Самостоятельная юстировка тушки Nikon D5100
В интернете можно найти много статей и рекомендаций по юстировке объектива или тушки, и еще больше советов о том как нужно тестировать объектив перед покупкой, чтобы не допускать такой необходимости, но что делать если объектив уже на руках и постоянно «мажет»? Можно ли доверять найденным в интернете инструкциям? Не превратится ли моя камера в дорогой, со сменными объективами, кирпич?
Мне, как обладателю камеры и объектива с описываемым нюансом, хотелось бы видеть результат прежде чем лезть чем-то острым в район паха матрицы камеры.
Прежде чем начать, хочу сказать что есть универсальный способ избавится от проблемы, причем не требующий никакого вмешательства в работу вашей камеры — это снимать используя LiveView. Если вы никуда не спешите конечно.
А для тех, кого такой, мягко говоря, не быстрый способ, не интересует, могу сказать что операция прошла успешно, и ни одна матрица не пострадала. Но обо всем по порядку..
Введение
Многие обладатели зеркалок начального уровня снимают только китовым объективом, и, зачастую, довольны получаемым результатом. Но стоит только попробовать светосильный объектив, будь то фирменный фикс или советский Гелиос, как человека уже не остановить — хочется большего, того чего кит просто не умеет делать.
Так было и в нашем случае. Через пол года подаренный Гелиос уже выдавал хорошие картинки, но отсутствие автофокуса, и другие мелочи, сильно мешали комфортной съемке. Так что когда подвернулась возможность взять слегка подержанный, но в идеальном состоянии, Nikkor 50mm 1.8G, мы просто не смогли устоять.
После серии кадров объективом на нашей тушке, тщательного осмотра стекла, и проверки полученных кадров на компьютере — объектив был наш. Могу лишь сказать, что проблема с промахами не обнаружилась изначально по нескольким причинам:
- это был наш первый светосильный объектив с автофокусом
- первые несколько недель все списывалось на неумение работать с объективом
- в различных условиях камера выдавала различный результат фокусировки
- а редкие кадры, с правильным фокусом, еще больше уверяли в том, что это проблема рук а не фотоаппарата
После серии тестов, сначала с подручными средствами (наклоненная под 45 градусов линейка, примотанная скотчем к плечу), а затем и с первой попавшейся распечаткой мишени для юстировки, очевидное стало явным — объектив мажет. Но поскольку сервисного центра с нужной квалификацией в городе нет, да и стоит это не дешево, было принято решение провести операцию самому, и вот что обнаружилось при подготовке.
Имеется несколько способов устранения проблемы.
Снимать в режиме LiveView. Просто, надежно, бесплатно, но фокусировка становится ужасно медленной, сложной и не всегда точной.
Юстировка объектива.
Надежно но очень дорого, и не доступно в данной местности.
А вот юстировка тушки может быть сделана тремя способами.
Программная юстировка из меню камеры. Хоть надежно и бесплатно, но доступно только на старших моделях камер, а потому не подходит.
(фото не мое)
Юстировка с помощью настройки положения/ориентации массива фазовых датчиков. Не очень надежно, бесплатно, и, в отличии от некоторых других зеркальных камер, D5100 для этого нужно частично разбирать, а посему данный способ был оставлен только в качестве запасного, и в конечном счете не был востребован.
(фото не мое)
Юстировка с помощью регулирования угла наклона зеркала. Не надежно, очень дешево (если ничего не сломать). Требует наличия прямых, не трясущихся, рук, и небольшого понимания того что вообще происходит.
У последних двух способов есть один большой минус — скорее всего, при установке другого объектива, мазать начнет уже он, т.е. мы изначально соглашаемся с тем, что настраиваем тушку только под один объектив. Но если покупать что либо еще в ближайшее время не планируется, и учитывая что операция, при определенном везении, является обратимой, бояться почти нечего.
Так же сразу хочу уточнить, что в последнем способе возможна проблема с фокусировкой по точкам, отличным от центральной, но об этом чуть дальше.
Если еще не передумали, то приступим. Нам понадобится:
- распечатанная мишень для тестов, но можно воспользоваться и планшетом
с загруженной картинкой - спринцовка
- набор дешевых шестигранных отверток (а именно на 2,0мм) с длинными, а
не короткими ручками
- живая модель, для проверки работы фокуса в реальных условиях. Кот не подойдет, а вот жена/девушка/парень (нужное подчеркнуть) будет в самый раз.
