Рабочая программа по технологии (ТТ) 5-8 класс
5. планировать и выполнять технологические проекты: выявлять и формулировать проблему, обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ: составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
6. представлять результаты выполненного проекта; пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
К концу обучения в 5 классе ученик получит возможность научиться:
1. грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;
2. осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющие инновационные элементы;
3. организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учетом имеющихся ресурсов и условий;
4. осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведенного продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
II. СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Технологии обработки конструкционных материалов
Тема 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов, практическая работа.
Тема 2. Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов, практическая работа.
Тема 3. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов, практическая работа.
Тема 4. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов, практическая работа.
Тема 5. Технологии художественно- прикладной обработки материалов, практическая работа.
Раздел 2. Технологии домашнего хозяйства
Тема 1. Технология ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними.
Тема 2. Эстетика и экология жилища.
Раздел 3. Технология исследовательской и опытнической деятельности
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность, практическая работа, промежуточная аттестация.
III. Тематическое планирование
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов
Вводное занятие. Охрана труда в мастерских. Что такое творческий проект.
Вводный инструктаж. Правила безопасности на уроке технологии. Что такое творческое проектирование. Обоснование темы проекта. Этапы выполнения творческого проекта.
Древесина и ее применение. Древесина, как природный конструкционный материал.
Древесина и ее применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Строение древесины. Породы древесины. Текстура древесины. Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера.
Пиломатериалы. Древесные материалы
Пиломатериалы. Древесные материалы. Производство пиломатериалов. Виды древесных материалов: пиломатериалы шпон, фанера. Практическая работа №1: «Ознакомление с породами древесины и пиломатериалами».
Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины
Оборудование мастерской по обработке древесины. Рабочее место. Верстак, его устройство. Инструменты и приспособления для обработки древесины. Правила безопасности при ручной обработке древесины. Практическая работа №2: «Изучение конструкции столярного верстака».
Графическое изображение изделий
Элементы графической грамоты. Технический рисунок. Эскиз. Чертеж, масштаб. Линии чертежа. Чтение графической документации. Практическая работа №3: «Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины».
Последовательность изготовления деталей из древесины
Приемы и последовательность создания изделий из древесины по технологическим картам. Сборка изделия. Практическая работа №4: «Разработка технологического процесса изготовления деталей из древесины»
Разметка заготовок из древесины
Инструменты и приспособления для разметки древесины. Практическая работа №5: «Разметка заготовок из древесины».
Пиление заготовок из древесины
Практическая работа №6: «Пиление заготовок из древесины».
Строгание заготовок из древесины
Виды стругов: шерхебель, рубанок, фуганок и их устройство. Инструменты и приспособления при строгании древесины. Практическая работа №7: «Строгание деревянных заготовок шерхебелем и рубанком».
Сверление отверстий в деталях из древесины
Инструменты и приспособления при сверлении. Практическая работы №8: «Сверление отверстий в заготовках из древесины».
Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей
Виды гвоздей. Соединение гвоздями деталей. Клещи как инструмент для вытаскивания забитых гвоздей. Профессия плотника. Практическая работа №9: «Соединение деталей из древесины гвоздями».
Соединение деталей из древесины шурупами или саморезами
Виды шурупов и саморезов. Соединение деталей шурупами или саморезами с помощью отвертки или шуруповерта. Практическая работа №10: «Соединение деталей шурупами или саморезами».
Соединение деталей из древесины клеем
Виды клеев. Способы соединения деталей из древесины. Практическая работа №11: «Склеивание изделий из древесины».
Зачистка поверхностей деталей из древесины
Технологии зачистки и полирование поверхностей. Инструменты для зачистки поверхностей деталей. Практическая работа №12: «Зачистка поверхностей деревянных деталей напильником и шлифовальной шкуркой»
Устройство лобзика. Последовательность выпиливания заготовки по внутренним контурам. Практическая работа №13: «Выпиливание лобзиком».
Отделка изделий из древесины
Художественная обработка древесины. Практическая работа № 14: «Отделка изделий из древесины».
Выжигание по дереву
Устройство электровыжигателя. Практическая работа №15: «Выжигание рисунка на декоративной доске».
Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов
Понятие о механизме и машине
Понятие о машине и механизме, составные части машин. Графическое изображение механизмов передач. Типовые детали. Типовые соединения деталей. Практическая работа № 16 «Ознакомление с машинами, механизмами, соединениями, деталями»
Тонколистовой металл и проволока
Металлические сплавы. Свойства металлов. Название металла или сплава. Область применения и получения листового металла и проволоки. Профессии, связанные с металлургической промышленностью. Практическая работа № 17: «Ознакомление с образцами тонколистового металла и проволоки».
Рабочее место для обработки металлов
Рабочее место для ручной обработки металла. Устройство слесарного верстака. Слесарные тиски. Практическая работа № 18: «Ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков»
Технология изготовления изделий из тонколистового металла и проволоки. Изображение деталей из металла
Типы графических изображений. Чтение и изображение на чертежах изделия из тонколистового металла и проволоки. Технологический процесс изготовления изделий. Практическая работа № 19: «Разработка технологии изготовления деталей из тонколистового металла и проволоки».
Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Разметка заготовок из тонколистового металла и проволоки
Способы обработки тонколистового металла: ручная, машинная. Правка металла на плите. Приемы контроля качества правки. Правила безопасной работы, при правке тонколистового металла. Инструменты и приспособления при разметке металлических заготовок. Практическая работа № 20: «Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки». Практическая работа № 21: «Разметка заготовок из тонколистового металла и проволоки»
Резание тонколистового металла и проволоки. Зачистка заготовок из тонколистового металла и проволоки
Основные технологические операции обработки тонколистового металла резанием. Опиливание листового металла. Особенности выполнения данных операций. Инструменты и приспособления. Приемы и правила охраны труда. Практическая работа № 22: «Резание тонколистового металла и проволоки». Практическая работа № 23: «Зачистка заготовок из тонколистового металла и проволоки»
Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки
Сгибание тонколистового металла. Приемы гибки листового металла и проволоки в тисках и с помощью различных приспособлений. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы. Практическая работа № 24: «Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки»
Получение отверстий в металлических заготовках
Приемы пробивания и сверления отверстий. Инструменты и устройства для прибивания и сверления. Устройство и назначение настольного сверлильного станка. Устройство и назначение электродрели. Практическая работа № 25: «Пробивание и сверление отверстий в заготовках из тонколистового металла».
Устройство настольного сверлильного станка. Приемы работы на сверлильном станке
Устройство сверлильного станка, приемы работы на нем. Назначение сверлильного станка. Ременная, реечная и винтовая передачи. Профессия – сверловщик. Практическая работа № 26: «Ознакомление с устройством настольного сверлильного станка. Сверление отверстий на сверлильном станке».
Сборка изделий из тонколистового металла и проволоки
Способы соединения деталей. Приемы выполнения фальцевого и заклепочного швов. Последовательность получения фальцевого и заклепочного соединений. Практическая работа № 27: «Соединение деталей фальцевым швом и с помощью заклепок».
Отделка изделий из тонколистового металла и проволоки
Способы отделки изделий. Окраска и лакирование изделий. Зачистка деталей перед отделкой. Практическая работа № 28: «Отделка готовых изделий из тонколистового металла и проволоки».
Технологии домашнего хозяйства
Гигиена жилого помещения
Основные приемы ухода за помещениями. Санитарно-гигиенические требования к жилым помещениям. Последовательность уборки жилых помещений.
Уход за одеждой и обувью, хранение книг
Основные приемы ухода за одеждой книгами, обувью. Культура одежды. Алгоритм чистки одежды и обуви.
Организация труда и отдыха. Питание. Гигиена
Правильная организация своего режима работы, учебы, отдыха, питания. Личная гигиена. Практическая работа №30: «Составить памятку о правилах гигиены»
Семейные праздники. Подарки и переписка
Основные правила общения в семье и со сверстниками посредством приема гостей, подарков, переписки. Семейные праздники. Правила поведения при посещении кино, музея, театра и т.д. Правила хорошего тона о подарках.
