Фильтры
Фотограф использует светофильтры тогда, когда свет не оптимален, а фильтр может его улучшить. Практика показывает, что лучшие снимки делаются без фильтров. Когда освещение идеально, фильтры попросту не нужны. Однако идеальным освещение бывает редко, и если у вас нет возможности дожидаться благоприятных условий, фильтры могут прийти на помощь. Фильтр не сделает плохой свет хорошим, но он может сделать плохой свет приемлемым для съёмки.
Не стоит забывать и о том, что человеческое зрение работает весьма отличным от фотоаппарата образом, поэтому зачастую использовать фильтры приходится просто для того, чтобы сцена вышла на фотографии так, как её видим мы с вами, а не так, как её хочет видеть камера. Именно так – противоестественные манипуляции необходимы для того, чтобы фотографии выглядели естественно. Игнорирование этого принципа ведёт к тому, что большинство любительских снимков смотрятся ненатурально.
При работе с плёнкой фильтры жизненно необходимы. Для цифровой фотографии использование фильтров не столь критично, но ряд фильтров не утратил своей актуальности. Да, некоторые эффекты от использования фильтров могут быть с различной степенью успешности сымитированы в графических редакторах, но, поверьте, обрабатывать хороший кадр, аккуратно экспонированный, снятый с использованием нужных фильтров, значительно легче и приятнее, нежели пытаться вытянуть снимок, небрежно щёлкнутый с пагубной уверенностью во всемогуществе Фотошопа. Сам я, кстати, редко пользуюсь фильтрами. Во-первых, из-за лени, а во вторых, я предпочитаю всячески уклоняться от съёмки, когда свет посредственен и нуждается в чрезмерной модификации. Светофильтры – слабая альтернатива хорошему освещению.
И всё же не лишним будет знать, какие бывают фильтры, и зачем они могут вам понадобиться.
Защитные фильтры
Эти фильтры практически никак не влияют на конечное изображение, но, тем не менее, могут быть весьма полезны.
Производители и продавцы фотоаксессуаров называют защитные фильтры ультрафиолетовыми (УФ или UV), на том основании, что они не пропускают свет с короткой длиной волны и тем самым спасают ваши снимки от ужасного воздействия ультрафиолетового излучения. Не покупайтесь на подобную чушь. Не спорю, вероятно, они не пропускают ультрафиолет, как не пропускает его и обычное оконное стекло. Почему «вероятно»? Да потому, что вы никогда не увидите разницу между снимками, сделанными с УФ фильтром и без оного. Ультрафиолет неразличим для человеческого глаза, как в жизни, так и на цифровых снимках. Плёнка – иной разговор, и отдельные типы фотографических плёнок действительно выигрывают от УФ фильтрации, но к цифровой фотографии это не относится.
Некоторые фильтры промаркированы как цифровые (digital), поскольку якобы оптимизированы для использования с цифровыми камерами. Наивные фотолюбители верят в то, что один кусок прозрачного стекла имеет какие-то волшебные преимущества над другим, точно таким же куском, и готовы платить за фильтр с надписью «digital» в два раза больше, чем за фильтр без подобной надписи.
Единственная функция защитных фильтров – механическая защита. Они защищают переднюю линзу объектива от пыли, царапин, отпечатков пальцев и т.п. Заменить разбитый фильтр выйдет дешевле, чем заменить линзу. Впрочем, если вы уроните объектив на скалы, фильтр его вряд ли спасёт.
Нет ничего плохого в постоянном ношении защитного фильтра на объективе, но ещё лучше научиться обращаться с объективом настолько аккуратно, чтобы необходимость в дополнительной защите не возникала. Кстати, бленда, носимая в рабочем положении, также неплохо предохраняет переднюю линзу и к тому же помогает бороться с бликами.
Вопреки легендам защитный фильтр не ухудшает резкость изображения. Если у вас есть сомнения, проверьте сами, делая серии снимков с фильтром и без. Единственная ситуация, которая чревата незначительной потерей контраста, это съёмка в контровом свете. Но здесь, знаете ли, и без фильтров снимать непросто.
Защитный фильтр должен быть прозрачен. В идеале, когда вы вынимаете его из упаковки, у вас должно возникать впечатление, что производитель забыл вставить стекло в оправу.
Дорогие фильтры с просветлением хороши тем, что меньше бликуют. Вместе с тем даже самые простые и дешёвые фильтры прекрасно справляются со своей защитной функцией.
Нейтральные фильтры
Фотографу всегда не хватает света, но случается и обратное. Например, вы снимаете водопад и хотите получить воду размытой, а скалы резкими. Для этого нужна длинная выдержка, но свет слишком ярок, а ждать наступления сумерек у вас нет никакой возможности. В таких случаях используют нейтрально серые фильтры (ND – Neutral Density), которые представляют собой просто тёмное стекло в оправе, блокирующее часть света, поступающего в объектив, и позволяющее таким образом снимать с малыми скоростями затвора. Нейтральный фильтр не должен иметь цветового оттенка – в идеале он серый – иначе он начинает оказывать влияние не только на экспозицию, но и на цветовой баланс, т.е. перестаёт быть нейтральным.
Нейтральные фильтры бывают разной кратности. Кратность фильтра означает, на сколько ступеней следует увеличить экспозицию при его применении. Например, фильтр ND 8 ослабляет световой поток в 8 раз, т.е. блокирует 3 ступени экспозиции. Некоторые производители указывают не кратность фильтра, а его оптическую плотность, используя логарифмическую шкалу, где каждой ступени экспозиции соответствуют 0,3 единицы. Упомянутый выше восьмикратный фильтр будет обозначен как ND 0,9, а ND 4 превратится в ND 0,6.
Фильтры с высокой кратностью очень сильно затемняют видоискатель, что затрудняет компоновку кадра. Кроме того, при недостатке света ухудшается работа автофокусировки вплоть до полного отказа. Здесь имеет смысл скомпоновать кадр и сфокусировать объектив без фильтра, зафиксировать камеру на штативе, и лишь затем накрутить фильтр и сделать снимок.
