Гид по выбору наушников (часть 3): читаем характеристики
Как известно, знание — сила, особенно в технических вопросах. Основные характеристики наушников, обычно указанные на упаковке, дают представление об их возможностях до прослушивания. Надо лишь разобраться, что к чему.
Чувствительность
Все сталкивались с ситуацией, когда одни наушники звучат громче других при том, что уровень на плеере (или смартфоне) выставлен одинаково. Часто этот факт связывают с разницей в мощности наушников. Но наушники — не усилитель, такая предпосылка в корне неверна.
На самом деле то, насколько громко зазвучат наушники, зависит от их чувствительности. Традиционно этот параметр лежит в пределах 90–120 дБ, причем для большинства моделей доступных на рынке эти рамки уже 95–105 дБ. Чувствительность показывает, насколько громко будут играть наушники при прочих равных. Чем она выше, тем выше максимальная громкость и меньше нагрузка на встроенный усилитель плеера или смартфона. Мной замечена еще одна прямая зависимость: чем дешевле наушники, тем меньше шансов, что их реальная (а не указанная в техническом паспорте) чувствительность будет высокой.
Наушники AKG K 315. Чувствительность — 126 дБ, импеданс — 32 Ом, максимальная входная мощность — 15 мВт.
Мощность
А вот в вопросе мощности не стоит гнаться за ваттами. Особенно когда основной источник музыки смартфон или портативный плеер. При высокой чувствительности достаточно нескольких милливат, чтобы музыка играла громко, а усилитель гаджета не перегружался и экономно расходовал заряд аккумулятора. Да, если выбрать наушники с высокой мощностью, звук, возможно (только возможно), получится солидным и напористым. Но продлится это не так долго, как вам бы хотелось — батарея гаджета под такой нагрузкой начнет стремительно разряжаться. Более того, нередки случаи, когда встроенный усилитель попросту не справляется с мощными наушниками. В итоге и звука хорошего не услышите (рыхлый неглубокий бас), и получите искажения на громкости выше средней.
Для наушников, используемых дома, высокая мощность уже не проблема, ведь предполагается, что они будут использоваться со стационарным усилителем. Тогда высокая мощность поспособствует высокому качеству звука.
Наушники Beyerdynamic DT 1350. Чувствительность — 129 дБ, импеданс — 80 Ом, максимальная входная мощность — 100 мВт
Сопротивление
Еще один фактор, существенно влияющий на качество звучания, расход энергии и в целом определяющий совместимость наушников с усилительной частью, — импеданс. С точки зрения физики импеданс несколько отличается от более понятного термина «сопротивление», но с потребительской точки зрения это не столь важно, поэтому на упаковке наушников вполне можно встретить и такое написание.
Любой усилитель имеет некоторый диапазон нагрузок, с которым он способен работать в оптимальном режиме. Величина импеданса наушников, измеряемая в омах, соответственно, определяет режим работы усилителя. В портативной технике обычно стоят усилители, рассчитанные на работу с импедансом от 16 до 32 Ом. Поэтому именно такие цифры вы встретите у большинства наушников. Однако вполне допустимо использовать с портативной техникой наушники с импедансом 40–60 Ом. Принципиальная разница состоит в том, что для работы последних потребуется больше мощности, а значит, увеличится расход аккумулятора. Также помните, что если сопротивление наушников значительно отличается от рекомендованного, усилитель будет работать во «внештатном» режиме, результатом чего могут стать искажения и общее понижение качества звука. А в крайних случаях, еще и приведет к выходу из строя усилителя или наушников.
Наушники Denon AH-C250. Чувствительность — 109 дБ, импеданс — 87 Ом, максимальная входная мощность — 100 мВт
Высокоомные наушники, чей импеданс исчисляется сотнями омов, стоит использовать только со стационарными усилителями. Чаще всего высокоомные наушники делают для профессиональных целей, хотя их также можно встретить и среди дорогих High End-моделей для бытового использования.
Внимание, если выбираете модель для дома: импеданс наушников должен попадать в пределы рекомендованного диапазона нагрузки, который указывается в технических данных усилителя. Вообще, большинство наушников и усилителей довольно четко делятся на низко- и высокоомные, так что особенных проблем с поиском подходящей пары возникнуть не должно.
Частотный диапазон
Частотный диапазон наушников, наверное, самая простая и понятная величина. Чем он шире, тем качественней звук. Выход заводских параметров за пределы слышимого диапазона, например, 5 Гц – 25 кГц, свидетельствует о том, что края этого самого слышимого диапазона будут воспроизведены без особых потерь. Может быть, потому что это простая величина, да еще и с большими цифрами, производители склонны ее приукрашивать. Часто встречаются стандартные цифры, типа 20 Гц – 20 кГц. И никаких указаний о том, при каких условиях были произведены измерения, не говоря уж о графике АЧХ. 20Г ц и правда могут быть, но с такой громкостью, что услышат их лишь приборы в глухой акустической комнате, где, возможно (только возможно), проходили замеры.
Наушники Sony MDR-1R. Чувствительность — 105 дБ, импеданс — 48 Ом, максимальная входная мощность — 1500 мВт, частотный диапазон — 4–80 000 Гц
Уши против цифр
В заключение обзора основных характеристик хочу избавить читателей от одной распространенной иллюзии, что «наушники с одинаковыми паспортными данными одинаково звучат». Ничуть.
При равном частотном диапазоне, одинаковых чувствительности, мощности и импедансе разные наушники, вероятней всего, заиграют совсем непохоже друг на друга. Поскольку наше впечатление от звучания формируется точностью реакции излучателя, формой частотной характеристики и ряда иных показателей, которые публикуются разработчиками крайне редко, а другие и вовсе не могут быть измерены. К сожалению или к счастью, но современные измерительные приборы еще не достигли тех высот, когда они научатся воспринимать музыкальный сигнал комплексно, как человек. Поэтому, изучив характеристики на предмет совместимости с остальным комплектом оборудования (источник, усилитель), соизмерив их стоимость со своим кошельком, нужно все-таки пойти и послушать их. Иначе никак.
Имеющий «уши», да услышит – критерии выбора наушников
Сегодня наушники используют практически все. Выбор той или иной модели, конструкции, принципа действия наушников во многом обусловлен сферой их применения. В данном материале мы описали то, что в первую очередь следует учесть при выборе наушников. Намеренно дистанцировавшись от гарнитур и узкоспециализированных устройств, мы сконцентрировали внимание на тех наушниках которые используют для прослушивания музыки, просмотра видео, а также рассказали о некоторых профессиональных устройствах для студий звукозаписи и концертного применения.
