Ликбез. На остановке общественного транспорта произошел обрыв проводов — что делать?
Как рассказал очевидец Андрей, 16 января в 17:55 в Минске на остановке общественного транспорта «Станция метро „Каменная горка“» (со стороны строймаркета «Материк») произошел обрыв растяжки контактной троллейбусной сети. Лопнула растяжка, поддерживающая контактные провода, и замкнула линию. Все это сопровождалось искрами и громким треском. Поврежденная линия находилась под напряжением какое-то время. При этом люди на остановке не придавали этому значения. Очевидец обратился в редакцию «Энергодиспетчера» с вопросами: опасна ли такая ситуация для окружающих, куда в таком случае звонить и что делать?
Обрывы троллей (это провода, по которым идет ток, питающий троллейбусы) или элементов их подвески — нередкий случай. Они могут происходить как из-за износа поддерживающей арматуры, так и из-за действий третьих лиц, например при ДТП, когда участники сносят опору подвески троллейбусных линий.
Защиты фидера, питающего троллейбусную линию постоянного тока 600 В, конечно, есть. И в конкретном случае, описанном очевидцем, они работали. Но при удаленных замыканиях (далеко от тяговой подстанции) или при неустойчивом замыкании через высокое сопротивление защиты могут «не чувствовать» это замыкание. Потому что ток замыкания может не превышать уставку срабатывания защиты. Она рассчитывается при множестве условий, и, естественно, не должна срабатывать, когда одновременно начинают движение несколько троллейбусов и потребляется большой пусковой ток. Поэтому ток удаленного замыкания может быть меньше пускового, и защита, отстроенная на пусковые токи, на него не будет реагировать.
Управляет электрохозяйством городского электротранспорта энергетическая служба. В Минске контактную сеть троллейбусов и трамваев обслуживает филиал «Служба энергохозяйства государственного предприятия „Минсктранс“». Диспетчеры этой службы координируют плановые и аварийные работы в контактной сети и на тяговых подстанциях. В процессе своей работы они взаимодействуют с диспетчером электросетей города, но только по вопросам внешнего электроснабжения тяговых подстанций.
Повреждения троллей потенциально опасны и угрожают людям поражением электрическим током. Любой обрыв проводов нужно считать потенциально опасным. Поэтому, оказавшись в зоне такого обрыва, не следует приближаться к оборванному контактному проводу или элементам подвески. А находясь на безопасном расстоянии, вызывать МЧС. Диспетчер сможет найти необходимую энергослужбу, экстренную службу, которая займется устранением повреждения.
В описанном случае замыкание происходило между троллеями, а на землю замыкания не было. Но лучше не гадать и не приближаться к месту возможного падения троллей или элементов их подвески.
Стоит отметить, что аварийные службы контактной сети городского электротранспорта всегда довольно оперативно в любых погодных условиях устраняют повреждения.
Вот как выглядит это место контактной сети, сфотографированное очевидцем Андреем уже после ликвидации повреждения:
Как покинуть троллейбус если произошел обрыв контактного провода
Подскажите, при обрыве контактного провода, сразу напряжение снимается при разрыве цепи, или оно ещё какое-то время остаётся и есть риск попасть под шаговое напряжение.
Сегодня штанги соскочили у троллейбуса, а я на переходе стоял, еле отскочить успел, провод упал не на голову, а в двух метрах.
С уважением, Дмитрий.
Редактировано 1 раз(а). Последний раз 24.09.09 12:04 пользователем syomindm.
Вообще же электрический ток идёт от минуса к плюсу, а на схемах принято обозначать движение тока от плюса к минусу.
Так могло ли ударить током от левого провода?
На каком расстоянии действует шаговое напряжение от упавшего контактного провода?
Редактировано 1 раз(а). Последний раз 24.09.09 13:13 пользователем syomindm.
Дак от него может ударить? Или ударит от минусового? На самом деле, всё-таки электроны бегут от минуса к плюсу, а не наоборот, как принято.
Редактировано 1 раз(а). Последний раз 24.09.09 18:41 пользователем syomindm.
От плюсового ударит 100 процентов, от минусового — вряд ли. Забудьте вы уже про электроны. Электроны — это отрицательно заряженные частицы (идут от минуса к плюсу), а есть и положительно заряженные частицы (которые бегут к ним навстречу).
