Как выбрать инструмент в музыкальной школе
Перейти к содержимому

Как выбрать инструмент в музыкальной школе

  • автор:

 

Три критерия подбора инструмента для ребёнка при поступлении в музыкальную школу

Ребёнок проявляет интерес к музыке и неравнодушен к инструментам? Значит, стоит поддержать увлечение и записать его в школу. Но на этом этапе родители сталкиваются с проблемой: в какой класс отдать ребёнка. Попробуем разобраться, как подобрать инструмент, чтобы он соответствовал интересам и наклонностям малыша.

На что обращаем внимание

Гитара фото

Не стоит игнорировать интерес крохи к музыке. Во время проведенных недавно исследований выяснили, что способность владеть тем или иным инструментом действует на мозг развивающе, плюс – помогает формировать полезные социальные и физические навыки. Однако ещё на стадии записи в школу от родителей требуется правильно определить вид инструмента. Как это сделать? Есть 3 основных критерия, на которые стоит ориентироваться:

  1. Возраст. Не каждый музинструмент подвластен освоению малышами. Некоторые из них лучше изучать уже будучи постарше, когда сформируются определённые практические навыки. Так, для маленьких деток подойдут: пианино, скрипка. Но та же виолончель, вследствие больших габаритов, будет неудобна.
  2. Физический фактор. Телосложение детей во многом определяет возможность овладения тем или иным музинструментом. В частности, нужно обратить внимание на рост. При освоении больших инструментов часто этот фактор становится решающим при отборе учеников. Стоит также обращать внимание на развитость и строение «рабочих» частей тела. Например, пальцев (их длина), если предполагается освоение пианино, или губ (важно для тех, кто планирует обучаться в классе духовой музыки).
  3. Индивидуальные качества и желания. На этом этапе важно прислушаться к желаниям и фантазиям своего сына или дочери и объективно оценить их наклонности. Бывает, что дети желают освоить какой-либо инструмент под впечатлением от просмотра видеоклипа, фильма. Но не всегда на практике они действительно способны научиться играть. При этом лучше ориентироваться на умения. Нужно понаблюдать за малышом. Игру на каких инструментах он имитирует во время игр или, может, наоборот, с большей охотой напевает? Исходя из этого стоит подбирать ему подходящий класс музыкальной школы.

Важно! Не игнорируйте ни один из критериев. Задача родителей – помочь крохе раскрыть свой талант, а не загубить его навязыванием своих идей.

Не стоит записывать малыша в класс гитары, если он тянется к фортепьяно, или отдавать его на виолончель, когда ему по душе барабаны. Так можно вовсе отбить охоту учиться. Лучше поддержать начинание, даже если желание сына или дочери не соответствует его навыкам. Пусть они сами это поймут, тогда легче будет выбирать наиболее подходящий инструмент.

Дельные советы

Порой не получается сразу определить оптимальный, наиболее подходящий по склонностям и интересам музыкальный инструмент для ребёнка. В таком случае специалисты советуют дать ему попробовать себя в игре на разных их видах. Например, можно взять музинструмент в аренду в школе или же поводить малыша в разные кружки, чтобы он освоил понемногу азы техники. Нужно настроиться на то, что чадо вдруг может решить сменить класс или даже вовсе захочет бросить учёбу. На любом этапе нужно его поддержать. А если проявляются хорошие задатки, и он демонстрирует впечатляющие результаты, – грамотно подстегнуть интерес к занятиям.

Интересно! Нередко по мере взросления у детей могут меняться предпочтения или возникать желание освоить второй инструмент или другой стиль музыки. Это нормально, так ребёнок развивается. Более того, мультиинструменталисты очень востребованы в шоу-бизнесе, и, вполне возможно, что в этом малыш найдёт своё будущее.

При обучении в музыкальной школе, помимо освоения техники игры, стоит уделить внимание вокалу. Во-первых, это не будет лишним для развития. Во-вторых, поможет открыть имеющийся талант или даже найти своё место в мире музыки.

Поддерживайте интерес своего сына или дочери. Стоит не только оплатить обучение, но и водить по музеям, концертам, выступлениям в консерватории. Так чаду легче будет определиться со стилем или приоритетным инструментом. И концерты или выступления стоит слушать самые разные, не только детской тематики. Полезно также включать классику, свои любимые группы или артистов, это поможет развить музыкальный вкус.

Важно! Умения и навыки у детей проявляются по-разному. И некоторыми видами музинструментов овладеть сложнее. Не стоит подгонять малыша, сравнивать с другими, пусть он обучается в комфортном темпе. Главное, поддержать его желание развиваться.