- хорошее освещение
На освещении хотелось бы остановиться подробнее.
В силу несовершенства конструкции фазовых датчиков, и, возможно, программного обеспечения камеры, у младших зеркалок фокусировка имеет довольно большие допуски, которые не считаются промахом фокуса в прямом смысле слова, и при съемке в помещении с дешевыми лампами дневного света, проще говоря — экономками, промахи в фокусе являются довольно частым делом даже при отлично отъюстированном оборудовании.
Сама настройка проводилась в несколько этапов.
- контрольный замер фокуса
- снятие объектива
- поднятие зеркала включением режима LiveView
- погружение отвертки
- подкрутка эксцентрика
- очень аккуратное вынимание отвертки (Осторожно! Она имеет свойство застревать)
- продувка спринцовкой обсыпавшейся краски с эксцентрика
- надевание объектива
- проверка фокусировки на мишени
- проверка на модели
- проверка фотографий на компьютере
- повторение процедуры
Поражает точность данной системы — подкрутка на несколько градусов дает довольно ощутимое смещение плоскости фокуса, что в конце концов привело меня к мысли, что хоть я и возился с настройкой несколько вечеров, полученный результат вполне может оказаться почти идентичен тому что было до процедуры.
Кстати, в единственном видео,
которое я нашел, и которое окончательно убедило меня в возможности такой процедуры, парень хоть и довольно небрежно крутит отверткой, но хотя бы показывает как добиться того что нужно.
Так же хочется чуть более подробно рассказать о методах проверки и реальном использовании такой системы.
Информацию о проверке фокусировки по распечатанной мишени можно найти довольно легко, равно как и множество других способов проверки “под линейку”. Но, в отличии от мишени, особенности фокусировки на лице все таки имеются.
Многие советую — “фокусируйтесь по глазам”, но не многие уточняют, что при близком портрете можно использовать в качестве опорной точки как бровь, так и дальний/ближний уголки глаз. Естественно каждый из вариантов даст свои, отличные друг от друга, результаты.
При съемке портрета в полный рост для фокусировки можно использовать как глаза, так и рот, но для поясных, и более близких, портретов лучше все же использовать только глаза. Причем желательно учитывать угол поворота головы и фокусироваться на ближний к себе глаз, т.к. в таком случае выбор точки фокусировки еще более критичен и влияет на результат.
Теперь немного о грустном
Довольно слабым местом фотоаппарата D5100 являются фазовые датчики, а точнее то, что только один из них — центральный, является крестообразным.
Соответственно его точность заведомо выше остальных, и процедура юстировки была основана только на его показаниях. Что упрощает процесс настройки в разы, но ведет к такой особенности использования как перекадрирование после фокусировки. Ничего страшного, на мой взгляд, в этом нет, но этот момент нужно учитывать при использовании, и есть небольшой шанс, что у вас это будет (как возможно получилось у меня) непреднамеренно компенсировано при самостоятельной юстировке, т.е. камера будет давать наилучший результат именно при перекадрировании.
Все это не критично, и лишь дело привычки, если это ваш личный “инструмент”, но, как показывает практика, те кто берут эту камеру не часто или в первый раз — обычно мажут.
Что касается китового объектива, то могу сказать что после юстировки камеры под 50mm 1.8G он ставился всего два раза, из-за условий съемки, и примерно 40% фотографий китом были с промахом по фокусу…
Для тех кто еще не начал крутить заветные болтики — подумайте еще раз надо ли это вам? Привязка к одному объективу, возможная потеря гарантии (краска обсыпается, и хорошо видны следы вмешательства), съемка только по одной точке, наконец возможность сильного повреждения матрицы при малейшем касании отверткой.
Любой мастер сервисного центра посоветует вам не делать этого, т.к. по его словам вернуть все на свои места можно будет только на специальном оборудовании, за деньги естественно, и, думаю, отчасти он будет прав.
Что же касается моего мнения, то произведенной «операции» есть вполне логическое объяснение. D5100 не является профессиональной камерой и вряд ли есть смысл покупать для него парк оптики, но потренироваться в портретах смысл есть, ведь как иначе понять тянет ли тебя на серьезную съемку? Для серьезной съемки нужна и камера посерьезнее. Хотя бы D300s/D7100 или аналог от другой фирмы, которые обладает куда большими возможностями чем D5100. Следовательно если такой момент и наступит, то текущая камера будет возвращена в исходное состояние, и, на пару с китовым объективом, останется домашней камерой или вовсе будет продана.
