Самодельные домашние батареи на 30-100 кВтч делают из аккумуляторов выброшенных ноутбуков
В мае 2015 года Илон Маск представил красивые домашние блоки Powerwall, чтобы хранить энергию от солнечных батарей с крыши — и снабжать бесплатным электричеством весь дом днём и ночью. Даже при отсутствии солнечных батарей такое резервное питание для дома особенно ценно, если в квартале отключили электричество. Компьютер и вся техника продолжат спокойно работать.
Вторая версия Powerwall хранит до 13,5 кВтч, чего должно хватить на несколько часов (стандартная мощность 5 кВт, а в пике 7 кВт). Проблема лишь в том, что оригинальная версия от Tesla стоит аж $5500 (плюс $700 за сопутствующее оборудование, итого $6200, плюс работы по установке стоят от $800 до $2000) — очень дорого. DIY-мейкеры решили эту проблему с помощью бэушных батареек, которые лежат бесплатно в выброшенных ноутбуках.
Своими руками можно собрать блок с лучшими характеристиками, чем у Tesla (например, на 30-100 кВтч) — и намного дешевле.
Энтузиасты DIY-сборки делятся опытом на специализированных форумах DIY Powerwalls, в группе на Facebook и на YouTube. Специальный раздел на форумах посвящён безопасности — это важный аспект, когда собираешь такую мощную штуку, которая может ещё и загореться на улице (их обычно устанавливают за пределами дома, чтобы не нарушать закон и из безопасности).
Для мейкеров сборка и подключение такого блока питания — не только интересное занятие и экономия денег, но ещё и возможность разобраться, как работает электрика в доме.
Практически все энтузиасты в комментарии Motherboard отметили, что их собственные системы получаются гораздо большей ёмкости, чем у Tesla. Вероятно, компания пожертвовала ёмкостью ради красивого тонкого дизайна блока питания и ради большей эффективности охлаждения и безопасности. Один из французских мейкеров с форума под ником Glubux собрал блок на 28 кВтч. Он говорит, что этого хватает для всего дома, и пришлось даже купить электрическую духовку и индукционную плиту, чтобы куда-то расходовать излишки энергии.
Австралийский мейкер Питер Мэтьюс собрал блок на 40 кВтч, который питается от 40 солнечных панелей на крыше, благо в Австралии нет недостатка солнечных дней.
Самый большой самодельный блок, который удалось найти Motherboard, собран из 22 500 ячеек от ноутбуков и имеет ёмкость более 100 кВтч. От такого блока маленький дом может работать несколько месяцев — например, всю зиму — даже если солнечные панели полностью вышли из строя или неактивны.
А калифорнийский блогер Джеху Гарсия намерен собрать из батареек ноутбука систему на 1 мегаватт, крупнейшую подобную систему частного хранения энергии в США.
Большинство энтузиастов использует при сборке литий-ионные аккумуляторы модели 18650. Они обычно упакованы в цветные пластиковые корпуса и устанавливаются в ноутбуки и другую электронику. Новые аккумуляторы 18650 стоят около $5 за штуку, так что система выйдет немногим дешевле модели от Tesla. Поэтому сборщики обычно скупают бэушные аккумуляторы и вынимают аккумуляторы из выкинутых сломанных ноутбуков. К сожалению, многие люди просто выкидывают аккумуляторы вместе со сломанным ноутбуком, хотя они ещё вполне рабочие. По словам директора крупнейшей в США компании по переработке батарей Call2Recycle, около 95% аккумуляторов не используются повторно, а заканчивают свой путь на свалке, хотя почти все типы батарей могут быть использованы повторно в том или ином виде.
Найти достаточное количество выброшенной техники не так просто, а в последнее время стало ещё труднее, потому что многие люди начали собирать из них собственные энергетические системы вроде Powerwall, а производители ноутбуков вообще не поощряют повторное использование их аккумуляторов в самодельной технике не их фирмы.
После находки батарей их тестируют, затем «обновляют» через cycling с полным разрядом. Потом батареи объединяет в «упаковки». Такие коробки для сотни батарей можно купить на рынке или собрать самостоятельно. Наверх прикрепляют электропроводящие медные «шины» (busbars), а к ним припаивают контакты батарей.
Вся структура прикрепляются к инвертору и монтируется в стойке, которая устанавливается обычно на улице. Можно установить там систему мониторинга для контроля температуры с автоматическим отключением банков энергии, которые слишком сильно разогрелись.
Сейчас уже сформировалось целое сообщество мейкеров со всего мира, которые конструируют такие «аккумуляторные домашние фермы» из старых батарей ноутбуков, чтобы хранить электричество от солнечных батарей. Сообщество объединяет энтузиастов со всего мира, они делятся опытом и советами по безопасности, инженерным системам, совместимости разных типов батарей и т. д. Успех и безопасность Powerwall доказала, что это действительно безопасные системы, пригодные для постоянного долговременного использования (у Powerwall гарантия 10 лет).
Восстановление аккумулятора ноутбука.
Чаще всего в ноутбука первое, что портиться это аккумуляторная батарея. Если не разбивать ноутбук, не проливать жидкости и содержать в чистоте то он мог бы прослужить десятилетие. Но аккумуляторная батарея ноутбука это тот компонент который имеет весьма ограниченный ресурс и большая удача если он прослужит более 5 лет.
Обычно аккумулятор постепенно теряет емкость, и ноутбук начинает работать все меньше и меньше от одной зарядки, но бывают и случаи резкого падения емкости. Аккумуляторы могут начать перегреваться или даже взорваться.
У меня на двух ноутбуках практически одновременно стали отказывать аккумуляторы, конечно можно было бы заказать в Китае за 20-25 долларов новые аккумуляторные батареи, либо купить на месте тоже само по цене раза в два дороже. Но почитав форумы, я понял что это лишь временное решение: емкость китайского аккумулятора будет ниже, а ресурс в разы меньше. Как-то не хотелось ждать месяц, чтобы получить аккумулятор с ресурсом пол года – год. И поэтому я решил отремонтировать аккумуляторные батареи ноутбуков заменив потерявшие ресурс элементы на свежие.
Первое с чего нужно начинать – диагностика. Насколько уменьшилось время работы ноутбука от одной зарядки аккумулятора, адекватно ли оценивается уровень заряда аккумулятора. Протестировать аккумулятор и получить дополнительную информацию можно с помощью специальных программ, я воспользовался бесплатной программой BatteryMon.
В программе можно увидеть графики заряда и разряда.
А в меню ‘Info->BatteryInformation…’ можно найти очень полезную информацию:
Chemistry – тип аккумулятора, например Lithium Ion;
Design capacity – проектировочная емкость аккумулятора, то есть та максимальная емкость, которой будет обладать аккумулятор при его изготовлении;
Full charge capacity – максимальное значение заряда аккумулятора;
Current capacity – текущее значение заряда аккумулятора;
Voltage – текущее значение напряжения на аккумуляторной батарее;
Charge rate – скорость заряда/разряда аккумулятора.
Но нам будет более интересен оставшийся ресурс аккумулятора, его можно определить разделив ‘Full charge capacity’ на ‘Design capacity’. Чем он ниже тем больше степень износа аккумулятора.
Посчитаем ресурс аккумулятора информация которого представлена на рисунке: (40626мВтч/57720мВтч)*100%=70,4%.
Замена элементов аккумуляторной батареи ноутбука Toshiba Satellite T230-12T.
Ноутбуку Toshiba эксплуатироваться почти 5 лет в режиме практически постоянного подключения сети, по ощущениям время автономной работы сократилось процентов на 30% и кроме того аккумулятор стал перегреваться: при заряде было некомфортно держать ноутбук на коленях, да и если при достижении полного заряда вовремя не отключить зарядку, ноутбук перегревался и отключался. С 30% потерей емкости можно было смириться, но вот с перегревом и отключением я мириться не стал.
Как разобрать аккумулятор ноутбука.
Только в случае если предполагается, что плата контроллера исправна имеет смысл ремонтировать аккумулятор ноутбука своими руками. Если контроллер не исправен или уже заблокировался, то для ремонта такой батареи потребуется программирование контроллера, а такое дешевле делать в специализированной мастерской так как программированием одного аккумулятора вы не окупите стоимость программатора и программы.
Понятно, что сначала нужно извлечь аккумуляторную батарею из ноутбука. Далее нужно разделить пластиковый корпус на две половинки и аккуратно извлечь батарею элементов с платой контроллера. Для меня этот этап был самым сложным и требовал нетривиальных решений. Я пользовался следующими методами:
Похрустеть аккумулятором – покрутить в руках перекашивая по диагонали то в одну сторону, то в другую. Это действие может помочь расклеиться половинкам корпуса.
Вставляя пластиковую карточку (медиатор или пластиковую лопатку) между половинками корпуса пытаться раздвинуть их. Главное найти место, где можно втиснуть карточку в щель, а затем идти по контору все дальше и дальше.
В углах корпуса может не хватать жесткости карточки и тогда можно применить плоскую отвертку, главное, разделяя половинки действовать аккуратно ибо если отвертка соскочит, то можно повредить руку, плату контроллера или элемент аккумулятора.
Второй шаг более простой, но требует внимательности: нужно определить схему соединения элементов аккумуляторной батареи и подключения к плате контроллера. Лучше всего сделать фото сборки и нарисовать электрическую схему соединения проставить полярность подключения элементов.
В случае аккумулятора Toshiba схема объединения элементов обозначается как 2P3S, то есть по два элемента в параллель и три таких блока последовательно.
Далее с помощью вольтметра подтверждаем нашу схему. Сначала нужно определить общую точку, обычно на плате контроллера она обозначается как 0V или GND, относительно неё измеряем остальные напряжения в точках подключения сборки к плате контроллера и записываем показания на схеме. На всех точках относительно нуля должны получатся положительные напряжения если это не так, то скорее всего возникла ошибка в выборе общего провода. И надо найти точку с самым низким потенциалом. Далее проверяем последовательный прирост напряжения на каждом последовательно включенном блоке элементов. Этот прирост должен быть положительным.
Уже на данном этапе по напряжениям на элементах можно делать какие-то предположения о состоянии элементов, например дисбаланс напряжений на блоках элементов.
На следующем фото можно увидеть два термодатчика приклеенные скотчем на элементы.
Внимание. пока плата контроллера подключена к элементам элементы нельзя заряжать или разряжать внешними источниками, можно только измерять напряжение. Своими опытами с контроллером вы можете его заблокировать или вообще вывести из строя.
Внимание. отключать контроллер от сборки элементов нужно строго определенным образом, иначе он заблокируется. Первым нужно отпаивать провод (или шину) который имеет наибольшее напряжение, то есть положительный контакт самого крайнего от нуля аккумуляторного элемента. Затем провод с максимальным напряжением из оставшихся и так повторить до последнего провода.
Теперь можно убрать контроллер и схему подальше, чтобы не повредить и не потерять его.
А вот элементы батареи можно теперь и помучить, чтобы лучше понять что же случилось с аккумулятором.
Характеристики литий-ионных аккумуляторов.
Выбор элементов аккумуляторов ноутбуков по техническим характеристикам.
Диапазон напряжений.
Первое на нужно обратить внимание это на тип химии элементов, так как от него очень многое зависит. Чаще всего устанавливаются Li-ion аккумуляторы с напряжением 3,6 В, такие аккумуляторы можно заряжать до напряжения 4,2 В и разряжать до 3,0 В. Очень важно обратить внимание на диапазон работы аккумуляторов, нельзя чтобы новые элементы были рассчитаны на более узкий диапазон чем используется в аккумуляторной батареи. Выход напряжения на элементы выше допуска будет вести к его перегреву и возможно даже взрыву, а выход напряжения ниже допустимого приведет к резкой потере емкости.
Элементы с более широким диапазоном напряжений можно применять, правда они могут быть необоснованно дороги.
Токи заряда и разряда.
Следующее что стоит отметить это токи заряда/разряда, тут обычно проблем не возникает, для ноутбуков не требуется применение сильноточных аккумуляторов, это не электроинструмент потребляющий десятки Ампер. Величина токов в аккумуляторах ноутбуков исчисляется Амперами, скорее всего проблемы не будет, но уточнить токовую способность стоит.
Емкость аккумуляторов.
С емкостью аккумуляторов проще, лучше чтобы она была сопоставима с емкостью оригинальных элементов. Занижение емкости приведет к снижению времени автономной работы ноутбука, а вот завышение емкости без перепрошивки контроллера увеличит время работы незначительно.
Например, я заменил элементы с 2900мАч на 3350мАч, и это должно было привести к 15,5% повышению емкости. А контроллер аккумуляторной батареи ноутбука был запрограммирован на то что в нем были установлены элементы на 2800мАч и их заменили на элементы с емкостью 3000мАч.
Уточню, что сборка из 6-ти литиевых аккумуляторов напряжением 3,6 В. И чтобы перевести ёмкость из Ватт часов для батареи, в ампер часы для элементы, первую надо поделить на 6 (батарей) и ещё на 3,6 В (напряжение на элементе).
Если хочется сэкономить, а время автономной работы не важно, то можно поставить элементы на меньшую емкость или уменьшить количество аккумуляторов включенных в параллель (например, вместо двух поставить один). Только уточните токовую нагрузку аккумуляторов, так как аккумуляторы на меньшую емкость обычно имеют меньшую токовую способность.
И конечно, на что следует обратить внимание так на габариты аккумуляторов. Самый распространенный типоразмер, применяемый в съемных аккумуляторах ноутбуков – цилиндрические 18650, где первые две цифры обозначают диаметр аккумулятора 18 мм, и 65 мм – длинна. Хотя из-за особенностей конструкции электродов, наличия или отсутствия платы защиты длина может быть больше и такие аккумуляторы могут не влезть в старый корпус.
Стоит уточнить, что в батареях ноутбука используются элементы без плат защит: Защиту от выхода напряжения из рабочего диапазона, перегрева, превышения тока осуществляет контроллер батареи. Если в наличии есть только элементы с платами защиты, то нужно удалить эти платы так они могут помешать работе контроллера, да и более длинные элементы вряд ли удастся впихнуть в старый корпус.
Восстановление аккумулятора ноутбука.
Восстанавливать разобранную аккумуляторную батарею имеет смысл только, если получилось аккуратно разобрать старую аккумуляторную батарею ноутбука, не повредив плату контроллера, не устроив короткое замыкание и правильно отсоединить сборку из элементов (от максимального плюса к минусу). При этом контроллер батареи не вышел из строя и не заблокировался. Да, можно купить новый контроллер или найти программатор и программу для разблокирования контроллера, но для единичного ремонта аккумулятора это не оправдано!
Первое что нужно сделать, это найти новые работоспособные элементы, которые мы и установим в корпус аккумуляторной батареи. Посмотрите марку старых элементов и найдите в интернете их характеристики: тип химии, напряжение, токи заряда и разряда, емкость.
Например, мой ноутбук Toshiba укомплектован шестью элементами Panasonic NCR18650, в любом поисковике можно найти pdf файл с характеристиками этих элементов.
Где же взять элементы?
Можно выбрать хорошие элементы из старых — «вторичное» использование, можно купить новые элементы у себя в городе, заказать из зарубежных магазинов или аукционов таких как ибей или алиэкспресс.
Как паять аккумуляторы li-ion.
Многие настаивают на том, что собирать аккумуляторную батарею из элементов можно только с помощью контактной сварки, как это делают на производстве. А пайка аккумулятора выведет его из строя или сократит срок службы. Я могу сказать, что если эту сборку не будете эксплуатировать в экстремальных условиях, то можно обойтись и правильной пайкой.
Конечно, она займет больше времени, но не нужен будет аппарат контактной сварки.
Для правильной пайки понадобиться:
паяльник (желательно со стабилизацией температуры) мощностью не менее 40Вт и широким жалом;
паяльная кислота и кисточка (можно ватную палочку);
оловянно-свинцовый припой типа ПОС-61;
наждачная бумага или надфиль;
какой либо зажим для фиксации аккумуляторов.
Качество любой пайки всецело зависит от правильного лужения спаиваемых поверхностей. А самое главное в пайке аккумуляторов это не перегреть их!
Поэтому нужно хорошенько подготовиться:
расположиться в хорошо проветриваемом помещении,
выставить на паяльнике температуру 350 гр. Цельсия,
Теперь можно приступать:
наносим кисточкой на электрод небольшое количество кислоты,
на жало паяльника набираем побольше припоя,
энергичными движениями жала втираем припой в электрод.
На фото облуженный элемент из старой батареи. С припаянной проволочкой.
Важно. Лудить аккумулятор нельзя дольше 2-х секунд, если не успели залудить за 2 секунды, то откладываем элемент и повторяем попытку только после того как он остынет.
Важно. Не вдыхайте испарения при пайке, кислота как и её пары вредны для здоровья.
Важно. Когда аккумулятор залужен нужно обязательно удалить остатки паяльной кислоты, например ваткой смоченной спиртом, ну или хотя бы водкой.
Самый безопасный вариант пайки, это пайка аккумуляторов с уже приваренными лепестками. Как паять аккумулятор 18650 с лепестками? Нужно облуживать самый край лепестка, не допуская нагрева самого элемента.
А это новый аккумулятор с приваренным контактной сваркой лепестком из мобильной зарядки.
Когда все элементы залужены нужно проверить равенство напряжение на них, если напряжения отличаются больше чем на несколько сотых Вольта, то следует выровнять напряжения с помощью специального зарядного устройства, либо соединив аккумуляторы параллельно.
Внимание. При параллельном соединении элементов с разной степенью заряда и соответственно разным напряжением, возможно протекание огромных токов, так как токи ограничены лишь мизерным внутренним сопротивлением аккумуляторов и сопротивлением проводов цепи.
Чтобы ограничить ток, в разрыв цепь аккумуляторов нужно включить резистор. Величина сопротивления резистора не должна быть ниже dU/Imax, то есть разность напряжений на элементах аккумулятора делим на максимально допустимый ток заряда/разряда аккумуляторов.
Соединяем аккумуляторы и резистор по приведенной схеме и ждем пока напряжение на резисторе не станет меньше сотой Вольта.
Когда напряжение на всех элементах сбалансировано, можно переходить к сборке их в аккумуляторную батарею, проще всего для соединения новых элементов использовать старые соединительные шины, но если при разборке они повредились, то придется искать медную фольгу толщиной 100-200 мкм.
Собирая элементы в батарею нужно придерживаться исходной схемы батареи, да и расположение элементов лучше оставить таким как в оригинальной батареи.
Пайка аккумуляторных батарей.
Собирая батарею из шести элементов я сначала все элементы объединил парами: минусы двух элементов вместе и плюсы тоже вместе между собой. Потом три пары включил последовательно.
Теперь, когда сборка элементов готова, нужно подключить к ней контроллер.
Важно. Контроллер подключается в обратной последовательности, то есть начинаем с проводов с наименьшим потенциалом и двигаемся в сторону повышения: 0 В и 3,6 В, только потом 7,2 В и наконец 10,8 В.
Теперь остается аккуратно собрать аккумулятор для проверки. Не заклеивая корпус аккумулятора, я подсоединил его к ноутбуку и нажал кнопку питания, но ноутбук не включился и понял, что при отключении старой сборки аккумуляторов контроллер перешел в режим транспортировки и отключил аккумуляторную батарею. Я подключил к ноутбуку сетевое питание, ноутбук завелся и увидел восстановленный аккумулятор!
Не выкидывайте аккумулятор от ноутбука: полезные идеи от читателя Homius
Выход из строя аккумуляторной батареи ноутбука хотя и не является редким явлением, но довольно неприятен. Ведь при возникновении подобной ситуации теряется главный козырь мини-ПК – его мобильность. В этом случае пользователь обычно приобретает новую АКБ, а со старой расстаётся, выбрасывая её. Как оказалось, на свалку отправляются «живые» деньги. В сегодняшней статье Сафонова Олега Викторовича из Санкт-Петербурга рассказывается о том, как можно использовать отслужившие свой век аккумуляторные батареи от ноутбука.
Как всегда, проблема явилась во всей красе неожиданно, хотя 5 лет для аккумулятора ноутбука уже немало. Естественно, была приобретена новая батарея, а так как свободного времени было много, я решил разобрать старый элемент питания с целью «познания». Просто мне стало интересно, что у него внутри, а также можно ли использовать АКБ в каких-либо целях. Как оказалось, аккумуляторная батарея не вышла из строя полностью. Уже позднее от знающих людей я узнал, что не бывает так, чтобы внутри корпуса АКБ не осталось «живых» элементов. А использовать их можно в различных целях. Совершенно точно, что бесполезными они не будут.
Разборка аккумуляторной батареи и тестирование элементов
Первоочередной задачей было вскрыть корпус аккумулятора, чтобы добраться до элементов питания. Знаю, что профессионалы вскрывают батарею, не повреждая пластиковый корпус, однако у меня это не получилось. Пластиковая оболочка была безнадёжно испорчена. Но это не было столь уж большой проблемой. В конце концов, я не собирался восстанавливать этот источник питания.
Внутри пластикового корпуса находилось 3 элемента питания, которые требовалось прозвонить. После нехитрых манипуляций с мультиметром, я выяснил, что только на одном из них есть небольшое напряжение. Два других показали полный разряд. При этом, как бы я не пытался «разогнать» их при помощи зарядного устройства, успехов не добился. Но тут мне повезло. У одного из знакомых возникла та же проблема, и его старый аккумулятор оказался у меня. Интересно, но в его корпусе оказалось 6 элементов питания, из которых рабочими оказалось 5. При этом и ёмкость их была существенно выше, нежели у меня. Но для начала я планировал полностью зарядить единственную живую батарейку от своего АКБ.
Применение элемента питания в различных целях
После зарядки батареи, её можно использовать для питания фонарика или настенных кварцевых часов. Здесь всё будет зависеть от напряжения, которое она выдаёт. Я решил поступить немного иначе, заказав на одном из китайских ресурсов корпус для внешнего аккумулятора. Стоит такое устройство копейки. Основную часть цены подобного оборудования обычно составляют сами элементы питания. В моём случае, надобности в их приобретении не было, учитывая вторую АКБ от ноутбука, из которой были извлечены 5 рабочих элементов.
Из единственной выжившей батареи от моего аккумулятора я смог «выжать» около 1500 мА·ч, что для такого устройства, как Power Bank, очень мало. Конечно, если таким заряжать обычный кнопочный телефон, это одно, а вот на смартфон такой ёмкости явно будет недостаточно. Хотя, если батарея гаджета полностью села, а позвонить требуется очень срочно, из подобного устройства можно «вытянуть» до 40% зарядки, что уже немало.
Вот такой корпус от внешнего аккумулятора был мною приобретён
Дозарядка элемента питания и его установка в корпус внешнего аккумулятора
Установив зарядное устройство в автоматический режим, и подключив к нему мою батарею, я взялся за разборку второго аккумулятора, доставшегося мне от знакомого. Как и в первом случае, аккуратно вскрыть корпус мне не удалось, пришлось действовать варварскими методами, разламывая пластик плоскогубцами. В итоге, у меня в руках оказались 6 элементов, один из которых был нерабочим, что меня не сильно расстроило.
От скуки я решил проверить, являются ли элементы настоящими или это обычная китайская подделка. Нерабочая батарея была разобрана. Я убедился, что всё, что необходимо, в ней присутствует (анод, катод, электролит). Почему я об этом упомянул? Не так давно мне в руки попалась аккумуляторная батарея из Поднебесной. Также, я её разобрал из любопытства. А вот то, что я увидел внутри, меня очень удивило. Там находились обычные батарейки-«таблетки», в количестве 8 шт. Стоит отметить, что «аккумулятор» позиционировался как литий-ионный с выходом 12 В.
Примерно так выглядел китайский аккумулятор (фото не моё, взято для примера)
ФОТО: uk.trendexmexico.com
В общем, в оригинальности аккумулятора я убедился. За то время, пока я занимался всякими бесполезными делами, моё зарядное устройство реанимировало элемент питания, догнав его напряжение практически до 4 В. Можно было бы удивиться, как быстро это было сделано, но учитывая, что первоначально ток зарядки составлял 2 А, это уже не кажется странным. И вот тут стоит отметить, что режим «Авто» на зарядном устройстве был мною выбран не зря. Если бы я установил прибор на постоянный ток 2 А, батарея, спустя некоторое время, могла вздуться или и вовсе взорваться.
Проверка элемента показала, что он выдаёт стабильные 4 В
Проверка внешнего аккумулятора на работоспособность
Теперь следовало проверить, будет ли элемент питания принимать и, главное, выдавать заряд на аккумуляторную батарею смартфона. Для этого я установил его в корпус внешней АКБ и подключил к сети через адаптер. На корпусе загорелся красный индикатор, который практически сразу сменился зелёным. Это означало, что устройство протестировало элемент и «сообразило», что зарядка ему не требуется. Значит, можно было переходить к следующему этапу – тесту с использованием мобильного телефона.
Для проверки я подключил к новой внешней аккумуляторной батарее смартфон, в котором осталось всего 7% заряда, и отложил гаджет в сторону. Через полчаса зарядка перестала поступать на смартфон, а уровень остановился на 41%. В целом, результат оказался неплохим, принимая во внимание малую ёмкость элемента и его «усталость». Всё-таки 5 лет – очень большой срок эксплуатации для подобных элементов. Но теперь у меня была другая задача – проверить, насколько можно «раскачать» батареи с другого аккумулятора от ноутбука.
Индикатор загорелся зелёным светом, что означало его полный заряд
Вот такой смартфон удалось «раскачать» до 41% зарядки, что уже довольно неплохо
Испытания батарей со второго аккумулятора от ноутбука
С синими батареями дело пошло веселей. Несмотря на то, что они также были довольно «уставшими», мне удалось их немного реанимировать. Помогло в этом зарядное устройство с функцией цикла. Не стоит верить тому, что циклование помогает только новой батарее. Если в процессе эксплуатации ноутбука не производилось положенного заряда/разряда, вполне возможно, что циклование ещё может спасти элементы, что и произошло в моём случае, правда не со всеми батареями. Три из пяти элементов удалось «раскачать» до 6200 мА·ч, чему я был очень рад. Дело сдвинулось с мёртвой точки. И это притом, что изначально выходное напряжение этих элементов было равно 1,02 В. Я, грешным делом, подумал, что их в полной мере реанимировать не удастся. Однако «умное» оборудование в виде зарядного устройства с микроконтроллером, с успехом справилось с этой работой.
Первые показания зарядного устройства заставили усомниться в работоспособности батарей
Стоимость аккумуляторов: какова экономия при разборке аккумулятора
Попробуем разобраться, какова будет стоимость подобных элементов питания, если их приобретать отдельно. Приведу пару примеров с техническими характеристиками, цена которых будет указана по состоянию на июль 2019 года.
Марка | Типоразмер | Количество в упаковке (шт) | Ёмкость (мА·ч) |
GP Rechargeable 1300 Series | АА | 2 | 130 |
Вот такие аккумуляторы на 1300 мА·ч можно приобрести в магазинах
ФОТО: citilink.ru
Но такая ёмкость никак не может устроить пользователя, который планирует заряжать смартфон, а не допотопный телефон с монохромным дисплеем. Это значит, что нужно приобретать более мощные аккумуляторные батареи, способные вытянуть хотя бы один полный цикл зарядки, «накормив» гаджет до 100%. Естественно, что и стоимость подобных батарей будет выше.
Марка | Типоразмер | Количество в упаковке (шт) | Ёмкость (мА·ч) |
GP LR6 | АА | 4 | 2500 |
Более ёмкостные аккумуляторы, способные зарядить смартфон
ФОТО: onlinetrade.ru
Эти изображения были мною взяты из сети интернет, чтобы читателям было более понятно, как выглядят элементы питания. В общем, на реанимацию всех элементов питания (на циклование) ушло около двух суток, но это время не было потрачено впустую.
До какого уровня удалось «раскачать» батареи от ноутбука
Заряжая батареи, извлечённые из аккумулятора ноутбука, я добился сначала одинаковых показаний по выходному напряжению, после чего установил на цикл сразу 3 элемента, которые были более «живыми». Как я уже упоминал, в них удалось «залить» заряд в 6200 мА·ч. Оставшиеся 2 батареи после реанимации выдали 3200 мА·ч, что также было неплохо. Теперь, если полностью зарядить элементы и бросить в сумку, можно не бояться, что в дороге сядет смартфон, а розетки рядом не окажется.
Многие из моих знакомых, часто путешествующих на поездах, недоумевают, зачем нужен внешний аккумулятор, если в вагонах есть розетки. Для тех, кто не полностью «в теме», скажу, что подобная подзарядка чревата выходом из строя адаптера или и вовсе самого гаджета. Напряжение в электросети РЖД нестабильно, а его скачок может привести к весьма печальным последствиям.
Три аккумуляторных батареи удалось «раскачать» до 6800 мА·ч
Заключительное слово
Очень часто мы выбрасываем вещи, которые ещё могут принести пользу, только по причине незнания того, что с ними можно сделать. Аккумуляторная батарея ноутбука – одна из таких. Но не только эти элементы питания можно использовать. К примеру, если под рукой нет батареек типоразмера «ААА» с выходом на 1,5 В, то можно разобрать крону (Alkaline). Внутри неё будет 6 цилиндров, которые идеально подойдут в качестве отсутствующих АКБ. Они, к тому же, способны принимать зарядку. При этом, что самое интересное, стоимость «Кроны» значительно ниже, нежели у шести батареек, типоразмера «ААА». Единственное, чего следует опасаться, это вздутых элементов. Они вполне могут воспламениться. Ничем хорошим подобное событие не закончится.
Надеюсь, что всё, о чём я сегодня рассказал, пригодится читателям. Я старался описать всё довольно подробно, но, возможно, что-то и упустил. Если это так, то напишите, что осталось «за кадром». Постараюсь разъяснить непонятные моменты. Может быть, кто-либо из читателей сам использовал элементы из аккумуляторов ноутбуков. Расскажите другим, в каком качестве они были применены.
Очень интересно ваше мнение о том, насколько всё понятно было описано в статье. Если она вам понравилась, прошу не забыть оценить её.
Редакция Homius приглашает домашних мастеров и умельцев стать соавторами рубрики «Истории». Полезные рассказы от первого лица будут опубликованы на страницах нашего онлайн-журнала.
Повербанк из старых аккумуляторов от ноутбука
Характеристики:
Зарядка вход Micro USB: 5V / 2A
Макс ток потребителей: usb1 + usb2 = 0.5A / 1A / 2A
Уровень заряда (25% красный, 50% зеленый, 75% зеленый, 100% зеленый)
Тип батареи: литиевая батарея 18650 3.6-3.7V
USB выход: 2шт
Возможность заряда во время подключенных потребителей
Защита батареи: от переполюсовки, переразряда, перезаряда, замыкания, перегрузки по току
Фонарик
Размер: 115 * 78 * 21 мм
Запасемся плоской отверткой, плоскогубцами, мультиметром и паяльником.
Разбираем аккуратно батарею ноутбука по линии стыка, можно ломать защелки они нам больше не нужны, главное не повредить элементы.
И вот перед нами все внутренности.
Отрезаем все провода от контроллера питания и выбрасываем его.
Вытаскиваем блок элементов соединенные металлической лентой.
Аккуратно отрываем ленту от каждого элемента, с двух сторон.
В итоге у нас получается вот такие элементы 18650
Далее проверяем напряжение на каждом элементе при помощи нашего мультиметра. Если напряжение менее 1В то такой элемент выкидываем. Если более 1В но менее 3,6В то возможно элемент не будет заряжаться так как контроллер заряда не увидит его. Можно попробовать его оживить, подключив не на долго к источнику питания 4,7-5В, например из компьютера, после этого обычно напряжение на элементе поднимается и контроллер заряда начинает его заряжать.
Проверили все элементы, часть выкинули, остальные оставили.
Ставим в купленный нами повербанк и… ничего не работает, в чем проблема?
Замеряем напряжение на контактах батарейного отсека и видим что напряжения нет, а все дело в том, что элемент не достает плюсовой клемой до контакта.
Берем паяльник и напаиваем на плюсовых контактах повербанка не большие капельки.
Вставляем элементы еще раз, замеряем напряжение на контактах, теперь как надо.
Осталось поставить повербанк на заряд через родной контроллер заряда или как я сделал, при помощи зарядки IMAX B6.
В итоге получаем отличный повербанк, с емкостью от 4000маЧ до 8000мАч, хотя может в каких нибудь батареях есть элементы с еще большей емкостью.
Плюсы:
Отсек на 4 элемента
Переключатель позволяющий выбрать Макс ток разряда повербанка
USB 2шт
Фонарик
Компактный