Сегодня музыкальные школы СПб открыты для всех желающих. На учёбу принимают как крох детсадовского возраста, так и школьников или даже подростков. Прямо сейчас можно записаться в школу «Стаккато». Сюда принимают учеников в возрасте 5–85, и для каждого из них профессиональные педагоги обеспечат индивидуальный подход к обучению.

Ребёнок идёт в музыкальную школу.
Какой инструмент выбрать?

Статья предназначена не только для музыкантов, но и, главным образом, для тех, кто собирается отдать ребёнка на обучение в музыкальную школу. Не повредит она и тем, кто решил начать осваивать какой-либо музыкальный инструмент в зрелом возрасте. Предлагаю в решении вопроса о выборе инструмента, на котором обучающийся будет играть, руководствоваться логикой и здравым смыслом. К сожалению, чаще происходит по-другому.

Итак, что необходимо знать родителю при определении своего чада в музшколу, а взрослому — перед тем, как обратиться к педагогам? Одна из главных задач — развить у обучающегося музыкальный слух, чтобы он мог научиться понимать язык музыки в самых тонких его нюансах. Как эта задача реализуется при занятиях на различных музыкальных инструментах?

Почему-то всегда самым модным считалось фортепиано. В музыкальных училищах на 20 пианисток выпускался 1 скрипач, и этим пианисткам тоже надо было кого-то учить. Что же даёт рояль, этот прекрасный инструмент тому, кто начинает с него свой путь в музыке? Какие органы чувств развиваются? А вот какие — зрение и осязание! Что нужно, чтобы из рояля возник звук? Посмотреть в нотный текст, понять, какую надо взять ноту, посмотреть на клавиатуру, найти эту ноту, и, наконец, нажать пальцем на соответствующую ноте клавишу. Вот и всё! А слух при этом если и работает, то пассивно. Активно слух работал у того настройщика, который это пианино недавно настраивал. Хорошо, если недавно. Но далеко не во всех школах инструменты идеально настроены, да и домой настройщика приглашают не так часто, как необходимо. Мало того, что слух не развивается, при игре на расстроенном инструменте он ещё и портится!

А при игре на скрипке к работе зрения и осязания добавляется и работа слуха. Если палец левой руки скрипача перемещается хотя бы на долю миллиметра, высота звука меняется. Ухо постоянно должно работать, осуществляя контроль, в противном случае нота будет фальшивой. (Меня очень забавляет, когда педагог-пианист делает ученику замечание — «Ты сыграл фальшиво.» На фортепиано сыграть фальшиво невозможно! Можно только промахнуться мимо клавиши. )

Скрипачу доступны более тонкие звуко-высотные градации: на фортепиано, например, ре-диез и ми-бемоль — одна и та же клавиша, а у скрипача — это две разные ноты! Не удивительно, что любой скрипач может играть на фортепиано. А пианист сыграет на скрипке?

Не хочу обидеть пианистов. У некоторых из них слух очень развит. Но развился он у них не посредством упражнений на фортепиано. И скрипка — хороший, но не единственный вариант. Человеческий голос (вокал, пение) — тоже инструмент, активно развивающий слух. Надо отметить, что в системе музыкального обучения предусмотрена специальная дисциплина для развития слуха — сольфеджио, но что такое 1-2 часа в неделю? И занятия по сольфеджио, к сожалению, групповые, а не индивидуальные. А основную часть времени, затрачиваемого на обучение, учащийся занимается на инструменте.

Вот, вкратце, самая общая информация о выборе инструмента для занятий музыкой. Думаю, вышеизложенного достаточно, чтобы даже далёкий от музыки человек смог самостоятельно принимать решения. Сказанное здесь справедливо не только для детей, но и для взрослых, которые тоже часто стоят перед вопросом — заняться скрипкой или каким-либо другим инструментом. Надеюсь, те, кто прочитает эту статью, сделают правильный выбор.

Учиться играть на скрипке можно и с нуля, и уже имея определённые навыки. Обучаясь в музыкальной школе, училище, можно параллельно изучать электроскрипку, играть современную музыку. Даже если вы уже взрослый — скрипка ждёт вас. (Бывали у меня ученики и ученицы и за 40, и за 60, и за 80). Обучение игре на скрипке в Москве от играющего тренера — хоть и стоит прилично, но — вполне доступно тем, кто серьёзно решил заниматься на скрипке или электроскрипке.

Как правильно подобрать ребенку музыкальный инструмент?