D5100 + 50мм 1.8G, пара китайских вспышек и зонтов, синхронизатор и самодельный тканевый фон. Думаю более дешевого старта для любительского студийного фото просто не существует.
Все вышеизложенное никоим образом не претендует на оригинальность, и призвано лишь показать практическую возможность такой
авантюры. Советы по тестированию и использованию являются полной отсебятиной, и могут не подойти вам или вашей камере.
Что такое юстировка объектива и как сделать ее в домашних условиях
Процесс заключается в корректировке фокуса, в случаях его сбоя, или по-другому, настройки резкости. Производится с использованием добавления или корректировки положения линз внутри, и представляет собой технически очень сложный процесс, требующий соответствующих знаний, опыта и наличия специального оборудования. Требуется далеко не каждому объективу, особенно если он новый, только если имеется заводской брак. Если у вас возникли сомнения по поводу исправности автофокуса вашей камеры, для начала точно определите, имеется ли хоть какой-то явный дефект. Юстировка объектива в домашних условиях производится без непосредственного вмешательства в сложное устройство оптики.
Когда проводится?
Юстировка нарушается, когда присутствует производственный брак, ещё, когда много люфтов, техника в процессе длительной эксплуатации сильно расшаталась, и образовались сильные зазоры. Ну и если ваш объектив падал или перенёс, какие-либо удары и механические повреждения.
Если явного травмирующего оптику воздействия вы не припомните, а сомнения вас, тем не менее, одолевают, протестируйте свою оптику. Сейчас модели производители снабжают системой Live View, как раз для таких случаев, когда очень хочется «поковыряться», «а вдруг там что-то не так».
Это система для самостоятельного проведения без вмешательства непосредственно в положение деталей, она действует за счёт того, что проводит анализ степени резкости и определяет, необходимо ли то самое вмешательство или нет. Действует она примерно следующим образом:
- Фотоаппарат устанавливается на штатив, если имеется система стабилизации, то её нужно отключить
- Выберите точку и сфокусируйте на ней объектив вручную, полностью открыв диафрагму
- Выполнив эти условия, выключите Live View и установите режим One-Shot AF, не прикасаясь к объективу, чтобы не сместить фокус.
- Начните плавно нажимать на кнопку спуска затвора, одновременно наблюдая за движениями колец — фокусировочного кольца и шкалой расстояний.
- Если никаких движений этих колец не происходит, то ваш объектив отъюстирован точно. Если движения происходят, ответьте себе, в какую сторону смещается фокус, возможно, ваш фотоаппарат снабжён функцией ручной подстройки фокуса, если да, её можно выполнить самостоятельно, если нет, то пора нести его к мастеру.
Если же ваша камера не оборудована Live View, то для определения требуется ли юстировка, проведите следующие манипуляции: сфокусируйте на какой-либо точке, если при этой попытке камера сфокусировалась в совершенно ином месте, это первый сигнал.
Далее, другая особенность, когда фокусировка кадра не симметрична, т.е. какая-то часть кадра в фокусе, а другая нет (разумеется, при условии равного положения этих частей). Ну и самая явная причина проводить юстировку, это если вам вообще не удаётся сфокусироваться ни на чём.
Непосредственно процесс
Выше перечислены все способы и варианты, когда производится юстировка объектива в домашних условиях. Крайне не желательно, да и вообще опасно самостоятельно вмешиваться во внутренности вашей техники.
Для непосредственно процесса у вас в наличии должно быть специальное оборудование, без которого данное действие невозможно в принципе, это, например, микроскоп. И даже если он у вас есть, то вот коллиматор вряд ли, и это далеко не все приборы.
Также необходимо обладать специфическими знаниями по поводу устройства оптических приборов, которыми обладают далеко не все, даже очень профессиональные фотографы. Вывод: не рискуйте «здоровьем» вашей оптики зря и отнесите её на «лечение» к мастеру, а если оборудование на гарантии, то в сервисный центр.
Откажитесь от любых попыток посмотреть, что внутри, иначе ещё и гарантию потеряете, в этом смысле оптика ничем не отличается от любой другой техники.