Понятие «интерьер». Оформление различных помещений. Требования к интерьеру. Мебелирование помещений. Практическая работа №31: «Разработка интерьера жилого помещения».
Технологии Исследовательской и опытнической деятельности. Творческий проект
Исследовательская и созидательная деятельность. Творческий проект
Обосновывать выбор изделия на основе личных потребностей. Находить необходимую информацию с использованием сети Интернет. Выбирать вид изделия. Определять состав деталей. Выполнять эскиз, модель изделия. Составлять учебную инструкционную карту. Изготовлять детали, собирать и отделывать изделия. Оценивать стоимость материалов для изготовления изделия. Подготавливать пояснительную записку. Оформлять проектные материалы. Проводить презентацию проекта. Оценка проектирования.
Презентация проекта. Оценка проектирования. Промежуточная аттестация в форме защиты проекта.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Муниципального образования «Город Архангельск»
«Средняя школа № 17»
Рабочая программа
Составитель:
Турушев Андрей Валерьевич
первая квалификационная категория
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
К концу обучения в 6 классе ученик научится:
1. находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;
2. читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;
3. выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;
4. осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов;
5. планировать и выполнять технологические проекты: выявлять и формулировать проблему, обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ: составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
6. представлять результаты выполненного проекта; пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
К концу обучения в 6 классе ученик получит возможность научиться:
1. грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;
2. осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющие инновационные элементы;
3. организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учетом имеющихся ресурсов и условий;
4. осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведенного продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
II. СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Технологии обработки конструкционных материалов
Тема 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов, практическая работа.
Тема 2. Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов, практическая работа.
Тема 3. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов, практическая работа.
Тема 4. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов, практическая работа.
Тема 5. Технологии художественно- прикладной обработки материалов, практическая работа.
Раздел 2. Технологии домашнего хозяйства
Тема 1. Технология ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними.
Тема 2. Эстетика и экология жилища.
Тема 3. Технологии ремонтно – отделочных работ.
Раздел 3. Технология исследовательской и опытнической деятельности
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность, практическая работа, промежуточная аттестация.
III. Тематическое планирование
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Охрана труда в мастерских. Требования к творческому проекту
Вводное занятие. Содержание курса «Технологии». Задачи и программные требования. Вводный инструктаж. Правила безопасности на уроке технологии. Правила безопасной работы. Что такое творческое проектирование. Выбор проекта.
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов
Заготовка древесины. Пороки древесины
Древесина и ее применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Строение древесины
Породы древесины. Текстура древесины. Виды древесных материалов: пиломатериалы шпон, фанера.
Практическая работа №1: «Определение пород древесины по образцам».
Основные физико-механические свойства древесины. Определение плотности, влажности, прочности, твердости, и упругости древесины. Зависимость области применения древесины от ее свойств. Практическая работа №2: «Определение плотности древесины». Практическая работа №3: «Определение влажности образцов древесины».
Чертежи деталей из древесины. Сборочный чертеж. Спецификация составных частей изделия
Наиболее распространенные формы деталей в деревообработке древесины. Элементы графической грамоты. Сборочный чертеж. Способы соединения деталей. Габаритные размеры – значение. Составление спецификации сборочного чертежа. Практическая работа № 4: «Графическое изображение изделий из древесины». Практическая работа № 5: «Разработка конструкции и выполнение чертежа изделия, заполнение спецификации»
Технологическая карта-основной документ для изготовления деталей
Понятие что такое технологический процесс и технологическая операция. Понимать содержание технологической карты. Что такое спецификация составных частей и материалов. Практическая работа № 6: « Разработка и составление технологической карты на изготовление изделия».
Основы конструирования и моделирования изделий
Значение конструирования. Вариативность. Элементы и последовательность конструирования и моделирования изделий. Основные технологические операции при моделировании и особенности их выполнения: разметка, пиление, долбление, сверление отверстий; сборка деталей изделий. Создание изделий из древесины по технологическим рисункам и чертежам. Сборка изделия. Практическая работа № 7: «Конструирование изделий из древесины».
Технология соединения брусков из древесины
Способы соединения брусков. Разметка брусков для их соединения врезкой. Выбор инструментов и оборудования для выполнения изготовления изделия. Практическая работа № 8:« Изготовление изделия из древесины с соединением брусков врезкой».
Технология изготовления цилиндрических и конических деталей ручным инструментом
Освоение техники изготовления цилиндрических и конических деталей ручными инструментами. Основные технологические операции и особенности их выполнения. Назначение плоских и полукруглых резцов. Устройство штангенциркуля и способы выполнения измерений. Практическая работа № 9: «Изготовление изделия цилиндрической и конической деталей».
Устройство токарного станка по обработке древесины
Устройство моделей токарного станка по дереву ТД-120, СТД-120М. Кинематическая схема станка и операции, выполняемые на станке. Виды точений (продольное, поперечное, продольно-поперечное). Практическая работа № 10: «Изучение токарного станка для точения древесины».
Технология обработки древесины на токарном станке
Научить выбирать и крепить детали, определять диаметр заготовки, отбирать режущий инструмент для выполнения чернового и чистового точения с учетом свойств древесины; контролировать качество обработанной заготовки. Организация рабочего места токаря. Правила безопасной работы. Практическая работа №11: «Точение детали по чертежу и технологической карте».
Технология окрашивания изделий из древесины красками и эмалями
Приемы окрашивания изделий из древесины. Определение затрат на изготовление изделий и подсчитывание прибыли. Практическая работа №12: «Окрашивание изделий из древесины краской».
Технологии художественно-прикладной обработки материалов
Художественная обработка древесины. Резьба по дереву
Художественная обработка древесины. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества. Ознакомить с видами художественной обработки древесины. Ручная художественная резьба. Инкрустирование. Стамески.
Виды резьбы по дереву и технология их выполнения
Знакомство с различными видами резьбы по дереву. Понятие об орнаменте и его роль в декоративно-прикладном искусстве. Практическая работа №13: « Художественная резьба по дереву».
Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов
Составные части машин
Составные части машин, механизмы передачи и соединения колес с валом в машине. Назначение и принцип действия деталей машин передачей (зубчатой, реечной, цепной). Ведомая и ведущая шестерни. Соединения колес с валом (шпоночное неподвижное, скользящее, шлицевое скользящее). Практическая работа №14: «Изучение составных частей машины»
Свойства черных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов
Основные механические и технологические свойства металлов и сплавов. Технология обработки металла с элементами машиноведения. Сплавы черных и цветных металлов. Область применения металлов. Влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека. Практическая работа №15: «Ознакомление со свойствами металлов и сплавов».
Виды сортового проката. Способы получения сортового проката. Как получают профили сортового проката. Что изготавливают из проката. Применение различных профилей проката. Практическая работа № 16: «Ознакомление с видами сортового проката.
Чертежи деталей из сортового проката
Правила изображения технических рисунков, эскизов и чертежей деталей из сортового проката. Чтение чертежей. Сборочный чертеж. Практическая работа № 17: «Чтение и выполнение чертежей деталей из сортового проката».
Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля
Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля. Строение штангенциркуля. Основные правила обращения со штангенциркулем. Практическая работа № 18: «Изготовить деталь, сделать замеры и записать результаты в таблицу».
Технология изготовление изделий из сортового проката
Производственный процесс для превращения заготовки в готовое изделие. Технологическая операция. Технологическая карта. Практическая работа № 19: « Составить технологическую карту на изготовление изделий из сортового проката».
Резание металла и пластмасс слесарной ножовкой
Приемы резания металла слесарной ножовкой. Строение ножовки. Механическая ножовка. Профессия – слесарь. Практическая работа № 20: «Резание металла слесарной ножовкой».
Приемы рубки металла. Зубило. Рубка в тисках и на плите. Практическая работа № 21: «Рубка заготовок в тисках и на плите».
Отпиливание заготовок из металла и пластмассы
Опиливание. Приемы опиливания различных поверхностей сортового проката и пластмасс. Виды напильников. Формы насечек. Надфиль. Практическая работа № 22: «Опиливание заготовок из сортового проката и пластмасс».
