к норме или близко к ней.
Диагностика
Выход из строя силовых блоков происходит, когда шуруповёрты часто использовали, как дрель. Активная перегрузка может вызвать закипание электролита внутри аккумуляторов. Это чревато вздутием их корпусов и вытеканием электролита.
Чтобы опрометчиво не совершать траты на приобретение новых АКБ, нужно произвести диагностику старых батарей. Всё может обойтись только ремонтом зарядных элементов. Проверку батареи осуществляют в таком порядке:
- АКБ подключают к зарядному устройству.
- Через полчаса делают замер напряжения. Величина вольтажа обычно составляет 13 вольт. Через 2 часа напряжение на клеммах АКБ составит 14в. Окончательно батарея покажет 17в.
- Если по истечении 60 минут после начала процесса зарядки сила тока составит 1 А и более, то аккумулятор полностью исправен.
- Далее проверяют АКБ под нагрузкой. Обычно подключают лампу мощностью 40 Ватт либо берут 12 вольтовую лампочку для фары авто мощностью 35 Ватт.
- Если через три минуты напряжение на клеммах бокса будет меньше 12,4 в, то одна из банок или сразу несколько штук требует замены.
Измерение напряжения АКБ
Замена Ni-Cd аккумуляторов шуруповерта на 18650
Давно задумал заменить сдохший аккум на шуруповерте. Думаю, у многих есть подобная проблема. Купить новый шурик сразу на Li-ion аккумуляторах можно, но тут дело интереса. Шуруповерт такой примерно:
Напряжение питания 14,4 вольта, а это либо 12 никель-кадмиевых банок по 1,2 вольта, вот таких:
Либо 4 банки 18650 по 3,7 вольта — 14,8 в номинале, или 16,2 вольта при полной зарядке. Перебор, конечно, но шуруповерт прожил много лет, поэтому не очень-то и жалко, если погорит, главное опыт.
Сначала думал спаять 4 банки, запихнуть и все ок, потом понял, что так дело не пойдет, и при отсутствии балансировки аккум быстро умрет. Для тех, кто в танке, поясню: На аккумуляторах изначально идет различный заряд, в сборке разница зарядов будет губить более живые аккумы, быстро убивая всю сборку, поэтому, если используется более одного аккума, их нужно балансировать, т.е. заливать одинаковый заряд во все банки сборки. В интернетах полно видосов и руководств, где люди делали подобные сборки, выводя балансировочный разъем наружу, мне это очень не понравилось, и решено было собирать аккум с балансировочной платой сразу, которая заодно будет являться защитой от переразряда.
Дальше все просто, идем на алиэкспресс, берем плату защиты и балансировки. Я заказал вот такую, схема подключения проста и понятна:
Выбирал по принципу дешевизны и отзывов. И чтобы по габаритам не вылезала за сдвоенную банку.
И аккумуляторы, одни из самых адекватных по соотношению цена/качество, зелененькие панасоники на 3400 mAh:
Эти аккумы уже имеют защиту от переразряда, но в платке нам главное балансировка при заряде, а не защита.
Долго задавался вопросом, где бы найти точечную сварку, так как паять аккумуляторы не рекомендуется из-за их нелюбви к перегреву, но не найдя ничего подходящего и немного погуглив понял, что паять можно, но очень быстро и с последующим охлаждением. У этих аккумов со стороны минуса плата защиты, которая послужит дополнительным теплоотводом, а плюс выполнен хитро с не очень хорошей теплопроводностью. Паяльник советсткий, 60 ватт, спер у тестя. Паяльный флюс обязателен для ускорения процесса пайки. Обезжиривание паяемых поверхностей желательно. Провода силовые от проводки 220, на 1,5 или 2 квадрата точно не помню. Провода балансировочные можно потоньше, на них нагрузка небольшая.
Между банками и платой балансировки толстый слой картона для теплоизоляции, так как плата может нагреваться.
Сборка получилась габаритами чуть больше высоты стоковых аккумов и, при затяжке винтов корпуса аккумулятора, прочно зафиксировалась внутри.
Собираем, запускаем и. провал- шуруповерт можно остановить рукой, зажав патрон. Аккум уходит в защиту. Сначала подумал, что от перегрузки, схемка то копеечная, но все было проще — аккумы почти пустые оказались. Я использовал зарядку клон imax b6 — проверенная, многофункциональная хрень, очень полезная, если есть что-то радиоуправляемое (жена самолет подарила, пришлось покупать). Зарядка на 2А, два часа и все готово. Оказалось защита срабатывала от переразряда. Теперь патрон удержать рукой невозможно. Я доволен! В работе сборка почти не нагревается.
-Прокачка прямых рук;
-Оживление мертвого шуруповерта;
-Увеличение крутящего момента относительно стока;
-Увеличение емкости — измеренная итоговая получилась 2800 mAh до ухода в защиту (спишем на дублирование схем защиты) против 1200 mAh стока, а значит и времени работы с аккума.
-Ускорение процесса зарядки 2 часа, а не пол дня;
-Нет необходимости высаживать в ноль аккум, чтобы избежать эффекта памяти.
-необходимость зарядника для 4s литий ионных аккумуляторов;
-дороговизна процесса: на плату и банки ушло 1300 рублей (заказывал летом, но только сейчас руки дошли, так что теперь может быть и дороже), а это половина стоимости нового шурика на Li-ion аккумуляторах;
-длительность ожидания с алиэкспресса;
-двигатель и проводка шурика не рассчитаны на такие напряжения и токоотдачу, могут погибнуть со временем, но агрегату больше 5 лет, он свое и так отслужил.
Оживляем шуруповерт. Все для переделки шуруповерта на 18650 литий-ионные аккумуляторы
Аккумулятор шуруповерта рано или поздно «устанет» и его необходимо будет менять. Купить новый аккумулятор оправданно в ситуации когда инструмент стоит копейки. Но если у вас что-то более-менее приличное, или аккумулятор старый на Ni-CD, то однозначно имеет смысл поменять севшие 18650 аккумуляторы на новые или полностью перевести шуруповерт с никеля на литиевые.
Безусловно, как и в любом деле, тут есть свои нюансы, но если ваши руки хотя бы минимально прямые, то самостоятельно переделать шуруповерт на литий совсем несложно. Нужно лишь знать что купить для переделки и понимать базовые нюансы процесса. А уж купить на алиэкспресс все для перевода шуруповерт на литий — элементарно.
Почему 18650 Li-ion? Преимущества литиевых аккумуляторов очевидны:
- большая плотность энергии на единицу массы
- низкий саморазряд
- фактически отсутствует эффект памяти
- доступность и цена
Переделка аккумулятора шуруповерта. Что нужно знать:
- Для шуруповерта нужны высокотоковые 18650 аккумуляторы (идеально — Sony/Murata VTC5, VTC5A, VTC6. Допустимо — Samsung 25R), либо менее высокотоковые аккумуляторы, соединенные в параллель (если позволяет место).
- Категорически нельзя использовать старые ноутбучные аккумуляторы и просто разные аккумуляторы. Все 18650 аккумуляторы в сборке должны иметь минимальный разбег емкости и прочих характеристик. Безусловно, купить высокотоковый 18650 аккумулятор на алиэкспресс — самое простое решение. Только заранее учитывайте что название модели не будет иметь никакого отношения к ячейке внутри. 4 аккумулятора, купленные одним лотом у одного продавца могут существенно отличаться по емкости и внутреннему сопротивлению. Хотя ниже по ссылке будет неплохой вариант для тех, кто не хочет паять.
- Подключение аккумуляторов к BMS плате производится строго последовательно: вначале 0 В затем 4,2 В, 8,4 В, 12,6 В, 16,8 В. При нарушении BMS работать не будет!
- 18650 аккумуляторы в сборке должны быть заряжены одинаково. Лучше всего зарядить каждый аккумулятор отдельно и затем собрать в сборку.
- Как посчитать сколько нужно 18650 литиевых аккумуляторов вместо никелевых? В целом, расчет такой:
2-3 NiCd = 1 литиевый, 5-6-7 NiCd = 2 литиевых, 8-9-10 NiCd = 3 литиевых, 11-12-13 NiCd = 4 литиевых - Литиевые аккумуляторы очень боятся перегрева. Идеальный вариант — точечная сварка. Пайка тоже вполне работает. Как паять 18650? Самое главное — вам нужно максимально большое жало. Свести время контакта жала и 18650 аккумулятора к минимуму и не перегреть последний. В остальном процесс не отличается от любой другой пайке. Лучше всего набить руку на тех старых аккумуляторах, которые вы будете заменять.
BMS-плата
BMS (Battery Management System) – система управления батареей. BMS-плата исключительно важна при переделке шуруповерта на литий. Зачем она нужна и как она работает? Она контролирует заряд и разряд, предотвращая переразряд и перезаряд аккумулятора шуруповерта, в нее встроен «балансир», который заряжает отдельно каждый Li-Ion аккумулятор в сборке. Последнее крайне важно! Бывают BMS без балансира! 3S — 12v, 4s — 14v, 5s — 18v Чтобы выбрать BMS плату, надо учитывать что минимальный ток должен быть 30А, иначе она будет уходить в защиту.
Вариант BMS-платы по ссылке на 2-3 доллара дороже каких-то базовых версий, но вы получаете 100А вместо 30А или 40А. На мой взгляд, по функционалу это лучшая БМС-плата с алиэкспресс и заслуживает этой символической переплаты.