Ребёнок любит музыку и хочет научиться играть на музыкальном инструменте? Значит, пора отдавать его в музыкальную школу или записать на соответствующий кружок. Но сначала надо выбрать музыкальный инструмент. Как правильно подобрать ребёнку инструмент? На что обратить внимание?

Желание ребёнка

Первое, на что надо обратить внимание — желание ребёнка. Может быть, ребёнок очень хочет научиться играть на фортепиано или ему нравится гитара, скрипка и баян, но он не знает, что выбрать.

В любом случае, не следует отдавать ребёнка учиться на том инструменте, который ему не нравится. Это вызовет негативные эмоции, протест, а со временем ребёнок и вовсе бросит школу или кружок.

Если ребёнок не знает, какой инструмент выбрать, стоит вместе изучить этот вопрос. Рассмотреть музыкальные инструменты, послушать их звучание, узнать об их особенностях.

Самые распространенные — гитара, аккордеон, баян, скрипка, фортепиано, кларнет, флейта, балалайка, барабаны, виолончель, саксофон. Но можно выбрать и более редкие инструменты: арфу, гобой, ксилофон, если эти инструменты есть в музыкальной школе и ребёнку очень нравится.

 

Красота по-мужски: как выбрать уход для тела и волос «современным викингам»?

Способности и возможности

Способности и возможности

Не менее важны способности и возможности ребёнка. Если ребёнок маленького роста, ему не слишком подойдет большой инструмент, например, фагот. Короткие пальцы не слишком подходят для игры на фортепиано. Если инструмент духовой, стоит помнить, что важен размер губ и состояние здоровья легких. Если губы большие, будет трудно играть на трубе и валторне.

Если есть проблемы с координацией, вряд ли подойдут ударные или деревянные духовые инструменты. Общительному ребёнку подойдет саксофон, труба, кларнет. Скрипка подойдет уравновешенному ребёнку, а фортепиано спокойному, который не слишком любит большую компанию. Зато барабаны можно выбрать для активного и шумного ребёнка.

Можно предварительно обратиться к педагогу, он посмотрит физические данные ребёнка и даст соответствующие рекомендации.

Однако это не значит, что нельзя учиться игре на фортепиано, если пальцы у ребёнка короткие, а рука маленькая. Или стоит забыть о духовых инструментах, если объём легких небольшой. Если ребёнок очень хочет, он согласен много трудиться, то все можно преодолеть и добиться высоких результатов.

Кроме всего этого разные инструменты требуют разных музыкальных способностей. Наиболее требовательным считается скрипка: для нее у ребёнка должен быть отличный музыкальный слух.

Покупка инструмента

При приобретении музыкального инструмента стоит попросить консультацию специалиста. Ведь есть много нюансов, о которых надо знать.

Так, выбирая между синтезатором и фортепиано, стоит отдать предпочтение последнему. Именно играя на фортепиано, ребёнок учится чувствовать клавиши (а это очень важно).

Барабаны бывают с деревянным и металлическим корпусом. И для дома подойдет именно барабан с деревянным корпусом, так как звучание будет более мягким.

Хорошая балалайка имеет прямой, без искривлений и трещин, гриф, механические колки для струн и деку из резонансной ели.

Звучание гуслей зависит от материала корпуса. Лучше всего подойдет дуб, ольха и клен. А вот звук гуслей из бука будет приглушенным.

То есть, каждый инструмент обладает индивидуальными характеристиками и требует особого подхода.

Ребёнок или взрослый идёт в музыкальную школу.
Какой инструмент выбрать?

Статья предназначена не только для музыкантов, но и, главным образом, для тех, кто собирается отдать ребёнка на обучение в музыкальную школу. Предлагаю в решении вопроса о выборе инструмента, на котором обучающийся музыкальному искусству ребёнок или взрослый будет играть, руководствоваться логикой и здравым смыслом. К сожалению, чаще происходит по-другому.

Итак, что должны знать родители при определении своего чада в музыкальную школу? О чём должен подумать взрослый человек, который хочет заниматься музыкой, но ещё не определился с выбором музыкального инструмента? Одна из первостепенных задач — развить музыкальный слух, чтобы научиться понимать язык музыки. Как эта задача реализуется при занятиях на различных музыкальных инструментах?