Отделка изделий из металла и пластмассы
Отделка. Декоративное и антикоррозионное покрытие. Воронение. Практическая работа № 23: «Отделка поверхностей изделий»
Технологии домашнего хозяйства
Закрепление настенных предметов
Технология закрепления настенных предметов. Инструменты для пробивания отверстий в кирпичной или бетонной стене. Практическая работа № 24: «Пробивание или сверление отверстий в стене, установка крепежных деталей.
Основы технологии штукатурных работ
Штукатурка, штукатурные растворы. Сухая штукатурка. Инструменты для выполнения штукатурных работ. Практическая работа № 25: « Выполнение штукатурных работ».
Основы технологии оклейки помещений обоями
Обои. Виды обоев: негрунтованные, грунтованные, тисненые, рельефные, влагостойкие, звукопоглощающие, пленочные, самоклеящиеся. Линкруст. Филенка. Бордюр. Фриз. Гобелен. Практическая работа №26: «Изучение видов обоев и технологии оклейки ими помещений».
Технологии Исследовательской и опытнической деятельности. Творческий проект
Творческий проект. Основные темы проекта. Выбор лучшего варианта
Требования к проектированию изделия. Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Выполнение чертежей, эскизов, технических рисунков изделия. Подготовка конструкторской и технологической документации, критериев их выполнения».
Презентация проекта. Оценка проектирования. Промежуточная аттестация в форме защиты проекта.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Муниципального образования «Город Архангельск»
«Средняя школа № 17»
Рабочая программа
Составитель:
Турушев Андрей Валерьевич
первая квалификационная категория
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
К концу обучения в 7 классе ученик научится:
1. находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;
2. читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;
3. выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;
4. осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов;
5. планировать и выполнять технологические проекты: выявлять и формулировать проблему, обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ: составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
6. представлять результаты выполненного проекта; пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
К концу обучения в 7 классе ученик получит возможность научиться:
1. грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;
2. осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющие инновационные элементы;
3. организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учетом имеющихся ресурсов и условий;
4. осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведенного продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
II. СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Технологии обработки конструкционных материалов
Тема 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов, практическая работа.
Тема 2. Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов, практическая работа.
Тема 3. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов, практическая работа.
Тема 4. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов, практическая работа.
Тема 5. Технологии художественно- прикладной обработки материалов, практическая работа.
Раздел 2. Технологии домашнего хозяйства
Тема 1. Технология ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними.
Тема 2. Эстетика и экология жилища.
Тема 3. Технологии ремонтно – отделочных работ.
Раздел 3. Технология исследовательской и опытнической деятельности
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность, практическая работа, промежуточная аттестация.
III. Тематическое планирование
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Вводное занятие. Охрана труда в мастерских. Этапы творческого проектирования.
Вводное занятие. Содержания курса «Технологии» в текущем году. Вводный инструктаж. Правила безопасности на уроке технологии. Проектирование — технологии изготовления изделия. Проектирование изделий на предприятиях.
Технологии обработки конструкционных материалов
Конструкторская документация. Чертежи деталей и изделий из древесины
Понятие что такое конструкторская документация. Что такое спецификация составных частей и материалов. Практическая работа № 1: «Разработка конструкции и выполнение чертежа изделия, заполнение спецификации».
Технологическая документация. Технологические карты изготовления деталей из древесины
Понятие что такое технологический процесс и технологическая операция. Практическая работа №2: « Разработка и составление конструкторской документации на изготовление изделия».
Физико-механические свойства древесины
Строение древесины. Характеристика основных пород древесины. Основные физико-механические свойства древесины. Практическая работа №5: «Определение плотности древесины». Практическая работа №6: «Определение влажности образцов древесины».
Заточка и настройка дереворежущих инструментов
Заточка лезвия инструмента. Точило и заточный станок. Правка и доводка лезвия. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами. Практическая работа №7: «Заточка и развод зубьев пил». Практическая работа №8: «Правка и доводка лезвий ножей для стругов, стамесок и долот».
Отклонения и допуски на размеры деталей
Номинальные и предельные размеры верхних и нижних отклонений. Допустимые отклонения на размеры деталей. Зазоры и натяги в соединяемых деталях. Практическая работа № 10: «Расчет отклонений и допусков на размеры вала и отверстия».
Столярные шиповые соединения
Виды шиповых соединений. Этапы изготовления изделия из древесины с элементами шиповых соединений. Инструменты при разметке гнезда, шипа и проушины. Использование инструментов: долото и стамески. Практическая работа №11 : «Расчет размеров шиповых соединений рамки».
Технология шипового соединения деталей
Последовательность изготовления шипового соединения. Приемы продольного пиления шиповых соединений. Инструменты при разметке гнезда, шипы и проушины. Использование инструментов: долото и стамески. Практическая работа № 12: «Разметка, изготовление и изготовление и сборка шипового соединения».
Технология соединения деталей шкантами и шурупами в нагель
Соединение деталей в полдерева. Изготовление цилиндрического вставного шипа-шканта, ручным инструментом. Соосность. Последовательность соединения деталей шкантами. Соединение деталей шурупами в нагель. Инструменты для данного вида работ. Правила безопасности работы. Практическая работа: № 13: «Соединение деталей в изделии шкантами и шурупами в нагель».
Технология обработки наружных фасонных поверхностей деталей из древесины
Изготовление конических и фасонных деталей. Выбор ручных инструментов. Приемы работы на токарном станке. Резцы для вытачивания фасонных поверхностей. Контроль профиля фасонной поверхности предельными калибрами. Технологическая карта. Практическая работа № 14: «Точение ручки для напильника»
Технология точение декоративных изделий, имеющих внутренние полости
Художественное точение изделий из древесины. Резцы и точение фасонных поверхностей. Как выполнить чертеж точеной детали. Контроль размеров полости точеной детали. Размеры на чертеже детали. Практическая работа № 15: «Точение фасонной детали».
Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов
Классификация сталей. Термическая обработка сталей
Стали: классификация, свойства, применение, маркировка сталей. Виды термообработки. Практическая работа № 16: «Ознакомление с термической обработкой стали».
Чертежи деталей, изготовленных на токарном и фрезерном станках
Графическая документация. Правила чтения сборочных чертежей. Технологическая карта изготовления изделия. Практическая работа № 17: «Выполнение чертежей детали».
Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6
Современные технологические машины. Основные технические характеристики токарно-винторезного станка ТВ-6. Правила охраны труда.
Виды и назначение токарных резцов
Инструмент для обработки детали на токарных станках. Резец и его составные части. Виды резцов. Режущая часть резца. Практическая работа № 18: «Ознакомление с токарными резцами».
Управление токарно-винторезным станком
Управление станком, наладка и настройка станка. Трехкулачковый патрон. Поводковая планшайба. Параметры режима резания: скорость и глубина резания, подача. Практическая работа № 19: «Управление токарно-винторезным станком ТВ-6».
Приемы работы на токарно-винторезном станке
Приемы работы на токарно-винторезном станке. Практическая работа № 20: «Обтачивание наружной цилиндрической поверхности заготовки на станке ТВ-6». Практическая работа № 21 «Подрезание торца и сверление заготовки на станке ТВ-6».
Технологическая документация для изготовления изделий на станках
Операционная карта. Установ. Переход. Рабочий ход. Номинальный размер. Допускаемые отклонения. Наименьший и наибольший предельные размеры. Допуск. Практическая работа № 22: «Разработка операционной карты на изготовление детали вращения».
Устройство настольного горизонтально-фрезерного станка
Устройство настольного горизонтально-фрезерного станка. Практическая работа № 23: «Ознакомление с режущими инструментом для фрезерования и с устройством НГФ-110 Ш».
Резьбовые соединения. Наружная и внутренняя резьбы. Практическая работа № 25: «Нарезание резьбы плашкой и метчиком».
Технологии художественно-прикладной обработки материалов
Художественная обработка древесины. Мозаика
Мозаика на изделиях из древесины (орнамент, инкрустация). Технология изготовления мозаичных наборов. Инструменты для выполнения мозаики.
Мозаика с металлическим контуром. Тиснение по фольге
Мозаика с металлическим контуром. Приемы, последовательность и инструменты для мозаики с металлическим контуром. Накладная филигрань. Ручное тиснение по фольге, давилка, рабочая доска, рельеф.