В связи с тем, что тема очень обширна и факторов, которые влияют на выбор, хватит на 10 статей, в этом материале мы решили дать общую информацию о конструктивных и технических особенностях наушников разных типов и назначения. В дальнейшем каждый из затронутых в этой статье вопросов станет поводом для отдельной публикации.
Отмечу, что для людей, которые подходят к качеству передаваемого звука с позиции «лишь бы звук был», полезной окажется только часть этого материала. Также сходу подчеркну, что любые упоминания брендов и моделей будут минимизированы, носят лишь информационный характер. Эта статья не даст ответ на вопрос «какие наушники лучше?». Материал создан лишь для того, чтобы облегчить выбор, подробно рассказать о существующих технологиях и принципах.
Тип конструкции
- Вставные – они же «вкладыши» — in ear;
- Внутриканальные – в народе «затычки» — in ear;
- Накладные — on ear;
- Полноразмерные – сircum-aural (открытого, закрытого и полузакрытого типа.)
Появились на рынке в качестве бытового гаджета в 1991-м стараниями компании Etymotic Research. В силу достаточно низкой стоимости, сегодня вкладыши входят в базовую комплектацию большинства мобильных устройств. Основным их достоинством можно считать компактный размер. Среди недостатков стоит выделить низкую эргономичность — придется подобрать правильный размер для своих ушей.
В ряде случаев недостатком является посредственное звучание. Последнее не является обязательным, но более 80 % ассортимента не дотягивают до hi-fi класса. Раньше этот тип был весьма распространён, и в линейках нескольких известных брендов можно выделить достойные вкладыши. Но конъюнктура рынка делает своё дело, и производители всё больше склоняются в сторону внутриканальных образцов при разработке флагманских моделей.
Внутриканальные
«Затычки» — один из наиболее распространённых сегодня типов портативных наушников. Принцип: драйвер находится снаружи, трубки с латексными или пенными амбушюрами помещаются в наружный слуховой проход. Многие ошибочно полагают, что внутриканальная конструкция появилась позже вставной, но это не так. На рынке «затычки» начали появляться как концертные мониторы ещё в 70-е, откуда позже перекочевали в менее специфические сегменты, но первое упоминание о подобной конструкции относится к 1895 году, в котором Томас Эдисон оснастил, вероятно, первыми внутриканальными наушниками свой Кинетофон.
Основные достоинства конструкции:
• мобильность (по размерам меньше или равны вставным);
• хорошо подойдут любителям выраженного, динамичного баса (акустические свойства конструкции часто перекашивают АЧХ в сторону низов);
• Хорошо сидят в ухе, что делает их удобными при занятиях спортом.
Недостатки: искажения, нередко возникающие в связи с особенностями конструкции и размером, высокая вероятность влияния на слух (интенсивность звукового давления + расположение в наружном слуховом проходе). В большинстве случаев не имеют оголовья. Как и прежде, прилично звучащие внутриканальные системы используют в качестве концертных и студийных мониторов.
Этот тип получил широкое распространение как периферийное устройство для ПК, а также как наушники для плейеров. Сравнительно небольшие габариты и масса сделали этот тип наиболее популярным в офисах. Ощутимыми недостатками конструкции являются:
- недостаточная звукоизоляция (в этих наушниках слышны внешние шумы, звук наушников проникает вовне, что может мешать окружающим);
- искажения при изменении правильного положения.
Многие модели снабжены микрофоном и функциональным блоком с регулятором громкости, что как бы намекает на стационарное применение и использование в качестве гарнитуры. Некоторое количество накладных моделей создается для прослушивания музыки, часть из них рассчитаны на применение вне помещений. Ряд экспертов считают, что накладная конструкция априори менее склонна искажать звук, нежели вкладыши и внутриканальные образцы. Ещё один тренд накладных систем – офис, рабочее место, PC.
Полноразмерные
Как уже ясно из названия, этот тип не может похвастаться компактностью. Что не умаляет его достоинств. Большие габариты и зачастую масса таких устройств положительно сказываются на акустических свойствах конструкции. Это тот случай, когда размер имеет значение.
К полноразмерным наушникам относится подавляющее большинство систем для студий звукозаписи. Полноразмерными являются практически все референсные прецизионные студийные наушники, специализированные диджейские мониторы, а также очень многие представители класса Hi-End.
Классические референсные наушники, как правило, открытого типа – это связано с тем, что в закрытом типе искажается передача низких. За точную передачу АЧХ открытый тип любим многими аудиофилами. При этом некоторые звукорежиссёры придерживаются мнения, что референсные наушники должны быть полузакрытого типа, так как позволяют без искажений воспроизводить низкие и при этом обладают достаточной степенью звукоизоляции. Закрытый тип используется в качестве мониторов исполнителя при записи в студии, работы на живом выступлении, а также популярен у ди-джеев.
Полноразмерными создают также наушники для геймеров и многочисленные системы для PC. Последние далеко не всегда обладают качеством звучания, близким по уровню к профессиональным собратьям, а полноразмерная конструкция скорее используется как маркетинговый ход, нежели осознанная техническая необходимость.
Существует устойчивый стереотип о том, что полноразмерные наушники обязательно должны хорошо звучать. Банальный АЧХ-тест и беглый взгляд на процент КНИ многое может сказать о качестве, и в случае с многими «псевдостудийниками» эти параметры выдают самозванцев. Миф об обязательном превосходстве больших «ушей» родился тогда, когда полноразмерных головных телефонов на рынке было немного и в подавляющем большинстве они были студийными. Но миф не более чем миф: имеющий уши — да услышит, имеющий осциллограф — да увидит.
Несколько слов об АЧХ, КНИ, сопротивлении, и чувствительности
На всякий случай:
АЧХ – график разницы величин амплитуд выходного и входного сигналов во всем диапазоне воспроизводимых частот. (Гц)
КНИ – коэффициент нелинейных искажений (%)
Чувствительность – интенсивность звукового давления (Дцб)
Мощность – характеристика, определяющая динамический диапазон и звуковое давление (мВт – в случае с наушниками)
Всё, что касается амплитудной составляющей (громкости) сигнала наушников, зависит от чувствительности. Нижней границей нормы считается отметка в 100 Дцб. Хорошие наушники обеспечивают чувствительность не менее 100 Дцб. Меньшая чувствительность не обеспечит достаточного уровня громкости.