Почему-то всегда самым модным считалось фортепиано. В музыкальных училищах на 20 пианисток выпускался 1 скрипач, и этим пианисткам тоже надо было кого-то учить. Что же даёт прекрасный инструмент рояль тому, кто начинает с него свой путь в музыке? Какие органы чувств развиваются? А вот какие — зрение и осязание! Что нужно, чтобы из рояля возник звук? Посмотреть в нотный текст, понять, какую надо взять ноту, посмотреть на клавиатуру, найти эту ноту, и, наконец, нажать пальцем на соответствующую ноте клавишу. Вот и всё! А слух при этом если и работает, то пассивно. Активно слух работал у того настройщика, который это пианино недавно настраивал. Хорошо, если недавно. Но далеко не во всех школах инструменты идеально настроены, да и родители приглашают настройщика домой не так часто, как необходимо. Мало того, что слух не развивается, при игре на расстроенном инструменте он ещё и портится!

А при игре на скрипке к работе зрения и осязания добавляется и работа слуха. Если палец левой руки скрипача перемещается хотя бы на долю миллиметра, высота звука меняется. Ухо постоянно должно работать, осуществляя контроль, в противном случае нота будет фальшивой. (Меня всегда удивляет, когда педагог-пианист делает ученику замечание — «Ты сыграл фальшиво.» На фортепиано сыграть фальшиво невозможно! Можно только промахнуться мимо клавиши. )

Скрипачу доступны более тонкие звуко-высотные градации: на фортепиано, например, ре-диез и ми-бемоль — одна и та же клавиша, а у скрипача — это две разные ноты! Не удивительно, что любой скрипач может играть на фортепиано. А пианист сыграет на скрипке?

Не хочу обидеть пианистов. У некоторых из них слух очень развит. Но развился он у них не посредством упражнений на фортепиано. И скрипка — хороший, но не единственный вариант. Человеческий голос (вокал, пение) — тоже инструмент, развивающий слух. Надо отметить, что в системе музыкального обучения специально предусмотрена дисциплина для развития слуха — сольфеджио, но что такое 1-2 часа в неделю при условии, что эти занятия — групповые? Ведь основную часть времени, затрачиваемого на обучение, учащийся занимается на инструменте.

Вот, вкратце, самая общая информация о выборе инструмента для занятий музыкой. Думаю, вышеизложенного достаточно, чтобы даже далёкий от музыки человек смог самостоятельно принимать решения. Надеюсь, те, кто прочитает эту статью, сделают правильный выбор.

Обсуждение этой статьи можно найти и на форуме Бориса Лифановского «Классика» — одном из интереснейших мест в сети для музыканта. Посетите обязательно, не пожалеете! Но будьте готовы к тому, что ваши посты могут вдруг пропадать без каких-либо на то оснований.

Один из посетителей этого форума сообщил следующее: А вот еще публикация на тему выбора инструмента для ребенка — немного в другом ключе и, быть может, чуть более объективная. (к сожалению, многие ссылки из этой темы потеряли актуальность, и их пришлось убрать.)

Ответ: Григорий Ганзбург абсолютно прав, когда пишет: — «Идеальным было бы не выбирать, а дать ребенку возможность опробовать разные инструменты, даже параллельно обучать его игре на инструментах разных систем, отличающихся способами звукоизвлечения (клавишном, смычковом, щипковом, духовом). Необходимость то и дело переключаться с одной системы на другую значительно ускоряет развитие музыкального мышления. Испокон веков так воспитывали музыкантов (например, известно, что И. С. Бах, будучи не только гениальным композитором, но и выдающимся педагогом, именно так учил своих сыновей, ставших впоследствии значительными композиторами; придворный музыкант Леопольд Моцарт обучал так своего сына Вольфганга Амадея Моцарта…).В наше время этот метод универсального музыкального обучения почти не используется из-за организационных сложностей и дороговизны всего, в том числе и инструментов. В абсолютном большинстве случаев современным родителям приходится ограничиться каким-либо одним музыкальным инструментом.»

А далее инструменты сравниваются между собой по несколько другим критериям, чем выше указанный, а именно — возможность «развить у ребёнка музыкальный слух, чтобы научиться понимать язык музыки.» И как раз по причине однобокости нынешней системы муз. образования, возникает необходимость острее поставить этот вопрос, который почему-то недостаточно полно освещён в специальной лит-ре и т. д. Наверное, из-за своеобразной «политкорректности» музыкантов.

И ещё одна маленькая деталь: в музыкальных школах, училищах и т. д. у скрипачей есть такой обязательный предмет — «общее фортепиано». А вот чтобы у пианистов была «общая скрипка», я не слышал.

Рекомендуем обучение игре на скрипке в Москве. Опытный учитель — репетитор для взрослых и детей предлагает частные уроки скрипки для взрослых и детей, для начинающих и продолжающих, а также дополнительное обучение для тех, кто уже обучается в обычных музшколе, училище, курсах, консерватории.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *