Как часто нужно делать ремонт электродвигателя
Перейти к содержимому

Как часто нужно делать ремонт электродвигателя

  • автор:

Техобслуживание электродвигателя

Существует множество рекомендаций по проведению технического обслуживания (ТО) электродвигателя. Но на каждом предприятии необходимо разрабатывать свой план ТО с учетом специфики оборудования и технологического процесса. Мы озвучим общие принципы проведения техобслуживания.

Правила безопасности при проведении ТО

Перед проведением ТО любой сложности необходимо обеспечить безопасность обслуживающего персонала. Все работы по техобслуживанию (кроме проверки рабочих режимов) проводятся при полном снятии напряжения с оборудования.

Непосредственный исполнитель должен обеспечить блокировку самопроизвольной или ошибочной подачи напряжения на обслуживаемый электродвигатель. Для этого необходимо заблокировать средство подачи напряжения, а на рычаге механизма включения вывесить плакат «Не включать, работают люди!».

Диагностика электродвигателя

Под диагностикой подразумевается измерение определенных параметров электродвигателя в рабочем режиме и без напряжения.

Обычно измеряют следующие параметры:

  • Температура. Это универсальный параметр, который может многое сказать о состоянии двигателя. Оперативное измерение температуры корпуса производится с помощью пирометра или тепловизора. В некоторых случаях в двигателе должен быть установлен термодатчик, обеспечивающий постоянный контроль температуры. Подробно о температурном режиме и перегреве электродвигателя читайте здесь.
  • Ток. Сравнив номинальный (рабочий) ток с измеренным, можно оценить состояние электродвигателя и привода в целом.
  • Вибрация. При увеличении уровня вибрации может произойти механическое разрушение двигателя. Этот параметр оценивают при помощи специального оборудования.

На обесточенном двигателе производят измерение сопротивления изоляции с помощью мегаомметра.

На основании результатов перечисленных измерений и их сравнения с номинальными значениями можно сделать вывод о необходимости ремонта.

Осмотр оборудования

Регулярный осмотр работающего оборудования – важная часть ТО, позволяющая выявить неисправности на самых ранних стадиях. При обходе ответственный за оборудование наблюдает за электродвигателями в работающем состоянии, проверяет тепловой режим, целостность креплений, уровень механической вибрации. В зависимости от сложности и важности оборудования осмотр может проводиться от нескольких раз в смену до одного раза в месяц.

Техническое обслуживание электродвигателя

ТО электродвигателя – плановое мероприятие, на которое должно выделяться время и назначаться ответственный. Как правило, техобслуживание двигателя проводится на месте его установки, при этом выполняются следующие действия:

  • чистка корпуса двигателя от загрязнений
  • проверка механических креплений электродвигателя и привода в целом
  • проверка целостности и надежности крепления крыльчатки вентилятора охлаждения (независимого вентилятора)
  • вскрытие клеммной коробки двигателя, осмотр, ревизия и протяжка силовых клемм
  • смазка подшипников
  • осмотр целостности питающего кабеля и заземления

Кроме того, при проведении ТО необходимо проверить систему питания двигателя – клеммы, контакторы, устройства защиты и т. д.

При качественном регулярном техобслуживании асинхронного двигателя он может работать без ремонта десятки лет. Однако в силу ряда причин (например, несоответствие параметров питающей сети или ухудшение условий работы) ремонт может потребоваться.

Ремонт электродвигателя

Кроме ТО в случае необходимости или по плану может производиться текущий, средний и капитальный ремонт электродвигателя. Цель ремонта – восстановление рабочих характеристик или работоспособности двигателя.

При ремонте на основе ранее проведенных осмотра и диагностики могут выполняться следующие мероприятия:

Виды и объемы ремонтов

В соответствии с Правилами технической эксплуатации в системе планово-предупредительных ремонтов электрооборудования (ППРЭО) предусматривают два вида ремонтов: текущий и капитальный.

Текущий ремонт

Проводится с периодичностью (установленной главным энергетиком) для всех электродвигателей, находящихся в эксплуатации. В типовой объем работ при текущем ремонте входят следующие виды работ: наружный осмотр электродвигателя, промывка и замена смазки в подшипниках и при необходимости замена подшипников качения, проверка и ремонт вентиляторов и чистка вентиляционных устройств и каналов, чистка и продувка сжатым воздухом обмоток, контактных колец, коллекторов, щеточного аппарата, проверка состояния крепления лобовых обмоток, восстановление лакового покрова этих обмоток, шлифование контактных колец и коллекторов, регулировка щеточного аппарата, протирка и замена щеток, продороживание коллекторов, проверка и затяжка всех резьбовых крепежных соединений, проверка защитного заземления, проведение профилактических испытаний.