А вообще говоря, для удара током нужно напряжение (или проще говоря, разность потенциалов). При обрыве плюсового провода она есть сто процентов, при обрыве минусового (если подстанция заземлена на минус) — разности потенциалов нет.
Не, ну могут быть варианты, что на оборванном участке в этот момент есть работающий троллейбус, тогда и от минуса может в принципе ударить.
Вот, скажем, если снять левую штангу и покрутить башмак (правая стоит на проводе) — током не бьет, а если снять правую штангу (левая на проводе) — то ощущения будут исключительно экстремальными. 🙂
Тут мараль такова: если разрыв произошел примерно посередине секции, то оба конца плюсового провода одинаково опасны, а чем ближе к секционам, то есть шанс попасть на обесточеный провод. Но пешеходу необязательно искать, где секцион, и для него любой провод (и минусовой тоже) будут выглядеть одинаково опасными.
Редактировано 1 раз(а). Последний раз 24.09.09 22:02 пользователем andrejmo.
Люди обычно по проезжей части не ходят. А о случаях падения контактного провода на тротуар мне ничего неизвестно.
А если серьезно — никто никого никогда не отгоняет. Отвечаю!
В Самаре люди очень любят переходить дорогу где вздумается. К тому же, запросто обрыв может быть на станции. Не говорил бы, если б сам свидетелем не был.
Также нехорошо, если обрыв на дороге: нежелательно касание провода машины: насчет удара током не знаю, а вот если поцарапается, то платить точно придется. Лена с 3169 (25 лет стаж) на моих глазах привязала оранжевый жилет к проводу, чтобы было видно. Делала это в двойных диэлектрических перчатках.
Редактировано 1 раз(а). Последний раз 25.09.09 01:43 пользователем ROOT.
Люди обычно по проезжей части не ходят. А о случаях падения контактного провода на тротуар мне ничего неизвестно.
А если серьезно — никто никого никогда не отгоняет. Отвечаю!
Цитата (ROOT)
В Самаре люди очень любят переходить дорогу где вздумается. К тому же, запросто обрыв может быть на станции. Не говорил бы, если б сам свидетелем не был.
Также нехорошо, если обрыв на дороге: нежелательно касание провода машины: насчет удара током не знаю, а вот если поцарапается, то платить точно придется. Лена с 3169 (25 лет стаж) на моих глазах привязала оранжевый жилет к проводу, чтобы было видно. Делала это в двойных диэлектрических перчатках.
Для потерпевшего єто без разниці.
А левій — єто всегда плюс.
Или.
Сам разрыв на напряжение не влияет никак. Но вот падение на землю плюсового (левого) провода — ВСЕГДА, и минусового (правого) — часто, приводит к срабатыванию защиты на подстанции. Напряжение снимается, но примерно через минуту подаётся вновь. Если замыкание не исчезло, оно вновь снимается, и вновь подаётся ещё через минуту. После троекратного срабатывания защиты участок обесточивается, и на линию выезжает бригада «вышкарей».
P.S. Левый провод минусом именуется УСЛОВНО — там может быть и 0, и (+). Главное, чтобы разность между проводами была 650-:-700В.
P.P.S. После троекратного срабатывания защиты следует ограждать окружающих чисто от механического взаимодействия с проводом.
Так должно быть в теории — но бывает не всегда. Сам видел, как провод упал в лужу и миленько искрил. И долго искрил.
А самое интересное было дальше. Лихие водители троллейбусов стали проезжать этот участок с отрывом, чуть ли не наступая в лужу при этом. Вот где цирк-то!
Лев, давайте эту бодягу опять не будем начинать. (тем более, условно он всё равно называется плюсом)
Если подстанция конкретно заземлена на минус — то на левом будет постоянно +600, а на правом — 0.
Разве не через 6 минут?
Да, конечно, опять перепутал — «с крыши». Конечно, правый!
Собственно, вначале написал правильно — это в постскриптуме уже напутал.
Редактировано 1 раз(а). Последний раз 03.10.09 21:53 пользователем Лев.
Я видел, как одна водительница, оборвав растяжку, к висящему куску растяжки тоже жилет привязала. Где-то на высоте 2м. Дело было в темное время суток, кроме того, освещение вырубилось вместе с напряжением в КС. Мне интересно, получил ли инфаркт водитель рейсового Икаруса, когда из темноты резко появилось «привидение» и стукнуло его автобус? :-)))
Другой автобус в тот же раз, но раньше, пока еще напряжение в КС было, проехал под провисшими проводами. Автобус был с ГБ на крыше. Не бахнуло, но искорки были.