Любой уважающий себя производитель уведомляет покупателя об уровне КНИ наушников. Критичным уровнем гармонических искажений для наушников в диапазоне от 100 до 2 Гц считается превышение границы в 1%, ниже 100 Гц допускают значения до 7-10%. При этом стоит сказать о том, что звук с максимально допустимыми искажениями не отличается «кристальной чистотой». Притязательные слушатели чувствительны к КНИ, поэтому в некоторых профессиональных и Hi-end моделях этот показатель умудряются снизить до 0,1 % (от 100 Гц.) и 0,9% (ниже 100 Гц).
Напрямую влияет на качество звука и появление искажений сопротивление наушников. Чем оно выше, тем меньше тока требуется усилителю, чтобы их «раскачивать», а соответственно — меньше искажений возникает на этапе усиления. По сопротивлению принято делить наушники на высоко- и низкоомные. Для внутриканальных и вставных низкоомными принято считать устройства с сопротивлением до 32 Ом, высокоомными — от 32 Ом. Для полноразмерных низкоомными принято считать наушники с сопротивлением ниже 100 Ом, и соответственно выше 100 Ом – высокоомными. Практически все головные телефоны для профессионалов, а также относящиеся к hi-fi/hi-end классу являются высокоомными.
Известно, что точность и возможности передачи частот находятся в зависимости от АЧХ. Чем шире диапазон и равномернее АЧХ, тем реалистичнее, детальнее, точнее передача сигнала. Большинство людей способно воспринимать диапазон от 20 до 20 000 Гц. У многих с возрастом порог восприятия высоких частот снижается и не превышает 16 000 Гц. Существуют люди, воспринимающие более широкий диапазон. Более того, многие из тех, кто предпочитает hi-end аппаратуру, убеждены и в том, что воспроизведение частот за пределами диапазона восприятия влияет на качество звука. В том или ином случае действительно качественные наушники будут обладать диапазоном частот, по крайней мере, в пределах от 20 до 20 000 Гц. В профессиональной и hi-end технике он, как правило, значительно шире.
Большие пики и провалы в графике АЧХ — суть «окрашенный» звук. Маловероятно, что наушники с подобными характеристиками можно причислить к профессиональной и даже просто качественной аппаратуре. Они будут передавать с существенными частотными искажениями, неестественно «окрашивать» его. Не могу не отметить, что для людей, не слишком тяготеющих к качеству звука, проявляется большая любовь к агрессивно выраженным низким частотам. Для сверхпритязательных аудиофилов особо ценным оказывается верхний порог частотного диапазона.
Тип излучателя
Сразу отмечу, что прямой зависимости между качеством звука и типом излучателя в наушниках – нет. Пожалуй, единственным исключением из этого правила является электростатические драйверы. При этом косвенно тип излучателя влияет как на качество звука, так и на отдельные его характеристики.
Мы рассмотрим 4 наиболее распространённых излучателя для наушников:
- Электродинамический(динамик)
- Арматурный (уравновешенный якорь)
- Изодинамический
- Электростатический
Динамики – классика всегда и везде
Наиболее распространённым типом излучателя в наушниках, как, впрочем, в других акустических системах, является классический электродинамический громкоговоритель. На качество звука, передаваемого таким излучателем, влияет множество факторов: материал диффузора, конструкция катушки и т.п. Зачастую динамики обладают более широким диапазоном частот, что является наиболее существенным преимуществом перед «арматурой».
Ощутимым минусом классических электродинамических драйверов является низкая в сравнении с остальными надёжность (большое количество подвижных деталей, чувствительность катушки к большим нагрузкам) и большая вероятность появления гармонических искажений. В итоге всё зависит от качества конкретных динамиков.
Сегодня наушники с динамиками остаются наиболее популярными в мире и используются во всех существующих классах.В связи с этим цена на наушники, оснащённые динамиками, может быть любой, всё зависит от класса, при этом наушники с излучателями других типов (при приблизительно равных технических параметрах), в сравнении с классическими, в большинстве случаев стоят дороже.
Арматурные – от военных телефонов к высокопроизводительным «in ear»
Излучатели этого типа, до использования их аудиотехнике, широко применялись в военной и медицинской аппаратуре, после чего нашли свою нишу в потребительском сегменте. Принцип действия: воздействие подвижного якоря П-образной формы с катушкой на излучающую мембрану, что снижает количество подвижных частей, а соответственно, уменьшает вероятность появления искажений и повышает надёжность.
Чаще всего излучатели этого типа используются при создании внутриканальных наушников. Для этого типа часто характерно множество излучателей в одном наушнике (2 и более), что сложнее реализовать с более габаритными динамиками.
Для устройств с этим излучателем характерны такие особенности, как выраженность высоких и средних частот, высокая детальность передачи сигнала, более ровная АХЧ. Низы ощутимо менее акцентированы, нежели у наушников с электродинамическим принципом работы. Стоимость арматурных наушников как правило выше, чем у оснащённых динамиками, при прочих равных характеристиках.
Выпускаются также системы с комбинированным арматурным и электродинамическим излучателем, где первый служит для передачи высоких и средних, а второй используется для низких частот.
Изодинамические (планарно-магнетические) – хорошо забытое новое
Сравнительно редкий тип излучателей для головных телефонов, который, по заявлениям ряда экспертов, превосходно подходит для достоверной и точной передачи звука. Среди приверженцев изодинамической звукопередачи немало любителей симфонической классики, джаза и сложной камерной музыки – наиболее требовательных к аудиоаппаратуре жанров.
Изодинамические излучатели используют в качестве колебательного элемента сверхтонкую мембрану, на которую наносятся металлические дорожки и постоянные стержневые магниты, что позволяет максимально точно и без искажений передавать звук.
Любителям перенасыщенного низами звука этот тип, вероятно, не подойдёт, так как конструкция не предполагает частотных искажений в сторону низких, как это нередко бывает с классическими электродинамическими драйверами. Серьезной проблемой наушников с этим типом излучателя является цена. Как правило, стоимость таких наушников запредельно высока для простых смертных, что автоматически делает их предметом для небедных аудиофилов и профессионалов. Нижний порог стоимости наушников с изодинамическими драйверами начинается с 30-60 000 рублей.
Интересно, что многие компании позиционируют изодинамический принцип как нечто новое, что, как и в случае с внутриканальной конструкцией, далеко от действительности. Ещё в 80-е годы прошлого столетия в Японии и СССР производились изодинамические наушники hi-Fi класса. Советские изодинамические наушники ТДС — 7 и ТДС — 5 обладали достойными для своего времени характеристиками и ныне являются предметом коллекционирования. При этом недостатки эргономики свели на нет все достоинства ТДС -7 и ТДС-5. Для тех, у кого не хватает денег на современные девайсы такого типа, вполне ожидаемый выбор — покупка винтажной советской техники.
При близком к электростатическим излучателям качестве изодинамические наушники не требуют обязательного предусиления, что снижает расходы на приобретение аппаратуры и упрощает эксплуатацию.
Электростатические – восторг аудиофила
Наушники с этим типом излучателей занимает особое место, так как в конструкции отсутствует магнит, что фактически исключает возможность появления существенных искажений, а тончайшая мембрана «электростатов» способна передавать почти неуловимые отзвуки. Те, кто трепетно относится к чистоте и достоверности звучания, признают этот тип излучателя лучшим.
Точнейшая передача сигнала электростатических наушников сделала девайс предметом обожания аудиофилов. Принцип действия излучателей в случаях с такими наушниками требует использования специального предусиления, так как напряжение, требуемое для раскачки, может превышать 5000 V. Совершенно закономерно, что цена устройства с предусилителем достигает почти астрономических величин, и найти этакую прелесть в ценовом диапазоне до 90 000 рублей почти невозможно.
Главное, с чем стоит определиться перед выбором наушников, – как их будут использовать. Наушники – те устройства, которые не предполагают универсального применения, и каждый их тип соответствует своим задачам. Безусловно, толстый кошелек значительно расширит возможности выбора. При этом, даже если у вас нет 15 000 на крутые «затычки» или 100 000 на полноразмерные hi end «электростаты», рекомендую внимательно подойти к изучению характеристик, оценить эргономичность для именно ваших ушей и, естественно, послушать, ведь решающим критерием выбора всё равно останется ваше восприятие. Настоятельно не рекомендую покупать наушники в метро и т.п. местах, а также с осторожностью относиться к «суперпредложениям» на площадках типа AliExpress, в большинстве случаев аналоги моделей известных брендов из Поднебесной очень существенно уступают «породистым» оригиналам.
Підбираючи навушники – увага на характеристики: 7 головних параметрів вибору
Як же правильно вибрати навушники параметрами і на які важливі характеристики зробити акцент, щоб куплене пристрій відповідало всім бажанням? Адже цей аксесуар для прослуховування музики відрізняється конфігурацією, розміром, зовнішнім виглядом і призначенням.
У списку головних вимог до навушників: якість і гучність звуку, шумоізоляція, чутливість, потужність і конструкція, що підходить до будови вуха. Крім того, для покупців важлива вага пристрою і наявність додаткових функцій (наприклад, вбудований мікрофон). Найбільш важливі моменти завжди вказуються виробником на упаковці, залишилося навчитися їх читати. Ця стаття допоможе детально розібратися в основних 7 характеристиках навушників і підкаже, за якими параметрами і як вибрати даний аксесуар.
Чутливість
Безпосередньо пов’язана з гучністю музики в аксесуарі. Параметр залежить від розміру використовуваного магнітного сердечника в конструкції навушників і варіюється між 20 і 130 Дб.
Що ж означає чутливість навушників в Дб? На упаковці вона визначається, як «Дб/мВт» або «Дб/В» і показує пропорцію між рівнем гучності і потужністю або напругою. Регулювання звуку на портативному пристрої і є спосіб поміняти його напруга. Це говорить про те, що одні й ті ж навушники будуть по іншому на різних громкостяхмр3 плеєра. Крім того, кількість децибел визначає енергоефективність навушників: чим вище чутливість, тим економніше витрата батареї девайса.
Вирішуючи, яка чутливість краще, потрібно віддати свій голос на користь пристрою, де її показник буде не нижче 100 Дб, при менших показниках звук виявиться дуже тихим, особливо якщо слухати музику на вулиці. При цьому важливо пам’ятати, що тривале прослуховування звуків голосніше 80 Дб може привести до втоми і проблем з органами слуху.
Як же вибрати навушники з чутливості? Сьогодні не існує жорстких стандартів, за якими б виробники вимірювали цей параметр. Деякі проводять заміри на частоті 1 кГц, інші зменшують показники до 500 Гц, треті – взагалі беруть усереднені результати. Головне, що варто запам’ятати пересічному покупцеві: чим вище рівень чутливості, тим голосніше аксесуар. Це за умови рівності всіх інших показників.
Як правильно вибрати навушники з опору (кількістю Ом)? З огляду на цей критерій, всі пристрої діляться на 2 види: низькоомні і високоомні, при цьому в великих і маленьких аксесуарах ця градація різна. У «малюків» низькоомними вважаються всі аксесуари до 32 Ом, з великим числом – високоомні. У великих екземплярів – до 100 Ом і більше 100 Ом, відповідно.
Цифри цього парметри вказують на наступне:
- чим нижче опір, тим вище гучність аксесуара, і навпаки;
- чим вище показник опору, тим економніше витрачається заряд акумулятора;
- чим нижче цей параметр, тим більшим акустичним потенціалом володіють навушники.
Звичайно, орієнтуватися тільки на ці дані не варто, адже вони безпосередньо пов’язані між собою з іншими параметрами пристрою.
Як же підібрати опір навушників (імпеданс) при покупці? Якщо аксесуар купується до смартфону іншому гаджету, необхідно вибирати варіанти з низьким цифрами (16-40 Ом). Для комп’ютера телевізораІДЕАЛЬНИМ рішенням стануть показники в межах 50-150 ОМ, Що гарантує 100% -ву чистоту музики й мови.
Щоб наочно продемонструвати вибір з урахуванням опору і чутливості, правильним буде зробити порівняльну таблицю 3-х видів навушників. Наприклад, «бюджетних» Philips SHE3595BK/00, SONY MDR-XB450 AP середнього цінового сегмента і дорогого аксесуара ONKYO W800BTB/00 Mic.