Если гарантия уже кончилась, то будьте готовы заплатить за ремонт до 5 000 рублей. Сам процесс юстировки много времени не занимает, до трёх суток в мастерской, хотя это зависит от степени «загруженности» конкретного сервиса или мастера.
Юстировка объектива canon своими руками
Процесс заключается в корректировке фокуса, в случаях его сбоя, или по-другому, настройки резкости. Производится с использованием добавления или корректировки положения линз внутри, и представляет собой технически очень сложный процесс, требующий соответствующих знаний, опыта и наличия специального оборудования. Требуется далеко не каждому объективу, особенно если он новый, только если имеется заводской брак. Если у вас возникли сомнения по поводу исправности автофокуса вашей камеры, для начала точно определите, имеется ли хоть какой-то явный дефект. Юстировка объектива в домашних условиях производится без непосредственного вмешательства в сложное устройство оптики.
Когда проводится?
Юстировка нарушается, когда присутствует производственный брак, ещё, когда много люфтов, техника в процессе длительной эксплуатации сильно расшаталась, и образовались сильные зазоры. Ну и если ваш объектив падал или перенёс, какие-либо удары и механические повреждения.
Если явного травмирующего оптику воздействия вы не припомните, а сомнения вас, тем не менее, одолевают, протестируйте свою оптику. Сейчас модели производители снабжают системой Live View, как раз для таких случаев, когда очень хочется «поковыряться», «а вдруг там что-то не так».
Это система для самостоятельного проведения без вмешательства непосредственно в положение деталей, она действует за счёт того, что проводит анализ степени резкости и определяет, необходимо ли то самое вмешательство или нет. Действует она примерно следующим образом:
- Фотоаппарат устанавливается на штатив, если имеется система стабилизации, то её нужно отключить
- Выберите точку и сфокусируйте на ней объектив вручную, полностью открыв диафрагму
- Выполнив эти условия, выключите Live View и установите режим One-Shot AF, не прикасаясь к объективу, чтобы не сместить фокус.
- Начните плавно нажимать на кнопку спуска затвора, одновременно наблюдая за движениями колец — фокусировочного кольца и шкалой расстояний.
- Если никаких движений этих колец не происходит, то ваш объектив отъюстирован точно. Если движения происходят, ответьте себе, в какую сторону смещается фокус, возможно, ваш фотоаппарат снабжён функцией ручной подстройки фокуса, если да, её можно выполнить самостоятельно, если нет, то пора нести его к мастеру.
Если же ваша камера не оборудована Live View, то для определения требуется ли юстировка, проведите следующие манипуляции: сфокусируйте на какой-либо точке, если при этой попытке камера сфокусировалась в совершенно ином месте, это первый сигнал.
Далее, другая особенность, когда фокусировка кадра не симметрична, т.е. какая-то часть кадра в фокусе, а другая нет (разумеется, при условии равного положения этих частей). Ну и самая явная причина проводить юстировку, это если вам вообще не удаётся сфокусироваться ни на чём.
Непосредственно процесс
Выше перечислены все способы и варианты, когда производится юстировка объектива в домашних условиях. Крайне не желательно, да и вообще опасно самостоятельно вмешиваться во внутренности вашей техники.
Для непосредственно процесса у вас в наличии должно быть специальное оборудование, без которого данное действие невозможно в принципе, это, например, микроскоп. И даже если он у вас есть, то вот коллиматор вряд ли, и это далеко не все приборы.
Также необходимо обладать специфическими знаниями по поводу устройства оптических приборов, которыми обладают далеко не все, даже очень профессиональные фотографы. Вывод: не рискуйте «здоровьем» вашей оптики зря и отнесите её на «лечение» к мастеру, а если оборудование на гарантии, то в сервисный центр.
Откажитесь от любых попыток посмотреть, что внутри, иначе ещё и гарантию потеряете, в этом смысле оптика ничем не отличается от любой другой техники.
Если гарантия уже кончилась, то будьте готовы заплатить за ремонт до 5 000 рублей. Сам процесс юстировки много времени не занимает, до трёх суток в мастерской, хотя это зависит от степени «загруженности» конкретного сервиса или мастера.
Есть простой «тест на внушаемость» владельцев фотоаппаратов Canon: задайте им вопрос про автофокус и выслушайте ответ. Большинство со вздохом посетуют на Canon EOS – отличная же система, а вот никак с автофокусом не разберутся. Внятного объяснения, что не устраивает и в чем сокрыта «ущербность», чаще всего не последует: начитался человек форумов и обзоров, а там только и разговоров, что про юстировку да про отвратительную Кеноновскую точность.
Поддающемуся внушению фотолюбителю постоянно будут мерещиться страсти и ужасы. И не будет ему покоя до похода в сервис на юстировку – последнего средства избавиться от мучительных сомнений. Особо внушаемые несут фотоаппараты и объективы на юстировку в сервис сразу после покупки.
Canon, смирившись с мнительностью своих пользователей, пошел им навстречу: в последних фотоаппаратах Canon EOS присутствует функция подстройки автофокуса, позволяющая подправить автофокус, если его точность не устраивает владельца. Чак Вестфолл подробно рассказал о методе и процедуре такой подстройки.
Дело оставалось за малым: рассказать пользователям о том, как успокоить себя и удостовериться, что в их объективе проклятые бэк и фронт фокусы отсутствуют. На американском сайте Canon есть раздел, называющийся Canon Digital Learning Center (что-то вроде Цифрового Центра Обучения Canon), где публикуется самая разная информация по возможностям системы EOS и даются зачастую очень полезные советы. Именно там Canon подсказал пользователям, как следует проверять, нуждается ли объектив в подстройке автофокуса или нет. К сожалению, метод подходит только владельцам фотоаппаратов, оборудованных функцией фокусировки Live View.
Live View позволяет увидеть картинку прямо с матрицы фотоаппарата. Это дает возможность очень точной фокусировки, особенно учитывая возможность 10-кратного увеличения изображения на мониторе фотоаппарата. Еще одной неявной полезностью является возможность точного просмотра ГРИП.
Как Live View помогает понять, нужна ли юстировка или нет?
Вот, собственно, и весь процесс поиска гармонии со своим фотоаппаратом и объективами. Кстати, для владельцев фотоаппаратов других систем метод также годится, если на фотоаппарате присутствует Live View.
Есть простой «тест на внушаемость» владельцев фотоаппаратов Canon: задайте им вопрос про автофокус и выслушайте ответ. Большинство со вздохом посетуют на Canon EOS – отличная же система, а вот никак с автофокусом не разберутся. Внятного объяснения, что не устраивает и в чем сокрыта «ущербность», чаще всего не последует: начитался человек форумов и обзоров, а там только и разговоров, что про юстировку да про отвратительную Кеноновскую точность.
Поддающемуся внушению фотолюбителю постоянно будут мерещиться страсти и ужасы. И не будет ему покоя до похода в сервис на юстировку – последнего средства избавиться от мучительных сомнений. Особо внушаемые несут фотоаппараты и объективы на юстировку в сервис сразу после покупки.
Canon, смирившись с мнительностью своих пользователей, пошел им навстречу: в последних фотоаппаратах Canon EOS присутствует функция подстройки автофокуса, позволяющая подправить автофокус, если его точность не устраивает владельца. Чак Вестфолл подробно рассказал о методе и процедуре такой подстройки.
Дело оставалось за малым: рассказать пользователям о том, как успокоить себя и удостовериться, что в их объективе проклятые бэк и фронт фокусы отсутствуют. На американском сайте Canon есть раздел, называющийся Canon Digital Learning Center (что-то вроде Цифрового Центра Обучения Canon), где публикуется самая разная информация по возможностям системы EOS и даются зачастую очень полезные советы. Именно там Canon подсказал пользователям, как следует проверять, нуждается ли объектив в подстройке автофокуса или нет. К сожалению, метод подходит только владельцам фотоаппаратов, оборудованных функцией фокусировки Live View.
Live View позволяет увидеть картинку прямо с матрицы фотоаппарата. Это дает возможность очень точной фокусировки, особенно учитывая возможность 10-кратного увеличения изображения на мониторе фотоаппарата. Еще одной неявной полезностью является возможность точного просмотра ГРИП.
Как Live View помогает понять, нужна ли юстировка или нет?
Вот, собственно, и весь процесс поиска гармонии со своим фотоаппаратом и объективами. Кстати, для владельцев фотоаппаратов других систем метод также годится, если на фотоаппарате присутствует Live View.
nesovet
На барахолке за 350 рублей был успешно куплен фотоаппарат с объективом.