Декоративные изделия из проволоки (ажурная скульптура из металла)
Ажурная скульптура из металла. Приемы и инструменты для работы с проволокой.
Басма. Просечной металл. Чеканка
Басма. Басманная доска. Просечной металл: просечная чеканка, просечное железо. Слесарный лобзик, его устройство. Чеканка, чеканы.
Технологии домашнего хозяйства. Технологии ремонтно-отделочных работ.
Основы технологии малярных работ
Малярные работы. Пигменты. Связующие материалы. Олифа. Масляная краска. Эмаль. Лак. Растворитель. Грунтовка. Виды кистей. Валик, трафарет.
Основы технологии плиточных работ
Основы технологии плиточных работ. Виды плиток. Облицовка. Настилка. Глазурь. Мастика.
Технологии Исследовательской и опытнической деятельности. Творческий проект
Исследовательская и созидательная деятельность
Требования к проектированию изделия. Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Основные темы проекта. Выбор лучшего варианта. Выполнение чертежей, эскизов, технических рисунков изделия. Подготовка конструкторской и технологической документации, критериев их выполнения. Изготовление изделия.
Презентация проекта. Оценка проектирования. Промежуточная аттестация в форме защиты проекта.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Муниципального образования «Город Архангельск»
«Средняя школа № 17»
Рабочая программа
Составитель:
Турушев Андрей Валерьевич
первая квалификационная категория
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
К концу обучения в 8 классе ученик научится:
1. находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;
2. читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;
3. выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;
4. осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов;
5. рационально организовывать рабочее место, применять конструкторскую и технологическую документацию;
6. составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта, выбирать сырье, материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
7. конструировать, моделировать, изготавливать изделия.
К концу обучения в 8 классе ученик получит возможность научиться:
1. выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
2. соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием;
3. осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изделия или продукта, находить и устранять допущенные дефекты;
4. грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;
5. организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учетом имеющихся ресурсов и условий;
6. осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведенного продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
7. проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий, распределять работу при коллективной деятельности;
8. планировать и выполнять технологические проекты: выявлять и формулировать проблему, обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ: составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
9. представлять результаты выполненного проекта; пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведенного продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
II. СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Технологии домашнего хозяйства. Семейная экономика.
Тема 1. Семейная экономика. Понятие «потребность». Виды потребностей. Классификация покупок.
Тема 2. Бюджет семьи, доход, расход. Виды доходов и расходов семьи. Технология совершения покупок.
Тема 3. Технология ведения бизнеса.
Тема 4. Инженерные коммуникации в доме.
Тема 5. Системы водоснабжения и канализации.
Раздел 2. Электротехника
Тема 1. Электромонтажные и сборочные технологии, практическая работа.
Тема 2. Электротехнические устройства с элементами автоматики.
Тема 3. Бытовые электроприборы.
Раздел 3. Современное производство и профессиональное образование
Тема 1. Сферы производства и разделение труда.
Тема 2. Профессиональное образование и профессиональная карьера.
Раздел 4. Технология исследовательской и опытнической деятельности
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность, практическая работа, промежуточная аттестация.
Трансформаторы тока. виды и устройство. назначение и работа
Трансформатор тока имеет замкнутый сердечник (магнитопровод), который собирают из листов электротехнической стали. На сердечнике расположено две обмотки: первичная и вторичная.
Первичная обмотка включается последовательно (в рассечку) цепи, по которой течет измеряемый (первичный) ток. К вторичной обмотке присоединяются последовательно соединенные реле, приборы, которые образуют вторичную нагрузку трансформатора тока. Такое описание состава трансформатора тока достаточно для описания принципа его работы, более подробное описание реального состава трансформатора тока приведено в другой статье.
Для рассмотрения принципа действия трансформатора тока рассмотрим схему, расположенную на рисунке.
В первичной обмотке протекает ток I1, создавая магнитный поток Ф1. Переменный магнитный поток Ф1 пересекает обе обмотки W1 и W2. При пересечении вторичной обмотки поток Ф1 индуцирует электродвижущую силу Е2, которая создает вторичный ток I2. Ток I2, согласно закону Ленца имеет направление противоположное направлению I1. Вторичный ток создает магнитный поток Ф2, который направлен встречно Ф1. В результате сложения магнитных потоков Ф1 и Ф2 образуется результирующий магнитный поток (на рисунке он обозначен Фнам). Этот поток составляет несколько процентов от потока Ф1. Именно поток Фнам и является тем звеном, что производит передачу и трансформацию тока. Его называют потоком намагничивания.
Коэффициент трансформации идеального ТТ
В первичной обмотке w1 создается магнитодвижущая сила F1=w1*I1, а во вторичной – F2=w2*I2. Если принять, что в трансформаторе тока отсутствуют потери, то магнитодвижущие силы равно по величине, но противоположны по знаку. F1=-F2. В итоге получаем, что I1/I2=w2/w1=n. Это отношение называется коэффициентом трансформации трансформатора тока.
Коэффициент трансформации реального ТТ
В реальном трансформаторе тока существуют потери энергии. Эти потери идут на:
- создание магнитного потока в магнитопроводе
- нагрев и перемагничивание магнитопровода
- нагрев проводов вторичной обмотки и цепи
К магнитодвижущим силам из прошлого пункта прибавится мдс намагничивания Fнам=Iнам*w1. В выражении ниже токи и мдс это вектора. F1=F2+Fнам или I1*w1=I2*w2+Iнам*w1 или I1=I2*(w2/w1)+Iнам
В нормальном режиме, когда первичный ток не превышает номинальный ток трансформатора тока, величина тока Iнам не превышает 1-3 процента от первичного тока, и этой величиной можно пренебречь. При ненормальных режимах происходит так называемый бросок тока намагничивания, об этом более подробно можно почитать здесь. Из формулы следует, что первичный ток разделяется на две цепи – цепь намагничивания и цепь нагрузки. Более подробно о схеме замещения ТТ и о векторной диаграмме ТТ.
МАРКИРОВКА ТОКОВЫХ ТРАНСФОРМАТОРОВ
Условное обозначение устройств отечественного производства осуществляется в соответствии с нормативной документацией и техническими условиями ми (ТУ).
Она имеет следующий вид:
ТNM — X1 X2 X3 X4 X5 X6 X7 X8 X9 X10 X11 XY12 X13 X14, где
- Т — первая буква в обязательном порядке «Т» означает, что устройства относятся к трансформаторным;
- N — конструкционные особенности устройства: проходной (П), опорный (О), с использованием шины в качестве первичной обмотки (Ш), с фарфоровой изоляцией корпуса (Ф);
- M — материал изоляции обмоток: «М» — масляная (фактически, смешанная бумажно-масляная изоляция), «Л» — литая (эпоксидная смола), «Г» – газовая;
- Х1 — значение рабочего (номинального) напряжения;
- Х2 — вариант конструкционного исполнения. Как правило, касается расположения контактов первичной и вторичной обмоток как;
- Х3 — габаритные размеры корпуса. Чаще всего, эта маркировка применяется для трансформаторов, устанавливаемых в силовых шкафах. Код привязывают к длине корпуса;
- Х4 — буквенный код определяющий расположение выводов вторичной катушки относительно установочного основания. «А» — параллельно установочной поверхности, «Б» — перпендикулярно относительно установочной поверхности;
- Х5 — наличие и тип изолирующих барьеров;
- Х6 – значение точности при передаче данных, внешняя цепь;
- Х7 — коэффициента безопасности для исходящих катушек (измерительные цепи);
- Х8 – значение точности для исходящих катушек (измерительные цепи);
- Х9 — коэффициент кратности;
- Х10 – рабочее значение нагрузки для устройств измерения;
- Х11 — рабочее значение нагрузки для устройств защиты;
- Х12 — значение входящего и исходящего тока;
- Х14 — максимальное значение силы тока при односекундном воздействии короткого замыкания на пределе термической стойкости;
- Х15 — климатическое исполнение оборудования.
ОБЛАСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПОДКЛЮЧЕНИЯ
Трансформаторы тока используется для преобразования параметров электроэнергии первичных цепей высокого напряжения. Они выполняют две основные функции:
1. Приведение характеристик тока к величинам, которые могут использовать различные электроприборы: счетчики, измерительные устройства, защитные реле.
2. Физическая отделение (изоляция) исполнительных устройств, подключенных измерительным и защитным цепям, от высоковольтных кабелей линий электропередач.
ПОДКЛЮЧЕНИЕ СЧЕТЧИКА ЧЕРЕЗ ТРАНСФОРМАТОР ТОКА
Так как подсоединять измерительные устройства к первичной цепи питания прямым включением нельзя используются ТТ, с соответствующим коэффициентом трансформации. К примеру, для выполнения учета потребления электроэнергии на линии с нагрузкой в 400А необходимо использовать трансформатор тока с рабочими показателями не менее 400/5.
Подсоединение трансформаторов осуществляется на подстанции потребителя. Первичная катушка подключается к силовым контактам фаз (А и С) так называемая «схема неполной звезды». К контактам вторичной обмотки подключается электросчетчик и амперметр. К примеру, модели САЗУ-ИТ и Э378 в щитовом исполнении.
ПОДКЛЮЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ТРАНСФОРМАТОРЫ ТОКА РЕЛЕЙНОЙ ЗАЩИТЫ
К примеру, необходимо установить релейную защиту на первичной (входящей) электроцепи с параметрами тока: напряжение 10 кВ и нагрузкой 1 кА. При таких показателях релейная защита не может быть включена в электроцепь напрямую напрямую.
Для подключения рекомендуется использовать трансформаторы тока модель ТПЛ-10 с коэффициентом трансформации 1000/5 при использовании токовых реле и ТТ — НТМИ-10с коэффициентом трансформации 1000/100 для подключения реле напряжения.
Также через этот тип трансформатора допускается подключение электросчетчика.
На отечественных предприятиях и бытовых подстанциях чаще всего встречаются проходные трансформаторы тока с двумя вторичными обмотками, которые используются для учета потребления электроэнергии и установки релейной защиты соответственно.
2014-2020 г.г. Все права защищены.Материалы сайта имеют ознакомительный характер и не могут использоваться в качестве руководящих и нормативных документов.
Особенности монтажа
Монтаж измерительных трансформаторов производится высококвалифицированными специалистами, которые обязаны иметь категорию допуска к электротехническим работам не ниже третьего уровня. Перед установкой необходимо провести проверку на выявление возможных дефектов.
Для трансформаторов тока рекомендуется произвести следующие действия:
- визуальный осмотр корпуса на предмет механических повреждений;
- проверка коэффициента трансформации на соответствие заданным параметрам;
- состояние вторичной обмотки (отсутствие обрывов);
- правильно ли промаркированы все выводы для подключения к источнику питания и контрольно-измерительной аппаратуре;
- целостность фарфоровой покрышки и токоведущего стержня.
После визуального осмотра можно переходить к процессу установки и дальнейшего введения в эксплуатацию.
Для трансформаторов напряжения также проводят визуальный осмотр перед установкой.
Обращают внимание на следующие моменты:
- целостность корпуса;
- отсутствие течи масла;
- предварительное испытание измерительных трансформаторов (определяют полярность у выводов для низшего и высшего напряжения, измеряют коэффициент трансформации, проверяют величину сопротивления обмоток);
- проверка уровня масла. В больших устройствах количества масла определяют по специальному индикатору, а в компактных изделиях без расширителя не доливают масла примерно на 2-3 сантиметра до крышки. Образовавшийся воздушный карман и будет играть роль расширителя.
Все монтажные и пусковые работы проводятся в соответствии с указаниями изготовителя и с соблюдением правил безопасности.
Разновидности конструкций
Измерительные токовые трансформаторы выпускаются различных типов. Все они имеют одно и то же назначение, но отличаются составными элементами и принципом действия. Каждая разновидность применяется для достижения определённых целей, что позволяет выбирать оптимальный вариант для каждого случая.
Катушечного типа
Этот вид измерительных трансформаторов считается наиболее простым по конструкции. Свою популярность он приобрёл ещё в советские времена, когда не было более качественных и эффективных устройств. Состоит катушечный прибор из следующих элементов:
- защитный корпус;
- вторичная и первичная обмотка;
- клеммная колодка;
- контакты;
- восьмёрочная или петлевая обмотка.
- низкое разрядное напряжение, которое становится следствием слабой катушечной изоляции;
- возможность использования только при небольших номинальных напряжениях (не более 3 кВ);
- способность работать только при пониженных требованиях к электрической прочности.
Проходной трансформатор
Эти устройства считаются наиболее часто используемыми. Они нашли широкое применение в различных распределительных приборах, рассчитанных на напряжение от 6 до 35 кВ. Их устройство не отличается особой сложностью.
Конструкция состоит из таких частей:
- литой эпоксидный корпус;
- магнитопровод;
- первичная обмотка;
- вторичная обмотка.
Трансформаторы этого типа ценятся за то, что дают возможность в закрытых распределительных устройствах сэкономить проходной изолятор. Среди других преимуществ прибора выделяют такие:
- малые габариты;
- высокая электродинамическая стойкость.
Стержневое устройство
Стержневые трансформаторы часто называют одновитковыми. Главная их особенность — увеличение точности при повышении силы тока и уменьшение — при понижении. Она обусловлена тем, что первичная обмотка только один раз проходит через отверстие сердечника, что приводит к численному равенству количества ампер-витков и номинального тока.
Устройство состоит из следующих деталей:
- железный магнитопровод (сердечник);
- стержень проходного изолятора;
- вторичная и первичная обмотка.
Шинный прибор
Шинные трансформаторы представляют собой изделия, в конструкцию которых входят сердечники со вторичной обмоткой, а первичная — отсутствует. В главной изоляции прибора предусмотрено специальное отверстие, через которое пропускается шина распределительного устройства, выполняющая роль первичной обмотки.
Эта разновидность трансформатора очень похожа на стержневую. Лишь при малых показаниях напряжения через отверстие в сердечнике прокладывают несколько витков проводника, что даёт возможность получить многовитковую конструкцию прибора.
Основными преимуществами шинного трансформатора считаются:
- простота конструкции;
- лёгкость проведения монтажных, ремонтных и профилактических работ;
- возможность использовать устройство не только при малых номинальных токах, но и при высоких (более 2 тыс. ампер);
- высокая электродинамическая стойкость, обусловленная устойчивостью шинной конструкции.
Для чего предназначен трансформатор тока
Вторичные обмотки трансформатора тока (не менее одной на каждый магнитопровод) обязательно нагружаются. Сопротивление нагрузки строго регламентировано требованиями к точности коэффициента трансформации. Незначительное отклонение сопротивления вторичной цепи от номинала (указанного на табличке) по модулю полного Z или cos ф (обычно cos = 0.8 индукт.) приводит к изменению погрешности преобразования и возможно ухудшению измерительных качеств трансформатора. Значительное увеличение сопротивления нагрузки создает высокое напряжение во вторичной обмотке, достаточное для пробоя изоляции трансформатора, что приводит к выходу трансформатора из строя, а также создает угрозу жизни обслуживающего персонала. Кроме того, из-за возрастающих потерь в сердечнике магнитопровод трансформатора начинает перегреваться, что так же может привести к повреждению (или, как минимум, к износу) изоляции и дальнейшему её пробою. Полностью разомкнутая вторичная обмотка ТТ не создает компенсирующий магнитный поток в сердечнике, что приводит к перегреву магнитопровода и его выгоранию. При этом магнитный поток, созданный первичной обмоткой имеет очень высокое значение и потери в магнитопроводе сильно нагревают его.