Возможно, ток оказался недостаточно большим для срабатывания защиты. Т. е. сопротивление цепи «лужа — земля — заземлитель подстанции — минус» в данном случае было довольно высоким.
Цитата (Нихто)
Лев, давайте эту бодягу опять не будем начинать. (тем более, условно он всё равно называется плюсом)
Если подстанция конкретно заземлена на минус — то на левом будет постоянно +600, а на правом — 0.
Смотря что принять за ноль. Если правый — то так и будет. Можно условно принять за ноль левый провод, тогда на правом будет -600 В. К тому же потенциал земли не одинаков во всех её точках. Непосредственно у заземлителя он будет равен потенциалу заземлённого провода, а вот вдали возможна разница потенциалов между землёй и каждым из проводов.
А какие защиты вообще есть на подстанциях?
Кому, простите, придется?
Если я подъехал к обрыву после обрыва — какие ко мне могут быть претензии? Я отвечаю только за своих пассажиров — и я их аккуратно высажу. А кто там по ходу пьесы намотается на провод — мне глубоко поуху. Я за это не отвечаю. И никогда с риском для жизни я ничего помечать не пойду. Я внятно объясняю?
Редактировано 1 раз(а). Последний раз 04.10.09 05:31 пользователем Нихто.
Управление будет платить автомобилистам.
Угу. А потом за курение в салоне, за то, что на остановках на ручник не ставите, за то, что 1 раз остановку не объявите и забудете про слово «премия» вообще. Ревизоры по кустам орудуют.
А вообще обязаны Вы делать это (ДИ стандартная):
29. При обрыве контактного провода водитель троллейбуса обязан сообщить об этом старшему (центральному) диспетчеру, вызвать бригаду скорой технической помощи, находиться до ее прибытия около провода (не ближе чем за 5 метров), не касаться и не подпускать к нему людей, предупреждать об опасности водителей проходящего транспорта.
Ой, да пугать-то только не надо! Во-первых, ежели ты работаешь уже без премии, ты работаешь на редкость спокойно — а пофигу уже на нагоны-фигоны, подъезды-отъезды и прочую хренатень, также пассажиры могут навсегда забыть про объявление остановок.
Во-вторых, всякая работа по выходным моментально отменяется — ибо нефига, при малейшей неисправности троллейбус встает на простой — причем не на конечной, а на линии где-нибудь, шобы техапомощь подольше подождать.
В-третьих, элементарно берется больничный. При таких раскладах болеть даже выгодней, чем работать.
Исходя из всего вышеизложенного — в нормальных учреждениях особо не зверствуют с лишениями-то премии — ибо палочка эта довольно о двух концах.
Так можно на три месяца забыть про нее, а там сумма приличная по самарским меркам: работать становится невыгодно. Домой фигу принесешь.
Тем более, что работают колхозники и даже хохлы (уехали лет 6 назад отсюда, а сейчас опыть приехали, невыносимо там стало).
На неделю, а с продлением сейчас строго стало по всем организациям.
В кабинетах физиотерапии есть плакаты, показывающие, что переносится от минусовых и плюсовых электродов (для всяких там электрофорезов и прочей лабуды), но ИМХО при «троллейбусном» напряжении это будет неважно уже.
Редактировано 1 раз(а). Последний раз 05.10.09 05:31 пользователем Vladislav E. Lavrov.
А причем тут организации какие-то? Я больничный всегда в районной поликлинике беру. А у нас там любят лечить долго и упорно.
Редактировано 1 раз(а). Последний раз 05.10.09 17:59 пользователем Нихто.
В том и дело, что за больничные поликлиники стали спрашивать.
Печати на продление вообще только 1 человек на весь город ставит, раз в неделю.
——
Все зависит от сопротивления кожи, оно меняется в пределах от 10 кОм до 2 МОм, в зависимости от настроения, влажности.
Обрыв троллейбусных проводов: что делать?
В редакцию нашего «Энергодиспетчера» пришло письмо от неравнодушного читателя. Он стал свидетелем неполадки в контактной сети троллейбусной линии. И задался вопросом безопасности пассажиров, стоящих на остановке, а также вопросом взаимодействия диспетчерских служб по чрезвычайным ситуациям и служб Горэлектротранса. Приводим текст письма и ответы «Энергодиспетчера» на вопросы читателя.