Градиентные фильтры
Если у нейтрального фильтра затемнена только половина, а вторая половина прозрачна, причём между двумя зонами имеется плавный переход, такой фильтр называется градиентным (Graduated ND). Он применяется для съёмки высококонтрастных сцен, например закатов, когда небо значительно ярче пейзажа. Затенив с помощью фильтра верхнюю часть кадра, вы получаете возможность увеличить экспозицию в нижней части и таки уместить всю сцену в динамический диапазон камеры.
Градиентные фильтры весьма разнообразны. Тёмная часть фильтра может иметь различную плотность; собственно градиент может быть плавным или же представлять собой чёткую границу, линия которой может быть как прямой, так и изогнутой, чтобы соответствовать рельефу местности. Существуют обратные градиентные фильтры, имеющие тёмную полосу посередине и светлые края. Их используют, чтобы притенить закатное солнце, оставив верх и низ кадра без изменений. Фильтр может быть нейтрально серым, а может – и цветным для придания небу желаемого оттенка.
Большинство градиентных фильтров имеют круглую форму и стандартную оправу с резьбой, но при этом могут поворачиваться внутри оправы, чтобы дать фотографу возможность управлять наклоном градиента. Однако существуют и большие квадратные фильтры, которые вставляются в специальный держатель, предварительно закреплённый на объективе. Такие фильтры могут скользить по направляющим держателя вверх и вниз, позволяя изменять положение границы тёмной и светлой областей фильтра. Сам же держатель может быть повёрнут для обеспечения нужного угла наклона. Лично я предпочитаю круглые фильтры в обычной оправе, поскольку нахожу систему с держателем слишком громоздкой, но это дело вкуса.
Использовать градиентные фильтры следует аккуратно. Остерегайтесь сцен, содержащих предметы, пересекающие границу между тёмной и светлой половинами. Представьте себе горные вершины на фоне затянутого облаками неба. Небо слишком светлое, а горы слишком тёмные. Если вы примените в этой ситуации градиентный фильтр – то да, вам удастся получить детали и в облаках, и у подножия гор, но собственно вершины станут почти чёрными, что будет выглядеть особенно неестественным, учитывая нормально проэкспонированный низ сцены. Вряд ли вы найдёте в продаже фильтр с зубчатой границей, в точности повторяющей рисунок горного хребта.
Идеальный сюжет для применения градиентного фильтра – закат над морем или степью, поскольку граница между зонами с различной яркостью ровная и совпадает с горизонтом.
Градиентные фильтры незаменимы при съёмке на цветную обращаемую плёнку в силу её малого динамического диапазона. При работе с цифровой камерой зачастую можно обойтись и без фильтра, призвав на помощь HDR, т.е. сделав несколько снимков с различной экспозицией, объединить их затем в единое изображение. Метод превосходный, но требует аккуратности и большого вкуса. Кроме того, для HDR непременно нужен штатив и неподвижный сюжет. Если вы снимаете с рук или если в кадре присутствуют раскачиваемые ветром деревья, градиентный фильтр – единственный выход.
Поляризационные фильтры
Это, без сомнения, наиболее интересная группа фильтров.
Прежде всего, разберёмся, что такое поляризация. Световая волна, двигаясь в некоем направлении, совершает колебания в плоскости, проходящей через вектор направления её полёта. Как вы понимаете, через любой вектор, может проходить бесконечное количество плоскостей. Обычный неполяризованный свет, излучаемый каким-либо источником, например солнцем, содержит примерно одинаковое количество световых волн, ориентированных в каждой из бесчисленного множества воображаемых, взаимопересекающихся плоскостей. Если волны света ориентированы неравномерно, т.е. значительная часть волн колеблется в параллельных друг другу плоскостях, такой свет называется поляризованным.
Солнечный свет не поляризован, но он поляризуется, отражаясь от стекла, воды и прочих гладких неметаллических поверхностей, а также, прошу обратить особое внимание, от молекул воздуха.
Поляризационный фильтр (PL, Polarizer) устроен таким образом, что пропускает световые волны только с определённой плоскостью поляризации. Точно так же, как и градиентный фильтр, поляризатор может поворачиваться в оправе, позволяя фотографу выбирать: какие световые волны попадут в объектив, а какие нет.
Поворачивая поляризатор в оправе, можно подобрать положение, при котором он почти полностью блокирует отражённый поляризованный свет. Например, в пасмурную погоду вам не хочется, чтобы вода в лесном озере отражала скучное белесое небо. С помощью поляризационного фильтра вы можете исправить ситуацию, убрав отражение и сделав видимым дно водоёма вместе с камнями и водными растениями, что может очень оживить кадр.
Поляризатор часто используют, чтобы устранить блики на листьях деревьев, а также на мокрых камнях. Это может сделать цвета более насыщенными, но может и убить кадр, лишив сцену объёма, так что знайте меру – не всегда то положение фильтра, при котором его эффект максимален, будет самым уместным положением.
Наиболее популярное применение поляризационного фильтра – это получение тёмно-синего неба в ясную погоду. Молекулы воздуха, а также частицы пыли, отражая свет, поляризуют его. Это позволяет, отсекая часть поляризованных волн, притемнять небо, оставляя при этом яркость пейзажа неизменной.
Свет от неба поляризован неравномерно. Наиболее сильно эффект поляризации выражен если смотреть под прямым углом к солнцу, и практически полностью отсутствует вокруг солнца, а также на противоположном солнцу участке неба. Отсюда два вывода: во-первых, при съёмке с поляризатором наиболее выгодны такие позиции, при которых солнце находится сбоку от вас, а во-вторых, следует быть исключительно внимательным, если вы используете поляризатор вместе с широкоугольным объективом. Если кадр включает в себя большой участок неба, то из-за разной степени поляризации света вы рискуете получить в небе тёмную полосу, выглядящую крайне неестественно, и с головой выдающую вашу неудачную попытку обмануть законы природы.
