4 Прием и сдача смены
4.1При приеме смены аппаратчик обязан явиться на рабочее место до начала смены, ознакомиться со всеми распоряжениями и записями в рапорте со времени своего последнего дежурства, опросить сдающего смену об имевших место нарушениях в работе и вместе с ним осмотреть оборудование путем обхода отделения, при этом проверяется:
4.1.1состояние оборудования и условия безопасности;
4.1.2режим работы и его соответствие записям в рапорте с показаниями КИП;
4.1.3чистота оборудования и территории;
4.1.4наличие и работа КИП;
4.1.5уровень кислоты в напорных баках;
4.1.6плотность, кислотность циркулирующего раствора.
4.2Аппаратчик, принимающий смену, знакомится со всеми лабораторными анализами за предыдущие смены.
4.3Аппаратчик, сдающий смену обязан записать в рапорт замечания по работе, по охране труда,о всех проведенных ремонтах, данные лабораторных анализов, а в зимнее время отмечать коммуникации, которые находятся под паром или не опорожнены от раствора.
4.4 О всех замечаниях, нарушениях в работе аппаратчик, принимающий смену предъявляет претензии сдающему смену, который обязан принять необходимые меры для устранения выявленных недостатков.
4.5Результаты приема-сдачи смены аппаратчик центрифугирования сообщает старшему мастеру производственного участка (сменному) на сменно-встречном собрании.
Смена считается принятой после подписания рапорта аппаратчиками, принимающим и сдающим смену. Ответственность за все упущения, принятые по смене, несет аппаратчик, принимающий смену.
4.7Смена не принимается при авариях, разливах, замораживаниях и других нарушениях.
4.8 Во всех случаях аппаратчик имеет право покинуть рабочее место только с разрешения старшего мастера производственного участка (сменного).
5 Рабочее место, обслуживаемое оборудование и его краткая характеристика
5.1 ЦЕНТРИФУГА типа НГП-2К-800, № 4, непрерывная, горизонтальная, с пульсирующей выгрузкой осадка.
Центрифуга имеет два каскада сит со щелевыми отверстиями 0,3мм.
Внутренний диаметр первого каскада ротора — 800мм
Общая рабочая длина ротора — 530мм
Наибольшее число оборотов ротора в минуту — 1000
Наибольшее число ходов толкателя в минуту — 25(двойных,)
Наибольшее рабочее давление в маслосистеме — 18кг/см 2
Расчетная производительность центрифуги
(по осадку сульфата аммония) — 5т/ч
5.2 МАСЛОНАСОС типа Г12-26А, производительность — 200л/мин, электродвигатель маслонасоса типа А02-61-6, мощностью — 10кВт, при 970об/мин.
Электродвигатель привода центрифуги типа А02-71-4, мощностью — 22кВт, при 1450об/мин.
Что проверяется при приемке смены в эчтк
8. Приемка и сдача смены
8.1. Машинист (кочегар, оператор), принимающий смену, должен явиться на работу за 15 — 20 минут до начала смены и выяснить, сколько котлов находится в работе, какие произошли изменения в нагрузке котлов и в положении со снабжением паром или горячей водой потребителей. Ознакомиться с состоянием всего оборудования котельной установки.
8.2. Машинист (кочегар, оператор) перед сдачей смены обязан очистить топку, убрать шлак и золу и сдать котельную установку в полной чистоте и порядке.
8.3. Заступающий на дежурство машинист (кочегар, оператор) должен:
а) получить сведения у сменяемого машиниста (кочегара) о работе оборудования за предыдущую смену, неполадках в работе, режиме работы котлоагрегатов, о задании на смену и замечаниях руководства;
б) прочитать в сменном (вахтенном) журнале все записи об обнаруженных неисправностях и неполадках в работе оборудования за прошедшую смену;
в) ознакомиться по журналу со всеми распоряжениями руководства котельной, касающимися ее обслуживания (график нагрузки котлов, давление пара или температура воды в зависимости от температуры наружного воздуха и др.);
г) выяснить наличие необходимого запаса воды в питательных баках;
д) выяснить наличие запаса твердого топлива в бункерах и вагонетках, жидкого — в топливных баках;
е) проверить наличие необходимых для обслуживания котлоагрегата инструмента, смазочно — обтирочных материалов и запасных деталей (водоуказательные стекла, арматура и др.);
ж) в отношении котла и топки выяснить:
нет ли отдулин, выпучин, трещин, течи или других повреждений на видимых частях котла, особенно соприкасающихся с огнем, а также исправность футеровки топки, обмуровки и гарнитуры котла;
состояние колосниковой решетки, порога и других частей топочного устройства (при твердом топливе);
состояние топочной камеры, пылеприготовительного устройства и механизмов, наличие смазки в подшипниках мельниц и прочего оборудования (при пылевидном топливе);
исправность газовых горелок, обращая особое внимание на давление газа и воздуха перед ними и на полноту горения его (при жидком топливе);
по режиму работы — тягу, дутье, положение всех заслонок, легкость их передвижения;
когда произведена последняя продувка котла и время, назначенное для следующей;
время последней обдувки котла, пароперегревателя, водяного экономайзера и воздухоподогревателя, а также время последующей обдувки;
состояние водяного экономайзера и воздухоподогревателя;
показания контрольно — измерительных приборов (термометры, манометры, газоанализаторы, тягомеры и др.), если в их показаниях есть какие-либо отступления от нормы, выяснить причины.
8.4. Машинист (кочегар, оператор) после осмотра оборудования и ознакомления с рабочей схемой коммуникаций пара, воды, газа и мазута должен проверить:
а) уровень воды в котле путем открывания пробных кранов и продувки водоуказательных приборов;
б) давление пара в котле по манометру, предварительно убедившись в его исправном состоянии;
в) исправное состояние предохранительных клапанов путем осторожного поднятия груза;
г) исправное состояние и степень открывания питательных водозапорных вентилей, а также отсутствие пропусков котловой воды в обратных клапанах;
д) исправность спускной и продувочной арматуры путем прощупывания труб за запорными вентилями (по ходу продувки);
е) исправность и положение (открытое, закрытое, полуоткрытое) всех паровых и водяных вентилей (задвижки, краны) и на месте ли все маховики и ручки;
ж) исправное состояние всех питательных приборов (насосы, инжекторы) путем кратковременного пуска их в работу;
з) состояние и положение вентилей, кранов и задвижек на газопроводе у котлов, работающих и находящихся в резерве или ремонте, обращая особое внимание на отсутствие утечек газа;
и) состояние оборудования газорегуляторного пункта (ГРП) или газорегуляторной установки (ГРУ) — при их наличии;
к) состояние вентиляторов подачи воздуха в газовые горелки, мазутные форсунки и системы вентиляции, обращая внимание на отсутствие стуков и шумов во время их работы и на отсутствие перегрева подшипников;
л) состояние и положение вентилей и кранов на мазутопроводе у котлов, работающих и находящихся в резерве или ремонте, обращая особое внимание на отсутствие утечек мазута;
м) исправное состояние систем автоматики безопасности и автоматики регулирования;
н) исправность аварийного освещения и сигнальных устройств для срочного вызова администрации;
о) наличие хорошего освещения контрольно — измерительных приборов и арматуры (манометры, термометры, водоуказательные приборы, продувочная и регулирующая арматура и др.).
8.5. Машинист (кочегар, оператор), принимающий смену, должен записать в сменный (вахтенный) журнал все обнаруженные им при вступлении на дежурство неисправности и расписаться в журнале вместе с машинистом (кочегаром), сдающим смену.
В случае обнаружения дефектов и неисправностей, препятствующих дальнейшей безопасной работе котлоагрегата, принимающий смену обязан немедленно поставить об этом в известность руководство котельной.
8.6. Запрещается приемка и сдача смены во время ликвидации аварии и во время проведения ответственных переключений.
8.7. В котельных средней мощности, где работа по обслуживанию котельных агрегатов распределена между старшим кочегаром, кочегарами, обдувщиками, дежурными слесарями и другими рабочими, каждый из них принимает смену в объеме обязанностей, возложенных на него производственной инструкцией, утвержденной руководством предприятия. Прием и сдача смены дежурным персоналом оформляются в сменном (вахтенном) журнале ответственными по смене лицами.
Как регламентировать прием-передачу смены
Зачастую у нанимателя возникают вопросы о том, обязан ли работник принимать и передавать смену, входит ли это время в рабочее и, если нет, когда необходимо осуществлять прием-передачу.
Прием-передача смены как обязанность работника
Помимо работ, предусмотренных тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, рабочий должен выполнять работы, связанные с приемкой и сдачей смены <*> .
В главе «Требования по охране труда по окончании работы» инструкции по охране труда работника отражается в том числе порядок сдачи рабочего места, а при непрерывном процессе — порядок передачи его по смене <*> .
Например, в п. 31 Типовой инструкции по охране труда для электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования указано, что при сменной работе электромонтер должен передать смену электромонтеру, принимающему смену, информировать его о состоянии и режиме работы обслуживаемого электрооборудования и электрических сетей, внести запись в оперативный и сменный журналы. Пункты 11, 12 данной Типовой инструкции дополняют порядок действий, который должен быть соблюден при приеме-передаче смены.
За противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей (дисциплинарный проступок) устанавливается дисциплинарная ответственность <*> .
В некоторых случаях прием-передача смены запрещается, в частности при ликвидации аварии (на газоиспользующей установке) <*> .
Включение времени приема-передачи смены в рабочее и его оплата
Поскольку прием-передача смены входит в трудовые обязанности работника, этот процесс должен выполняться в пределах рабочего времени и, соответственно, оплачиваться <*> .
Фактическое рабочее время учитывается с момента явки работника на место выполнения работы согласно ПВТР, графику работ (сменности) или особому указанию нанимателя и до момента фактического освобождения от работы в этот рабочий день (смену) <*> .
Как фактически отработанное должно учитываться время выполнения основных и подготовительно-заключительных операций (получение наряда, материалов, инструментов, ознакомление с техникой, документацией, подготовка и уборка рабочего места, сдача готовой продукции и др.), перерывов, предусмотренных технологией, организацией труда, правилами его технического нормирования и охраны, а при их отсутствии — нанимателем по согласованию с профсоюзом <*> .
Полагаем, прием-передача смены представляет собой разновидность подготовительно-заключительных операций, следовательно, учитывается нанимателем как фактически отработанное время.
Однако законодательство содержит особенности включения приема-передачи смены в рабочее время для отдельных категорий работников организаций электроэнергетики. Например, в фактически единственном НПА, регламентирующем вопросы приема-передачи смены в контексте рабочего времени и времени отдыха, закреплено, что для работников, которым установлен СУРВ и работающих на оборудовании, эксплуатируемом в безостановочном режиме, когда прием-передача смены является частью технологического процесса, обязанность работника по приему-передаче смены должна содержаться в должностной (рабочей) инструкции <*> .
Также в ч. 2 п. 6 Положения о рабочем времени N 72 указано, что продолжительность времени приема-передачи смены устанавливается нанимателем по согласованию с профсоюзом (при его наличии) в зависимости от объемов оперативной документации, количества оборудования, используемого в технологическом процессе, а также иных факторов и не может превышать 30 минут. При этом время приема-передачи смены в рабочее время не включается.