«В пятницу 16.01.2015 в. 17.55 в Минске на остановке общественного транспорта метро «Каменная горка» (со стороны строймаркета «Материк») произошёл обрыв растяжки контактной троллейбусной сети. Таким образом, растяжка, поддерживающая контактные провода, лопнула, скорее всего, возле столба на противоположной стороне улицы и замкнула линию на этой стороне.
Я видел, что растяжка осталась закреплённой на столбе с моей стороны, но провисла и периодически замыкала провода линии, что сопровождалось спецэффектами типа искр и громкого треска. Где находился оборванный конец растяжки, я не увидел. Возможно, на проезжей части).
Наблюдая периодические замыкания с возникновением искр в течение минуты, стало понятно, что линия остается под напряжением. Поразительно то, что люди на остановке не придали этому факту особого значения и продолжали стоять чуть ли не под падающими искрами. И чуть позднее заходили в подъехавший автобус. Понимая, что линия под напряжением представляет опасность, я через примерно одну минуту набрал 101. И тут я был очень неприятно удивлен тем, что оператор, даже не дав мне объяснить, в чем суть ситуации, стала уточнять в каком районе это произощло. Услышав, что во Фрунзенском, сказала звонить в районный отдел МЧС. Номер телефона мне пришлось у нее еще и спрашивать. Телефон, кстати говоря, обычный городской номер, оказался занят. Короче, не дали мне мой гражданский долг выполнить. В общем, еще минут 10 периодически сыпались искры, под них подъезжали автобусы, в которые садились пассажиры.
И только когда ближайший к остановке троллейбус проехал зону обрыва (водитель сложил токоприёмники, вроде, звонил с мобильника куда-то, я еще у него уточнил, знает ли он, куда в такой ситуации надо сообщать) и остановился. Дальше троллейбусы не ходили, но линия все еще не была обесточена около 10 минут от начала ситуации, как я уже отмечал выше. Потом уже не было возможности наблюдать за происходившим, но, по крайней мере, напряжение с линии сняли, т.к. больше искр не наблюдалось.
В общем, интересно услышать комментарии специалистов:
1. Есть ли у вас официальные подробности произошедшего?
2. Чем могла грозить данная авария пассажирам и проезжающему транспорту?
3. Есть ли какая-то автоматическая защита при КЗ и как она должна срабатывать?
4. Куда, если не в 101, звонить в подобных ситуациях. Хотя это дурдом форменный, если по единому номеру тебя посылают на городской телефон (ещё на ходу запомнить и набрать нужно), который может быть занят не известно какое время.
С уважением, Андрей.»
Редакции «Энергодиспетчера» удалось выяснить некоторые подробности этого случая и ответить на вопросы читателя.
- Да, данное событие имело место быть (как уточнили в Горэлектротрансе). Обрывы троллей (это провода, по которым идет ток, питающий троллейбусы) или элементов их подвески – не редкий случай (прим.- не только в Минске, а вообще). Они могут происходить как из-за износа поддерживающей арматуры, так и из-за действий третьих лиц, например, при ДТП, когда участники ДТП «сносят» опору подвески троллейбусных линий.
Управляет электрохозяйством городского электротранспорта энергетическая служба. В Минске контактную сеть троллебусов и трамваев обслуживает филиал “Служба энергохозяйства ”Государственного предприятия “Минсктранс”. Диспетчеры этой службы координируют плановые и аварийные работы в контактной сети и на тяговых подстанциях. В процессе своей работы они взаимодействуют с диспетчером электросетей города, но только по вопросам внешнего электроснабжения тяговых подстанций.
2. Такие повреждения потенциально опасны и угрожают людям поражением электрическим током. Любой обрыв проводов нужно считать потенциально опасным. Поэтому оказавшись в зоне такого обрыва, не следует приближаться к оборванному контактному проводу или элементам подвески. А находясь на безопасном расстоянии, набрать именно 101 ( в Республике Беларусь) или номер вызова МЧС в любой другой стране (01, 112…). Однако в описанном случае мы видим, что замыкание происходило между троллеями, а на землю замыкания не было. Но лучше не гадать, и не приближаться к месту возможного падения троллей или элементов их подвески.