Капитальный ремонт

Проводят в условиях электроремонтного цеха (ЭРЦ) или специализированного ремонтного предприятия (СРП). В объем капитального ремонта входят работы, предусмотренные текущим ремонтом. Он включает в себя также следующие виды работ: полную разборку электродвигателя, проверку всех узлов и деталей и их дефектация, ремонт станин и подшипниковых щитов, магнитопроводов ротора и статора, валов, вентиляторов, роторов, коллекторов, устранение местных дефектов изоляции обмоток и соединений, проведение послеремонтных испытаний.

Периодичность капитальных ремонтов электродвигателей Правилами технической эксплуатации не устанавливается. Она определяется лицом, ответственным за электрохозяйство предприятия на основании оценок общей продолжительности работы электродвигателей и местных условий их эксплуатации.

После транспортировки для монтажа электродвигателей на фундаментах производят следующие дополнительные работы: выверка положения электродвигателя, центровка и соосность ил нов электродвигателя и агрегата, крепление, подливка оснований. Частичная замена обмоток целесообразна в случае повреждения нескольких однослойных катушек или стержневых обмоток (частичная замена двухслойных обмоток статора не целесообразна, так как при этом повреждается изоляция исправных катушек).

Провода, снятые с поврежденных электродвигателей в период ремонта, используют повторно. В этом случае необходимо восстановить электрические и механические параметры обмоток до их первоначальных значений. Для очистки проводов см старой изоляции применяют отжиг в печах, а механическое отделение остатков изоляции от провода — волочением через деревянные или текстолитовые клицы. После рихтовки провода обматывают новой изоляцией на станках.

При ремонте статорных обмоток из жестких катушек медные провода прямоугольного сечения используют повторно Изоляцию восстанавливают с помощью обматывания лентой внахлестку, перекрывая на ½ ширины изолировочной ленты. Замену коллекторов проводят лишь при значительных повреждениях (пяти и более коллекторных пластин) с пробоем и выгоранием изоляции.

Кроме того, коллекторы подлежат замене целиком, если запас размера коллекторных пластин по высоте не обеспечивает их естественного износа без уменьшения этого размера ниже допустимого предела за время до следующего капитального ремонта.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Периодичность — капитальный текущий ремонт — электродвигатель

Периодичность капитальных и текущих ремонтов электродвигателей определяет ответственный за электрохозяйство предприятия. Как правило, ремонты электродвигателей должны производиться одновременно с ремонтом приводных механизмов.  [1]

Периодичность капитальных и текущих ремонтов электродвигателей устанавливается по местным условиям. Она должна быть не только обоснована для каждой группы двигателей по температуре и загрязненности окружающего воздуха, но и учитывать требования заводов-изготовителей, выявившуюся недостаточную надежность отдельных узлов. При этом будут обеспечены одинаковые уровни надежности электродвигателей и основного агрегата. Текущий ремонт электродвигателей обычно проводят 1 — 2 раза в год. В целях сокращения трудозатрат на работы по центровке и подготовке рабочего места ремонт электродвигателя целесообразно совмещать с ремонтом механизма, на котором он установлен.  [2]

Периодичность капитальных и текущих ремонтов электродвигателей определяет ответственный за электрохозяйство предприятия. Как правило, ремонты электродвигателей должны производиться одновременно с ремонтом приводных механизмов.  [3]

Периодичность капитальных и текущих ремонтов электродвигателей , работающих в нормальных условиях, устанавливает главный энергетик предприятия. В зависимости от местных условий, как правило, текущий ремонт и обдувка электродвигателей должны производиться одновременно с ремонтом приводных механизмов.  [4]

Периодичность капитальных и текущих ремонтов электродвигателей , работающих в нормальных условиях, устанавливает главный энергетик предприятия.  [5]

Периодичность капитальных и текущих ремонтов электродвигателей устанавливается по местным условиям.  [6]