с камерой, как то так
объектив разобран более бережно, с надеждой собрать обратно
Замысел объектива хороший. Оптическая схема Биотар
первые две линзы взяты с объектива Гаусса, третья в склейке корректирует хроматические аберрации.
линза, она же тоже призма и отклоняет лучи света разной частоты на разные углы и в точку они не собираются.
картина корректировки такая
и все сходится в одну точку
оригинал гелиос 44 очень хороший
осталось почистить, смазать, ОТЪЮСТИРОВАТЬ и получить шедевры
это набор для работы
Жидкость для чистки оптики не особо, лучше было бы взять изопропиловый спирт, но в аптеках от такой просьбы шарахались, как от прокаженного.
Можно купить в магазине чип и дип, бутылка литр 350 рублей. Но зачем мне литр, да и цена.
Мне хватило смазки, которая совсем не понравилась, да и 2 мл за 160 рублей круто.
заменил по 33 рубля за баночку
тонкость в смазке для объективов в том, что она не должна быть на масле.
масло обязательно отделится и попадет на линзы и лепестки диафрагмы
в наборе джентльмена нет груши, но у меня есть отличный пылесос
нет ленспена, но есть свечка и ложка
копоть от свечки это углерод, плюс ватная палочка из хлопка
да, салфетка из набора с чистящим средством — дрянь, полно ворса.
все ватные штуки из хлопка.
Все детали объектива хорошо промываются бензином.
Скручивать сухие детали не нужно, может заклинить.
Геликоид смазать очень тщательно.
И оптические блоки. Линзы находятся в оправах. Задача расположить линзы так, чтобы у всего блока была одна оптическая ось.
При хорошей обработке линзы и оправы, линза должна лечь в оправу и её оптическая ось будет соосна направляющей оправы.
Так хочется, но так не получается.
В мою бытность работы на оптическом производстве (Киевский завод "Арсенал") фраза "насыпать линзы в объектив" была ругательной.
Юстировались линзы в оправах даже мыльницы "Киев 35", а сменные объективы для "Киев 88" за 900 рублей (советских) и подавно.
Я опишу принцип юстировки и покажу принципиальную схему в домашних условиях. Заводской прибор, конечно намного точнее, но принцип тот же.
Делается это так. Оправа для линзы кладется на юстировочный столик, в оправу на посадочное место кладется линза.
В окуляре прибора, мы видим концентрические круги и их правильная картинка говорит о том, что линза легла.
Если круги неправильные, линза пальцем вращается в оправе, как бы укладывается удобно, до получения картинки.
Потом зажимается стопорным кольцом.
Как получается картинка, да очень просто.
Вверху на штативе лазерная указка за 1000р. Лазер настоящий, дает монохромный и когерентный пучок.
На пути пучка ставим пластинку из фольги с отверстием проколотым иголкой, пусть 0,1 мм.
Что получаем на выходе? Правильно, на отверстии дифракцию, на экране интерференцию.
просто пучок через отверстие без линзы
пучок через линзу в оправе, причем линза "легла"
линза не легла в оправе
Это принцип юстировки линзы в оправе. Заводской прибор дает высокую точность и возможность хорошо отъюстировать линзу.
Да кто же этим занимается при ремонте?
Почистить оптический блок внутри без разборки невозможно, нужно снять хотя бы одну линзу.
Кстати, если с вас берут деньги за юстировку, спросите, как это делается.
Всякие бэк фокусы и фронт фокусы к объективам отношения не имеют.
Почти все готово. Я поставлю объектив на никон. На левом блоке видно 2 переходных кольца м39 — м42 и м42 — никон.
Бесконечности не будет, да мне пока и не надо. Как сделать бесконечность уже другая история она есть в 1000 источниках.
Я буду сравнивать гелиос 44 созданный по оптической схеме биотар и цейс по схеме планар.
Сравнение некорректное, но можно же сравнивать цена — качество.
Цейс 25000 рублей, гелиос 250 рублей.
итак, для начала миры
гелиос цейс
особо ничего сказать нельзя
а снимают они так
Разница в качестве картинки. конечно есть, но не в 100 же раз.
Советские объективы желтят. это из за покрытия, а так вполне приличная картинка.