3. Защиты фидера, питающего троллейбусную линию постоянного тока 600 В, конечно, есть. И они работали. Но есть такой важный момент: при удаленных замыканиях (далеко от тяговой подстанции) или при неустойчивом замыкании через высокое сопротивление, защиты могут «не чувствовать» это замыкание. Потому что ток замыкания может не превышать уставку срабатывая защиты. Уставки рассчитываются при множестве условий, и, естественно, защита не должна срабатывать, когда одновременно начинают движение несколько троллейбусов и потребляется большой пусковой ток. Поэтому ток удаленного замыкания может быть меньше пускового, и защита, отстроенная на пусковые токи, на него не будет реагировать.
Вот выписка из ПТЭ (правил технической эксплуатации) Троллейбусов (РФ):
«Оборудование 600 В подстанции должно иметь защиту, действующую при повреждениях с замыканием на заземленные металлоконструкции на отключение выпрямителей и линейных выключателей, контакторов соединительных с другими подстанциями питающих линий с блокированием АВР и АПВ».
Блокировка АВР и АПВ означает, что если защита сработала на устойчивое повреждение, то питающий фидерной автомат троллейбусной линии на тяговой подстанции не должен включаться повторно действием автоматики повторного включения (АПВ).
4. Звонить нужно обязательно в МЧС (101 – в Республике Беларусь). Ведь гражданин не может знать телефон службы энергохозяйства Горэлектротранса. А диспетчер МЧС как раз и выполняет функцию координирования и поиска необходимой энергослужбы, экстренной службы, которая займется устранением повреждения. Ситуацию с перенаправлением гражданина при звонке по номеру «101» в РОЧС редакция «Энергодиспетчера» прокомментировать не может. Мы думаем, что ее сможет прокомментировать представитель МЧС. Возможно, у диспетчеров МЧС есть какие-то внутренние инструкции, которые предписывают действие в данной ситуации.
Вот как выглядит это место контактной сети, сфотографированное автором письма уже после ликвидации повреждения:
Стоит отметить, что аварийные службы контактной сети городского электротранспорта всегда довольно оперативно в любых погодных условиях устраняют повреждения.
Будьте внимательны и неравнодушны!
Уч_МЧС_для_Населения_Крючек
• пассажир — быть пристегнутым ремнем безопасности; посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины после полной остановки; не отвлекать водителя от управления автомобилем; не открывать двери во время движения;
• пешеход — соблюдать правила дорожного движения; двигаться по тротуару, пешеходной дорожке, обочине; вне населенных пунктов идти навстречу движению транспортных средств; пересекать проезжую часть по пешеходным переходам; на проезжей части не задерживаться и не останавливаться без необходимости; ожидать маршрутные транспортные средства на посадочных площадках.
Аварии на общественном транспорте
Все пассажиры, пользующиеся услугами городского общественного транспорта, обязаны знать и соблюдать основные правила безопасности: не входить и не выходить из транспорта до его полной остановки; не прислоняться к дверям, не высовывать голову и руки в окна; внутри трамвая, троллейбуса и автобуса стараться держаться за поручни на случай экстренного торможения (надежная точка опоры — поручень над головой); стоять лицом в сторону движения, чтобы иметь возможность заранее заметить опасность и успеть на нее среагировать (из этого положения при столкновении и торможении вы упадете лицом вперед, что гораздо безопаснее падения на спину); в случае столкновения и невозможности удержаться в вертикальном положении пытаться в падении сгруппироваться, закрыть голову руками и увидеть место приземления (схема 49).
Определенную угрозу в случае резких торможений представляют зонты, трости и другие предметы с острыми и выступающими краями. Небезопасно в идущем транспорте ходить, вместо того чтобы стоять, удерживаясь за поручни, а также дремать. В этих случаях человек просто не успевает среагировать на угрозу.
Любой общественный транспорт, в том числе и электрический, пожароопасен. По этой причине после ДТП желательно быстро покинуть салон и отойти на 10-15 м в сторону. При заклинивании выходных дверей или образовавшемся людском заторе воспользуйтесь запасными выходами. Не ждите, когда ситуация станет критической. Разбивайте окна, для чего используйте любые подручные тяжелые предметы: находящийся в салоне огнетушитель, тормозной башмак, жесткий дипломат и т.п.; в крайнем случае выбивайте стекло сильным ударом ноги в угол окна, повиснув на руках на потолочных поручнях. Перед выходом обязательно очистите проем окна от оставшихся стекол.
При запахе гари такие меры следует признать обязательными, так как времени на выстаивание очереди, ведущей к действующему выходу, у пассажиров может не быть. При пожаре городской транспорт горит очень быстро. Нос и рот в этом случае следует заранее защитить шарфом, рукавом или другим материалом, по возможности смочив его любой жидкостью.
В случае пожара в салоне (схема 50) сообщите об этом водителю, откройте двери (с помощью аварийного открывания), аварийные выходы или разбейте окно. При наличии в салоне огнетушителя примите меры к ликвидации очага пожара. Выбирайтесь из салона наружу пригнувшись, не касаясь стен и металлических деталей.
При аварии в случае повреждения токоведущего провода самые безопасные места в трамвае или троллейбусе — сидячие. При этом ноги от пола лучше оторвать, а к стенам и поручням не прикасаться. Выходить из электротранспорта следует прыжком, одновременно двумя ногами вперед, не касаясь корпуса, чтобы не замкнуть своим телом электроцепь.
При падении в воду (схема 51) дождитесь заполнения салона водой наполовину, задержите дыхание и выныривайте через дверь, аварийный выход или разбитое окно.
Аварии в метрополитене
Аварийные и опасные ситуации на станциях, в тоннелях, вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также падения пассажиров и их вещей на станционные пути.
При чрезвычайной ситуации, например пожаре в вагоне поезда, для оповещения пассажиров на станции используется громкоговорящая связь или мегафон, а в поезде — устройство поездного громкоговорящего оповещения (схема 52).
Эвакуация со станции может осуществляться эскалаторами или на прибывающих поездах. Высадка пассажиров на перегоне (схема 53) производится по команде локомотивной бригады, без паники, с соблюдением мер личной безопасности. После выхода из вагонов необходимо перемещаться по тоннелю в указанном направлении. В случае отказа в работе громкоговорящего оповещения пассажиры информируются локомотивной бригадой в каждом вагоне. Высадка пассажиров производится, как правило, через боковые двери вагонов на одну или две стороны или через разблокированные двери между вагонами, начиная с вагона, ближайшего к станции, на которую пассажиры будут направлены. Если возникла обстановка, угрожающая безопасности пассажиров в одном или нескольких вагонах, высадку осуществляют в первую очередь из них. В случае повреждения тоннельного освещения машинист локомотивной бригады включает на головном вагоне белые фары и прожектор в сторону станции, куда направляются пассажиры.
Из правил пользования метрополитеном. При падении людей и предметов на пути метрополитена (схема 54), задымлении, загорании и возникновении других опасных ситуаций свяжитесь с дежурным по станции или машинистом поезда по системе «пассажир-машинист».
При обнаружении в метрополитене или вагоне поезда забытых, бесхозных и подозрительных вещей и предметов немедленно сообщите об этом сотрудникам милиции, работникам метрополитена или машинисту поезда.
В целях безопасности запрещается провозить: легковоспламеняющиеся, отравляющие, ядовитые, взрывчатые и зловонные вещества; огнестрельное оружие; колющие и легко бьющиеся предметы и вещи без футляров и надлежащей упаковки; животных и птиц без клеток и спецконтейнеров (сумок); длинномерный и громоздкий багаж.
Проверьте полученные знания, сверив свои ответы на тесты с ответами, приведенными в конце учебника.
21. Как должен действовать пассажир, если автомобиль, в котором он ехал, упал в воду с моста и погружается на дно:
а) ухватиться за водителя и ждать пока он вытащит пассажира из автомобиля; б) сделать глубокий вдох, подождать пока автомобиль полностью наполнится водой,
открыть дверь или выбить стекло, выбраться из автомобиля и плыть вверх; в) быстро избавиться от лишней одежды, сделать несколько вдохов и выдохов, при
заполнении автомобиля водой наполовину выбраться через дверь или разбить лобовое стекло, резко всплыть.
22. Вы едете на заднем сиденье автомобиля один и наблюдаете за дорогой. Внезапно, в результате резкого торможения, автомобиль занесло, и вы видите, что неизбежен удар о столб уличного освещения. Ваши действия:
а) не дожидаясь удара, попытаться открыть двери и выбраться из автомобиля; б) лечь на сиденье, закрыть голову руками, после удара и остановки, если возможно,
выбраться наружу, вызвать «скорую помощь» и ДПС, при необходимости начать оказание помощи потерпевшим;
в) упереться руками в переднее сиденье, а ногами в пол, подсказать водителю, что следует делать, после удара выбраться наружу, вызвать «скорую помощь» и ДПС.