Периодичность капитальных и текущих ремонтов электродвигателей определяет ответственный за электрохозяйство предприятия. Как правило, ремонты электродвигателей должны производиться одновременно с ремонтом приводных механизмов.  [7]

Капитальный ремонт с выемкой ротора электродвигателей ответственных механизмов, работающих в тяжелых условиях высокой температуры и загрязненной окружающей среды, производится не реже одного раза в два года по графику, утвержденному главным энергетиком, которым также устанавливается периодичность капитальных и текущих ремонтов электродвигателей , работающих в нормальных условиях. Обычно такие ремонты приурочивают к капитальным и текущим ремонтам механизмов, приводимых электродвигателями.  [8]

Ремонт электродвигателя. Механические неисправности двигателя

Детали электродвигателей (далее ЭД), как и любых электрических машин, со временем изнашиваются и приходят в негодность. Чтобы восстановить их работоспособность и изначальные эксплуатационные параметры, проводят ремонтные работы.

В зависимости от степени вмешательства и периодичности различают текущий, капитальный и плановый ремонты.

Текущий ремонт электродвигателя

При текущем ремонте ЭД проверяют уровень износа машины. Сама эта операция направлена на замедление общего износа и устранение мелких неисправностей, которые в дальнейшем могут привести к более серьёзным поломкам.

Текущий ремонт электродвигателя

Так, при текущем ремонте:

  • очищают корпус машины от различных загрязнений, включая масляные следы и пылевой налёт;
  • меняют – при необходимости – подшипники;
  • проверяют, насколько правильно подключено заземление и работу его цепей в целом;
  • восстанавливают изоляцию на выводных концах;
  • измеряют с помощью мегаомметра сопротивление на изоляции обмоток;
  • проверяют правильность выбора и установки плавких вставок;
  • оценивают количество и качество смазочных материалов в подшипниках;
  • проверяют целостность и наличие щитков для зажимов;
  • оценивают надёжность фиксации электродвигателя;
  • проверяют соответствие ширины радиального и осевого зазоров нормативам;
  • проверяют плавность вращения и общую работу смазочного кольца.

Разумеется, полный набор сервисных операций, проводимых при текущем ремонте, зависит от множества внешних факторов. На него влияют условия использования ЭД, тип машины, место установки и другие явления. Например, у ЭД постоянного тока также проверяют щеточно-коллекторный механизм.

Текущий ремонт электродвигателя может проводиться как по месту установки машины, так и в специальном цеху.

Капитальный ремонт электродвигателя

При капитальном ремонте проводят сервисные операции, затрагивающие основные функциональные части машины. Кроме того, во время такого вмешательства может быть целесообразно провести модернизацию электродвигателя.

Так, при капитальном ремонте:

  • меняют обмотки – частично или полностью;
  • меняют вал ротора;
  • балансируют ротор;
  • меняют вентилятор и подшипниковые щиты;
  • очищают электродвигатель изнутри, разбирая, собирая и испытывая его под нагрузкой.

По завершению капитального ремонта составляется акт, в котором описываются все проведённые сервисные процедуры. Этот документ прикладывается к паспорту электродвигателя.

Капитальный ремонт электродвигателя может проводиться как по месту установки, так и в специальном ремонтном цеху.

Плановый технический ремонт электродвигателя

Также целесообразно рассмотреть плановый ремонт электродвигателя. Этот комплекс сервисных операций направлен на поддержание машины в нормальном рабочем состоянии. В плановый ремонт входят все процедуры из текущего, а также:

  • покрытие обмоток лаком;
  • замена изоляции обмоток;
  • промывка металлических деталей машины и подшипников;
  • замена прокладок на подшипниковых щитах;
  • заварка и проточка заточек у щитов ЭД.

Также при плановом ремонте проверяют чертежи, снимают эскизы, тестируют отдельные узлы электродвигателя. Эти операции могут проводиться как по месту установки машины, так и в ремонтном цеху, если размеры и крепление позволяют переместить ЭД.

Плановый ремонт электродвигателя

Периодичность текущих и капитальных ремонтов электродвигателя

Периодичность текущих, плановых (средних) и капитальных ремонтов электродвигателя устанавливается главным энергетиком предприятия. Основанием для её принятия являются условия использования машин, техническая документация ЭД, климатические факторы и требования заводов-изготовителей оборудования.