Частотний діапазон
На коробці навушників, як правило, вказана стандартна частота: 20 Гц-20 кГц. Від цих параметрів залежить, чи чутно користувачеві звук певної частоти через аксесуар. Так в чому ж цінність властивості і як вибрати навушники по частотному діапазону?
Схематично, пропорція між гучністю і частотою малюється графіком під назвою амплітудно-частотна характеристика (АЧХ). Ідеально пряма лінія на ньому означає такий же звук. Вказуючи цифри частотності, виробник по суті, описує довжину цієї прямої. Ось тільки конкретні вимоги до характеристики не вказані ні в одному стандарті.
Що ж потрібно запам’ятати покупцеві і якої частоти повинні бути навушники? Ось 3 головних правила:
- Не варто вибирати аксесуар тільки за параметрами частотності. Ці цифри допоможуть лише відфільтрувати найбільш невідповідні варіанти.
- При покупці необхідно врахувати, щоб вказаний діапазон все ж був в межах 20 Гц-20000 Гц.
- Щоб визначити характер звучання навушників, краще протестувати їх можливості вживу.
Особливо обережно варто купувати екземпляри, частотний діапазон яких сильно відрізняється від стандартного. Багато хто знає, що високі ноти, з частотою більше 25 кГц людина не почує (зате почують дельфіни), а значить, зазначена характеристика, швидше за все – просто маркетинговий хід.
Крива АЧХ
Це та сама амплітудно-частотна характеристика, про яку вже йшлося вище. Вона зображує тональний баланс звуків, розбиваючи їх на різні частоти.
Щоб детальніше розібратися в питанні, необхідно подивитися малюнок зліва. На графіку вказані частоти і значення кожного діапазону. По вертикалі – рівень гучності. Його величина вимірюється в децибелах, збільшення звуку в два рази одно на графіку 6 Дб.
Ідеально чіткий звук, без шипіння і хрипоти, виникає при лінії, що максимально наближається до рівної межі. Виробники роблять такі виміри за рівнем SPL (тиску звуку), а подивитися результати вимірювань можна на офіційних сайтах бренду. Щоб орієнтуватися по графіку, варто відразу розглянути кілька прикладів.
Графік зліва. Тут показані криві АЧХ для великих навушників, як SONY MDR-ZX330BT.
Лінії на малюнку означають:
- Зелена – суб’єктивна АЧХ, від показників якої відштовхуються вимірювання.
- Жовта – аксесуар, які вважають за краще любителі живої музики. У записах таких звуків, як правило, немає різкого коливання частот.
- Синя – професійні навушники співаків і музикантів, упор в яких робиться на верхні частоти. У такому пристрої особливо чітко чути вокал.
- Помаранчева – навушники, в яких приглушаются Сибілянти (голосні свистячі звуки).
На черзі картинка праворуч. На ній зображені коливання частот для вставних навушників або «вкладкаів» (таких, як Philips SHB5250BK/00). Що ж вона показує?
Зелена крива має те ж призначення, що і в попередньому графіку. А далі:
- Помаранчева лінія – ілюструє апаратуру з великою віддачею на нижніх частотах. Це хороший варіант для смартфонів і інших девайсів.
- Блакитна лінія – навпаки, показує навушники, де особливо виділяються верхні частоти. Така апаратура призначена для музикантів, оскільки голос тут чути виразніше, ніж музика.
Щоб орієнтуватися на такі показники, необхідно для початку визначитися з метою покупки навушників. Варто також врахувати, що від якості апаратури залежить і ціна.
Діаметр мембрани драйвера
Цей показник в навушниках безпосередньо впливає на якість звуку. Логічно, що чим більше динамік, тим голосніше і чіткіше звук, особливо «нижні баси».
Якщо вибирати невеликі «крапельки» або інші навушники аналогічної конструкції, то розміри мембрани тут будуть коливатися від 9 до 12 мм, що явно не гарантує відтворення якісних низів.
Найбільш «сильні» навушники в цьому плані – повнорозмірні. Діаметр їх динаміків часто становить більше 30 мм. Саме при такому розмірі мембрани можна досягти ідеальної глибини, чіткості і насиченості звуку. А все чому? Чим більше мембрана – тим легше її вдосконалювати. Виробники встановлюють всередині корпусу таких навушників різні «фішки», поліпшені магніти і т.д., що в підсумку допомагають розвивати «глибокий» звук.
Потужність навушників
Від цього показника буде залежати гучність звуку, але вибір тут скоріше грунтується на техніці, до якої вони підключені. Звертаючи увагу на цей параметр, варто врахувати кілька моментів:
- що визначає ця характеристика;
- в чому вимірюється і якої потужності краще вибрати навушники.
Отже, у аксесуара дві потужності: максимальна вхідна потужність, яка говорить про те, що цей пристрій може бути підключено до техніки з такими ж показниками, і номінальна. Вона, навпаки, вказує на розмір сигналу, який необхідний навушників, щоб досягти піку своєї продуктивності.
Потужність, на яку розраховані навушники, варіюється в діапазоні від 1 мВт до 5000 мВт. Якщо основна мета – покупка аксесуара для смартфона або планшета, то акцентувати особливу увагу на потужності не варто. Досить врахувати параметри чутливості, щоб музика грала голосно, не перевантажуючи при цьому батарею.
Коефіцієнт гармонійних спотворень
Це властивість розповідає про чистоту і чіткості звуку в навушниках. Вимірюється в процентах. У гарного пристрою коефіцієнт не перевищує 0,5%, апаратура з вищими показниками вже відноситься до розряду посередніх.
Акцентуючи увагу на цих параметрах, варто також врахувати діапазон частот, на яких проводилися виміри. Так, для низькочастотних звуків показник спотворень досягає 10%, для високих (від 100 Гц) – 1% і менше. Прочитавши на упаковці цю характеристику, можна тільки приблизно судити про якість звуку, але щоб точно переконатися в даному параметрі, навушники необхідно прослухати.
Крім того, неякісний (глухий) звуку з пристрою може виникнути в процесі експлуатації або внаслідок поломки. Чому ж навушники спотворюють звук? У більшості випадків це відбувається через:
- Поганих контактів дроти – ця проблема виникає в джеке навушників, який є найслабшою частиною конструкції. Особливо, якщо регулярно використовувати аксесуар в спортивних заняттях і поїздках, поклавши плеєр (або інший девайс) в кишеню. Таким чином на джек, і дроти всередині нього, доводиться великий рівень навантаження, від чого дріт перетирається. Рішення проблеми – заміна джека або покупка нових навушників.