Перечисленные особенности основаны на ст. 318 ТК и представляют собой специальные нормы по отношению к общим нормам трудового законодательства. То есть для работников, не относящихся к отдельным категориям работников организаций электроэнергетики, предусмотренным Положением о рабочем времени N 72, применяются общие правила, когда время приема-передачи включается в фактически отработанное время и оплачивается.
Организация приема-передачи смены
При сменной работе на непрерывном производстве прием-передача смены занимает определенное время. На практике в такой ситуации периодически возникает вопрос: в рабочее время какого работника это должно осуществляться? Ведь кому-то придется приходить раньше или уходить позже. Расценивать ли это как сверхурочное время?
Проблема разрешается двумя способами:
1-й способ: организация смены «внахлест», чтобы время приема-передачи смены входило одновременно в рабочее время обоих сменщиков;
2-й способ: отдельно оговорить время на прием-передачу смены, например, в графике сменности в пределах рабочей смены для каждого сменщика или в ПВТР в течение определенного времени после и (или) до начала рабочей смены (актуально, если время приема-передачи смены не включается в рабочее время).
Реализация первого способа состоит в том, что в графике сменности специально отдельно не оговаривается время приема-передачи смены, просто накладываются друг на друга две смены (например, у одного сменщика смена заканчивается в 20:20, а у второго начинается в 20:00). Второй способ отличается тем, что в графике специально оговаривается время приема-передачи смены. То есть формально получается, что сменщики обязаны потратить это время только на прием-передачу смены.
Если время приема-передачи смены не включается в рабочее время, то привлечение нанимателем работника к такой передаче в его свободное от работы время может быть расценено как привлечение к сверхурочной работе.
Дело в том, что время за пределами рабочего времени является временем отдыха, которое работник вправе использовать по своему усмотрению. Полагаем, если прием и передачу смены работники осуществляют с ведома нанимателя, то такое время является рабочим и должно быть оплачено нанимателем. Если прием и передача смены осуществляются за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени (ежедневной работы (смены)), а при СУРВ — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период, то такая работа должна оплачиваться согласно ст. 69 ТК.
При этом наниматель не вправе привлекать работника к сверхурочной работе без его согласия, за исключением случаев, определенных ст. 121 ТК <*> .
Таким образом, действующее законодательство устанавливает обязанность работников по приему-передаче смены. При этом в некоторых случаях напрямую требуется закрепить такую обязанность в должностной (рабочей) инструкции работника.
Если нет специальных норм для отдельных категорий работников, то применяются общие положения трудового законодательства, согласно которым время приема-передачи смены учитывается в фактически отработанном времени. В такой ситуации это время подлежит оплате по общим правилам.
Специальные нормы могут предусматривать, что время приема-передачи смены не включается в рабочее время (например, для отдельных категорий работников в организациях электроэнергетики) и, соответственно, не подлежит оплате.
Способ организации процесса приема-передачи смены целесообразно определять в зависимости от того, включается ли это время в рабочее.
Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex
Приложение N 35. Инструкция для проводника пассажирского вагона международного сообщения
Настоящее приложение вводится в действие с 1 сентября 2012 г.
Приложение N 35
Инструкция
для проводника пассажирского вагона международного сообщения
С изменениями и дополнениями от:
Настоящая Типовая инструкция проводнику пассажирского вагона (далее — Инструкция) определяет основные требования к проводникам пассажирских вагонов, устанавливает их основные права и обязанности и является основанием для разработки железнодорожными администрациями нормативных документов, определяющих обязанности проводника пассажирского вагона, обслуживающего вагоны в поездах, курсирующих в международном сообщении между государствами, железнодорожные администрации которых участвуют в работе Совета по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества.
1. Общие положения
1.1. На должность проводника пассажирского вагона (далее — проводник вагона) назначаются лица, прошедшие специальные курсы подготовки проводников вагонов и сдавшие квалификационный экзамен.
1.2. Лица, назначенные на должность проводника вагона, проходят медицинский осмотр, порядок и очередность которого регламентируются законодательными и иными нормативными актами государств — участников Содружества.
1.3. На должность проводника вагона назначаются лица не моложе возраста, установленного трудовым законодательством государства.
1.4. Проводник вагона несет ответственность за сохранность внутреннего оборудования и съемного инвентаря вагона.
1.5. Проводник вагона обязан:
— во время обслуживания пассажиров на левой стороне форменной одежды носить визитную карточку (бейдж);
— знать и проявлять уважительное отношение к нравам и обычаям народов стран, по которым проходит маршрут поезда;
— соблюдать законодательные и иными нормативными акты государств, по территориям которых следует поезд или вагон;
— иметь в наличии и знать номера телефонов и адреса представительств и консульских учреждений своего государства, по которым следует поезд или вагон, в случае возникновения непредвиденных обстоятельств немедленно сообщить об этом в представительство;
— не допускать посадку и проезд безбилетных пассажиров, провоз неоплаченной излишней ручной клади.