В среднем текущий ремонт электродвигателей проводится 1-2 раза в год. Но в некоторых случаях эта частота может быть увеличена или уменьшена – например, до 1 раза в 2 года.

Плановый ремонт электродвигателей в среднем проводится 1 раз в 2 года.

Для определения периодичности капитального ремонта используют значение ресурса устройства. В паспорте электродвигателя указывается норматив выработки в часах, после которого и требуется произвести капитальный ремонт. Затем это число делится на фактическое время использования.

Например, если указано, что норматив ресурса электродвигателя составляет 103680 часов, а сама машина работает круглосуточно (то есть 8640 часов в год), то свой ресурс она выработает за 12 лет. И капитальный ремонт должен проводиться через каждые 12 лет.

Капитальный ремонт электрических машин постоянного, переменного тока

ОПЗ «Агрегат-ремонт» оказывает услуги по капитальному ремонту промышленных электродвигателей, включая импортные, мощностью от 0,5 кВт до 10 МВт, напряжением до 6 кВ.

В номенклатуру ремонта входят следующие работы и услуги:

  • Ремонт электродвигателей в Москве и через доставку по России.
  • Перемотка электродвигателей.
  • Ремонт электрических машин постоянного тока любой мощности, в т.ч. для карьерной техники типов, ДЭ, ДПЭ, ГПЭ, 4ГПЭ, ПЭМ, металлургических, железнодорожных ДК, ПНГ, внутризаводского транспорта с перемоткой обмотки якоря и магнитной системы.
  • Ремонт синхронных электродвигателей с любым рабочим напряжением, в том числе взрывозащищенных.
  • Ремонт силовых трансформаторов, спецтрансформаторов.
  • Ревизионные работы на трансформаторах.
  • Ремонт лифтовых электродвигателей.
  • Ремонт крановых электродвигателей всех типов в т.ч. MTF, MTH, MTB.
  • Ремонт электросварочного оборудования (трансформаторов ТДМ, выпрямителей ВД, ВДМ, ВДУ, генераторов ГД, преобразователей ГСО, ПСО, АДД с заменой алюминиевых силовых обмоток на медные).
  • Ремонт импортных электрических машин.
  • Ремонт уникальных электрических машин и микромашин постоянного тока.
  • Ремонт специальных машин выполненных по схеме Шраге-Рихтера.
  • Изготовление и монтаж обмоток выполненных в виде жестких секций для электродвигателей любой мощности и напряжения
  • Ремонт сварочных аппаратов постоянного и переменного тока импортного и отечественного производства.
  • Ремонт взрывозащищенных электродвигателей ВАО, ВАО2, ДАЗО и т.п.
  • Ремонт глубинных насосов ЭЦВ.
  • Ремонт насосов типа «Гном».
  • Модернизация электрических машин отечественного и импортного производства.
  • Оказываем технические консультации по ремонтопригодности и модернизации электрических машин.
  • Ремонт электродвигателей с отсутствующими паспортными и обмоточными данными.
  • Ремонт односкоростных, многоскоростных, взрывозащищенных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым и фазным ротором.
  • По желанию заказчика пересчитываем обмоточные данные электродвигателей на другие: напряжение, обороты, частоту питающей сети.
  • Используем сертифицированные современные материалы. Гарантия на выполненные работы 6-18 месяцев.
  • Располагаем станочным парком для выполнения токарных, фрезерных работ. Сварочным оборудованием для сварки, напыления любых металлов.

Выезд специалистов для диагностики и ремонта крупногабаритных электрических машин Сжатые сроки и высокое качество ремонта гарантируем!
Капитальный ремонт электродвигателей включает в себя: перемотку, пропитку, ревизию подшипниковых узлов с заменой подшипников, смазки и восстановлением посадочных мест, балансировку, электрические испытания.

Гарантия на выполненные работы — 6-18 месяцев. Постоянным клиентам предоставляются значительные скидки Транспортировка электродвигателей возможна нашим автотранспортом.

Приглашаем к сотрудничеству деловых партнеров.

Технология ремонта асинхронных электродвигателей

В соответствии с Правилами технической эксплуатации в системе планово-предупредительных ремонтов электрооборудования предусмотрено два вида ремонтов : текущий и капитальный.

Текущий ремонт производится с периодичностью, установленной с учетом местных условий, для всех электродвигателей, находящихся в эксплуатации, в том числе в холодном или горячем резерве. Текущий ремонт является основным видом профилактического ремонта, поддерживающим на заданном уровне безотказность и долговечность электродвигателей. Этот ремонт производят без демонтажа двигателя и без полной его разборки.

Капитальный ремонт. Периодичность капитальных ремонтов электродвигателей Правилами технической эксплуатации не устанавливается. Она определяется лицом, ответственным за электрохозяйство предприятия на основании оценок общей продолжительности работы электродвигателей и местных условий их эксплуатации. Капитальный ремонт, как правило, производят в условиях специализированного электроремонтного цеха (ЭРЦ) или специализированного ремонтного предприятия (СРП).

Разборка электродвигателя производится в порядке, обусловленном особенностями конструкции электродвигателей.

Сборка электродвигателей после ремонта. Подшипники качения напрессовывают на вал ротора. Шариковые подшипники устанавливают целиком. У роликовых подшипников на вал насаждают внутреннее кольцо с телами качения. Внешнее кольцо устанавливают в посадочное гнездо подшипникового щита с подвижной посадкой (скользящей или движения). Перед сборкой посадочные поверхности протирают и смазывают. Внутренние крышки подшипников устанавливают на вал до посадки подшипников.

Подшипники небольших размеров насаживают на вал в холодном состоянии. Внутреннее кольцо подшипника должно плотно прилегать к заплечнику вала. Наружное кольцо должно легко вращаться вручную. Неразъемные вкладыши подшипников скольжения запрессовываются в посадочные гнезда подшипниковых щитов и фиксируются стопорным винтом.

Для этого применяют те же приспособления, что и при разборке, но обеспечивают их обратное действие. При посадке вкладышей смазочные кольца в резервуаре щита располагают концентрично посадочному отверстию.

Ротор вводят в статор, используя те же способы и приспособления, что и при выводе ротора. В подшипники качения закладывают смазку. Подшипниковые щиты устанавливают на подшипники, вал вывешивают и удаляют из-под ротора картонную прокладку. При установке на вал щитов с подшипниками скольжения смазочные кольца выводят из прорези вкладыша, чтобы не повредить их валом. Совмещают риски на станине и щитах, крепят щиты к станине крепежными болтами. Подъемные приспособления снимают. Затем проверяют свободу вращения ротора и затягивают крепежные резьбы щитов. Устанавливают мелкие детали (фланцы, крышки) и заливают масло в подшипники скольжения. Напрессовывают на рабочие концы валов соединительные или передаточные детали (полумуфты, шкивы, тормозные диски, шестерни). От точной посадки соединительных деталей зависит успешность центровки вала электродвигателя с валом производственного механизма или с валом редуктора. После сборочных операций замеряют воздушные зазоры на обоих торцах машин в диаметрально противоположных точках окружности. При больших диаметрах ротора зазор измеряют в восьми точках окружности ротора. Отклонения воздушных зазоров от среднеарифметического должны быть не более 10%.

Обкатку электродвигателя производят на холостом ходу, контролируя ток холостого хода, нагрев подшипников и шумы. Осевой разбег ротора определяют смещением вала вдоль оси до упора сначала в одну, а затем — в другую сторону при неподвижном роторе; осевой разбег ротора равен удвоенному осевому зазору. Односторонние осевые зазоры, которые должны быть одинаковыми, измеряют на холостом ходу. Для этого смазанный торец надежно укрепленного деревянного бруска упирают в торец вращающегося вала и смещают ротор до упора. Ту же операцию проделывают с другого конца вала. В обоих случаях измеряют расстояние от риски до корпуса подшипника перед нажатием на вал и во время измерений; они должны быть равны соответствующим осевым зазорам. При невозможности измерения осевых зазоров на вращающемся роторе ориентировочно оценивают их по осевому разбегу ротора. Результаты измерения осевого зазора сравнивают с допустимыми значениями.

После текущего ремонта асинхронные электродвигатели подвергают следующим испытаниям: измеряют сопротивление изоляции статоров между отдельными обмотками и относительно корпуса, испытывают повышенным напряжением частоты 50 Гц в течение 1 мин, проверяют междувитковую изоляцию на электрическую прочность, замеряют воздушные зазоры, обкатывают электродвигатель на холостом ходу, замеряют осевые зазоры в подшипниках скольжения или разбег ротора по оси.

«Капитальный ремонт асинхронных электродвигателей»

Операция Объем ремонтных работ
Измерения и оценка состояния частей Осмотр двигателя; оценка внешнего состояния сборочных узлов и целости обмотки; измерение осевого разбега ротора двигателя с подшипниками скольжения. Измерение зазора между шейкой вала и вкладышем подшипника. Измерение зазора между ротором и статором, сопротивления изоляции обмоток и колец.
Разборка двигателя Полная разборка двигателя; очистка, продувка и промывка всех узлов и деталей
Осмотр и чистка обмоток Очистка, продувка, протирка и промывка сохраняемых обмоток, устранение дефектных мест на изоляции
Ремонт подшипников и подшипниковых щитов Замена подшипников качения независимо от их состояния. Перезаливка вкладышей подшипников скольжения (при необходимости). Ремонт подшипниковых щитов (заварка трещин)
Ремонт магнитопровода Удаление мест оплавлений магнитопровода ротора и статора, устранение замыканий и распущенности листов стали, осевых сдвигов активной стали и т д.
Ремонт поврежденных деталей Замена или ремонт вентиляторов, приварка лап, заварка трещин, восстановление крепежных резьб;
Ремонт роторов Замена или перезаливка стержней обмоток, ремонт местных повреждений изоляции, ремонт бандажей и бандажирование обмоток, замена неисправных пазовых клиньев
Проверка заземления Осмотр и ремонт (при необходимости) заземляющих шин. проводов и контактов
Ремонт реостата Разборка и очистка реостата; очистка и смена масла, чистка и в случае необходимости — смена контактов. Смена поврежденных резисторов.
Сборка двигателя и выверка его на фундаменте Проверка плотности посадки передачи (муфты, шкива). Выверка электродвигателя на фундаменте, проверка болтовых соединений
Осмотр и проверка пускового аппарата Чистка аппарата при необходимости — с разборкой; очистка от окислов крепления контактов; чистка и замена контактных сухарей. Снятие нагаров и очистка контактных поверхностей; регулирование нажатия контактов динамометром, проверка площади соприкосновения ротора, проверка короткозамкнутого витка ротора. Осмотр и ремонт проводов заземления
Проверка защитного аппарата Проверка соответствия плавких предохранителей. Проверка соответствия нагревателей тепловых реле. Проверка соответствия тока расщепителя автомата расчетному току
Измерения Измерение сопротивления изоляции обмотки статора; общего сопротивления постоянному току реостатов, пускорегулирующих резисторов. Определение зазора между сталью ротора и статора
Обкатка электродвигателя после ремонта Запуск двигателя при холостом ходу; проверка тока холостого хода, температуры подшипников, шума. После работы электродвигателя в течение 1 ч включаем его под нагрузку на 5—6 ч, после этого проверка температуры нагрева обмоток, подшипников. Проверка реостата, пусковой аппаратуры

Техническое обслуживание

Своевременное проведение ТО поможет избежать многих проблем в будущем. Периодичность его проведения зависит от характеристик внешних условий и агрегатов с которыми электродвигатели работают.

Техническое обслуживание предполагает выполнение следующих действий:

  • Очистка установки от пыли и грязи.
  • Проверка держателей электродвигателя и его комплектующих.
  • Проверка бездефектности заземления.
  • Контроль перегрева.
  • Замер сопротивления изоляции.
  • Состояние узла электрической машины и контактных колец.

В среднем ТО выполняется 1 раз в 2 месяца. Для двигателей, установленных на машинах для дробления зерна, прессах и молотилках необходимо проводить техническое обслуживание еще чаще (1 раз в 1,5 месяца).

Механический ремонт деталей и узлов электрических машин

1) Ремонт сердечников.

Наиболее характерными повреждениями сердечников явл-ся: ослабление посадки сердечника, распушение крайних листов, ослабление прессовки, выгорание отдельных участков магнитопровода, абразивный износ внутренней или внешней части поверхности.

2) Ремонт при ослабление посадки сердечника.

При ослаблении посадки сердечник ротора или статора выпрессовывают, ремонтируют, либо заменяют вал и устанавливают сердечник. При этом закрепляют его вновь изготовленными стопорами или кольцевыми шпонками. Ремонт вала может осущ-ся несколькими способами. При больших зазорах на вал наваривают электродуговой сваркой дополнительный слой металла, после чего его обрабатывают. Этот способ явл-ся нежелательным, т.к. в процессе наплавления металла, на валу могут возникнуть искривления. При небольшом ослаблении посадки, ее можно восстановить при помощи специального герметика.