Не забывайте, что поляризационный фильтр крадёт у вас около двух ступеней экспозиции, т.е. при прочих равных условиях заставляет использовать в четыре раза более длинную выдержку. Это означает, что снимать через поляризатор, держа камеру в руках, вы сможете только в солнечную погоду. В тени или же в вечернее время штатив может оказаться отнюдь не бесполезным.
Следует, пожалуй, упомянуть, что поляризационные фильтры бывают линейными и круговыми (C-PL, Circular Polarizer). Не буду вдаваться в технические подробности, но знайте, что автофокус и экспозамер современных камер адекватно работает только с фильтрами, обеспечивающими круговую поляризацию. Беспокоиться по этому поводу не стоит – все поляризаторы, выпускающиеся в XXI веке, круговые, и отыскать неправильный фильтр в настоящее время не так-то просто.
Цветные фильтры
Значимость этих фильтров для фотографа сильно колеблется в зависимости от материала, на который он снимает.
При работе с чёрно-белой плёнкой цветные светофильтры исключительно важны, поскольку, пропуская одни лучи и задерживая другие, позволяют изменять тональные отношения между предметами, а так же управлять контрастом.
При использовании цветных слайдов фильтры необходимы для коррекции цветового баланса плёнки и получения естественных цветов при различном освещении.
Если же ваш основной инструмент – цифровая камера, цветные фильтры вам абсолютно ни к чему. Баланс белого позволяет производить гораздо более смелые манипуляции с цветом, чем любые фильтры. А работа с индивидуальными цветовыми каналами при чёрно-белой конвертации снимков даёт даже больший творческий простор, чем цветные светофильтры в традиционной фотографии.
Эффектные фильтры
К этой категории можно отнести диффузные, звёздные, радужные и прочие подобные фильтры. Художественная ценность таких спецэффектов вызывает у меня глубочайший скептицизм. Более того, большая часть этих фильтров без труда может быть сымитирована в Фотошопе. Если вам угодно побаловаться эффектными фильтрами – вы в своём праве, рассматривать их как серьёзное изобразительное средство мне трудно.
Размеры
Фильтры выпускаются в оправах различного диаметра, и покупать очередной фильтр следует в зависимости от размера передней линзы объектива, для которого этот фильтр предназначен. Большие светосильные объективы требуют соответственно больших фильтров. Существуют переходные кольца, позволяющие использовать фильтры, размер которых не соответствует резьбе на объективе. Маленькие фильтры (скажем, 52 мм) относительно дёшевы и весьма удобны, но, к сожалению не совместимы с крупной оптикой.
Я настоятельно не советую вам брать с собой фильтры разного размера, даже если ваша коллекция включает в себя все возможные и невозможные размеры. Привычка носить в сумке десяток фильтров, которыми приходится непрестанно жонглировать, очень усложняет жизнь и заметно снижает вашу оперативность. Если вы отправляетесь на фотовылазку с несколькими объективами, выбирайте их таким образом, чтобы все они имели одинаковую резьбу для фильтров. Другой вариант – взять комплект фильтров, подходящих к объективу с наибольшей резьбой (например, 77 мм), а остальные объективы снабдить повышающими переходными кольцами.
Некоторые широкоугольные объективы с большой выпуклой передней линзой в принципе не имеют резьбы и не могут быть использованы вместе с традиционными фильтрами. К некоторым объективам специальные тонкие фильтры крепятся сзади. Иногда фильтры не накручиваются на объектив, а вставляются внутрь, в специальную обойму, однако такая конструкция – редкость.
Просветление
Просветление или, как его ещё называют, антибликовое покрытие это тончайшая плёнка, наносимая на оптическое стекло с целью повысить его светопропускающую способность и избавиться от бликов.
Фильтры без просветления блестят так же, как обычное оконное стекло. В нормальных условиях вы не заметите никакого ухудшения качества изображений. Если же в поле зрения объектива попадает солнце или какой-нибудь другой яркий источник света, фильтр без покрытия умножит блики, возникающие из-за переотражения света линзами объектива, а также будет способствовать снижению контраста. Всё это звучит страшно, но на деле деградация картинки не всегда даже заметна для невооружённого глаза. В крайнем случае, несложно завести привычку снимать с объектива защитный фильтр, когда вы снимаете против солнца.
Преимущество непросветлённых фильтров в дешевизне, а также в том, что их легко чистить. В сущности, их спокойно можно мыть под краном или протирать носовым платком (чистым, разумеется!), в то время как фильтры с покрытием требуют более деликатного обращения.
Фильтры с однослойным просветлением можно распознать по маркировке SC или C (Single Coated или же просто Coated), а также по желтоватому или голубоватому оттенку отражений в стекле фильтра. Сами отражения заметно более тусклые, чем в фильтрах без просветления. В контровом свете просветлённые фильтры ведут себя лучше, чем непросветлённые, но опять же, разница незначительна, и отнюдь не поражает воображение.
Самые лучшие и, как следствие, дорогие фильтры имеют многослойное просветление, которое ещё более эффективно борется с бликами и доводит светопропускание фильтра почти до 100%. Такие фильтры на вид абсолютно прозрачны, и даже яркие объекты отражаются в них очень тускло с зеленовато-пурпурным отливом. Маркировка может быть самая различная: MC (Multi Coated), SMC (Super Multi Coated) и т.п.
А вот, собственно, за что мы платим:
Да уж, разница не впечатляет. При этом мне пришлось приложить немало усилий, чтобы добиться столь ужасных бликов. Никто в здравом уме не станет снимать в таких условиях.
Если коротко, то многослойное покрытие лучше, чем однослойное, которое в свою очередь лучше, чем вообще никакого покрытия. При этом даже фильтр с многослойным покрытием всё равно будет бликовать при встречном свете, хоть и незначительно. В любом случае, независимо от наличия просветления и его типа, различия в качестве изображения несущественны, и проявляются лишь при экстремальном освещении.
Чистить просветлённые фильтры следует аккуратно, чтобы не поцарапать покрытие. Хорошо зарекомендовали себя салфетки из микроволокна или микрофибры. Впрочем, небольшое количество пыли на фильтре или объективе вполне допустимо и совершенно не влияет на ваши снимки.
Рекомендации
Цифровому фотографу нет нужды запасаться фильтрами всех цветов радуги, но я советую вам обзавестись поляризационным и градиентным фильтрами. Размеры подбирайте исходя из того, с какими объективами вы будете эти фильтры использовать. Если у вас много объективов с разной резьбой, старайтесь по возможности приобретать фильтры большего диаметра и решать проблему совместимости с помощью набора повышающих переходных колец.
Имейте в виду, что у некоторых недорогих объективов передняя линза вращается при фокусировке. Это чрезвычайно затрудняет использование фильтров во вращающейся оправе вместе с подобными объективами.
Помимо двух вышеупомянутых фильтров нелишним будет обзавестись защитными или ультрафиолетовыми фильтрами для каждого из ваших объективов. Даже если вы и не будете носить их постоянно, защитные фильтры могут вам понадобиться при съёмке в суровых условиях, когда велик риск попадания в объектив снега, песка, водных брызг и прочих малоприятных вещей.
Если вы носите на объективе защитный фильтр, не забывайте снимать его, прежде чем накрутить на объектив поляризатор или градиентный фильтр. Иными словами: не стоит готовить бутерброды из фильтров. Чем больше слоёв стекла вы помещаете перед объективом, тем сильнее вы рискуете поймать лишние блики, не говоря уже о потере общей светопропускающей способности всей системы.
Из производителей я могу порекомендовать Marumi за хороший баланс цены и качества. Hoya несколько лучше, но дороже. Поляризаторы Hoya и Marumi одни из лучших, а многослойное просветление фильтров Hoya и вовсе вне конкуренции.
B+W делает выдающиеся фильтры с не менее выдающейся ценой.
Очень популярны градиентные фильтры Cokin, особенно среди любителей квадратных фильтров. Cokin выпускает градиентные фильтры всех мыслимых и немыслимых цветов, но, к сожалению без намёка на просветление. К тому же все они пластиковые, а не стеклянные.
Неплохие нейтрально-серые градиентные фильтры в традиционной оправе делает Tiffen. Особенно хороши фильтры серии HT с многослойным покрытием.
Градиентные фильтры производства Hoya и B+W сделаны из пластика и могут быть не вполне нейтральны по цвету.
Про фильтры Kenko я не могу сказать ничего плохого.
Кроме того многие производители фототехники такие как Nikon, Canon, Fuji и пр. также выпускают фильтры под собственными брендами.
Если вам нужен защитный фильтр без просветления, который не жалко поцарапать или даже разбить, знайте, что дешёвые китайские фильтры работают ничуть не хуже дорогих фирменных фильтров. Перед тем как использовать безымянный фильтр убедитесь в том, что он безупречно прозрачен, и что его оправа достаточно тонкая, чтобы не вызывать виньетирование.
Спасибо за внимание!
Post scriptum
Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.
Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.
Стандартные фильтры в камере iPhone: как открыть и пользоваться
С помощью фильтров камеры Айфонов могут быстро улучшить внешний вид фотографии, а новейшие модели смартфонов Apple – iPhone 12, iPhone 12 Pro и iPhone 12 Pro Max, возможно, обладают лучшими камерами среди всех смартфонов на данный момент.
Реализованные технологическим гигантом из Купертино мощные возможности записи видео и расширенные функции, такие, как программное улучшение фотографии Deep Fusion, трудно превзойти. Тем не менее, независимо от того, какие фотографии мы создаем, иногда хочется использовать дополнительные фильтры, причем, в режиме реального времени.
Если вы один из тех пользователей, которые обновились до новых iPhone, например, с iPhone 8, то можете заметить, что опция фильтров в приложении «Камера» теперь отсутствует на прежнем месте. Ранее они располагались в верхнем правом углу приложения камеры, но Apple изменила интерфейс, чтобы задействовать больше функций, таких, как Ночной режим, видео QuickTake и другие. Не беспокойтесь, Apple не отказалась от использования фильтров, как это произошло с 3D Touch. Вместо этого компания просто переместила их в другое место в приложении «Камера».
В этой статье мы расскажем, где именно вы можете найти раздел «Фильтры» в приложении «Камера» на последних моделях iPhone, и как их использовать в случае необходимости.
Как открыть фильтры камеры на iPhone
Все iPhone, оснащенные сенсером Face ID имеют одно и то же переработанное приложение «Камера», поэтому независимо от того, какая у вас модель смартфона, следующие шаги остаются неизменными.
1. Откройте приложение «Камера», сдвиньте экран вверх или коснитесь значка со стрелкой-шевроном «вверх», расположенного в верхней части экрана. Это действие приведет к появлению дополнительных параметров внизу, прямо над значком затвора.
2. Вы увидите целый ряд различных функций камеры, включая значок фильтра в крайнем правом углу, рядом с опцией режима таймера. Просто нажмите на значок с тремя кругами, чтобы продолжить.
В случае, если значок с тремя кружками отсутствует (например, в Ночном режиме появится дополнительный значок), сдвиньте панель инструментов справа налево.
3. Теперь у вас будет доступ к тому же набору фильтров, что и на старых iPhone. Просто выберите тот, который вам нужен, и сделайте требуемый вам снимок.
На самом деле это все, что нужно сделать. Фильтры, которые вы всегда знали и любили, находятся в этом месте. Просто теперь требуется несколько дополнительных шагов, чтобы получить к ним доступ.
Добавление фильтров к вашим фотографиям – это быстрый и простой способ улучшить их, но есть несколько других приемов, которые вы можете использовать для прокачки своих навыков фотографии на iPhone.
Изменение доступа к фильтрам может сбить с толку или даже немного раздражать, особенно, если вы раньше использовали какой-либо из старых iPhone или iPad. Однако это не единственная функция, которая была перемещена в другой раздел в приложении «Камера». Множество функций, таких как «Живое фото», режим «Таймер», возможность переключения пропорций и т.д. также были перемещены. Теперь все они скрыты за этим небольшим значком стрелки на экране приложения «Камера».
В зависимости от постоянно используемых вами функций в приложении камеры для iPhone измененный интерфейс может понравиться, а может начать раздражать. Но нельзя не отметить, что Apple проделала довольно хорошую работу по внедрению множества новых «фишек» камеры в приложение, не загромождая при этом пользовательский интерфейс. В нем теперь куда больше возможностей, чем когда-либо. При этом приложение «Камера» кажется простым и понятным.
Учитывая тот факт, что Apple все же довольно регулярно вносит изменения в интерфейс своего приложения «Камера», никого не удивит, если в будущем появится нечто новое и какие-то параметры переместятся в другое место или вообще вернутся на прежнее. Возможно, будут учитываться пожелания конкретного пользователя к интерфейсу приложения через его кастомизацию.
Расскажите нам в комментариях, считаете ли вы такое изменение интерфейса оправданным и какой ваш любимый фильтр.
Фильтры: какие действительно нужны?
Фильтр на десять стопов позволил мне использовать 60-секундную выдержку, чтобы размыть волны, разбивающиеся о берег, и превратить их в мистический туман.
Какие фильтры выбирать и как найти нужный размер? При работе с фильтрами у многих начинающих (и даже опытных) фотографов, несомненно, появляется несколько вопросов.
В этой статье мы рассмотрим, что делает каждый из видов фильтров, какие из них вам действительно нужны и как подобрать правильные фильтры для своей камеры.
Ультрафиолетовый (UV) фильтр
Такой вид чаще всего идет в комплекте при покупке камеры или объектива. Это древняя технология, которая уже устарела, но все еще держится на плаву, во многом из-за выгоды для продавцов. UV-фильтры изначально использовались при работе с пленкой. Пленка обычно разделялась на разные слои для красного, синего и зеленого. Синий слой был весьма чувствителен к ультрафиолетовому свету. Еще до появления цифровых камер большинство производителей фотопленок должны были в большей мере преодолеть эту проблему. Современные фотоаппараты полностью избавились от нее благодаря наличию внутренних фильтров, блокирующих ультрафиолет и инфракрасный свет. Что все это значит? На сегодняшний день UV-фильтры полностью потеряли смысл.
Зачастую, если в кадре или возле его границы присутствует источник света, UV-фильтр может усилить или создать блики. Это случается из-за добавления перед объективом дополнительного кусочка стекла, через который должен пройти свет. Вспомним еще то, что дешевые ультрафиолетовые фильтры снижают резкость и контраст фотографий. Так зачем же их использовать?
Причина, по которой многие используют UV-фильтры – защита объектива. Однако, даже это не так полезно, как может показаться. Если поискать в интернете различные тесты эффективности UV-фильтров в плане защиты объектива, станет понятно, наличие фильтра мало что меняет. Переднее стекло в объективе очень прочное и, конечно же, прочнее, чем UV-фильтр. Поэтому любая сила, которая может причинить вред, с легкостью разобьет фильтр и все равно навредит объективу.
Если вы обеспокоены тем, что можете поцарапать или уронить объектив, идеальный способ этого избежать – прочная бленда. В отличие от UV-фильтра, бленда сокращает блики, а не усиливает их. Если вопрос нанесения ущерба объективу очень важен, позаботьтесь о страховке. Это дороже, но тогда вы будете спать спокойно.
Вывод – ультрафиолетовый фильтр вам не нужен.
Круглый (циркулярный) поляризационный фильтр
Эти фильтры имеют два кусочка стекла, которые можно поворачивать, регулируя силу поляризации.
Если вы когда-либо носили поляризующие очки, то испытали на себе эффект циркулярного поляризационного фильтра. Этот вид состоит из двух соединенных стекол, которые можно независимо поворачивать для регулировки силы поляризации. На практике вы видите результат на экране или смотрите сквозь видоискатель и поворачиваете поляризатор пока не получите желаемый результат.
Это обязательный аксессуар для любого фотографа.
Круглому поляризатору можно найти множество применений. Главное – эффекты, создаваемые с его помощью очень сложно или нереально воссоздать при помощи программной обработки. Как ни странно, свое название фильтр получил не из-за круглой формы. Оно относится к методу поляризации. Старые пленочные камеры использовали «линейные» фильтры. Они не позволяют замерять свет и работать с некоторыми видами автофокуса. Поэтому сейчас они устарели и почти не продаются. Обращайте внимание при покупке – вам нужен именно циркулярный поляризационный фильтр, хотя вряд ли сейчас можно встретить линейный тип.
Поляризационный фильтр сокращает блики от сияющих предметов, например, воды или листьев. Когда вы впервые поработаете с поляризатором, вы будете удивлены, насколько много бликов есть на повседневных предметах. Особенно сильно без поляризатора блестит растительность. Правильное использование такого фильтра обеспечивает более богатые, глубокие и реалистичные цвета при съемке объектов, которые обычно отбрасывают блики.
Поляризационный фильтр позволил избавиться от блеска камней и сделал кадр довольно темным, чтобы я мог использовать выдержку 1.3 секунды, сделав воду размытой.
А также такой фильтр может смягчить или убрать отражения на поверхности воды. Хоть иногда отражения и нужны, бывают ситуации, когда без них получается более интересное фото. Один из примеров – мелкое прибережье с интересными камнями под водой. Если небо отражается в воде, довольно трудно запечатлеть, что происходит под ее поверхностью. Однако, используя поляризатор, можно сделать воду кристально чистой и фотографировать происходящее на дне.
Поляризационные фильтры также делают синее небо более темным и глубоким. Хотя тут важно не перестараться, иначе получится нереалистичный вид. Но также, если снимать небо с очень широким углом и поляризационным фильтром, цвет в разных участках может отличаться. Это происходит из-за того, что эффект поляризатора варьируется в зависимости от угла падения солнечных лучей и при съемке с широкоугольником вы одновременно захватываете участки неба с разными углами. В таком случае лучше просто снять фильтр.
Фильтры нейтральной плотности (ND-фильтры)
По большому счету этот вид представляет собой солнцезащитные очки для объектива. У ND-фильтров множество применений, о которых можно написать отдельную статью. Сокращая количество света, который попадает на сенсор, они предоставляют больше контроля над выдержкой. Вы можете устанавливать высокие значения, получив особый эффект.
Фильтры нейтральной плотности – ценный и очень полезный инструмент.
ND-фильтры позволяют делать фотографии, которые без них абсолютно невозможно воплотить, например, шелковый водопад, размытые линии облаков в небе или идеально ровная поверхность воды. Даже портретные фотографы иногда используют эти фильтры, чтобы иметь возможность устанавливать широкую диафрагму в яркое дневное время.
ND-фильтры классифицируются в зависимости от плотности. Обычно они измеряются по количеству стопов (выдержки, диафрагмы или ISO), необходимому для компенсации затемнения и получения правильной экспозиции. Производители по-разному это выражают (такой подход может показаться очень запутанным для новичков). Некоторые просто указывают количество стопов, а другие зачем-то используют инкременты со значением 0,3. То есть, 1 стоп означает 0,3, 2 стопа – 0,6, а 10 стопов – 3,0. Важно немного изучить тему, чтобы не ошибиться с выбором.
ND-фильтр позволил мне установить 15-секундную экспозицию и смягчить воду для контраста с кривыми ветками.
Еще один важный пункт при выборе фильтра нейтральной плотности – создает ли он цветовой оттенок. Обычно это имеет значение для более плотных фильтров, например, 10-стопных. Хотя в большинстве ситуаций при съемке в RAW можно исправить это при помощи Lightroom, немного проще, когда реальный результат виден на экране камеры без необходимости каждый раз корректировать баланс белого после снятия или крепления фильтра.
Нейтральный градиентный фильтр (GND)
Это фильтр, одна половина которого – ND-фильтр, а вторая – чистое стекло. Они выпускаются в разных вариантах, варьирующихся от постепенного к более резкому переходу между половинками. Эти фильтры используются, когда одна часть вашего снимка светлее, чем другая (например, небо и земля при пейзажной съемке).
Недостаток таких фильтров в том, что они полезны только при идеально плоском горизонте. Если что-либо выделяется, например, гора или дерево, оно также затемнится. GND-фильтры – еще один пережиток пленочной эпохи и кадры с высоким динамическим диапазоном намного лучше можно передать при помощи брекетинга экспозиции и использования такого ПО, как Photoshop.
Каким должен быть размер фильтра?
Это очень легкий вопрос. У каждого объектива есть диаметр резьбы для фильтров. Он измеряется в миллиметрах, прямо как фокусное расстояние. Не спутайте две этих характеристики. Информация о диаметре резьбы можно найти почти в любом интернет-магазине. Диаметр обычно указывается в руководстве или на коробке объектива. Мне проще всего просто забить в поисковую систему «размер фильтра для объектива ____» и сразу же найти ответ.
Получается, что, если у всех объективов разный диаметр резьбы, нужно покупать отдельный фильтр для каждого? Конечно, нет! Очень частая практика среди фотографов (по крайней мере, продуманных) – купить фильтр для самого большого диаметра (можно даже заранее выбрать фильтр для объектива, который вы планируете купить в будущем). Когда у вас есть большой фильтр, его можно прикрепить на любой меньший объектив при помощи переходного кольца. Поскольку фильтр больше, чем отверстие объектива, он никаким образом не будет мешать изображению. Если воспользоваться таким методом, можно разумно распределить бюджет, купив один набор качественных фильтров и пару переходных колец вместо того, чтобы тратить кучу денег на фильтры разного размера или жертвовать качеством ради количества.
Помните, что в обратную сторону это не работает. Нельзя прикрутить меньший фильтр к объективу с большим диаметром резьбы при помощи переходного кольца. Он будет закрывать кадр.
Квадратные фильтры (и системы фильтров)
А что насчет тех квадратных кусочков стекла, которыми пользуются некоторые пейзажные фотографы? Это тоже фильтры, обычно – ND или GND, но существуют и квадратные поляризаторы (это звучит странно, ведь, с технической точки зрения, они называются квадратными циркулярными поляризаторами). Зачастую фотографы устанавливают стандартный поляризационный фильтр на одной из сторон квадратного держателя, чтобы иметь для него возможность независимого регулирования.
Квадратные держатели фильтров прикрепляются к объективу при помощи специальных адаптеров, подходящих под размер резьбы.
Преимущество такой системы в том, что не нужно прикручивать и откручивать фильтры. Вы просто вставляете квадратный кусочек стекла и вынимаете его, когда нужно. Либо, в случае с большинством моделей, просто откидываете держатель, компонуете кадр и фокусируетесь, а затем закидываете его обратно. Это может сохранить огромное количество времени при работе с плотными ND-фильтрами, ведь с ними почти невозможно увидеть что-либо сквозь видоискатель.
Я в основном использую именно этот тип и очень его люблю, хотя во многом всё зависит от личных предпочтений. Многие потрясающие фотографы отдают предпочтение исключительно круглым фильтрам, поэтому вам нужно самостоятельно определиться с видом, который лучше подходит. Есть множество хороших держателей для квадратных фильтров от компаний Lee Filters, Cokin, Breakthrough Photography, а также недорогая версия от The Filter Dude.
Для использования системы вам понадобится сам квадратный фильтр и держатель.
Так что же вам нужно?
Давайте перейдем к серьезному вопросу. Что именно нужно вам? Как и с большинством других вещей в фотографии, ответ зависит от сферы, с который вы работаете. Пейзажные фотографы чаще используют фильтры (хотя 1 или 2-стопный ND-фильтр может пригодиться при съемке портретов вне помещения).
Я рекомендую прежде всего обзавестись поляризационным фильтром. Он пригодится для любого вида фотографии и даже может использоваться в качестве 1-стопного фильтра нейтральной плотности, так как блокирует примерно такое же количество света. Благодаря этому его можно использовать во множестве ситуаций. Следующий шаг – ND-фильтр. На этом этапе нужно решить, для каких целей он вам понадобится. Если вы хотите создавать эффект гладких туманистых волн, потребуется более плотный 6- или 10-стопный фильтр. Если же вы не работаете с пейзажами и в основном снимаете портреты, достаточно будет 2- или 3-стопного. 1-стопный фильтр можете не рассматривать, так как его заменяет поляризатор. Неуверены, что вам нужно? Отличный выбор – 6 стопов. Он позволит получить крутые пейзажные эффекты и предоставит достаточно преимуществ для портретной съемки.
Отличная начальная комбинация – циркулярный поляризатор и 6-стопный фильтр нейтральной плотности.
Есть множество компаний, продающих фильтры, среди которых B+W, Lee, Tiffen и Breakthrough. Цены варьируются от довольно дешевых до нескольких сотен долларов. Я рекомендую обратить внимание на модели от Breakthrough Photography. Они зарекомендовали себя как компанию с наилучшим качеством и (это касается ND-фильтров) наименьшей силой оттенков цвета даже у плотных 10-стопных фильтров.
Я хотел бы услышать ваши мысли по поводу использования фильтров. Какой вам больше всего нравится? Нашли ли вы способы креативно использовать различные виды фильтров? Вы предпочитаете квадратные или круглые системы?
Как использовать цветные фильтры для студийного света — схемы
Использование цветного света в фотографии — простой способ сделать снимки более интересными. Специальные фильтры подойдут для работы как в студии, так и на открытом воздухе. Но как сделать цветной свет для фото и видео? Собрали для вас подробный гайд по цветному свету.
С помощью фильтров можно добавить яркие акценты на фото. Фото: drive2.com
Где использовать гелевые (фолиевые) фильтры для света
Используют цветной свет для съёмки:
- студийных портретов — даже классический портрет с таким эффектом будет выглядеть намного интересней;
- предметов — фотографии еды, одежды, обуви, аксессуаров, книг и т. д. С помощью света можно сделать красивые акценты, подсветить наиболее значимые области. Особенно красиво смотрится фотосессия с цветным светом для объектов, которые выполнены из стекла или зеркала;
- архитектуры. Съёмка в тёмное время + цветная подсветка — возможность сделать красивые фото и современных, и старинных зданий, памятников.
Читайте также:
Как красиво фотографировать еду — секреты фуд-съёмки
Особенности съёмки с фолиевыми (гелевыми) фильтрами для студийного света
Использование такого оборудования позволяет сделать любую обычную фотографию более интересной. Главное, что ограничен фотограф только своей фантазией.
Есть две основные схемы:
- окраска контрового света;
- окраска рисующего света.
Но на базе этих двух схем можно создать множество других — добавляя другие источники света, меняя их расположение.
Два цветных источника света помогут создать необычный портрет. Фото: wallhere.com
Новичку важно запомнить, что с помощью цветного света в студии можно сделать две основные вещи:
- создать красочный фон, заполнить полностью или частично пространство за моделью;
- добавить цветных теней на сам объект съёмки.
Оборудование, которое нужно для съёмки фото с цветными фильтрами
Освещение
Для работы нужно импульсное освещение. Моноблоки, вспышки нужны непосредственно для самих фильтров (они на них крепятся). Какой моноблок лучше выбрать? Все зависит от бюджета, предпочтений, задач. Сделали обзор и сравнение импульсных моноблоков Raylab, чтобы помочь с выбором.
За основу можно взять базовую схему освещения и дополнить её. Фото: pinterest.ca
Кроме этого нужны источники постоянного света. Без них работа в студии практически невозможна.
Кстати, гелиевые фильтры крепятся не только на импульсные источники света. Их можно использовать, например, для софтбокса. Такой вариант мы тоже рассмотрим на схемах, представленных ниже.
Точное количество осветительных приборов зависит от того:
- какого эффекта нужно добиться;
- какая схема используется.
Если съёмка проводится в студии, нужен фон. Чаще всего используют бумажные. Они доступные, есть разных цветов, подходят для продолжительной эксплуатации. Также есть тканевые, пластиковые, виниловые.
Универсальный вариант — фон чёрного или белого цвета. Но, в зависимости от идеи, можно сразу применить цветные фотофоны.
Можно взять сразу цветной фон, который будет соответствовать задумке. Фото: phonoteka.org
Цветные плёнки для света
Продают фильтры обычно в рулонах. Но производитель может сразу порезать их на квадраты, прямоугольники, круги различного размера. Благодаря этому их можно легко положить в сумку, взять с собой на выездную съёмку, использовать с небольшими источниками света.
Цветные фильтры продаются по одному, в наборах, рулонами или нарезанные. Фото: ipochta.com.ua
- Размера до 30х30 см обычно достаточно, чтобы закрыть стандартный рефлектор.
- Вариант 60х60 см подойдёт для портретных тарелок, небольших софтбоксов.
Фильтры отличаются по плотности, степени прозрачности и рассеивания света.
Для большинства экспериментов такие тонкости не важны. Но если хочется отточить навык съёмки с разноцветными фильтрами, нужно пробовать разные, тестировать их с разными источниками света.
Дополнительное оборудование
Нужны шторки на рефлектор, рамки, рулон тейпа. Благодаря этому можно закрепить фильтр на источнике света. Есть комплекты, в которые сразу входят шторки и несколько цветных фильтров. Это хороший вариант для тех, кто не работал ещё с фильтрами и хочет испытать их.
Также могут понадобиться соты и другие дополнительные насадки. Но их наличие необязательно. Все зависит от идеи съёмки.
Можно ли сделать цветные фильтры для студийного света своими руками
Если профессионального оборудования нет, но снять интересное фото хочется, можно воспользоваться целлофаном или полупрозрачной обёрточной бумагой. Она обычно продаётся в магазинах для поделок и хобби.
Достаточно обмотать материалом вспышку или установить её на рефлектор. Так можно просто сделать цветной свет для фото- и видеосъёмки своими руками. Но это вариант на «крайний случай».
Если вы пользуетесь самодельным фильтром, внимательно следите за противопожарной безопасностью — непрофессиональные материалы могут расплавиться и повредить оборудование.
Схемы съёмки с цветным светом
Собрали простые схемы, которые можно повторить в студии.
Схемы с цветной вспышкой
Вариант 1. Вспышка с фолиевым фильтром используется в качестве контрового цвета. Он стоит сзади и чуть по диагонали и направлен на модель, которая стоит боком. По разные стороны от фотографа расположены портретная тарелка и серебряный отражатель. В результате объект подсвечен не ярко, но эффектно.
Схема с двумя источниками света и отражателем. Фото: fstoppers.com
Вариант 2. Схема дополняется двумя вспышками, расположенными напротив моноблока с фильтром. Одна вспышка направлена на фон. Вторая — сбоку в спину модели. Это позволяет получить световое пятно за объектом съёмки и «отделить» его от фона. При этом цветной фильтр нужно использовать максимально плотный, если вы хотите получить насыщенный цвет.
Схема с одной портретной тарелкой, тремя вспышками и отражателем. Фото: fstoppers.com
Вариант 3. Схема похожа на первую. Основное отличие — есть ещё одна вспышка, которая направлена на фон. С одной стороны получится световое пятно за объектом съёмки, которое поможет его выделить.
Есть ещё одно различие. Вспышка с фильтром придвинута ближе к отражателю. Благодаря этому цвет более яркий и подсвечивает большую область.
Схема с двумя вспышками, портретной тарелкой и отражателем. Фото: fstoppers.com
Важно: чем ближе к объекту находится контровой свет (вспышка с фильтром), тем большую область он освещает.
Вариант 4. Интересная схема с использованием двух вспышек с цветными фильтрами. Схема выглядит как в варианте 3. Но на вторую вспышку устанавливается цветной фильтр и она разворачивается в сторону объекта съёмки. Так можно подсветить с двух сторон один объект в разные цвета.
Схема с двумя цветными вспышками, портретной тарелкой и отражателем. Фото: fstoppers.com
Вариант 5. В этой схеме задействовано 3 цветных фильтра. Справа от фотографа нужно поставить софт-рефлектор. За моделью справа ставят одну вспышку с фильтром (направлена в спину). Слева ставят две вспышки с фильтрами, одна из которых подсвечивает модель, другая — фон.
Необычная схема с тремя цветными вспышками и портретной тарелкой. Фото: fstoppers.com
Схемы с цветным основным светом
Вариант 1. В этой схеме есть два источника света. И на каждом из них установлен цветной фильтр. Основной свет — софтбокс. Он стоит справа от фотографа и освещает полностью модель. Вспышка расположена слева от объекта съёмки (можно поставить чуть дальше) и добавляет цвета теням. Такой эффект выглядит особенно красиво, если используются контрастные цвета.
Схема с цветной вспышкой и софтбоксом с фильтром. Фото: fstoppers.com
Вариант 2. Очень эффектная схема. Вспышка с фильтром стоит справа от фотографа, между ним и моделью. Она окрашивает сам фон и часть объекта съёмки. Портретная тарелка с фильтром стоит слева от фотографа и подсвечивает спину модели (которая стоит боком к фотографу).
Схема с двумя цветными источниками света. Фото: fstoppers.com
Как можно ещё сделать цветной свет в фотографии
Не только с помощью гелевых фильтров можно получить красивые эффекты на фото. Сейчас расскажем о других способах.
Лампа, которая делает закатный свет
Это настоящий хит из ТикТока! Лампа-проектор закатного света стала безумно популярна среди блогеров. С её помощью можно оттенить пространство в кадре. Благодаря этому картинка будет более необычной и привлекательной.
В комплект входит:
- штатив;
- 4 сменных фильтра (жёлтый, красный, голубой, оранжевый).
- лампа наклоняется на 180 градусов в любую сторону, вращается вокруг своей оси;
- фильтры можно использовать по отдельности или комбинируя между собой.
- нельзя настроить интенсивность света;
- ограниченное количество фильтров.
Лампа закатного света — новый тренд из ТикТока. Фото: rotinaann.blogspot.com
Светодиодный осветитель от Raylab
Это компактное (67х107х16 мм) и лёгкое (120 г) устройство. Подходит для креативной съёмки как в студии, так и на улице. Аккумулятор — 3100 мАч. Благодаря этому работает 2–15 часов на одном заряде. Полностью заряжается за 2 часа.
Всего в осветителе 120 светодиодов. Есть 20 предустановленных программ для получения различных эффектов.
В комплект входит:
- осветитель;
- диффузор;
- крепление.
Светильник с цветным светом Yongnuo
Стильный, похожий на световой меч прибор, который поможет сделать необычные фото. Яркость освещения регулируется с помощью кнопок на ручке устройства. Также управление возможно со смартфона (по Bluetooth). Доступны 3 цвета: синий, красный, зелёный. Аккумулятора хватает на 2–4 часа при работе на полной мощности.
Важно: в комплекте нет аккумулятора и сетевого адаптера. Их нужно купить отдельно.