- Обрив проводу всередині пристрою – «загробний» голос з навушників може з’явитися також у разі розірваного дроти, що веде до динаміка. Помітити цей дефект складно, оскільки кабель у навушників тонкий. Навіть промацавши всю його довжину, можна не зрозуміти, в який місці розрив. При ремонті необхідно замінити весь кабель цілком.
- Попадання води в навушник – гуляючи в аксесуарі під дощем або снігом, потрібно бути готовим до того, що волога потрапить всередину пристрою. Якщо навушники терміново не висушити, вода окислить «нутрощі». Просушувати навушники можна біля батареї (зверху класти не рекомендується) або, залишивши на пару годин в банку з рисом, який витягне вологу.
- Поломки гнізда для підключення апаратури – ще однією причиною спотворень і поганого звуку в навушниках може бути невідповідний гніздо або зіпсовані в ньому контакти. Останнє виникає, якщо часто смикати джек туди/сюди з гнізда. У разі такої поломки звертатися за допомогою потрібно в сервісний центр.
Виправляти ці неполадки варто, якщо вони з’явилися у навушників, що вже були в експлуатації. Коли ж глухий звук, спотворення або ефект «труби» виникають у нового пристрою, купувати такий аксесуар точно не варто.
Які б характеристики не були написані на упаковці пристрою, орієнтуватися тільки по ним у виборі навушників буде неправильно. Будь-аксесуар необхідно протестувати на практиці. Краще, якщо відразу підключити його до телефону або медіаплєєру, з якими навушники будуть використовуватися. Тільки так можна купити ідеальний варіант, що буде відповідати всім запитам. Зате, зазначені виробником параметри допоможуть відразу відфільтрувати екземпляри, які потрібно відразу ж викреслити зі списку.
ТОП-5: Технических характеристик хороших наушников (по важности)
Технические характеристики наушников несут в себе определённую полезную информацию, которая, до определённой степени, может помочь в выборе наушников. Условно можно выделить 4 главные характеристики: АЧХ, диапазон воспроизводимых частот, чувствительность и сопротивление. О них мы и поговорим.
На коробках с наушниками обычно написано несколько специфических цифр, а по тематическим ресурсам гуляют всякие слова заветные, типа: АЧХ, КНИ и т.д… Важно понимать, на что влияют, по крайней мере, базовые характеристики. Тогда будет намного легче выбрать наушники: условно для телефона, условно для стационарного использования на мощном оборудовании.
-
Амплитудно-частотная характеристика.
- Чувствительность наушников.
- Сопротивление наушников. . .
Ничего личного, просто маркетинг
Правда в том, что характеристики, написанные на коробке, в большой степени – маркетинговый ход. Это возможно из-за того, что нет жестких стандартов в измерении параметров наушников. У каждого производителя свои измерительные стенды (именно стенды, одни наушники одного и того же бренда могут быть измерены на одном стенде, другие – на другом), а характеристики могут быть даны в разных единицах измерения.
То есть, одинаковые характеристики Sony и Beats, к примеру, при сравнении на одном стенде, покажут результаты отличные от цифр на коробке.
Отдельно хочется отметить характеристики китайских TWS наушников –дешёвых клонов AirPods (типа i12). При выборе таких наушников не стоит вовсе обращать внимание на характеристики. Ведь они заведомо подделки или почти подделки, продающиеся только из-за внешнего вида. Качество компонентов (в том числе динамиков) и сборки в данном случае настолько плохо, что не имеет смысла смотреть на какие-либо характеристики.
Более-менее достойные китайские TWS наушники и более интересные полностью беспроводные модели не дороже 100$ собраны в нашем специальном рейтинге.
Конечно, универсальный принцип «чем больше цифЕрки – тем лучше» всё ещё работает, но с некоторыми оговорками. Рассмотрим основные характеристики наушников подробнее. Не будем ударяться в нюансы, их очень, ну очень много. Попробуем вооружиться основными понятиями, которые реально помогут в выборе наушников.
- ТОП-10: Какие наушники лучше купить
- ТОП-15: Лучшие наушники для музыки
1. АЧХ наушников
АЧХ наушников – амплитудно-частотная характеристика. Её не упоминают на коробках, но именно с неё стоит начинать. Если «по-простому» – это график зависимости громкости от частоты. На графике ниже расписано, какие частоты относятся к басу, середине и так далее. А зелёная линия сверху – это и есть АЧХ.
Собственно, если всмотреться в него, всё становится понятно. Горизонтальная ось – частоты, вертикальная – звуковое давление, громкость.
АЧХ показывает тональный баланс наушников, будут ли они «тёмными» (с акцентом на НЧ и нижнюю середину, с спадом на ВЧ), «светлыми» (наоборот – ВЧ без спада, подъёмы на верхней середине), а то и «яркими» (подъём на верхней середине и, может быть, подъём на высоких).
Sennheiser HD 800s АЧХ
Если не ударяться в психоакустику (хотя для достоверности надо бы, ведь восприятие звука у всех разное: кому-то одни и те же наушники кажутся яркими, а кому-то – вполне приятными, но это отдельная огромная тема), то можно представить процесс выбора наушников с помощью АЧХ так.
Как выбрать наушники по характеристикам АЧХ
- Выбираете некий круг наушников, которые вам интересны (по отзывам, описаниям, бюджету и прочему), к примеру из лучших мониторных моделей.
- Определяетесь, какой звук хотите получить, какой почерк больше нравится. Басовый, для вокала, для классики и так далее.
- И, наконец, смотрите на АЧХ. Нужны басовые – ищите с подъёмом на мидбасе и поздним спадом на нижнем басе. Нужны наушники для вокала, смотрите середину: чтоб была без больших подъёмов и провалов. Любите высокие – смотрите на поздний спад на верхах и более-менее ровный участок в том диапазоне. И так далее по вкусам.
Sennheiser HD 800s
Стоит отметить два нюанса:
- Резкие и узкие (по горизонтальной оси) пики могут быть дефектом измерительного стенда, они редко означают реальные перепады. Это касается именно очень узких пиков и спадов.
- На самых высоких частотах АЧХ всегда волнистая. Это нормально, зависит от особенностей стенда. По большому счёту, от посадки наушников она меняется примерно так же. Главное, чтоб не было широких «впадин» или «холмов».
Meze 12 Classics. График АЧХ есть в прилагаемой документации
А где вообще найти АЧХ наушников, если, как упомянуто выше, на коробке её чаще всего нет? Вообще, иногда есть. Иногда может быть в документации внутри коробки. Или на сайте производителя. Но зачастую (особенно для неаудиофильских моделей) производитель не делится АЧХ.
Зато многие ресурсы, занимающиеся тестами и обзорами наушников, имеют свои измерительные стенды, и выкладывают АЧХ для проверенных моделей. У нас в рейтингах и обзорах тоже можно найти АЧХ для интересующих наушников. Мы перелопатили интернет за вас.
- ТОП-10: Лучшие наушники для компьютера
- ТОП-5: Лучших наушников для ноутбука
2. Чувствительность наушников (дб)
Чувствительность наушников – самый хитрый параметр. Чтоб разбираться во всех нюансах надо реально вспоминать курс физики-радиотехники. Но не будем погружаться так глубоко. Чувствительность – это отношение. Обычно указывается к мощности, в дБ/мВт. Но это не очень удобно. Если выразить чувствительность к напряжению дБ/В, то можно её брать прямо из АЧХ.
Обычно она берётся на 1 КГц, так как это самая ровная часть АЧХ. Впрочем, по одному из стандартов для наушников рекомендуется измерять чувствительность на 500 Гц. Так что, повторюсь, стандартизации нет, на 100% полагаться на эту характеристику нельзя.
Есть уже пересчитанные значения дБ/В из дБ/мВт для основных значений:
Соответственно, если у наушников сопротивление 32 Ом, а чувствительность, скажем, 105 дБ/мВт, то её можно представить, как 115 дБ/В.
Чувствительность наушников, какая лучше?
На что влияет чувствительность наушников?
Удобство представления чувствительности в дБ/В ещё и в том, что можно оценить зависимость громкости от подаваемого напряжения (а изменение громкости на плеере – это и есть изменение напряжения). Рассмотрим на конкретных цифрах для удобства:
- Изменение громкости на 6 дБ требует увеличения напряжения в два раза.
- Наушники чувствительностью в 96 дБ/В будут играть с аналогичной громкостью, что и наушники 90 дБ/В (при одинаковом сопротивлении), если выставить громкость плеера для вторых в два раза выше.
Высокая чувствительность и низкое сопротивление дают более высокую громкость, но, при этом могут появиться лишние шумы в наушниках (шум усилителя и прочее). Конечно, их слышно только, когда не играет музыка, но всё же. Можно сказать, что наушники с высокой чувствительностью будут громче аналогов с низкой, но забывать про сопротивление нельзя.
- ТОП-10: Лучшие наушники для музыки по жанрам
- ТОП-15: Лучшие бюджетные наушники до 100$
3. Сопротивление наушников
Сопротивление (импеданс) – номинальное сопротивление на входе наушников. Довольно значимый параметр. Самое интересное, почему-то по нему многие определяют громкость наушников. Что не совсем верно. На громкость больше влияет чувствительность. Сопротивление, конечно, тоже, только не в первую очередь.
Можно установить примерные границы: сопротивление до 100 Ом – наушники для портативного использования. Всё, что выше – для стационарного. У портативных источников обычно нет возможности выдавать большое напряжение, соответственно, тут желательно низкое сопротивление. А вот стационарные усилители вполне себе выдают любое напряжение, поэтому им показаны высокоомные наушники.
Импеданс наушников, какой лучше?
- Если подбираете модель для телефона или простенького плеера, импеданс наушников для телефона не выше 32 Ом.
- Если у вас имеется хороший портативный плеер или усилитель, то можете рассматривать модели и «потуже», но, опять же, выше 100 Ом не стоит рассматривать.
- В остальных случаях (стационарные модели) важно согласовывать сопротивление с мощностью усилителя. Не каждый стационарный усилитель «вытянет» 600 Ом, по крайней мере, качественно.
- Но не стоит отталкиваться только от сопротивления («в вакууме»). Обязательно нужно учитывать ещё чувствительность. И мощность усилителя – в идеале.
К примеру, у меня от портативного плеера вполне неплохо (и даже довольно громко) звучат винтажные 600-Омные beyerdynamic DT990. Но я прекрасно знаю, что это далеко не всё, на что они способны. Для полноценного раскрытия не только по громкости, но и по качеству нужен хороший стационарный усилок.
- ТОП-10: Лучших студийных наушников
- ТОП-10: Лучшие мониторные наушники – студийные до 100$
4. Диапазон воспроизводимых частот наушников
Диапазон воспроизводимых частот наушников – это те самые 20 Гц – 20000 Гц и тому подобные цифры на коробках наушников. Означают, естественно, диапазон воспроизводимых частот. Стоит сразу отметить, человеческое ухо слышит как раз стандартный частотный диапазон: 20 Гц – 20000 Гц. Но не среднестатистическое. А идеальное.
С возрастом, от шума города, от использования наушников и прочего мы начинаем слышать хуже. И чем дальше, тем серьёзнее. При этом, чаще всего страдает именно верхняя граница. Низкие мы почти всегда слышим хорошо.
Есть простенькие тесты (хороший вариант – здесь), где в наушники подаётся тон разной частоты. Проверьте себя, до какого уровня слышите. Я вот слышу максимум 17 КГц. Это уже далеко не 20.
Вообще, диапазон частот не несёт практически никакой информации о звуке наушников. И уж точно на его основе нет возможности сравнить разные модели. Как минимум, если он обозначен без отклонений, то есть в указанном выше виде: 20 Гц – 20 кГц (минимальная и максимальная воспроизводимая частота, соответственно). Но тут непонятно, в каких границах отклонений измерен этот диапазон.
К примеру, если указано так: 20 Гц – 20 Кгц +- 6 дБ – это уже что-то. Это значит, что кривая АЧХ наушников находится в рамках плюс минус 6 дБ (по вертикальной оси на графике АЧХ) в диапазоне 20 Гц – 20000 Гц. Как минимум понятно, что нет сильных пиков и впадин на всём диапазоне частот. Вот пример частотного диапазона:
К сожалению, диапазон с отклонениями производители указывают редко. И только в «топовых» моделях. Это из-за того, что нет общих стандартов ни для измерений, ни для указаний. По большому счёту, производитель не обязан указывать никаких характеристик (как делают те же Beats), а то что указывается во многом продиктовано модой, тем, что интересует покупателя, что на слуху.
Диапазон частот наушников какой лучше?
Как упоминал выше, качество звука наушников не зависит от диапазона воспроизводимых частот. Достаточно того, чтобы он покрывал тот самый слышимый диапазон: 20 Гц – 20 кГц. Но встречаются и расширенные динамические диапазоны, типа 5 Гц – 25000 Гц. Что это значит?
Мы не услышим 5 Гц, по крайней мере, ушами. Только собаки услышат 25000 Гц… или дельфины. Не человек – точно.
А зачем тогда это указывает производитель? Маркетинговый ход? С одной стороны – да. Но с другой стороны, это значит, что окончательные спады АЧХ начинаются только у этих дальних границ, а не раньше. В этом есть некий смысл:
- Если диапазон начинается очень низко (5-10 Гц), возможно, в данных наушниках есть приятный и качественный саб-бас.
- Расширенная верхняя граница диапазона имеет смысл для беспроводных наушников. Если коротко, то в верхней, не слышимой нами, части диапазона можно «скрыть» шум кодеков – искажения, связанные с запаковкой-распаковкой сигнала при беспроводной передаче данных.
Но, скорее всего, расширенный частотный диапазон – чистой воды маркетинг. Хотя, конечно, я и сам знавал одного сверхчеловека, который «слышал» 25 кГц. Но его суперсила – умение убедительно врать, не более.
- ТОП-10: Лучших проводных наушников
- ТОП-10: Лучших Bluetooth наушников (до 200$)
5. Беспроводные Bluetooth наушники — важные характеристики
Из важных характеристик для беспроводных наушников можно выделить:
- Наличие кодеков aptX (HD), LDAC, AAC и SBC, подробнее об этом: ТОП-5: Bluetooth аудио-кодеков — aptX (HD), LDAC, AAC и SBC
- Поддержка версии Bluetooth 4.0+. В лучшем случае 5.0+. Bluetooth 5 – все что нужно знать о технологии
- Автономность 10 ч + (в зависимости от конституции).
- Шумоподавление в зависимости от необходимости. ТОП-15: Лучших наушников с активным шумоподавлением.
Кроме того, конечно же, важны и вышеописанные характеристики, но с некоторыми нюансами:
- АЧХ и частотный диапазон. Как указано выше, расширенный частотный диапазон имеет смысл в том плане, что в нём можно маскировать шумы беспроводной передачи данных. Но не обязательно такой диапазон связан именно с удалением всех искажений в неслышимый диапазон. Иногда это просто маркетинг.
- Сопротивление. Оно имеет смысл либо при проводном подключении (если Bluetooth наушники имеют такую опцию), либо указано внутреннее сопротивление излучателя, что для покупателя не несёт никакой полезной нагрузки.
- Чувствительность. Всё также служит показателем уровня громкости, но далеко не таким точным. В беспроводных наушниках громкость зависит от многих параметров: кодека, качества сигнала, версии Bluetooth и так далее.
Примеры характеристик блютуз наушников JBL и Xiaomi
- Тип: полностью беспроводные внутриканальные
- Тип: динамические
- Диаметр мембраны: 5.8 мм
- Диапазон воспроизводимых частот: 20 — 20000 Гц
- Чувствительность: 96 дБ
- Максимальная мощность: 15 мВт
- Поддержка Bluetooth: Bluetooth 4.2
- Поддержка профилей: A2DP, AVRCP, Hands free
- Аккумулятор Литий-ионный, 85 мА / 3,7 В
- Разъём для зарядки кейса: microUSB
- Время работы: 4 ч
- Время работы от аккумулятора в кейсе: 12 ч
- Время зарядки: 2 ч
- Индикация: светодиод
- Вес: 73 г
- Цена: 94$
Как видимо, диапазон частот стандартный. Громкость тут определяется чувствительностью и мощностью. В очередной раз чувствительность указана просто в дБ, хотя должно быть отношение дБ к чему-то. Вот и попробуй пойми. 15 мВт для «затычек» – вполне неплохая мощность.
Однако, мощность, как характеристика не столь важна для большинства наушников, да и указывают её не очень часто, поэтому в основной статье она и не упомянута.
Поддерживается Bluetooth 4.2, что неплохо. Автономность тоже достаточная для TWS модели. Поддержки каких-либо кодеков, кроме стандартного SBC нет (он подразумевается всегда), шумоподавления тоже.
- Форм-фактор: внутриканальные, полностью беспроводные
- Тип излучателя: динамический
- Вес наушников вместе с кейсом: 58 грамм
- Вес одного наушника: 5,8 грамм
- Размер кейса 50x40x30 мм
- Емкость аккумулятора кейса: 410 мАч
- До 3 часов проигрывания музыки на одном заряде наушников
- До 10 часов автономности вместе с кейсом
- Время для полного заряда: 40-60 минут
- Активное шумоподавление
- Поддержка кодека AAC
- Поддержка профилей: A2DP, AVRCP, Hands free, Headset
- Влагозащита IPX4
- Сенсорное управление
- Поддержка голосового помощника
- Работа в качестве гарнитуры
- Сопротивление: 16 Ом
- Диапазон частот: 20-20000 Гц
- Чувствительность: 93дБ ± 3дБ
- Разъём для зарядки: USB Type-C
- Bluetooth 4.2
- Радиус действия: 10 метров
- Цена: 93$
У данной модели характеристики прописаны подробнее. Хотя чувствительность всё равно просто в дБ, правда, с допустимым отклонением. Диапазон частот и версия Bluetooth указаны. Есть упоминание и сопротивления. Оно не имеет никакого значения в данном случае.
Тут уже есть поддержка кодека AAC – мелочь, а приятно. Даже активное шумоподавление имеется. Автономность расписана тоже довольно подробно, что радует. Из бонусов – влагозащита IPX4. Правда, это кажущееся преимущество. Защита такого уровня, по большому счёту, есть у любых закрытых наушников. Подробнее можно посмотреть в нашей специальной статье.
Автономность тоже может быть измерена кучей способов. Она зависит от многих параметров: громкости и кодека, как минимум. Даже от температуры окружающей среды зависит. Данные, приведённые в характеристиках, это автономность при работе на средней (что бы это ни значило) громкости при соединении по кодеку SBC. Чаще всего, имеется в виду именно такой сценарий.