3) Ремонт при распушении крайних листов сердечника.

В машинах малой мощности крайние листы пропиливают ножовкой и проваривают электродуговой сваркой, либо склеивают их при помощи лака, при этом стягивая сердечник кольцами-шпиками.

В машинах большой мощности возможны следующие варианты:

а) использование нажимных шайб;

б) распушение отдельного зубца.

При распушении отдельных лепестков используют отдельные нажимные пальцы.

4) Ремонт при ослаблении прессовки сердечника.

При ослаблении прессовки сердечника устанавливается нажимная шайба и через каждые 2-4 зубца, между крайними листами, забиваются текстолитовые клинья, при этом клинья смазываются специальным клеем. Сердечники крупных электрических машин, как правило, бывают стянуты шпильками, в этом случае под прессовкой сердечника осуществляется подтягиванием шпилек. При этом удаляются сварные швы, стопорящие гайки и осуществляется подтяжка (крест накрест). Если подпрессовать сердечник таким способом не удается, ее осуществляют забиванием текстолитовых клиньев легкими ударами молотка.

5) Устранение местных замыканий

Для устранения небольших местных замыканий используют прокладки из слюды, либо изолируют жидким лаком БВ-99. Большие площади замыкания устраняют травлением в азотной кислоте. На статор наматывают намагничивающие и контрольные обмотки. Пропуская ток, по нагреву определяют место КЗ. Далее место раздвигают стальными пластинами, соседние участки защищают спец-ой хемостойкой шпаклевкой, после чего нагревают до 80ОС и протравливают азотной кислотой. Далее нейтрализуют, осуществляют промывку водой и спиртом.

6) Ремонт при выгорании отдельных зубцов

При выгорании отдельных зубцов поврежденное место фрезеруют, после чего вставляют пломбу из стеклотекстолита, закрепляя её при помощи клея. При этом необходимо устранить местное замыкание возникшее в результате фрезерования поврежденного участка.

7) Ремонт корпусов и подшипниковых щитов

Корпуса эл.машин повреждаются довольно редко. Часто встречаются дефекты: отлом лапы, износ или срыв резьбовых соединений, износ посадочных мест под щиты, появление трещин в корпусе.

В подшипниковых щитах это как правило износ посадочных поверхностей и появление трещин.

а) Восстановление посадочных поверхностей.

Посадочные поверхности подшипника и подшипниковый щит осуществляется впрессовыванием втулки. При этом осуществляют проточку посадочных поверхностей так, чтобы использовать втулку толщиной 6-10 мм, а затем осуществляют посадку в натяг. После чего в щите в диаметрально противоположном направление устанавливают стопоры в виде металлических штифтов. Износ посадочных поверхностей не более 0,2 мм восстанавливают нанесением герметика ГФ. Этот материал стоек к воздействию воды и масла, обладает хорошей адгезией к чугуну и стали и хорошим вибропоглощающими свойствами.

б) Заварка трещин.

Заврку трещин осуществляют только в тех случаях, если она не вызовет искривление посадочных поверхностей. Осуществляется в следующем порядке: на расстояние 8-10 мм от края трещины просверливают отверстие диаметром 6-8 мм, после чего трещину разделывают под углом примерно 70
О. Далее осуществляется заварка трещины эл/дуг. сталью, посте чего заштифтовывают место сварки.

в) Восстановление отломанных лап.

1) просверливают отверстие и нарезают резьбу;

2) заворачивают шпильку;

3) разделывают шов под сварку;

4) заваривают следующие области;

5) просверливается отверстие.

г) Восстановление резьбовых отверстий.

В стальных корпусах резьбовые отверстия заваривают электродуговой сваркой, после чего просверливают отверстие того же диаметра и наворачивают резьбу. ВAl и чугунных корпусах неисправленные резьбовые отверстия рассверливают, вставляют стальную втулку (с натягом), после чего наворачивают резьбу. Иногда, если это допускает конструкция, отверстия можно рассверлить большим диаметром и нарезать резьбу.

8)Ремонт коллекторов и контактных колец.

Наиболее часто встречаются дефекты: появление царапин, выработка и подгар контактных пластин, появление трещин на пластмассе, выгорание пластмассы, электрический пробой изоляции, замыкание пластин с обмоткой.