1.6. Проводник вагона должен знать и выполнять по кругу своих обязанностей:
а) настоящую Инструкцию;
б) Соглашение между железнодорожными администрациями государств — участников Содружества Независимых Государств, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики об особенностях применения отдельных норм Соглашения о международном пассажирском сообщении (СМПС) — ОП СМПС;
в) Правила пользования пассажирскими вагонами в международном сообщении (ПППВ);
г) Правила проезда пассажиров в поездах международного сообщения;
д) Санитарные правила пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте в международном сообщении (далее — Санитарные правила);
Информация об изменениях:
Протоколом от 20-21 мая 2015 г. подпункт «е» изложен в новой редакции
е) Правила контроля пассажирских поездов и прицепных вагонов международного сообщения;
ж) Инструкцию по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов международного сообщения между государствами-участниками СНГ, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой;
з) Нормы оснащения подвижного состава железнодорожного транспорта в международном пассажирском сообщении между государствами — участниками СНГ, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой первичными средствами пожаротушения;
и) Нормы пожарной безопасности. Вагоны пассажирские международного сообщения между государствами — участниками СНГ Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой. Требования пожарной безопасности;
к) действующие правила внутреннего пассажирского сообщения, распоряжения и предписания, необходимые проводнику для выполнения своих служебных обязанностей;
л) железнодорожные правила и инструкции по движению поездов, действующие на дорогах следования поезда, а также поездные и маневровые сигналы, применяемые на железных дорогах государств, по территории которых следует поезд или вагон;
м) основные таможенные, пограничные и валютные положения законодательства, действующего в государствах, через которые следует поезд или вагон;
н) все формы проездных и перевозочных документов, квитанций доплат, документов, дающих право на ревизию пассажирского поезда или вагона на всем маршруте его следования;
о) применяемые формы учета и отчетности, относящиеся к деятельности проводника вагона, порядок их ведения и составления;
п) общее устройство и правила эксплуатации систем отопления и водоснабжения, электрооборудования, вентиляции, холодильных установок, установок кондиционирования воздуха (УКВ), пожарной сигнализации (УПС), системы контроля нагрева букс (СКНБ) и других устройств вагона;
р) транспортную географию стран по маршруту следования поезда или вагона;
с) расположение станций и санитарных зон на обслуживаемом направлении;
т) места сбора мусора в пути следования и в пунктах оборота.
2. Обязанности проводника вагона при приемке и подготовке вагона в рейс
2.1. Перед отправлением в рейс проводник вагона обязан:
— явиться на работу в установленное время, в чистой и опрятной форменной одежде;
— пройти соответствующие инструктажи.
2.2. При приемке и подготовке вагона в рейс проверить:
— действие ручного тормоза;
— исправность и работоспособность систем контроля нагрева букс, пожарной сигнализации;
— отсутствие утечки тока на корпус вагона;
— исправность хвостовых и сигнальных фонарей;
— исправность пожарных кранов установок водяного пожаротушения;
— наличие и исправность огнетушителей (проверяется согласно Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов: по количеству и сроку годности);
— выполнение заявочного ремонта;
— состояние распределительных щитов, панелей автоматики, работоспособность потребителей электроэнергии на функционирование включением и выключением их с пульта или щита управления;
— степень зарядки батареи по показаниям приборов на электрическом щите;
— наличие пломб на стоп-кранах и рукоятках привода аварийных выходов;
— исправность кипятильника (визуально и по показаниям прибора) и наличие пламеотражателя в топке титана;
— состояние кранов, умывальных чаш и унитазов, сливных механизмов унитазов;
— исправность поручней, переходных площадок, тамбурных входных площадок, а также дверей и дверных замков по всему вагону;
— наличие аптечки для оказания медицинской помощи, а также на случай возникновения аварийной ситуации. Проводник штабного вагона проверяет наличие санитарных носилок, которые хранятся в этом вагоне;
— санитарное состояние вагона, наличие постельных принадлежностей, мыла, моющих, дезинфицирующих средств и туалетной бумаги;
— обеспеченность вагона водой, работу питьевой точки;
— наличие съемного оборудования и имущества;
— наличие достаточного количества миграционных карт и таможенных деклараций для пассажиров;
— наличие на вагоне маршрутных указателей и порядкового номера вагона согласно схеме формирования состава;
— укомплектованность уборочным инвентарем;
— наличие пепельниц в местах, отведенных для курения.
2.3. В отопительный сезон:
— проверить исправность сети отопления в рабочем состоянии, наличие колосников в топке, исправность ручного и циркуляционного насосов;
— проверить наличие воды в системе отопления и обеспеченность вагона топливом;
— не допускать хранения в котельном помещении дров, обтирочных, горючих материалов и других посторонних предметов.
2.4. О всех неисправностях или недостатках, обнаруженных в процессе приемки вагона, проводник вагона обязан доложить начальнику поезда или поездному электромеханику для принятия соответствующих мер.
2.5. Перед рейсом получить маршрут международного сообщения, бланки по учету населенности вагона и расхода постельного белья, сведения о международных тарифах на плацкарты и другие доплаты.
2.6. До подачи поезда для посадки пассажиров и в пути следования поддерживать температуру в вагоне в зимнее и переходное время года +20 (+/-2) градусов по Цельсию, в летнее +24 (+/-2) градуса по Цельсию (для вагонов, оборудованных установками кондиционирования воздуха).
2.7. Во время посадки пассажиров в поезд:
— находиться возле открытой двери вагона (остальные двери вагона должны быть закрыты на внутренний замок — «секретку»);
— проверять у пассажиров наличие и правильность оформления проездных документов, а также наличие у пассажиров документов, подтверждающих право на оформление бесплатных (льготных) проездных документов.
— рекомендовать руководителям организованных групп детей проверить наличие документов на право пересечения границы несовершеннолетними гражданами. В случае отсутствия документов на право пересечения границы, рекомендовать воздержаться от поездки;
— следить за соблюдением правил перевозки ручной клади согласно действующим нормам.
2.8. За пять минут до отправления поезда проинформировать пассажиров и провожающих об отправлении поезда.
3. Обязанности проводника вагона в пути следования
3.1. В пути следования проводник вагона обязан:
— содержать вагон в чистоте и поддерживать параметры микроклимата в вагоне в соответствии с Санитарными правилами;
— следить за состоянием внутреннего оборудования вагона и правильным положением межвагонных переходных площадок;
— не менее двух раз в сутки производить влажную уборку в вагоне, а в туалете — по мере необходимости, но не менее четырех раз в сутки с обязательным мытьем полов;
— уборку вагонов, санузлов, работу по обслуживанию систем водоснабжения и отопления проводить в средствах индивидуальной защиты и спецодежде;
— производить влажную уборку только при обесточенных печах электрического отопления. На вагонах с комбинированным отоплением разрешается производить влажную уборку полов, кроме котельного отделения, не отключая цепи электронагревателей высоковольтного комбинированного котла отопления;
— собирать мусор в вагоне в специальную емкость «для мусора» и сжигать в топке котла вагона или удалять из вагонов только на станциях, указанных в расписании, в пунктах формирования и оборота в предусмотренных для этого местах. Выбрасывать золу и мусор на пути и переходную площадку вагона запрещается;
— обеспечивать пассажиров продукцией чайной торговли на всем пути следования;
— поддерживать наличие кипяченой охлажденной воды;
— в вагонах со спальными местами обеспечивать пассажиров комплектами постельных принадлежностей; по желанию пассажиров при возможности заменять использованное постельное белье в пути следования за дополнительную плату; доставлять постельное белье на места пассажиров, а также застилать постели инвалидам, больным, пассажирам преклонного возраста, пассажирам с малолетними детьми;
— убирать постельные принадлежности и постельное белье после выхода пассажиров; в исключительных случаях разрешается с позволения пассажиров убирать постельное белье не ранее чем за 30 минут до прибытия поезда на станцию высадки пассажиров;
— при выходе из строя радиоустановки объявлять пассажирам в дневное время названия остановочных пунктов, сообщать о границах санитарных зон и продолжительности стоянок поезда; инструктировать пассажиров о порядке проведения погранично-таможенного контроля;
— следить за тем, чтобы окна вагона при работе установки кондиционирования воздуха были закрыты;
— обеспечивать для пассажиров беспрепятственное пользование санузлами (кроме санитарных зон и стоянок поезда на станциях). При оборудовании вагонов экологически чистыми туалетными комплексами (ЭЧТК) разрешается пользоваться ими на всём пути следования, за исключением стоянок для прохождения пограничного контроля;
— вести учет населенности вагона и расхода постельного белья на бланках установленной формы;
— при приеме-сдаче смены проверять наличие в папке проездных документов (билетов) и их соответствие занятым пассажирами местам, расход постельного белья и сделать соответствующие отметки в бланках установленной формы;
— оказывать пассажирам первую доврачебную медицинскую помощь;
— давать пассажирам необходимые разъяснения по вопросам их проезда или оказывать помощь в получении разъяснений от других должностных лиц;
— по требованию пассажиров делать установленные отметки на проездных документах международного сообщения и заверять их своей подписью;
— следить за работой электрооборудования;
— следить за соблюдением пассажирами правил пожарной безопасности.
— принимать от пассажиров заказы на завтрак, обед и т.п. (в случаях оказания в поезде или вагоне такой услуги), а также информировать пассажиров о месте нахождения вагона-ресторана;
— не допускать посадки и высадки пассажиров на ходу поезда.
3.2. Проводнику вагона запрещается: продавать пассажирам товары, приобретенные за свой счет, принимать к перевозке почту, провозить предметы, подлежащие таможенному контролю, оказывать предпочтение одним пассажирам перед другими, употреблять спиртные напитки во время поездки.
3.3. Проводник вагона обязан по просьбе пассажиров помогать им при их выходе из вагона.
3.4. Если имеются жалобы со стороны пассажиров на техническое состояние вагона, обслуживание и т.д., проводник вагона должен принять соответствующие меры. Если жалобы не могут быть удовлетворены проводником вагона или начальником поезда, проводник вагона должен указать пассажиру, куда он может обратиться для разрешения вопроса.
По первому требованию пассажира предоставить для записи «Книгу отзывов и предложений по улучшению обслуживания пассажиров».
3.5. Проводник вагона должен аккуратно вести дорожную документацию, соблюдать правила пограничного и таможенного контроля.
3.6. При перестановке вагона на пограничной станции с одной колеи на другую проводник вагона должен следить за соблюдением правил техники безопасности пассажирами и недопущением повреждения оборудования вагона (тормозных рукавов, переходных площадок, межвагонных соединений).
3.7. Повреждение вагона и оборудования на иностранных железных дорогах оформляется в соответствии с ПППВ.
3.8. В случае утери, порчи, а также загрязнения постельных принадлежностей, требующих химической чистки, в случае порчи инвентаря или оборудования вагона по вине пассажира, проводник вагона должен сообщить об этом начальнику поезда, который по установленному порядку взыскивает стоимость поврежденного или утраченного имущества.
3.9. Во время движения пассажирского поезда проводник вагона обязан держать торцевые двери вагонов по концам состава поезда закрытыми на внутренние запоры «секретки» и на замок под специальный ключ. Остальные торцевые двери для перехода из вагона в вагон должны быть незаперты. Боковые двери нерабочего тамбура запираются на доступный только изнутри вагона замок «секретку», замок под специальный ключ и замок под трехгранный ключ. Боковые двери рабочего тамбура запираются на доступный только изнутри вагона замок «секретку» и замок под трехгранный ключ.
3.10. До прибытия поезда на станцию, где имеется высадка, проводник вагона обязан обязан за 30 минут предупредить пассажиров. По прибытии поезда на станцию после полной остановки открыть дверь, поднять откидную площадку, зафиксировать ее (при отсутствии высокой платформы), протереть поручни и приступить к высадке и посадке пассажиров. При стоянке поезда менее 5 минут и отсутствии посадки и высадки пассажиров открыть дверь и, находясь в тамбуре, рекомендовать пассажирам не выходить из вагона.
При отправлении пассажирского поезда проводник вагона обязан закрыть дверь, кроме проводников хвостового и штабного вагонов, которые должны проводить станцию до конца платформы: днем — свернутый желтый флаг, ночью — ручной фонарь с прозрачно-белым огнем, что указывает на благоприятное следование поезда (тупиковые станции провожает только проводник штабного вагона).
3.11. На промежуточных станциях проводник вагона должен производить посадку пассажиров с проездными документами на данный поезд, независимо от того, в какие вагоны они оформлены.
3.12. При отборе у пассажира проездных документов после посадки в вагон проводник вагона должен:
— погасить их путем надрыва, не нарушая компостерные знаки, за исключением проездных документов транзитных пассажиров, которым в пути следования предстоит пересадка на другой поезд, и пассажиров, желающих в пути сделать остановку с продлением срока годности билета;
— проинформировать пассажиров о порядке пользования оборудованием в купе (свет, вызов проводника, розетки и т.д.), о требованиях пожарной и личной безопасности, местах, отведенных для курения, оказываемых платных услугах, наличии и режиме работы вагона-ресторана, местах размещения справочной информации, в вагонах повышенной комфортности предоставляется информация об услугах, включенных в стоимость проездного документа;
— раздать бланки таможенных деклараций и миграционных карт, в случае необходимости, оказать помощь в их заполнении.
В вагонах со спальными местами обеспечить хранение проездных документов пассажиров в пути следования и возврат их пассажирам (не ранее, чем за 30 минут) до прибытия на станцию их назначения.
3.13. Во время стоянки поезда, при необходимости пропуска через тамбур пассажиров с других поездов, находящихся на соседних путях, к пассажирскому зданию и обратно, проводник вагона должен после получения команды дежурного по станции открыть обе боковые двери рабочего тамбура вагона, поднять откидные площадки и следить за переходом пассажиров.
3.14. Проводник вагона должен:
— контролировать выполнение пассажирами требований пожарной безопасности;
— не допускать использования пассажирами открытого огня, провоза легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, курения в не отведенных для этого местах;
— контролировать показания электроизмерительных приборов, системы контроля нагрева букс и другого электрооборудования на пульте управления вагона, а также установки пожарной сигнализации;
— при стоянке поезда на станциях более 10 мин. осмотреть подвагонное оборудование, тормозную рычажную передачу определить наощупь температуру нагрева букс и, при необходимости, в зимнее время года удалить лед с тормозной рычажной передачи, а также очистить дефлекторы аккумуляторной батареи от льда и снега.
3.15. Ответственность за выполнение требований пожарной безопасности в пассажирских вагонах в пути следования поезда возлагается на проводников вагонов.
3.16. Проводнику вагона запрещается самостоятельно ремонтировать и регулировать электрооборудование, холодильное и радиооборудование, а также установку пожарной сигнализации (УПС) и систему контроля нагрева букс (СКНБ).
При обнаружении неисправности он обязан отключить все потребители электроэнергии, кроме дежурного освещения (в ночное время) и цепей сигнализации, и сообщить об этом начальнику поезда или поездному электромеханику.
3.17. Контроль поезда и вагона может проводиться только в присутствии начальника поезда или лица, его замещающего.
При контроле вагона проводник вагона обязан:
— предъявлять контролирующим лицам проездные документы пассажиров;
— предъявлять по требованию контролирующих лиц документы, подтверждающие правильность учета свободных и освобождающихся мест, расхода комплектов постельных принадлежностей, а также наличные деньги, полученные за платные услуги;
— давать необходимые пояснения по возникающим в ходе контроля вопросам, связанным с обслуживанием пассажиров;
— в случае обнаружения в обслуживаемом вагоне провоза безбилетных пассажиров, излишней ручной клади, повторного использования постельного белья и других нарушений, совместно с начальником поезда подписать акт и дать письменное объяснение по поводу обнаруженных нарушений и недостатков.
3.18. Проводникам разрешается провоз ручной клади в соответствии с ОП СМПС.
4. Обязанности проводника вагона при прохождении пограничного и таможенного контроля на пограничной станции
4.1. При следовании поезда в пограничном районе и по перегону между пограничными станциями проводник вагона обязан обеспечивать соблюдение установленных правил для пассажиров и обслуживающего персонала, а также:
— за 30 минут до прибытия поезда на пограничные стации объявить пассажирам о предстоящем погранично-таможенном контроле, разъяснить порядок его проведения (подготовка документов, ручной клади для контроля);
— предупредить пассажиров о необходимости нахождения на своих местах, о том, что за 10 минут и во время прохождения погранично-таможенного контроля все туалеты будут закрыты;
— предупредить руководителей организованных групп детей о самостоятельном предъявлении документов детьми;
— осмотреть вагон, в том числе служебные помещения и технологические ниши в туалетах и тамбурах, на предмет наличия посторонних людей и предметов, запрещенных к ввозу и вывозу. О результатах осмотра информировать начальника поезда и представителей пограничной службы по прибытии на железнодорожную станцию;
— закрыть туалеты, в ночное время включить полное освещение в вагоне.
4.2. На пограничных станциях проводник вагона обязан:
— ограничить перемещение пассажиров по вагону до окончания пограничного и таможенного контроля;
— оказывать содействие пограничным и таможенным органам;
— осуществлять посадку/высадку пассажиров на пограничных станциях из поездов только с разрешения пограничных и таможенных органов.
4.3. Проводнику вагона во время проведения погранично-таможенного контроля запрещается:
— отлучаться из вагона;
— допускать провожающих или встречающих лиц в вагоны, в которых находятся пассажиры, не прошедшие перед отправлением за границу (или после прибытия из-за границы) паспортный и таможенный контроль.
4.4. При необходимости старшим проводником группы вагонов беспересадочного сообщения на группу вагонов (проводниками вагонов беспересадочного сообщения — на каждый вагон) декларировать транспортное средство.
5. Обязанности проводника вагона по прибытии поезда в пункт оборота
5.1. По прибытии поезда в пункт оборота, после высадки пассажиров из вагона, проводник вагона обязан:
— проверить вагон на предмет забытых пассажирами вещей и присутствие посторонних предметов. При обнаружении забытых вещей и посторонних предметов действовать в соответствии с п. 8.10 настоящей Инструкции;
— осмотреть оборудование вагона. В случае обнаружения каких-либо недостатков или неисправностей, сообщить об этом начальнику поезда (поездному электромеханику).
— подготовить вагон в новый рейс в соответствии с установленным порядком.
5.2. Порядок дежурства проводников в вагонах в пункте оборота устанавливается в соответствии с графиком работы.
5.3. При перемещении по территории парка подготовки вагонов пользоваться маршрутами служебных проходов.
6. Обязанности проводника вагона по прибытии поезда в пункт формирования
По прибытии поезда в пункт формирования проводник вагона обязан:
— проверить вагон на предмет забытых пассажирами вещей и отсутствие посторонних предметов. При обнаружении забытых вещей и посторонних предметов действовать в соответствии с п. 8.10. настоящей Инструкции;
— проверить оборудование, имущество, инвентарь, недостающее пополнить в порядке, установленном на предприятии формирования поезда;
— при необходимости, подать заявку на ремонт;
— при обнаружении в вагоне грызунов или насекомых проводник вагона сообщает об этом начальнику поезда.
7. Дополнительные обязанности проводника хвостового вагона
7.1. Проводниками хвостового вагона, назначаются опытные проводники со стажем работы не менее 1 года, после сдачи квалификационного экзамена и получения специального удостоверения на право выполнять обязанности проводника хвостового вагона.
7.2. Проводник хвостового вагона должен:
— принимая вагон, проверить наличие, исправность, чистоту стекол хвостовых сигнальных фонарей, наличие электроламп для освещения врезных хвостовых сигналов (40 Вт), а в пути следования обеспечить контроль за их работой;
— получить после приемки вагона дополнительный комплект сигнальных принадлежностей и коробку с петардами;
— при остановке поезда на участках, оборудованных автоблокировкой, проверить видимость поездных сигналов, внимательно наблюдать за перегоном и, в случае появления вслед идущего поезда, принять меры к его остановке;
— при вынужденной остановке поезда на перегоне, по указанию машиниста локомотива, производить ограждение поезда;
— если миновала надобность в ограждении поезда, по сигналу машиниста локомотива (один длинный свисток), проводник, ограждающий хвост поезда, должен снять ранее установленное ограждение;
— при изменении направления движения поезда, при отцепке и прицепке вагонов в пути следования производить проверку наличия, исправности и чистоты хвостовых сигналов, а в пути следования обеспечить контроль за их работой;
— в случаях, предусмотренных правилами технической эксплуатации железных дорог, принимать участие в производстве сокращенного опробывания автотормозов в соответствии с установленным порядком.
7.3. Если за хвостовым вагоном, предназначенным для перевозки пассажиров, поставлен пассажирский вагон, служебно-технический, почтовый, багажно-грузовой и т.д., дополнительные обязанности, изложенные в п. 7.2. настоящей Инструкции, сохраняются за проводником последнего вагона, предназначенного для перевозки пассажиров.
8. Действия проводника вагона в случаях возникновения внештатных ситуаций в пути следования поезда
8.1. При обнаружении неисправности электрооборудования или возникновении короткого замыкания на землю любого из полюсов (лампы горят с разным накалом) проводник вагона обязан отключить все потребители электроэнергии, кроме дежурного освещения (в ночное время) и цепей сигнализации, и вызвать поездного электромеханика или начальника поезда. При возникновения полного замыкания на корпус (одна лампа не горит, другая горит в полный накал) при движении поезда проводник вагона обязан немедленно отключить все потребители путём нажатия аварийной кнопки в служебном купе проводника и вызвать поездного электромеханика для принятия соответствующих мер.
8.2. При возникновении неисправности в вагоне, угрожающей жизни людей или безопасности движения поезда, а также в случае срабатывания системы контроля нагрева букс немедленно остановить поезд стоп-краном, вызвать поездного электромеханика или начальника поезда.
8.3. Для обеспечения пожарной безопасности в вагонах проводнику вагона запрещается:
— сушить одежду и другие вещи в котельных помещениях, на электрических печах, кипятильниках, кухонных плитах;
— использовать для освещения и отогрева трубопроводов открытый огонь;
— хранить и перевозить легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества;
— подключать электронагревательные приборы и другие бытовые устройства (магнитофоны, приемники и др.) там, где это не предусмотрено электрической схемой вагона;
— растапливать котлы отопления без наличия воды и колосников, кипятильники без наличия воды и пламяотражателя при помощи легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (керосин, бензин, масло и др.);
— курить в неустановленных местах (служебном купе, салоне вагона и т.д.);
— оставлять без надзора вагоны;
— использовать открытый огонь.
8.4. В случае срабатывания пожарной сигнализации отключить акустический сигнал на блоке управления, по его табло установить место пожара и убедиться в достоверности показания путем осмотра этого места. При ложном сигнале о пожаре вызвать поездного электромеханика или начальника поезда.
8.5. При обнаружении пожара в вагоне поезда проводник вагона обязан:
— остановить поезд стоп-краном, за исключением случаев, когда поезд находится на искусственных сооружениях (тоннелях, мостах и т.д.). Остановка поезда возможна после проезда искусственных сооружений, там, где есть возможность эвакуации пассажиров;
— передать информацию о пожаре начальнику поезда, поездному электромеханику, машинисту локомотива и с помощью всех видов связи;
— обесточить вагон, оставив только аварийное освещение в ночное время;
— организовать эвакуацию пассажиров, вызвав проводника вагона, находящегося на отдыхе и проводников других вагонов. При этом необходимо: открыть и зафиксировать тамбурные боковые, аварийные выходы и торцевые двери с безопасной для эвакуации стороны. При отсутствии аварийных выходов и невозможности эвакуации пассажиров через тамбурные двери открыть или разбить окна, расположенные за очагом пожара по ходу эвакуации пассажиров. Объявить порядок эвакуации. Убедиться в полной эвакуации пассажиров;
— приступить к тушению пожара первичными средствами и установками пожаротушения.
8.6. При экстренном торможении (вынужденной остановке) пассажирского поезда на перегоне проводник вагона должен выяснить причину остановки поезда путем визуального осмотра в своем вагоне ходовых частей, букс, крепления деталей автотормоза и электрооборудования. В случае обнаружения неисправности, являющейся препятствием для дальнейшего движения поезда, немедленно вызвать начальника поезда.
После отпуска машинистом локомотива автотормозов проводник вагона обязан проверить отпуск тормоза в обслуживаемом им вагоне, а после отправления поезда проводники вагонов должны из тамбуров наблюдать за движением поезда и, в случае неотпуска тормозов, искрения или других неисправностей, принять меры к остановке поезда.
8.7. При остановке пассажирского поезда на спуске (подъеме) проводники вагонов по сигналу машиниста локомотива «Тормозить» — три длинных свистка — должны привести в действие ручные тормоза в обслуживаемых ими вагонах, а перед приведением поезда в движение по сигналу машиниста локомотива «Отпустить тормоза» — два длинных свистка — отпустить ручные тормоза в обслуживаемых ими вагонах.
8.8. При получении информации об изменении маршрута следования поезда от начальника поезда проводник вагона оповещает пассажиров о порядке следования по новому маршруту.
8.9. В случае отцепки вагона от поезда из-за технической неисправности:
— поставить в известность об этом пассажиров;
— принять меры к размещению пассажиров, с их согласия, в других вагонах, оказать при этом необходимую помощь, в первую очередь женщинам с детьми, инвалидам. Если нет возможности разместить пассажиров в других вагонах с местами для лежания, следует с помощью начальника пассажирского поезда разместить их в вагонах с местами для сидения.
— проводник отцепляемого вагона в проездных документах, которые возвращаются пассажирам, и в маршруте, имеющемся у проводника, должен о вынужденной пересадке сделать отметку следующего содержания: «Вагон N . отцеплен на станции . числа . месяца . 20 г.» и заверить своей подписью.
— в бланке учета населенности и расходования постельного белья отмечаются номера проездных документов, возвращаемых пассажирам, и указываются наименования железных дорог, продавших плацкарты.
— при пересадке пассажира в вагон, предоставленный взамен отцепленного, проводник этого вагона должен на предъявленном проездном документе сделать следующую отметку: «От станции . до станции . проездной документ использован в вагоне железной дороги . «. Указанная отметка заверяется подписью проводника вагона и датой. Проездной документ прилагается проводником вагона к отчету и передается для осуществления дальнейших расчетов, в соответствии с порядком, установленным на предприятии. В данном случае пассажиру по его требованию выдается акт об изъятии проездного документа.
8.10. При обнаружении забытых вещей и посторонних предметов принять меры по исключению контакта с данным предметом до прибытия специалистов и сообщить начальнику поезда. При подтверждении отсутствия в них угрожающих факторов для жизни пассажиров и работников поездной бригады передать забытые и обнаруженные вещи порядком, определенным железнодорожными администрациями.
8.11. При выявлении в вагоне больного или подозрении на заболевание, в первую очередь инфекционное, немедленно информировать начальника поезда.
8.12. Проводник вагона, обнаруживший, что пассажир обслуживаемого им вагона отстал от поезда, обязан немедленно сообщить об этом начальнику поезда и составить акт с указанием наименования и количества оставленных мест ручной клади. Акт должен быть подписан начальником поезда, проводником вагона и двумя пассажирами.
8.13. При утере проводником вагона принятых им на хранение от пассажира проездных документов составляется акт, который подписывается проводником вагона и начальником поезда. Новые проездные документы на основании акта оформляются начальником поезда без участия пассажира.
8.14. В пунктах снабжения составов твердым топливом, указанных в расписаниях движения поездов международного сообщения, проводник вагона оформляет требование на выдачу угля в необходимом количестве по форме, указанной в ПППВ.
В случае отказа обслуживающего персонала пункта экипировки в снабжении вагона водой или топливом, проводник вагона информирует об этом начальника поезда для принятия мер совместно с дежурным по станции или вокзалу, в соответствии с ПППВ.
9. Правила и этика поведения проводника при обслуживании пассажиров
Устанавливаются железнодорожными администрациями в соответствии с внутренними правилами.
<< Приложение N 34. Изменения и дополнения в Правила пользования пассажирскими вагонами в международном сообщении (ПППВ) |
Приложение >> N 37. План научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ железнодорожных администраций, участвующих. |
Содержание Протокол пятьдесят шестого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества (г. Москва. |
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.