23. При столкновении движущегося автомобиля с неподвижным препятствием безопаснее удариться:
а) левым крылом; б) правым крылом;
в) серединой бампера.
24. Выберите наиболее лучшую точку опоры внутри движущегося трамвая, троллейбуса или автобуса:
а) горизонтальный поручень над головой; б) поручень спинки кресла; в) вертикальный поручень у дверей.
25. В ненастную, сырую погоду вы едете в троллейбусе. В результате порыва ветра произошел обрыв контактного провода, который упал на крышу. Водитель открыл двери для выхода пассажиров. Как вы будете покидать троллейбус:
а) через окно; б) через двери по ступенькам;
в) через дверь только прыжком.
26. Совершая поездку в автобусе, вы почувствовали запах гари. Первое, что вы сделаете:
а) сообщите водителю о возгорании; б) откроете дверь и выберетесь наружу; в) начнете искать огнетушитель.
27. Вы являетесь пассажиром трамвая, сидите в кресле и видите, что с левой стороны, не обращая на запрещающий сигнал светофора, на большой скорости движется грузовик. Вы понимаете, что столкновение неизбежно. Ваши действия:
а) нужно быстро и громко предупредить находящихся в салоне пассажиров об опасности, встать и упереться руками в поручень;
б) принять безопасную позу (сгруппироваться), после столкновения покинуть трамвай через окно, двери или аварийные люки, оказать помощь пострадавшим;
в) лечь на сиденье, подтянув колени к животу, и крепко держаться за соседнее кресло.
28. Зонами опасности в метро являются:
а) турникеты на входе, эскалатор, перрон, вагон поезда; б) вход в метро и выход из него, площадка перед эскалатором;
в) вагон поезда, эскалатор, переходы с одной станции на другую.
29. Вагон метрополитена, в котором вы едете, заполняется дымом, слезятся глаза, люди беспокоятся. Ваши действия:
а) попытаться открыть двери вагона и форточки, чтобы поступал свежий воздух, а затем осторожно передвигаться ближе к выходу;
б) по внутренней связи передать сообщение машинисту, найти под сиденьем в вагоне огнетушитель, сохранять спокойствие, при остановке поезда в тоннеле и открытии дверей не выходить на пути;
в) сообщить машинисту о необходимости экстренной остановки поезда и быстро занять место у выхода, как только поезд остановится в тоннеле, немедленно покинуть аварийный вагон.
30. В вагоне метрополитена кроме вас находится только спящий пассажир. Вы заметили в конце вагона оставленную кем-то коробку. Ваши действия:
а) открыть коробку и посмотреть, что там, а затем сообщить машинисту; б) выкинуть коробку в окно и сообщить об этом машинисту;
в) сообщить машинисту, разбудить пассажира, удалиться в другой конец вагона и укрыться за сиденьями.
Действия пассажиров при аварии на железнодорожном транспорте
Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах.
Всем, кто отправляется в поездку на железнодорожном транспорте, нужно знать, что самые безопасные места в вагоне — это полки купе, расположенные в сторону движения. При экстренном торможении или столкновении поездов вас только прижмет к стенке, в то время как пассажиры с противоположных полок слетят на пол. Последним после полной остановки падает человек, лежащий на верхней по ходу движения полке.
Наибольшую угрозу для пассажиров представляют первый и последний вагоны поезда. Первый сминается и сбрасывается с пути при столкновении в лоб. С последним то же самое происходит при столкновении сзади, только в еще более катастрофических масштабах, так как его, в отличие от первого, не буферят локомотив и багажный вагон.
Во время поездки соблюдайте следующие правила:
• при движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон;
• тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках и не перегружайте их вещами или закрепляйте так, чтобы при резком торможении не стать жертвой собственных чемоданов или коробок;
• не срывайте без крайней необходимости стоп-кран; запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложнится эвакуация;
• курите только в установленных местах;
• не возите с собой горючие, химически- и взрывоопасные вещества;
• не включайте в электросеть вагона бытовые приборы;
• при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику;
• при реальной угрозе немедленно покидайте вагон через тамбурные двери и аварийные выходы; в крайнем случае выбивайте подручными предметами (лестницами-стремянками, жесткими портфелями-дипломатами, вырванными из гнезд столиками и одежными полками) оконные стекла;
• не тянитесь к чемоданам, бросьте их; ваша жизнь не стоит находящихся в них вещей.
При крушении или экстренном торможении (схема 55) закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона (рис. 22). После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.
При авариях, связанных со столкновениями и экстренными торможениями, большинство травм люди получают в результате падений с полок. Чтобы избежать их или хотя бы смягчить удар, следует, кроме закрепления багажа, убрать со столиков небезопасные бутылки, стаканы в подстаканниках с торчащими из них наподобие кинжалов ложками и т.п. Подогнуть, особенно на полках, на которых спят дети, матрацы с внешней стороны или подложить под них свернутое одеяло или ненужную одежду, чтобы образовался защитный валик, через который трудно перекатиться. Полностью, до фиксации, закрыть или открыть двери купе, чтобы они при резкой остановке не стали причиной травмы попавших в проем руки или головы.
При серьезном крушении надо немедленно выбраться из вагона (только, выпрыгивая, не попадите под встречный поезд!) и оказать помощь пострадавшим пассажирам.
Внимательно осмотритесь, нет ли поблизости упавших токонесущих проводов: они могут представлять смертельную опасность.
Пожар в поезде (схема 56) страшен не пламенем, а, в первую очередь, ядовитыми продуктами горения синтетических отделочных материалов. Отравление происходит в считанные минуты, а при интенсивном сгорании — секунды. Во избежание этого в движущемся поезде перейдите в соседний вагон, желательно в сторону движения, в остановившемся — на улицу, по возможности со стороны, где нет железнодорожных путей. Не разбредайтесь во все стороны, так как прибывшие спасатели будут искать вас возле полотна.
При сильном задымлении вагона закройте нос и рот смоченной водой тряпкой — полотенцем, наволочкой, простыней, куском разорванной одежды. В полупустых вагонах можно передвигаться на коленях, так как внизу (у пола) дыма бывает меньше.
Бывают ситуации, когда движущийся поезд невозможно остановить. В таких случаях необходимо действовать по схеме 57.
После аварии быстро выбирайтесь из вагона через дверь или окна -аварийные выходы (в зависимости от обстановки), так как высока вероятность пожара. Аварийным выходом из вагонов служат быстро открываемые окна в 3-м и 6-м купе со стороны поперечных полок. Разбивайте окно купе только тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь на ту сторону железнодорожного пути, где больше свободного пространства, взяв с собой документы, деньги, одежду или одеяла. Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д.
Во время аварии возможен разлив топлива. В этом случае отойдите от поезда на безопасное расстояние, так как существует угроза пожара и взрыва. Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле, может быть от 2 (сухая) до 30 (влажная) метров.
Проверьте полученные знания, сверив свои ответы на тесты с ответами, приведенными в конце учебника.
31. Самые безопасные места в вагоне поезда — это:
а) места у окон в коридоре купейного вагона; б) полки купе, расположенные против движения поезда;
в) полки купе, расположенные в сторону движения поезда.
32. Какие вагоны поезда представляют наибольшую угрозу пассажирам при столкновении:
а) средние вагоны; б) первый и последний вагоны;
в) два предпоследних вагона.
33. Назовите аварийные выходы в вагоне поезда:
а) открываемые окна в третьем и шестом купе со стороны поперечных полок; б) окна в туалетах; в) переходы через тамбуры в соседние вагоны.
34. В каких случаях нельзя срывать стоп-кран и останавливать поезд даже в случае крайней необходимости, например, при пожаре:
а) когда поезд едет со скоростью более 50 км/ч; б) на мосту, в тоннеле и других местах, где может осложниться эвакуация людей;
в) в пределах санитарной зоны населенного пункта.
35. При движении в вашем вагоне поезда появился сильный запах гари и дыма. Как вы будете действовать:
а) дернете за рукоятку стоп-крана; б) сообщите проводнику, соберете вещи и перейдете в другой вагон;
в) сообщите проводнику, соберете вещи и будете ждать в купе указаний; г) пойдете по соседним купе и будете сообщать о случившемся пассажирам.
Действия пассажиров при аварии на воздушном транспорте
Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам и приводят к тяжелым последствиям. Аварии при взлете и посадке относятся к таким, где есть надежда на спасение, так как они обычно происходят, когда самолет еще на земле или невысоко над ней, а его скорость относительно небольшая. Более того, они, как правило, случаются
в районе аэропорта, где имеются спасательные команды и необходимое оборудование.
В отличие от автомобиля самолет, налетая на стационарное сооружение или какое-либо транспортное средство, обычно не останавливается, а несется дальше. Поэтому пассажиры