Коэффициент трансформации измерительных трансформаторов тока является их основной характеристикой. Номинальный (идеальный) коэффициент указывается на шильдике трансформатора в виде отношения номинального тока первичной (первичных) обмоток к номинальному току вторичной (вторичных) обмоток, например, 100/5 А или 10-15-50-100/5 А (для первичных обмоток с несколькими секциями витков). При этом реальный коэффициент трансформации несколько отличается от номинального. Это отличие характеризуется величиной погрешности преобразования, состоящей из двух составляющих – синфазной и квадратурной. Первая характеризует отклонение по величине, вторая отклонение по фазе вторичного тока реального от номинального. Эти величины регламентированы ГОСТами и служат основой для присвоения трансформаторам тока классов точности при проектировании и изготовлении. Поскольку в магнитных системах имеют место потери связанные с намагничиванием и нагревом магнитопровода, вторичный ток оказывается меньше номинального (т.е. погрешность отрицательная) у всех трансформаторов тока. В связи с этим для улучшения характеристик и внесения положительного смещения в погрешность преобразования применяют витковую коррекцию. А это означает, что коэффициент трансформации у таких откорректированных трансформаторов не соответствует привычной формуле соотношений витков первичной и вторичной обмоток.
Устройство трансформаторов
Практически все модификации трансформаторов такого типа оснащаются магнитопроводами, которые снабжаются вторичной обмоткой. Последняя нагружается при эксплуатации в соответствии с регламентными величинами в показателях сопротивления
Соблюдение определенных нагрузочных показателей важно для последующей точности измерения. Разомкнутая обмотка не может создавать компенсации магнитных потоков в сердечнике, что способствует перегреву магнитопровода, а в некоторых случаях — и его сгоранию
В то же время магнитный поток, формируемый обмоткой первичного ряда, отличается более высокими рабочими характеристиками, что также может способствовать перегреву магнитного провода и его сердечника. Надо сказать, что токопроводящая инфраструктура формирует общую систему, на которой базируются трансформаторы тока и напряжения. Назначение электротехнического агрегата в данном случае не имеет принципиального значения – особенности функционирования обуславливаются скорее применяемыми материалами. В случае с преобразователями тока, например, сердечник магнитопровода изготавливается из аморфных нанокристаллических сплавов. Такой выбор связан с тем, что конструкция получает возможность работы с более широким диапазоном технико-эксплуатационных величин в зависимости от класса точности.
Классификация трансформаторов тока
Трансформаторы тока классифицируются по различным признакам:
1. По назначению трансформаторы тока можно разделить на измерительные, защитные, промежуточные (для включения измерительных приборов в токовые цепи релейной защиты, для выравнивания токов в схемах дифференциальных защит и т. д.) и лабораторные (высокой точности, а также со многими коэффициентами трансформации).
2. По роду установки различают трансформаторы тока: а) для наружной установки (в открытых распределительных устройствах); б) для закрытой установки; в) встроенные в электрические аппараты и машины: выключатели, трансформаторы, генераторы и т. д.; г) накладные – надевающиеся сверху на проходной изолятор (например, на высоковольтный ввод силового трансформатора); д) переносные (для контрольных измерений и лабораторных испытаний).
3. По конструкции первичной обмотки трансформаторы тока делятся на:
а) многовитковые (катушечные, с петлевой обмоткой и с восьмерочной обмоткой); б) одновитковые (стержневые); в) шинные.
4. По способу установки трансформаторы тока для закрытой и наружной установки разделяются на:
а) проходные; б) опорные.
5. По выполнению изоляции трансформаторы тока можно разбить на группы: а) с сухой изоляцией (фарфор, бакелит, литая эпоксидная изоляция и т. д.); б) с бумажно-масляной изоляцией и с конденсаторной бумажно-масляной изоляцией; в) газонаполненные (элегаз); в) с заливкой компаундом.
6. По числу ступеней трансформации имеются трансформаторы тока:
а) одноступенчатые; б) двухступенчатые (каскадные).
7. По рабочему напряжению различают трансформаторы:
а) на номинальное напряжение свыше 1000 В; б) на номинальное напряжение до 1000 В.
Вы здесь
Принцип работы трансформаторов тока
1.3 Принцип работы Трансформатор тока состоит из замкнутого сердечника, набранного из тонких листов электротехнической стали, и двух обмоток — первичной и вторичной. Первичную обмотку включают последовательно в контролируемую цепь, ко вторичной обмотке присоединяют токовые катушки различных приборов и реле. Рисунок 1 – Трансформатор тока: а — устройство, б, в — схемы включения амперметра непосредственно в контролирующую цепь и через трансформатор тока Устройство трансформатора тока и схемы включения амперметра показаны на рисунке 1, а—в. Магнитный поток в магнитопроводе 3 создается токами первичной 1 и вторичной 2 обмоток. Соотношение первичного I1 и вторичного I2 токов определяется формулой: KТТ = I1/I2 = w2/wl , где KТТ — коэффициент трансформации; w1 и w2 — число витков первичной и вторичной обмоток. Если в силовых трансформаторах и трансформаторах напряжения увеличение сопротивления во вторичной цепи вызывает уменьшение тока во вторичной и в первичной цепях, а напряжение на выводах обеих обмоток почти не изменяется, то у трансформаторов тока увеличение сопротивления во вторичной цепи приводит к повышению напряжения на выводах вторичной обмотки. Это объясняется тем, что ток в первичной цепи не зависит от нагрузки трансформатора тока. Ток во вторичной цепи трансформатора тока практически не меняется с изменением ее сопротивления при данном режиме первичной цепи. Вследствие этого нагрузка трансформатора тока увеличивается с возрастанием сопротивления во вторичной цепи, складывающегося из сопротивлений, подключенных к трансформатору тока аппаратов и приборов, соединительных проводов и переходных контактов. Трансформаторы тока для электроустановок напряжением до 1000 В показаны на рисунке 2, а, б, в (катушечный, шинный ТШ-0,5 и шинный с литой изоляцией ТШЛ-0,5). В шинных трансформаторах тока в качестве первичной обмотки используют шину, пропускаемую через окно 5 сердечника трансформатора тока, на который намотана вторичная обмотка. Проходные трансформаторы тока для внутренней установки на напряжение 10 кВ выполняют многовитковыми, одновитковыми и шинными с фарфоровой и пластмассовой (литой) изоляцией (Рисунок 3, а—в). Опорный трансформатор тока ТФНД-220 для наружной установки на напряжение 220 кВ (Рисунок 4) имеет обмотки, помещенные в фарфоровый корпус 3, залитый маслом и укрепленный на основании 4. На верхнем торце фарфорового корпуса укреплен чугунный расширитель 1 для масла с маслоуказателем и зажимами 2 первичной обмотки. Сердечник с вторичной обмоткой охватывается первичной обмоткой, имеющей в этом месте форму кольца. Выводы вторичной обмотки размещены в коробке 5 на основании трансформатора.
Рисунок 2 – Трансформаторы тока на напряжение до 1000 В: а — катушечный, б, в — шинные ТШ-0,5 и ТШЛ-0,5; 1 — каркас, 2, 4 — зажимы вторичной и первичной обмоток, 3 — защитный кожух, 5 — окно
Рисунок 3 – Трансформаторы тока на напряжение 10 кВ с литой изоляцией: а — многовитковый ТПЛ-10, б — одновитковый ТПОЛ-10, в —шинный ТПШЛ-10; 1, 2 — зажимы первичной и вторичной обмоток, 3 — литая изоляция, 4 — установочный угольник, 5 — сердечник
Рисунок 4 – Опорный трансформатор тока ТФНД-220 наружной установки В высоковольтных распределительных устройствах подстанций применяют проходные (Рисунок 5, а) и опорные (Рисунок 5, б) трансформаторы тока.
Рисунок 5 – Трансформаторы тока: а — проходной ТПФМ-10 на 10 кВ, б — опорный ТФН-35М на 35 кВ; 1 и 3 — первичная и вторичная обмотки, 2 — фарфоровый изолятор, 4 — сердечник вторичной обмотки, 5 — контактный угольник, 6 — крышка, 7 — кожух, 8 — верхний фланец, 9 — зажимы выводов вторичной обмотки, 10 — якореобразный болт, 11 — крышка, 12 — фарфоровая покрышка, 13 — изоляционное масло, 14 — кольцевые обмотки («восьмеркой»), 15 — полухомут, 16 — масловыпускатель, 17 — цоколь, 18 — коробка вторичных выводов, 19 — кабельная муфта, 20 — маслоуказатель
Меню — ДИПЛОМКА
- Главная страница
- Карта сайта
- Чертежи Карты Дипломки
- Материалы для дипломных
- Дипломные от пользователей
- Форум DIPLOMKA.NET
- Полезные ссылки
- Объявления — дипломнику
- Новости сайта
- Список литературы
- Фото для дипломных
- Оставить отзыв
- Обратная связь
Материалы для дипломных работ
- Методические указания
- Введение
- Техническое описание оборудования связи
- Монтаж оборудования связи
- ТО оборудования связи
- Ремонт оборудования связи
- Техническое описание электрооборудования
- Монтаж электрооборудования
- Эксплуатация электрооборудования
- Техническое обслуживание
- Ремонт электрооборудования
- Техника безопасности
Трансформаторы напряжения – назначение и принцип действия
Они встречаются везде, где присутствует необходимость преобразовать высокое напряжение сети в пропорционально более низкое значение. В этом и есть их назначение: преобразование величины напряжения. ТН-ы используют для:
- уменьшения величины напряжения до величины, которую безопасно и удобно использовать в цепях измерения (вольтметры, ваттметры, счетчики), защиты, автоматики, сигнализации
- защиты от высокого напряжения вторичных цепей, а следовательно и человека
- повышения напряжения при испытаниях изоляции различного эо
- на подстанциях ТН используют для контроля изоляции сети, работы в составе устройства сигнализации или защиты от замыканий на землю
Если бы не существовало трансформаторов напряжения, то, например, чтобы измерить напряжение на шине 10кВ, пришлось бы сооружать супермощный вольтметр с изоляцией, выдерживающей 10кВ. А это уже габариты ого-го. А ещё плюс к этому необходимо соблюсти точность измерений. Проблемка, но и это не всё. Если в таком приборе что-то коротнет, то электрик ошибается однажды…. при выборе профессии. 10кВ, а ведь есть и 750кВ, как там померить? Загвоздочка. Поэтому отдаем почести изобретателям трансформаторов, и в частности трансформаторов напряжения. Отвлеклись, продолжаем.
Прежде, чем двигаться дальше, нарисую однофазный ТН, чтобы было наглядно и более понятнее далее в изложении материала.
Значит на рисунке сверху у нас приходит напряжение на выводы А, Х трансформатора напряжения на первичную обмотку(1). Это напряжение номинальное напряжение, первичное напряжение. Далее оно трансформируется до величины вторичного напряжения, которое находится на вторичной обмотке (3). Выводы вторичной обмотки – а, х. Вывод вторичной обмотки заземляются. В – это вольтметр, но это может быть и другое устройство. (2) – это магнитопровод ТНа.
Контурные тепловые трубки (терконы) — рецепт приготовления эффективного охлаждения компьютера
Приветствую, дорогие читатели! В этой статье я постараюсь познакомить вас с передовой технологией в системах охлаждения — контурными тепловыми трубками (терконы) и применить их на практике, собрав небольшой тихий корпус для ПК на их основе.
В этот раз придется задействовать ЧПУ металлообработку, так что DYI будет не для всех (но можно и без этих процедур). Очень много фото!
Пролог
Конечно, сейчас достаточно готовых и компактных решений по корпусам и охлаждению для ПК, как может справедливо заметить каждый первый. Но, у самурая самодельщика нет цели, только путь. И предлагаю его совместно пройти!
Как все начиналось
В плане выбора комплектующих сейчас все вполне просто — о видеокартах можно даже не задумываться и забыть что такое существует (спасибо за это ценам). А ещё китайцы предлагают весьма доступные и интересные варианты распаянные на стеклотекстолитовую подложку под настольный сокет мобильные CPU. Итого получился вот такой набор:
— CPU QNCT
— MB Asus H110T Thin Mini ITX
— RAM 8Gb DDR4 x2
— SSD 500ГБ, M.2 2280, SATA III
Добавлю парочку замечаний.
По процессору — что бы раз и навсегда снять вопрос с прилеганием сокетных СО к крохотному кристаллу
была добавлена теплораспределительная крышка от какого то древнего процессора.
Крышка обтачивается у основания, что бы по высоте прилегала к кристаллу и с боков, что бы влезла на подложку:
Немного термопасты и автомобильного нейтрального герметика:
SSD изначально брался под иные цели, но в итоге было решено его использовать в этой сборке. А так как материнка конструктивно не поддерживает размещение накопителей длиной 80мм и более, то пришлось использовать такой адаптер:
Проектирование СО, или придумываем себе проблемы занятие
Физика девушка бескомпромиссная — хочешь компактности — жертвуешь эффективностью охлаждения (теплообмена) и/или тишиной. А жертвовать ой как не хотелось тишиной (особенно после пополнения в семье). Под нож пошла компактность — что бы сделать в идеале бесшумный ПК (пассивное охлаждение) нужен очень большой радиатор. Но путать ПК с батареей отопления тоже не вариант, так что можно предусмотреть (делать этого я конечно же не буду) размещение кулеров с минимальными оборотами — даже незначительный поток воздуха по сравнению со свободной конвекцией улучшит эффективность теплоотвода с радиатора и позволит использовать вариант покомпактнее. Подобное утверждение на практике много раз было проверено при тестировании массивных кулеров, предполагающих работу без своего вентилятора. Например, на графике из статьи видно, как резко начинает расти температура при снижении обдува (к этому моменту ещё вернемся в нашем диагнозе случае):
А что если… радиатор будет частью корпуса и вообще на нем все разместить — и MB, и накопитель, и блок питания? Взять за основу светодиодные профили. Сейчас их много доступных вариантов, да ещё и отрезают по размерам.
Как например 30см вот такого радиатора хватит, что бы закрепить на его основании комплектующие:
Хотя по виду (да и по факту) его будет маловато для полностью пассивного рассеивания
50W в приемлемом температурном диапазоне. Иными словами — что бы CPU не тротлил и был запас по температуре при нагрузках (до 80 градусов на кристалле). Но сейчас вопрос в другом — как передать тепло от процессора на радиатор, да ещё и постараться распределить его по всему объему.
Тут важно отметить — недаром материнская плата форм-фактора Thin Mini ITX. По спецификациям это гарантирует нам следующее:
— Формат предполагает расположение платы по высоте
25мм
— Расположение сокета процессора фиксировано по стандарту.
Варианты:
— Разместить толстую медную болванку между CPU и радиатором. Но тогда MB придется крепить всеми внутренними разъемами/слотами лицом к основанию и к ним не будет никакого доступа. Этого вполне достаточно, что бы отмести такой вариант расположения.
— Передавать тепло на радиатор, расположенный с обратной стороны MB с помощью тепловых трубок (ТТ).
ТТ является устройством, которое может быстро передавать тепло от одной точки к другой по принципу замкнутого испарительно-конденсационного цикла. Представляют они собой собой герметично запаянные тонкостенные трубки, внутри которых имеется жидкость с низкой температурой кипения (есть варианты трубок на ацетоне, аммиаке, воде и низком внутреннем давлении. ). В зоне нагрева (испаритель) происходит испарение рабочей жидкости — процесс фазового перехода из жидкого состояния в газообразное. И процесс этот весьма энергозатратен, что объясняет столь высокую эффективность теплопереноса. Из-за испарения повышается давление в зоне нагрева, что приводит к его перемещению в зону с более низким давлением — к конденсатору, где трубка обычно контактирует с ребрами радиатора. В этом месте пар охлаждается и происходит его конденсация на стенках трубки.
За возврат жидкости в зону нагрева отвечает капиллярный эффект — для этого в трубке имеется фитиль. В самых ранних вариантах трубок фитиль был в виде оплетки, которая смачивалась жидкостью. Низкая эффективность и дешевизна в производстве.
Сейчас же используются или спеченный металлический порошок или капиллярная структура на внутренних стенках трубки:
Так же существуют комбинированный вариант — в зоне испарения спеченный порошок, а остальная часть трубки покрыта капиллярами.
Как бы трубки не были хороши, есть у них и минусы:
— падение эффективности при увеличении длинны трубки
— зависимость эффективности от ориентации (влияние гравитации) — оптимальное расположение испаритель снизу, конденсатор сверху
— снижение эффективности теплопереноса при изгибании трубок. К сожалению документальное подтверждение сейчас не найду, но лет 7 назад встречал презентацию, где изгибание на 90 градусов приводит к потере 20-30% максимально передаваемой мощности
— при превышении максимально допустимой мощности трубка резко начинает терять свои свойства. Причина банальна — вся рабочая жидкость переходит в пар и процесс отбора тепла прекращается. Так же при этом растет внутренне давление, которое может привести к выходу из строя трубки
С классическими ТТ есть загвоздка — их довольно непросто изгибать в домашних условиях. Шутка ли — тонкостенная да ещё и с низким давлением внутри. Отсюда и довольно больше минимальные радиусы изгиба — от 5 диаметров трубки. Даже если они относительно дешевы (200-300р на али встречал прямые за шт), то их все равно надо брать с большим запасом, ибо часть гарантированно сломается.
Однако технологии не стоят на месте, и сами ТТ развиваются и совершенствуются — в обиход активно входят испарительные камеры, контурные тепловые трубки (КТТ). Разработкой и продвижением последних занимаются наши с вами соотечественники из СПБ в компании «Теркон-КТТ».
Что же нового предлагает КТТ по сравнению с классическими ТТ? Давайте посмотрим на принципиальную схему КТТ:
Особенность кроется в испарителе — теперь там не простые капилляры, а особая их структура, позволяющая испарять теплоноситель в одном направлении (этакий диод — давление с обратной стороны уравновешивается капиллярным давлением поступающей жидкости), что позволяет создать кольцевой замкнутый контур, где циркуляция жидкости осуществляется посредством давления и нет необходимости в капиллярах для возврата жидкости как в обычных ТТ. Благодаря этому разработчики отмечают такие качества КТТ:
— большая дистанция теплопереноса (до 22м — метров, Карл!)
— нет зависимости эффективности от ориентации КТТ
— нет зависимости эффективности от изгибов трубки КТТ
— высокая мощность. На примере КТТ из статьи — до 120 Вт при длине конденсатора 67см. При том что диаметр трубки в зоне конденсации всего 2мм. Вот для примера значение максимальной мощности для типовых ТТ 150мм и 250мм длиной:
А вот та самая хитрая начинка испарителя (прислали с производства):
Минусом может быть разве что трудность монтажа в ряде случаев — все таки тут не 1 трубочка, а кольцевой контур, где изгибание допустимо в зоне конденсатора. И испаритель изготавливается определенных размеров. Но меня это устроило, так что был заказана серийная модель КТТ 01 тип а:
Вскрытие посылки выявило, что КТТ пришёл с теплосъёмником в зоне конденсатора, без теплосъёмника на испарителе.
Вообще по описанию товара должен был быть голый контур, так что тут положили даже больше, хоть и не пригодилось — планировалось трубку на стороне напрямую разместить в основании радиатора, отфрезеровав в нем паз под нее. А так — можно отдельно заказать уже с теплосъёмниками (примерно аналогичен тому, что пришлось изготовить мне). При штучном заказе + 1000р для теплосъёмника на испарителе.
Приступаем!
Такс, КТТ на руках, радиатор на полке. Пришлось погоняться за медной шиной толщиной 5мм, а ещё потребуется алюминиевая пластина толщиной 2мм. Сложнее всего было найти человека с ЧПУ фрезером по металлу и не отдать ему полцарства в виде «минимальной стоимости заказа». Но раз статью пишу — значит и таковой нашёлся!
Набросав во Fusion 360 модельки, хватаю все металлолом железяки и приступаем вместе с мастером к изготовлению.
Теплосъёмник для испарителя был изготовлен из двух медных пластин 5мм толщиной, между которыми было просверлено отверстие под испаритель (8мм в диаметре, напоминаю). Он и будет передавать тепло с CPU:
Что бы разместить «змеевик» конденсатора КТТ в радиаторе, фрезеруется канавка глубиной 1мм в его основании и такая же в алюминиевой прижимной пластине. Таким образом трубка будет прижата по всей окружности. Ну и отверстия под крепеж на этом же этапе:
Итого получаем полуфабрикат для последующей долгой и нудной шлифовки:
Места размещения КТТ промазывается моей любимой MX-4 и устанавливается собирается воедино:
Что бы теплосъёмник CPU расположился на необходимом месте, контур сгибается. По диаметру почти подошла пластиковая труба — вокруг нее и изгибал. Потребовалось немного увеличить диаметр изолентой:
Кстати, на фото выше не особо видно, но изгибы трубки в стороны (что бы приблизить к краю радиатора) произошли с излишним загибом (заломом?) трубки. Это был уже мой косяк — схватил для опоры более тонкую трубку. Но тем не менее контур не потерял работоспособность!
И наконец — установка теплосъёмника CPU, примерка, размещение стоек для MB.
Сборка. Первые тесты и работа над корпусом
Вот уже есть предварительный итог — смонтирована КТТ, компьютер собран для первых тестов (теплосъёмник прижат с помощью бекплейта)!
Проверим пассивный вариант использования — никаких кулеров! При низкой нагрузке (простой, серфиг, офисные утилиты. ) температура процессора доходит до отметки 50 градусов (минут через 20 после включения и просмотре фильма). Жить можно, но если увеличить нагрузку… Вот график температур при запуске встроенного стресс теста CPU-Z:
Вот что видит тепловизор после прогрева:
Очевидно, что полностью пассивный режим работы не наш случай. Нужно создать хотя бы небольшой поток воздуха (все таки достаточно много ушло времени для достижения предельных температур на максимальной нагрузке). То, что такому радиатору достаточно небольшого потока было проверено 50мм кулером от древней видеокарты. Просто бросив его поверх радиатора при тех же условиях и времени тестирования максимальная температура добралась лишь до 87 градусов!
Значит, проблему перегрева вполне можно решить с помощью более крупных кулеров (или даже нескольких), работающих на минимальных оборотах. Но вот как быть с их размещением? Тут уже совсем близко подбираемся к корпусу.
Заключительный этап, или как не надо делать
Как я обмолвился в начале, изначально не задумывался о размещении кулеров и планировал этот вопрос при необходимости решить на этапе проработке корпуса, который по сути будет кожухом, закрывающим основание радиатора и электронику. Так вот о кулерах — размещать их или со стороны ребер, что по сути будет вне корпуса (и мне не очень такой вариант понравился), или внутри корпуса, где все греющиеся элементы. Но вот незадача — поток нужно направить как то на обратную сторону радиатора (на ребра) для лучшего охлаждения. И тут на пути воздуха стоит препятствие в виде сплошного алюминиевого основания толщиной 6мм.
Можно наделать сквозных вентиляционных отверстий в основании между ребер. И как бы это было удобно сделать сразу на чпу… Очень не хотелось ради этого строить планы, договариваться. Сам прошляпил возможность, сам и решу эту проблему.
Для этого потребуется: дрель, сверло 5мм, втулка латунная с внутренним диаметром 5мм в качестве кондуктора и шаблон расположения отверстий (под втулку) из фанеры 6-8мм толщиной. Такую деталь на многочисленных лазерных резках сделать очень дешево. Ну а дальше, все понятно из фото:
Так как плата расположена по центру радиатора (если смотреть вдоль), то с краев остается по 65мм. С одной стороны — БП, с другой стороны SSD на переходнике. И SSD по высоте занимает очень мало места, так что над можно разместить 2-3 60мм кулера. Остановимся на 2х.
С учетом размещения разъёмов, кнопок, креплений, соединений стенок корпуса набрасывается модель корпуса, чертежи отдаются на лазерную резку. На выходе — вот такой вот пазл для склейки:
Можно приступать к размещений на корпусе кнопок, разъёмов:
Раз акриловый корпус как чехол сверху надевается на радиатор и прячет все под собой, нет возможности аккуратно уложить все кабеля. Бардак и хаос, но все влезло:
1000PRM:
Что тут сказать — немного горячее, чем хотелось бы при низком уровне шума (низких оборотах кулеров). Но вполне жизнеспособно! Основная цель — пощупать и помять современные решения в области охлаждения достигнута! Спасибо всем, кто осилил данную публикацию!)
Хочу выразить благодарность за помощь с металлообработкой Игорю Федоренко и сотрудникам Теркона — охотно отвечают на вопросы и дают рекомендации.
Товар для написания обзора предоставлен магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.