Существуют 2 типа коллекторов:

1) коллектор на пластмассе;

2) коллектор на стальной втулке.

1-ые ремонтируется без разборки, 2-ые, как правило, применяются на крупных машинах и могут ремонтироваться как с разборкой, так и без разборки.

Ремонт коллекторов из пластмассы.

При обнаружение незначительных перекрытий на поверхности пластмассы их защищают мелкой наждачной бумагой, протирают салфетками и покрывают эмалью (несколько раз). При обнаружение значительных прожогов коллектор протачивают на токарном станке на глубину 2-3 мм, обезжиривают и покрывают эмалью. Трещины глубиной 3 мм и прогары засверливают и заполняют эпоксидным компаундом. После чего его покрывают эмалью. Незначительные замыкания пластин устраняют расчисткой дорожек при помощи шрабера. Для устранения сильных прогаров и выработок коллектор обтачивают на токарном станке, после чего осуществляют продораживание (снимают слой пластмассы между коллекторными пластмассами), покрывают лаком и снимают фаски.

Ремонт коллекторов на стальных втулках.

Мелкий ремонт осуществляется также, как и для коллекторов на пластмассе. Но в отличие от них при ремонте коллекторов на стал. втулке можно осуществлять замену пластин, замену изоляции (пластин и изоляционных прокладок). Необходимо отметить следующие особенности: т.к. разборка коллектора на стальной пластине является крайне ответственной операцией, её необходимо осуществлять с помощью специальных оправок. При этом перед разборкой на коллектор необходимо сделать бандаж из стальной проволоки. Также после сборки такого коллектора производят его формовку при скорости вращения превышающей номинальную на 20% и высокой температуре. Формовку осуществляют с целью уменьшения биений при помощи подтяжки нажимных корпусов.

80. Ремонт и укладка обмоток электрических машин.

Ремонт станины и подшипникового щита

Трещины в чугуне завариваются биметаллическим электродом. Предварительно, детали разогреваются в печи до 700-800 градусов, завариваем трещину и даем медленно остыть вместе с печью в течении 1-3 суток. Можно делать и на холодную, но с разогревом результат будет лучше.

Изношенные посадочные поверхности подшипникового щита исправляются четырьмя методами.

  1. Расточка. Щит растачивается до большего диаметра и запрессовывается в него стальная втулка, которая растачивается до нужного диаметра.
  2. Метод металлизации (напыление металла).
  3. Метод наплавки.

Если повреждена резьба, то отверстие также рассверливается. А затем нарезается и ввертывается резьбовая пробка с внутренней резьбой, требуемого диаметра и шага.

Надеюсь данная статья ответила на ваши вопросы. У нас есть статья про Электрические неисправности электродвигателя, такие как обрыв обмотки, межвитковое замыкание и снижение сопротивления.

Ослабление прессовки пакетов

Выявляется данная проблема по наличию ржавых пятен на поверхности. Они результат контактной коррозии. Также это может вызывать спецефический шум, иногда вибрацию электрической машины.

Степень прессовки определяется с помощью контрольного ножа с лезвием 0,1-0,2 мм. Нож не должен входить более чем на 1-3 мм. В местах с ослабленной прессовкой достаточно вбить текстолитовые или гетинаксовые уплотняющие клинья. Они заглубляются на 2-3 мм ниже поверхности стали.

Во избежание выпадения клинья покрываются клеящим лаком БФ-2. И на них отгибаются края смежных листов стали. После забивки этот участок покрывается масляно-битумным лаком БТ-99 и производится воздушная сушка.

Распушение торцевых пакетов стали устраняется дополнительной зажимной шайбой с зубцами.

Если прессовка ослаблена во всем сердечнике.

Удаляем нажимные плиты сердечника, удерживаемые сваркой или закладными шпонками. В торце сердечника устанавливаем листы текстолита или асбеста по форме.

Вновь накладываем нажимную шайбу, прессуем сердечник и закрепляем шайбу. Все довольно просто.

Оплавление отдельных участков

Поврежденный участок вырубается так, чтобы не было сплавленных между собой листов. Затем в образовавшуюся щель вливается лак БТ-99, закладываются между листами пластинки из слюды толщиной 0,05 мм и покрываем лаком сверху.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *