Какой тип звукоизлучателя в наушниках лучше всего
Перейти к содержимому

Какой тип звукоизлучателя в наушниках лучше всего

  • автор:

 

Имеющий «уши», да услышит – критерии выбора наушников

Сегодня наушники используют практически все. Выбор той или иной модели, конструкции, принципа действия наушников во многом обусловлен сферой их применения. В данном материале мы описали то, что в первую очередь следует учесть при выборе наушников. Намеренно дистанцировавшись от гарнитур и узкоспециализированных устройств, мы сконцентрировали внимание на тех наушниках которые используют для прослушивания музыки, просмотра видео, а также рассказали о некоторых профессиональных устройствах для студий звукозаписи и концертного применения.

В связи с тем, что тема очень обширна и факторов, которые влияют на выбор, хватит на 10 статей, в этом материале мы решили дать общую информацию о конструктивных и технических особенностях наушников разных типов и назначения. В дальнейшем каждый из затронутых в этой статье вопросов станет поводом для отдельной публикации.

Отмечу, что для людей, которые подходят к качеству передаваемого звука с позиции «лишь бы звук был», полезной окажется только часть этого материала. Также сходу подчеркну, что любые упоминания брендов и моделей будут минимизированы, носят лишь информационный характер. Эта статья не даст ответ на вопрос «какие наушники лучше?». Материал создан лишь для того, чтобы облегчить выбор, подробно рассказать о существующих технологиях и принципах.

Тип конструкции

  1. Вставные – они же «вкладыши» — in ear;
  2. Внутриканальные – в народе «затычки» — in ear;
  3. Накладные — on ear;
  4. Полноразмерные – сircum-aural (открытого, закрытого и полузакрытого типа.)

Появились на рынке в качестве бытового гаджета в 1991-м стараниями компании Etymotic Research. В силу достаточно низкой стоимости, сегодня вкладыши входят в базовую комплектацию большинства мобильных устройств. Основным их достоинством можно считать компактный размер. Среди недостатков стоит выделить низкую эргономичность — придется подобрать правильный размер для своих ушей.

В ряде случаев недостатком является посредственное звучание. Последнее не является обязательным, но более 80 % ассортимента не дотягивают до hi-fi класса. Раньше этот тип был весьма распространён, и в линейках нескольких известных брендов можно выделить достойные вкладыши. Но конъюнктура рынка делает своё дело, и производители всё больше склоняются в сторону внутриканальных образцов при разработке флагманских моделей.

Внутриканальные

«Затычки» — один из наиболее распространённых сегодня типов портативных наушников. Принцип: драйвер находится снаружи, трубки с латексными или пенными амбушюрами помещаются в наружный слуховой проход. Многие ошибочно полагают, что внутриканальная конструкция появилась позже вставной, но это не так. На рынке «затычки» начали появляться как концертные мониторы ещё в 70-е, откуда позже перекочевали в менее специфические сегменты, но первое упоминание о подобной конструкции относится к 1895 году, в котором Томас Эдисон оснастил, вероятно, первыми внутриканальными наушниками свой Кинетофон.

Основные достоинства конструкции:

• мобильность (по размерам меньше или равны вставным);
• хорошо подойдут любителям выраженного, динамичного баса (акустические свойства конструкции часто перекашивают АЧХ в сторону низов);
• Хорошо сидят в ухе, что делает их удобными при занятиях спортом.

Недостатки: искажения, нередко возникающие в связи с особенностями конструкции и размером, высокая вероятность влияния на слух (интенсивность звукового давления + расположение в наружном слуховом проходе). В большинстве случаев не имеют оголовья. Как и прежде, прилично звучащие внутриканальные системы используют в качестве концертных и студийных мониторов.

Этот тип получил широкое распространение как периферийное устройство для ПК, а также как наушники для плейеров. Сравнительно небольшие габариты и масса сделали этот тип наиболее популярным в офисах. Ощутимыми недостатками конструкции являются:

  1. недостаточная звукоизоляция (в этих наушниках слышны внешние шумы, звук наушников проникает вовне, что может мешать окружающим);
  2. искажения при изменении правильного положения.

Многие модели снабжены микрофоном и функциональным блоком с регулятором громкости, что как бы намекает на стационарное применение и использование в качестве гарнитуры. Некоторое количество накладных моделей создается для прослушивания музыки, часть из них рассчитаны на применение вне помещений. Ряд экспертов считают, что накладная конструкция априори менее склонна искажать звук, нежели вкладыши и внутриканальные образцы. Ещё один тренд накладных систем – офис, рабочее место, PC.

Полноразмерные

Как уже ясно из названия, этот тип не может похвастаться компактностью. Что не умаляет его достоинств. Большие габариты и зачастую масса таких устройств положительно сказываются на акустических свойствах конструкции. Это тот случай, когда размер имеет значение.

К полноразмерным наушникам относится подавляющее большинство систем для студий звукозаписи. Полноразмерными являются практически все референсные прецизионные студийные наушники, специализированные диджейские мониторы, а также очень многие представители класса Hi-End.

Классические референсные наушники, как правило, открытого типа – это связано с тем, что в закрытом типе искажается передача низких. За точную передачу АЧХ открытый тип любим многими аудиофилами. При этом некоторые звукорежиссёры придерживаются мнения, что референсные наушники должны быть полузакрытого типа, так как позволяют без искажений воспроизводить низкие и при этом обладают достаточной степенью звукоизоляции. Закрытый тип используется в качестве мониторов исполнителя при записи в студии, работы на живом выступлении, а также популярен у ди-джеев.

Полноразмерными создают также наушники для геймеров и многочисленные системы для PC. Последние далеко не всегда обладают качеством звучания, близким по уровню к профессиональным собратьям, а полноразмерная конструкция скорее используется как маркетинговый ход, нежели осознанная техническая необходимость.

Существует устойчивый стереотип о том, что полноразмерные наушники обязательно должны хорошо звучать. Банальный АЧХ-тест и беглый взгляд на процент КНИ многое может сказать о качестве, и в случае с многими «псевдостудийниками» эти параметры выдают самозванцев. Миф об обязательном превосходстве больших «ушей» родился тогда, когда полноразмерных головных телефонов на рынке было немного и в подавляющем большинстве они были студийными. Но миф не более чем миф: имеющий уши — да услышит, имеющий осциллограф — да увидит.

Несколько слов об АЧХ, КНИ, сопротивлении, и чувствительности

На всякий случай:
АЧХ – график разницы величин амплитуд выходного и входного сигналов во всем диапазоне воспроизводимых частот. (Гц)
КНИ – коэффициент нелинейных искажений (%)
Чувствительность – интенсивность звукового давления (Дцб)
Мощность – характеристика, определяющая динамический диапазон и звуковое давление (мВт – в случае с наушниками)

Всё, что касается амплитудной составляющей (громкости) сигнала наушников, зависит от чувствительности. Нижней границей нормы считается отметка в 100 Дцб. Хорошие наушники обеспечивают чувствительность не менее 100 Дцб. Меньшая чувствительность не обеспечит достаточного уровня громкости.

Любой уважающий себя производитель уведомляет покупателя об уровне КНИ наушников. Критичным уровнем гармонических искажений для наушников в диапазоне от 100 до 2 Гц считается превышение границы в 1%, ниже 100 Гц допускают значения до 7-10%. При этом стоит сказать о том, что звук с максимально допустимыми искажениями не отличается «кристальной чистотой». Притязательные слушатели чувствительны к КНИ, поэтому в некоторых профессиональных и Hi-end моделях этот показатель умудряются снизить до 0,1 % (от 100 Гц.) и 0,9% (ниже 100 Гц).

Напрямую влияет на качество звука и появление искажений сопротивление наушников. Чем оно выше, тем меньше тока требуется усилителю, чтобы их «раскачивать», а соответственно — меньше искажений возникает на этапе усиления. По сопротивлению принято делить наушники на высоко- и низкоомные. Для внутриканальных и вставных низкоомными принято считать устройства с сопротивлением до 32 Ом, высокоомными — от 32 Ом. Для полноразмерных низкоомными принято считать наушники с сопротивлением ниже 100 Ом, и соответственно выше 100 Ом – высокоомными. Практически все головные телефоны для профессионалов, а также относящиеся к hi-fi/hi-end классу являются высокоомными.

Известно, что точность и возможности передачи частот находятся в зависимости от АЧХ. Чем шире диапазон и равномернее АЧХ, тем реалистичнее, детальнее, точнее передача сигнала. Большинство людей способно воспринимать диапазон от 20 до 20 000 Гц. У многих с возрастом порог восприятия высоких частот снижается и не превышает 16 000 Гц. Существуют люди, воспринимающие более широкий диапазон. Более того, многие из тех, кто предпочитает hi-end аппаратуру, убеждены и в том, что воспроизведение частот за пределами диапазона восприятия влияет на качество звука. В том или ином случае действительно качественные наушники будут обладать диапазоном частот, по крайней мере, в пределах от 20 до 20 000 Гц. В профессиональной и hi-end технике он, как правило, значительно шире.

Большие пики и провалы в графике АЧХ — суть «окрашенный» звук. Маловероятно, что наушники с подобными характеристиками можно причислить к профессиональной и даже просто качественной аппаратуре. Они будут передавать с существенными частотными искажениями, неестественно «окрашивать» его. Не могу не отметить, что для людей, не слишком тяготеющих к качеству звука, проявляется большая любовь к агрессивно выраженным низким частотам. Для сверхпритязательных аудиофилов особо ценным оказывается верхний порог частотного диапазона.

Тип излучателя

Сразу отмечу, что прямой зависимости между качеством звука и типом излучателя в наушниках – нет. Пожалуй, единственным исключением из этого правила является электростатические драйверы. При этом косвенно тип излучателя влияет как на качество звука, так и на отдельные его характеристики.
Мы рассмотрим 4 наиболее распространённых излучателя для наушников:

  1. Электродинамический(динамик)
  2. Арматурный (уравновешенный якорь)
  3. Изодинамический
  4. Электростатический

Динамики – классика всегда и везде

Наиболее распространённым типом излучателя в наушниках, как, впрочем, в других акустических системах, является классический электродинамический громкоговоритель. На качество звука, передаваемого таким излучателем, влияет множество факторов: материал диффузора, конструкция катушки и т.п. Зачастую динамики обладают более широким диапазоном частот, что является наиболее существенным преимуществом перед «арматурой».

Ощутимым минусом классических электродинамических драйверов является низкая в сравнении с остальными надёжность (большое количество подвижных деталей, чувствительность катушки к большим нагрузкам) и большая вероятность появления гармонических искажений. В итоге всё зависит от качества конкретных динамиков.

Сегодня наушники с динамиками остаются наиболее популярными в мире и используются во всех существующих классах.В связи с этим цена на наушники, оснащённые динамиками, может быть любой, всё зависит от класса, при этом наушники с излучателями других типов (при приблизительно равных технических параметрах), в сравнении с классическими, в большинстве случаев стоят дороже.

Арматурные – от военных телефонов к высокопроизводительным «in ear»

Излучатели этого типа, до использования их аудиотехнике, широко применялись в военной и медицинской аппаратуре, после чего нашли свою нишу в потребительском сегменте. Принцип действия: воздействие подвижного якоря П-образной формы с катушкой на излучающую мембрану, что снижает количество подвижных частей, а соответственно, уменьшает вероятность появления искажений и повышает надёжность.

Чаще всего излучатели этого типа используются при создании внутриканальных наушников. Для этого типа часто характерно множество излучателей в одном наушнике (2 и более), что сложнее реализовать с более габаритными динамиками.

Для устройств с этим излучателем характерны такие особенности, как выраженность высоких и средних частот, высокая детальность передачи сигнала, более ровная АХЧ. Низы ощутимо менее акцентированы, нежели у наушников с электродинамическим принципом работы. Стоимость арматурных наушников как правило выше, чем у оснащённых динамиками, при прочих равных характеристиках.

Выпускаются также системы с комбинированным арматурным и электродинамическим излучателем, где первый служит для передачи высоких и средних, а второй используется для низких частот.

Изодинамические (планарно-магнетические) – хорошо забытое новое

Сравнительно редкий тип излучателей для головных телефонов, который, по заявлениям ряда экспертов, превосходно подходит для достоверной и точной передачи звука. Среди приверженцев изодинамической звукопередачи немало любителей симфонической классики, джаза и сложной камерной музыки – наиболее требовательных к аудиоаппаратуре жанров.

Изодинамические излучатели используют в качестве колебательного элемента сверхтонкую мембрану, на которую наносятся металлические дорожки и постоянные стержневые магниты, что позволяет максимально точно и без искажений передавать звук.

Любителям перенасыщенного низами звука этот тип, вероятно, не подойдёт, так как конструкция не предполагает частотных искажений в сторону низких, как это нередко бывает с классическими электродинамическими драйверами. Серьезной проблемой наушников с этим типом излучателя является цена. Как правило, стоимость таких наушников запредельно высока для простых смертных, что автоматически делает их предметом для небедных аудиофилов и профессионалов. Нижний порог стоимости наушников с изодинамическими драйверами начинается с 30-60 000 рублей.

Интересно, что многие компании позиционируют изодинамический принцип как нечто новое, что, как и в случае с внутриканальной конструкцией, далеко от действительности. Ещё в 80-е годы прошлого столетия в Японии и СССР производились изодинамические наушники hi-Fi класса. Советские изодинамические наушники ТДС — 7 и ТДС — 5 обладали достойными для своего времени характеристиками и ныне являются предметом коллекционирования. При этом недостатки эргономики свели на нет все достоинства ТДС -7 и ТДС-5. Для тех, у кого не хватает денег на современные девайсы такого типа, вполне ожидаемый выбор — покупка винтажной советской техники.

При близком к электростатическим излучателям качестве изодинамические наушники не требуют обязательного предусиления, что снижает расходы на приобретение аппаратуры и упрощает эксплуатацию.

Электростатические – восторг аудиофила

Наушники с этим типом излучателей занимает особое место, так как в конструкции отсутствует магнит, что фактически исключает возможность появления существенных искажений, а тончайшая мембрана «электростатов» способна передавать почти неуловимые отзвуки. Те, кто трепетно относится к чистоте и достоверности звучания, признают этот тип излучателя лучшим.

Точнейшая передача сигнала электростатических наушников сделала девайс предметом обожания аудиофилов. Принцип действия излучателей в случаях с такими наушниками требует использования специального предусиления, так как напряжение, требуемое для раскачки, может превышать 5000 V. Совершенно закономерно, что цена устройства с предусилителем достигает почти астрономических величин, и найти этакую прелесть в ценовом диапазоне до 90 000 рублей почти невозможно.

Главное, с чем стоит определиться перед выбором наушников, – как их будут использовать. Наушники – те устройства, которые не предполагают универсального применения, и каждый их тип соответствует своим задачам. Безусловно, толстый кошелек значительно расширит возможности выбора. При этом, даже если у вас нет 15 000 на крутые «затычки» или 100 000 на полноразмерные hi end «электростаты», рекомендую внимательно подойти к изучению характеристик, оценить эргономичность для именно ваших ушей и, естественно, послушать, ведь решающим критерием выбора всё равно останется ваше восприятие. Настоятельно не рекомендую покупать наушники в метро и т.п. местах, а также с осторожностью относиться к «суперпредложениям» на площадках типа AliExpress, в большинстве случаев аналоги моделей известных брендов из Поднебесной очень существенно уступают «породистым» оригиналам.

Типы излучателей и сферы их применения. Немного о драйверах наушников и акустических систем

logo

Довольно часто из уст многих людей я слышу интерпретацию примерно такого мнения – динамы ни на что не способны, имеют право на жизнь только планары/арматура/(вставить нужный тип излучателя). Что ж, в этом тексте попытаемся разобраться, какие же существуют типы излучателей для наушников и акустических систем. Что они предлагают и так ли плохи динамы?

Разумеется, для прожженных аудиофилов мой текст не будет открытием, и я на него не претендую. Кроме того, никоим образом не являюсь инженером. Не хочу преподавать нудных лекций по физике, так что где-то буду не до конца точным и изложу достаточно обобщенно для большей простоты – прошу простить. Не ставлю за цель описание всех существующих видов излучателей, информации по большинству из них в сети предостаточно. Так что остановлюсь только на тех, которые чаще или реже используются в наушниках или полноразмерных акустических системах.

Текст будет обширным, так что заваривайте чай или плесните себе чего покрепче, прогревайте ламповый усилитель (если у вас его нет, купите уже хотя бы C9) и приступим.

Динамический драйвер

Наиболее распространенный излучатель в силу ряда причин. Одной из таковых есть историческая. Представьте, первые наушники были созданы в 1910 году! А выпущенные незадолго после того Sennheiser HD414 выглядят уже вполне современными. И даже играют неплохо. С другой стороны, сейчас существует великое множество технологий, позволяющих изящно решить те или иные проблемы в производстве или технологические ограничения динамических драйверов, что также повлияло на их распространенность.

динамический излучатель beyerdynamic t1 2gen

В упрощенном варианте динамический излучатель являет собой кольцевой магнит и катушку с обмоткой из множества витков тонкой проволоки, помещенную в отверстие магнита. Поскольку сопротивление меди или алюминия на метр ничтожно мало, можете посчитать, сколько метров надо намотать на катушку для получения 16, 32 или 250 Ом. Катушка движется в магнитном поле перпендикулярно моткам согласно силе Лоуренца. Она прикреплена к мембране, а мембрана, в свою очередь, и издает звук.

Это все помещается в единый корпус для целостности конструкции. В том или ином виде именно такой динамический излучатель используется в совершенно разной технике – от ширпотребных эйрподсов до огромных сабвуферов с комнату размером. Разница, грубо говоря, только в размере и использовании материалов.

Если все так просто, почему же существуют иные виды излучателей и что побуждает искать от добра добра?

Чувствительность

Не такая уж большая проблема. На нее влияет, например, сила магнитного поля, жесткость хода мембраны и некоторые иные параметры, подробно останавливаться на них я не буду. Одним из способов повысить чувствительность есть обеспечение более сильного магнитного поля. Все, наверное, слышали, с какой гордостью некоторые производители до сих пор пишут о неодимовых магнитах – на деле же уже более 10 лет практически все перешли на них.

В чем соль? Для большей силы магнитного поля и намагниченности, которая крайне мало изменяется со временем, применяют различные сплавы на основе железа, никеля и неодима с различными составами и легирующими добавками. Вместе с тем технология позволяет изготавливать самые разные формы магнита. Так в Sennheiser HD800 или Beyerdynamic T1 упор сделан именно на нетривиальный магнит, если верить маркетологам. Можно и изменять конфигурацию катушек, а также материал токопроводящей обмотки. Разумеется, все это влияет на звук.

схема динамического излучателя

Мембрана

Для более естественного звука и отсутствия искажений мембрана должна двигаться максимально равномерно. В акустических системах, а реже и в наушниках применяется подвес из более мягкого материала по периметру мембраны. В то же время, она сама должна быть максимально жесткой (впрочем, о том, какой ей быть, ведутся споры и сейчас) для равномерности движения и максимально легкой для быстрого времени отклика и меньшей инерции.

Именно отсюда растут ноги в различных технологиях мембраны. Алмазоподобный углерод в Campfire Audio, Бериллий или Титан в Periodic Audio и прочих, различное напыление. В том числе Topology Diaphragm у Hifiman RE800 и RE2000, мембрана из биоцеллюлозы у Denon и ZMF, еще более экзотические шелк, карбоновые нанотрубки и т.п. – все это так или иначе направлено на достижение того же результата. И применяются динамические излучатели во многом множестве устройствах от микродрайверов в бюджетных Kinera TYR до огромных мембран в АС Adam. И дело тут в реализации.

Как я уже говорил, на сегодня многие технологии позволяют приготовить динамический драйвер должным образом. И все же те, кто этого не умеют, отмечают в минусах более низкую детальность, скорость и иные важные для звука параметры, которые якобы априори лучше у иных излучателей. Зато динамик может прокачивать достаточный объем воздуха – именно потому их так часто применяют если не в виде широкополосников, то в гибридных конструкциях на НЧ диапазоне. Например, в моих любимых гибридах Campfire Audio Solaris SE. У AAW Canary на НЧ пара динамических драйверов, подключенных в противофазе – таким образом через работу на один объем воздуха достигается минимизация искажений и лучший контроль диапазона. Но есть гибридные конструкции и в редкостных полноразмерных наушниках.

Ленточные излучатели

В борьбе с проклятой инерцией звукоизлучающую мембрану делают все более и более легкой, по сути, превращая ее в тонкую ленту. Отсюда и название целого подразделения драйверов.

Планары

Наиболее распространенные из них в силу ряда причин. Они буквально немного моложе, чем динамические драйвера и сейчас переживают второе рождение после расцвета в 60-80ых годах прошлого века. Обобщенно драйвер являет собой тонкую мембрану с нанесенными на нее токопроводящими дорожками. Она взаимодействует с магнитным полем постоянных магнитов и таким образом движется.

схема ортодинамического излучателя

В зависимости от наличия магнитов с одной или двух сторон существуют одно- или двухсторонние магнитные системы. Также конфигурация дорожек и магнитов отличает изодинамические драйвера (Hifiman HE4, ТДС-7) от ортодинамических (Yamaha YH-3). Последние имеют круговое расположение токопроводящих дорожек.

Впрочем, львовские инженеры на Амфитоне, а потом и Rinaro решили объединить все это и разместили и изодинамику и ортодинамику на одной мембране. Только в советских н21/25/28с, а потом Oppo PM 1/2/3 это была комбинированная дорожка, а у Rinaro оба типа дорожек расположены на одной мембране. Хотя сейчас этими нюансами мало интересуются, потому и принято довольно общее определение “планары”. Дорожки могут располагаться с одной или с двух сторон мембраны, у ортодинамических наушников конфигурация может предусматривать (ТДС-16) или не предусматривать (Амфитон Н-28с, Oppo PM3) центрального контакта.

Изодинамика | Ортодинамика | Изо + ортодинамика

Есть самые различные эксперименты в этом поле:

  • частичное крепление квадратной мембраны только с двух противоположных сторон
  • дополнительное рифление или прочие способы придания жесткости мембране
  • распределение веса путем неполного удаления материала с мембраны в ходе травления (Fostex T50)
  • эксперименты с конфигурацией дорожек (зигзагообразные у Fostex T50-RP, обратные витки у Audeze)
  • шириной и материалом дорожек (Abyss, Audeze)
  • материалом самой мембраны, ее толщиной, натяжением,
  • конфигурацией магнитов и прочее и прочее.

Таким образом есть великое множество подвидов ленточных излучателей. Например, т.н. “planamic” у одноимённых наушниках Mee audio. Он, по словам производителя, сочетает плюсы динамика и планара и является чем-то средним по конструкции.

Так или иначе, круг применения планаров очень широк. Также, их используют и в акустических системах в качестве вч-твиттеров (Adam), реже – для всего диапазона (Magnepan). В полноразмерных наушниках планары можно встретить во всех моделях Audeze и массе моделей Hifiman. А еще в последнее время все чаще появляются и в иемах в качестве широкополосного (Tin P1, UM ME. 1, Audeze iLCD3) или в гибридах для части диапазона (IMR, oBravo).

твиттер в акустической колонке adam

Одно из интересных ответвлений изодинамики придумал Оскар Хейл. Теперь драйвер носит его имя, или же определяется аббревиатурой AMT – Air Motion Technology. По сути, это изодинамическая мембрана, сложенная гармошкой. В итоге в магнитном поле она движется не поступательно, а на сжатие-расширение соседних складок, обеспечивая прокачивание бо́льшего объема воздуха. Эксклюзивным пожизненным патентом обладает фирма ESS, первые продукты с драйвером по технологии Хейла были выпущены в далеком 1972 году.

Обычно тяжело добиться захвата всего диапазона, потому в ряде высококлассных АС эти драйвера используются в качестве твиттера. В том же качестве они используются и у некоторых моделях полноразмерных и внутриканальных (IEM) наушников oBravo. Среди широкополосных решений – HEDDphones в полноразмерном сегменте, винтажные ESS Mark 1 и широко известные в узких кругах пока единственные в мире DIY иэмы Project Heaven.

Можно и без дорожек вообще

Например, Риббоны (Raal), где вся мембрана является токопроводящей, рифлёная, подвешена с двух сторон, а магниты расположены не спереди и/или сзади мембраны, а сбоку.

Впрочем, говорить на тему ленточников можно очень долго и много, так что продолжим движение в направлении снижении веса мембраны.

Электростатические излучатели

Вот тут информации меньше, особенно что касается применения в наушниках. Так что берем лопату и копаем.

У планаров, в редких случаях толщина мембраны приближается к таковой у электростатических драйверах, но это скорее исключение из правил. Из-за веса мембраны и цены этого типа драйвера вокруг электростатов успешно создан ореол полумистического хай-энда с невиданным доселе уровнем звука.

Не буду в очередной раз о том, что все зависит от реализации технологии. Немного углубимся в историю электростатов. Сейчас вопросом электростатов в наушниковом сегменте успешно занимается по сути полторы фирмы, а синонимом таковых стали японцы Stax. Они выпустили первую такую модель в 1958 году и успешно продолжают выпускать их по сей день. А первые патенты в этом направлении были еще в 1921 году, и касались, естественно, сферы АС. Достаточно широко известны в этом направлении кроме упомянутых Stax, например, фирмы Martin Logan и Quad.

электорстатический излучатель наушников stax sr lambada

Что касается остальных фирм, производящих наушники, то электростаты в их ассортименте явление редкое и является скорее исключением из правил. Среди относительно успешных и безумно дорогих – Sennheiser HE 90 Orpheus.

Что же уникального в этой технологии? Это ультратонкая мембрана в пару микронов. Настолько тонкая, что нанести на нее дорожки значит заметно увеличить вес, а следовательно, и инерцию. Металлизировать пленку мембраны для ее поляризации или поляризировать как-то иначе тоже нельзя. Ну вернее можно, но тогда мембрана будет или толще (не обязательно, но не суть) или КПД ниже. И это уже будут электреты. О них немного позже.

Электростаты по сути своей – облегченная версия “планаров наоборот”. Только в случае планаров имеем стабильную направленность внешнего магнитного поля. Движущей силой электоростатических излучателей является изменяющий направление ток, и, как следствие, сила Лоренца. В электростатах стабильный высокий заряд подается на мембрану. Сам заряд подается на статоры в противофазе и меняется с “+” на “-” несколько сотен раз на секунду. В этих условиях волей-неволей мембране не остается ничего кроме как колебаться вперд-назад или повеситься. Ну или влево-вправо – с какой стороны посмотреть.

Казалось бы, если все так просто, то почему остальные виды излучателей не вымерли как динозавры? Ну сделали бы во всех источниках выход на электростаты, так сложно что ли? Почему нет? Потому что не все так просто.

Для большей громкости нужно большое напряжение. Но его потолок ограничивается пробивным напряжением воздуха. При его достижении произойдет “молния” и скорее всего, все сгорит к чертям. Ну ладно, пусть не так драматично и с чуть меньшим количеством спецэффектов, но сгорит все равно. А еще это самое напряжение зависит от влажности воздуха. У меня как-то знакомый сжег Стаксы из-за постоянного использования во влажном климате. Так что нужна защита от влаги. И пыли тоже, ее частички так же притягиваются и к статорам, и к мембране. Потому на выставках нередко можно увидеть Стаксы в боксе с низкой влажностью. А для их хранения даже предусмотрены специальные колпаки.

Но на самом деле для работы достаточно напряжения в несколько сотен вольт и малой силы тока. Человек может даже не почувствовать. Это к вопросу безопасности. А еще чувствительность (читай громкость) сильно зависит от расстояния между мембраной и статором. Кроме необходимости сделать это расстояние по возможности меньшим это налагает несколько ограничений. Меньшее расстояние – меньшая амплитуда движения, хуже отдача по НЧ.

электорстатический излучатель наушников STAX SR-009

Меньшее расстояние – меньший потенциал нужен для упомянутой “молнии”. Вопреки распространенному мнению, мембрана движется не поршнеобразно, а выгибается, образуя трехмерную параболу. Это образует еще один отрицательный момент – концентрацию заряда в одной точке вследствие его миграции по мембране. Во избежание этого она как правило делается высокоомной. Натянуть мембрану очень туго не получится – кроме нежелательных резонансов опять же уменьшается отдача по НЧ.

Кроме того, для совпадения громкости левого и правого излучателя нужно идеальное совпадение размеров, и, как следствие, остальных параметров, что предполагает высокую точность изготовления. А еще имеет значение конфигурация статоров, (обычно они являют собой тонкие перфорированные металлические пластины) ибо они также выступают одновременно демпферами. И прочее и прочее. Но и это еще не все. Схематически повышающий преобразователь рисуют в виде трансформатора, и, казалось бы, его можно сделать каким угодно по размеру, но нет. Нужна более сложная система. Именно потому электростаты не играют без специального “живчика”.

Учитывая все вышеизложенное, не так уж странно, что в форм-факторе электростатических иемов можно на пальцах счесть: Stax SRS001, 002, 003 и Shure KSE1200, KSE1500.

Электретные излучатели

Подождите – скажете вы – а как же электростатические твиттеры скажем, в упомянутых ранее AAW Canary? Дело в том, что физика одна и для Stax, и для AAW, и для Sonion, которые придумали таковой излучатель. И придумали они как раз упомянутые электреты. Вернее переосмыслили, ибо придумано это было столь же давно, и такие наушники были, например, в упомянутых Stax. Тогда что же сделали Sonion и в чем отличия?

электорстатический излучатель sonion

Они обезопасили мембрану, поместив драйвер в закрытый корпус, по виду мало чем отличающийся от арматурного. Само собой, площадь и амплитуда движения сильно уменьшились, потому остался только ВЧ-диапазон. Вернее, его часть. Площадь мембраны отразилась и на способности накапливать электрический заряд. Необходимость поляризационного напряжения обошли способом поляризации мембраны. Казалось бы, отличия минимальны, почему же тогда КПД ниже и электреты уступают электростатам технологически?

Начнем с того, что способность материала накапливать заряд поляризации ограничена. Так что заряд поляризированой мембраны ниже, чем заряд мембраны, на которую подается ток поляризации. В итоге при прочих равных меньшая сила взаимодействия со статорами.

Но если так, то как же тогда удалось обойти необходимость поляризационного напряжения на статорах? Меньшая амплитуда движения позволила сделать меньшее расстояние. А еще тот самый трансформатор, который рисуют на схеме и рендерах. Если корпуса наушников прозрачны его тоже можно увидеть.

А теперь вернемся немного назад. Зачем все эти страдания? Для уменьшения веса мембраны. А зачем уменьшение веса? Меньше вес – меньше инерция, меньше время отклика, выше детальность, КНИ порядка 0.05% и т.д.

Так вот, в магнетизме тоже есть инерция. В трансформаторе повышение напряжения происходит благодаря той же силе Лоренца. И чем больше витков, тем она больше. Таким образом в трансформаторе мы имеем суммарное количество витков не особо уступающее, а может и превосходящее таковое у динамических наушников. Но если там влияние этого фактора в сравнении с остальными не столь значительно, то тут оно более заметно. Также из отрицательных моментов со временем мембрана размагничивается. Происходит это при касании к статору (обычно этот момент учитывают) или со временем. Это подобно магнитной ленте, на которую можно было записать аж один альбом, если он не очень длинный. Это если кто не знает.

Правда, в отличии от кассет, мембрана электретов теряет заряд заметно дольше. Для винтажных наушников приводили значение порядка 15-20 лет, сейчас оно заметно больше. Так что не переживайте, семейная реликвия в виде обручального кольца бабушки и кастомов с электретами на вч дедушки еще порадует внучка. После решелла, разумеется.

Кроме того, технически электреты являются скорее подвидом электростатических излучателей. Вместе с тем, электростатами все это назвать заметно более выгодно с точки зрения маркетинга. Потому так делают и производители драйвера, и те, кто его где-либо применяет.

А еще к электростатам относятся конденсатоные излучатели, но постольку в наушниках они не применяются, опустим этот момент и будем двигаться дальше.

Арматурные излучатели

А дальше альтернативный взгляд на все это счастье. Увеличим чувствительность с помощью магнитного поля, а вес мембраны уменьшим путем уменьшения размера, одновременно увеличив жесткость.

Бо́льшая сила магнитного поля дает бо́льшую чувствительность, и как следствие, скорость отклика мембраны. Данный тип тоже придуман в 20ых годах ХХ века, особое распространение получил в слухопротезировании за счет бо́льшей громкости и компактности излучателя.

В иемах одной из первых его использовала фирма Etymotic, выпустив в начале 90ых свои легендарные ER4s. Те, кто не смог их посадить или кому не хватило усердия подобрать насадки и фантазии не ограничиваться стоковыми, вскричали, что баса там нет и диапазон ограничен срединой. Примерно так появились многодрайверы. Одними из первых стали как ни странно профессиональные мониторы, созданные техником Van Halen Джерри Харви. Его имя сейчас широко известно.

Но не проблема напихать кучу драйверов, проблема их согласовать. Обычно для этого применяется кроссовер, распределяющий звук по частотам и скармливающий их каждому драйверу персонально. Редко – бескроссоверная технология. Вместе с тем, еще есть сдвоенные (спаренные) арматурные излучатели. Они имеют полностью раздельные внутренние камеры, но общий звуковод. Да и вообще, уже есть не мало разновидностей арматурных излучателей, и прогресс явно не стоит на месте.

арматурные излучатели

Но и это не всегда устраивает слушателей, потому со временем появились гибриды – динамический драйвер на НЧ и один или несколько арматурных на СЧ/ВЧ. Впрочем, такая конструкция уже стала классикой и в последнее время за арматурным драйвером оставляют в лучшем случае часть диапазона, отдавая ВЧ электретам, пьезокерамике или прочим видам драйверов.

Электромагнитные излучатели или Siren Armature

Но к пьезокерамике мы еще вернемся, а пока рассмотрим бывший некогда достаточно модным (в основном благодаря фирме Ortofon) тип драйвера, названый Siren Armarure. Вообще арматурные драйвера – это сленг от английского Balanced Armature, т.е. излучатели со сбалансированным якорем. Но Siren Armature – это нечто среднее между обычным динамическим и арматурным драйвером. Скорее это напоминает электромагнитный излучатель или динамический драйвер наоборот. Т.е. мембрана движется под действием взаимодействия поля магнитного сердечника с неподвижным электромагнитом, на обмотку которого и подается выходной сигнал источника. Такой компромисс позволяет достаточно хорошо совмещать скорость, очерченность и детальность арматурных драйверов с плотностью и телесностью динамика – мембрана-то больше.

Впрочем, особого распространения технология так и не получила. Несмотря на то, что исторически этот тип излучателя более старый, чем динамический, остались такие излучатели разве что в качестве “пищалок” в различной спецтехнике.

Пьезокерамический драйвер

Большинство из упомянутых видов излучателей использует преобразование электрической энергии в магнитную, но бывают и иные методы. Например, пьезоэлектрический эффект, т.е. возникновение механических деформаций под действием электрического напряжения.

Пьезокерамические излучатели являют собой металлическую пластину со слоем нанесенной на нее пьезоэлектрической керамики, которая покрыта на внешней стороне токопроводящим напылением. Широко используются в качестве пищалок в часах, игрушках и прочих устройствах. А иногда и в качестве твиттера в наушниках, например, 1more H1707.

Итоги

Разумеется, есть и иные типы излучателей, но они используются еще реже, потому говорить о них я не буду. Лучше подведу итог. Технологии не стоят на месте, и если изначально динамические драйвера были необходимым злом, сейчас их использование вовсе не обязательно, но благодаря многим плюсам довольно повсеместно. Также существует множество иных видов, каждый со своими технологическими плюсами и минусами. Но в топовом сегменте все зависит от возможностей производителя. Очень часто определение типа излучателя по звуку не представляется возможным, а тот или иной желаемый звук определяется не типом драйвера, а его реализацией в отдельно взятом устройстве. Так что не стоит превращать аудиофилию в что-то большее, чем любовь к музыке. И до скорой встречи в следующих текстах.

 

Какие типы наушников бывают

Favorite В закладки

Какие типы наушников бывают

HeadphoneTypes

Отсутствие дефицита и широкий ассортимент продукции со всех уголков земного шара привел к массовому заполнению рынка товарами самых различных категорий, качества и уровня. Рынок наушников – не исключение. Ленивый покупатель, приняв опрометчивое решение, легко прощается с деньгами, отдав их за первую же понравившуюся модель. Желания разбираться в вопросе нет, а вследствие чего приобретается продукт, едва ли оправдывающий изначальные запросы. Наличие тысяч различных моделей привела к тому, что покупка тех «единственных и неповторимых» наушников по сложности выбора недалеко ушла от приобретения первого автомобиля.

В сегодняшней статье мы попробуем разобраться в вопросе какие основные категории наушников представлены на рынке, в чем их главные отличия и преимущества.

Перед тем, как рассказать о всех модификациях представленных наушников, я попробую поставить себя на место покупателя, отложившего н-ную сумму и готового приступить к покупке прямо сейчас. Наш покупатель едва ли знаком с особенностью каждой категории наушников, но у него есть немного свободного времени для того, чтобы вникнуть во всю суть вопроса и затем сделать правильный выбор.

По типу конструкции

Среди всего обилия наушников один из главных критериев их деления является тип конструкции. Любой товар мы встречаем по одежке и именно тип конструкции сразу же бросается в глаза.

Вставные наушники.

Этот тип наушников в обиходе чаще называют «пуговками» или «вкладышами». Они вставляются непосредственно в ушную раковину и являются одними из самых распространенных. Общепринятый стандарт был разработан еще в 1991 году инженерами компании Etymotic Research, а прародителями вставных наушников стали используемые в научных центрах аудиологические наушники.

Conctruk_MVstavnie

Среди аксессуаров, сопутствующим вставным наушникам, стоит отметить примитивные амбушюры – круглые кусочки поролона.

Conctruk_MVstavnieAks

Их основная задача заключается не только в том, чтобы сделать ношение более комфортным, но и улучшить уровень звукоизоляции.

Внутриканальные наушники

Чаще всего вставные наушники путают с внутриканальными, получившими народное название «затычек» или «вакуумных». Внутриканальные наушники (IEMIn-Ear-Canalphone) устанавливаются прямо в ушной канал. Их посадка в человеческом ухе значительно глубже, чем у вставных наушников.

Conctruk_MVnutrikanal

Конструкция внутриканальных наушников также позаимствована из достижений в области медицины, а прародителем этой категории аудиоустройств стали слуховые аппараты и наушники-мониторы, успешно используемые музыкантами на сцене уже более 20 лет.

Главное отличие внутриканальных наушников от вставных заключается в улучшенной герметизации и концентрации звука. Использование мягких амбушюров позволяет максимально изолировать воспроизведение музыки от посторонних шумов и снизить уровень амплитудных искажений мембраны за счет увеличения звуковой площади.

Еще одной отличительной чертой внутриканальных наушников является наличие широкого ассортимента насадок. Одним словом, видите наушники с характерной мягкой насадкой-носиком – можете быть уверены, что перед вами представитель внутриканальных наушников.

Conctruk_MVnutrikanalnieAks

Больное место внутриканальных наушников – передача высокого диапазона частот, проигрывающая гулкому и мясистому басу.

Вывод: вставные наушники или «вкладыши» и внутриканальные наушники – «затычки» – это два разных типа наушников, относящихся к одной категории внутренних ушных наушников.

Накладные наушники

Conctruk_Naklad

Наушники накладного типа получили свое название не случайно. Их принцип фиксации заключается в закреплении на поверхности уха и прижатии к нему снаружи, а сам источник звука находится за пределами ушной раковины.

В связи с тем, что накладные наушники находятся на ощутимом (по меркам звука) расстоянии от ушного канала, для их полноценного звучания требуется более высокий уровень громкости. Накладные наушники могут иметь различный тип крепления: при помощи заушины, либо при помощи дугообразного оголовья.

Полноразмерные наушники

Conctruk_Polnorazmer

Идеальными наушниками для домашнего использования по праву считают полноразмерные наушники. Особенность их конструкции – полный охват уха. Качественное звучание подчеркивается хорошей шумоизоляцией. Более того, за счет охвата уха амбушюры создают дополнительное звуковое пространство.

Полноразмерные наушники редко оснащаются складным механизмом, поэтому по части портативности они далеко не лучшие союзники. С целью продвижения полноразмерных наушников на рынок, производители используют псевдокласс наушников близких к накладным, но по характеристикам стремящихся к полноразмерным. Чего не сделаешь ради популяризации. «Демисезонность» в музыке – плохо, поэтому выбирать что-то «между накладными и полноразмерными» не стоит.

Мониторные наушники

Отдельная категория наушников, которые на первый взгляд можно спутать с полноразмерными. Назвать мониторные наушники полноразмерными действительно можно, ведь своими амбушюрами они полностью покрывают ухо. Главные признаки того, что перед вами мониторные наушники: большое, мощное оголовье, немалый вес, толстый, чаще кольцеобразный, длинный шнур и отсутствие какого-либо намека на портативность.

Conctruk_Monitor

Категория этих наушников предназначается исключительно для звукорежиссеров, но никак не для меломанов. Мониторные наушники имеют широкий частотный диапазон и воспроизводят звук без лишних «украшательств» и пост-эквалайзинга. Другими словами, любимые композиции, которые на протяжении многих лет восторгали вас своим звучанием, в мониторах могут показаться унылыми, скучными и искаженными.

По конструкции излучателя

В зависимости от того, какой источник излучения звука установлен в наушниках их делят на 4 категории.

Динамические

Самый распространенный тип наушников. В их основе используется электродинамический тип преобразования. В части, недоступной покупателю без сторонних инструментов, расположена мембрана к которой подведена катушка с проводом. Под действием переменного тока установленный магнит создает магнитное поле, которое передается на мембрану.

Conctruk_Dynamic

Несмотря на то, что с акустической точки зрения такая конструкция считается самой примитивной и имеет целый ряд недостатков, совершенствование технологий и применение производителями новых решений позволяют назвать динамические наушники, наушниками с хорошим качеством звука.

Электростатические (Электретные)

Наушники, относящиеся к категории устройств класса Hi-End. Вы не встретите их в магазинах бытовой электроники, их нет в широкой продаже. Все из-за высокой стоимости, нижний предел которой составляет 2,5 – 3 тысячи долларов.

Conctruk_Elektrostat

Принцип работы электростатических наушников заключается в использовании тончайшей мембраны, расположенной между двумя электродами. Под действием высокого тока мембрана приходит в движение и создает звуковые колебания. Электростатические наушники обладают самым качественным звуком, практически лишенным искажений. Существенным недостатком таких наушников является обязательное наличие внушительного по размерам усилителя.

Изодинамические и ортодинамические

В погоне за качественным звуком громкоговорителей в 1973 в Бюро Патентов США была подана заявка на так называемый излучатель Хейла. Именно это изобретение лежит в основе изодинамических наушников.

Conctruk_Izodinamic

В качестве излучаемого элемента используется прямоугольная мембрана, изготовленная из тонкой тефлоновой пленки с алюминиевым напылением в виде прямоугольных полосок. Эта сложная конструкция расположена между двумя магнитами с сильным магнитным полем. Ток приводит пластину в действие и именно эти колебания слышит человеческое ухо. Преимущество изодинамических наушников – высокая точность и внушительный запас мощности (особенно актуален при производстве громкоговорителей).

Разновидностью излучателей Хейла являются ортодинамические наушники. Единственным их отличием является использование круглой мембраны (в изодинамических она прямоугольная).

Арматурные

Арматурные наушники – наушники, которым присуща исключительно внутриканальная конструкция. В их основе используется П-образный магнитопровод, в поле которого расположен якорь со звуковой катушкой. Диффузор прикреплен непосредственно к якорю. В момент, когда на звуковую катушку подается ток, якорь выходит из состояния покоя и приводит в движение диффузор.

Conctruk_Armatur

Арматурные наушники обладают высоким уровнем КПД при компактных размерах. В силу специфики конструкции излучателя арматурные наушники звучат четче и чище.

Вывод: наушники-вкладыши могут быть динамическими. Наушники внутриканального типа могут быть динамическими и арматурными. Наушники накладного типа представлены преимущественно динамическими моделями. Полноразмерные наушники могут быть динамическими, электростатическими, изо- и ортодинамическими.

По акустическому оформлению

В зависимости от оформления корпуса, в который заключены динамики наушников, их делят на две категории: закрытые и открытые.

Закрытые

Имеют полностью закрытый корпус без характерной перфорированной решетки. Использование наушников закрытого типа позволяет изолировать звук от посторонних шумов.

Conctruk_Zakritie11

Одновременно с этим, наушники закрытого типа полностью направляют звук в ушную раковину слушателя, а звук извне практически не слышен.

Открытые

Наушники открытого типа предусматривают размещение динамика в камере, оснащенной прорезями, щелями или драпировкой. Благодаря такому решению открытые наушники имеют «связь с внешним миром».

Conctruk_Otkritie

С точки зрения прослушивания музыки в городском режиме, наушники открытого типа являются более безопасными. Помимо музыки, открытые наушники пропускают и окружающий шум. Использование открытых наушников позволяет избежать эффекта воздушной подушки, который усложняет работу мембраны, создавая дополнительные акустические искажения.

Вывод: независимо от типа конструкции и используемого излучателя, все наушники могут быть как открытыми, так и закрытыми. Определить их тип можно по внешнему виду амбушюров и головки, в которой размещен динамик. «Полуоткрытые» или «полузакрытые» наушники на практике существуют исключительно в воображении маркетологов.

По способу передачи сигнала

В зависимости от того, как именно звук поступает от источника звука до излучателя наушников, они делятся на две категории: проводные и беспроводные.

Проводные

Проводные наушники обладают высоким качеством воспроизведения звука. Несмотря на то, что вся эволюция наушников нераздельно связана с проводом, напрямую подключаемым к излучателю, параллельно с развитием самих наушников совершенствовались и используемые акустические кабеля.

Conctruk_Provodnie

К проводным наушникам могут относиться все вышеперечисленные виды конструкций с различными типами излучателей и акустическим оформлением.

Беспроводные

Решив, что потребитель устал от вечно путающихся проводов наушников, производители решили сделать очередной шаг на пути к комфортному прослушиванию музыки, создав беспроводные наушники.

Conctruk_Besprovod

Существует четыре типа беспроводных наушников: инфракрасные, радио, Bluetooth и Wi-Fi. Представлены на рынке и «гибридные» модели, используя которые пользователь самостоятельно может решить подключать ему провод или воспользоваться всеми преимуществами его отсутствия. Беспроводные наушники практически не применяются при звукозаписи, поскольку имеют незначительную задержку в несколько миллисекунд.

Какие бы наушники не выбрали вы, помните, что главным критерием всегда должно оставаться качество звучания. Как выражаются звукорежиссеры: «Наушники нужно слушать ушами», – и в этом есть неоспоримая истина. Определитесь с тем, как именно планируете использовать наушники, затем – какой стиль музыки считаете предпочтительным и уверенно отправляйтесь в магазин с широким ассортиментом моделей.

Если вы хотите взглянуть на подробную историю развития наушников: от истоков до ультрасовременных моделей, рекомендуем к прочтению материал «Эволюция наушников».

Если хотите узнать о влиянии шумодавов на человека, прочтите «Активное шумоподавление в наушниках и почему от него болит голова».

Приятного чтения и удачных покупок!

Favorite В закладки

Типы наушников и виды наушников — отличия и особенности

типы наушников и виды наушников

Наушниками в наши дни уже никого не удивишь. Гораздо сильнее мы удивимся их отсутствию в коробке с купленным телефоном или планшетом. На прилавках магазинов красуются кучи наушников всевозможных типов. Но какие вообще бывают виды и типы наушников. Так ли их много и чем они отличаются?

Несмотря на бесчисленное множество моделей, все типы и виды наушников можно уместить в 4 категории:

  1. Наушники вкладыши
  2. Внутриканальные наушники
  3. Накладные наушники
  4. Полноразмерные наушники

Чаще всего первые два типа наушников объединяют в один. На мой взгляд их стоит рассматривать отдельно, ввиду ввиду довольно серьезного конструктивного различия.

Все типы наушников могут иметь как открытую так и закрытую конструкцию. Это сильно влияет как на звук так и на звукоизолирующие свойства.

Так же существует такая разновидность наушников как мониторные наушники.

1.Наушники вкладыши

Наушники вкладыши, по народному — ракушки. Довольно долго они были самым распространенным типом наушников, особенно для портатива. Но шумный мир вынудил многих перейти на затычки.

типы и виды наушников, наушники вкладыши

Не знаю чем они похожи на ракушки. Скорее следующая картинки больше подходит под это название:

типы и виды наушников, наушники ракушки

Но вернемся к теме. Сегодня также насчитывается немало сторонников данного исполнения. Вероятно, любовь к этому типу наушников отчасти обусловлена продукцией небезизвестной яблочной компании.

типы наушников эппл

По большому счету их EarPods как и AirPods(обзор) тоже скорее ракушки чем затычки.

1.1 Комфорт

Как и следует из названия, наушники вкладываются в ушную раковину. Для обеспечения большей герметичности некоторые производители одевают резиновые кольца. Для меньшего раздражения ушной раковины твердым пластиком, используются поролоновые насадки.

насадки для наушников вкладышей

С накладочками или без эти наушники не могут похвастаться шумоизоляцией, поэтому в большинстве таких наушников вы будете слышать большую часть происходящего вокруг, а треки на вашем плеере вы наверняка будите слушать с окружающими.

Еще одной проблемой данного типа является то, что наушники не всегда соответствуют размерам и строению Вашей ушной раковины. Это приводит к тому что для кого-то наушники малы и выпадают, а кому-то давят…

1.2 Звук

Такие наушники, как правило обладают динамическим излучателем диаметром 10-15 мм. Раньше когда подобные наушники тока появлялись, из-за отсутствия или дороговизны технологий производства таких маленьких динамиков, средние частоты у них были весьма завышены.

С учетом неплотного прилегания наушников к уху низкие и высокие частоты страдали еще больше. Это даже приводило к тому, что звукорежиссеры при записи музыки искусственно завышали низкие и высокие частоты.

Так же в моде была V-образная настройка эквалайзера, которая сегодня во многих эквалайзера именуется как “Рок”. А все потому, что в рок-музыке достаточно много средних частот. А в ракушках их было и без того с излишком.

 V-образный эквалайзер

Сейчас уже научились делать качественные динамики даже меньших размеров. Однако проблема неплотного прилегания никуда не делась, поэтому сегодня производители стараются сделать провал на средних частотах, а низкие с высокими поднять.

1.3 Портативность

С этим у наушников проблем точно нет. Они легко умещаются как в кармане, так и в других укромных местах небольшого размера. Я бы не советовал носить наушники абы где. В их отверстия может попасть мелкий мусор, который подпортит им и вам жизнь.

2. Внутриканальные наушники

Затычки, вакуумные наушники — такие народные названия получили внутриканальные наушники. Эти прозвища данный тип наушников получил за свои звукоизолирующие свойства конструкции.

типы и виды наушников, внутриканальные наушники

2.1 Комфорт

Главное отличие заключается в создании практически герметичного объема между мембраной динамика и перепонкой уха. Такая герметичность обеспечивается применением силиконовой насадки.

типы и виды наушников, вакуумные наушнки

Не раз доводилось слышать, что людям не нравится ощущение вантуза в ухе. По этой причине они предпочитают ракушки. Многие люди действительно испытывают дискомфорт от затычек.

Но на самом деле достаточно их одеть и немного подождать. Устройство нашего уха таково, что оно само выровняет давление и станет комфортнее. Но и такое почему-то помогает не всем.

2.2 Звук

Координальным техническим отличием является наличие звуковода, помещаемого непосредственно в слуховой канал. Благодаря этому мощность излучателей может быть на порядок меньше, чем у остальных типов наушников. Все колебания диффузора напрямую и максимально эффективно передаются барабанной перепонке.

типы и виды наушников, внутриканальные наушники в разрезе

У внутриканальных наушников с динамическим излучателем диаметр мембраны обычно составляет 10-12 мм, но может быть всего 8 мм. Конструктивно такой динамик вызывает большие трудности. Наибольшую проблему представляет получение правильных низких частот и ровного частотного баланса.

Сегодня многие наушники, особенно из бюджетной категории, страдают задранными басами, которые перекрывают средние частоты, делая их маловырозительными. Глубина и детализации низких при этом не так хороша, как бы этого хотелось.

Помимо этого, столь малый размер динамика приводит к тому, что его резонансная частота лежит достаточно высоко. Это подчеркивает высокие частоты, которые часто начинают излишне шипилявить, цокать и чмокать.

Помимо динамического излучателя, во внутриканальных наушниках может использоваться и арматурный излучатель. Излучатель с уравновешенным якорем, как его называют официально, имеет лучшее звучание на средних и особенно высоких частотах.

Однако выжать приличные басы арматура не может в основном по причине своих очень скромных размеров. Поэтому все популярнее становятся гибридные модели наушников в которых динамический излучатель сосуществует с арматурным. Однако зачастую такие наушники имеют не самые малые размеры и не так удобны в ношении.

2.3 Портативность

Как и у представителей предыдущего типа, проблем с портативностью тут нет. Да и играть они будут с достаточной громкостью от любой дырки. Но не стоит забывать, что качество звука определяется не только самими наушниками, но и качеством источника звука..

Для любителей максимальной портативности и отсутствия проводов сегодня развелась куча беспроводных решений.

типы и виды наушников, беспроводные наушники затычки

3. Накладные наушники

Названы так благодаря тому, что наушник, как и следовало ожидать, «накладывается» на ушную раковину. Накладные наушники это скорее компромисс.Они весьма удачное сочетание для тех, кому нужен качественный звук и при этом достаточная степень портативности.

типы и виды наушников, накладные наушники

Если вы ищите себе не очень дорогие, но качественные накладные наушники, рекомендую присмотреться к наушникам Superlux.

Superlux HD661 - доступные наушники с чистым и детальным звуком

3.1 Звук

Наушники-вкладыши не так велики, как полноразмерные наушники, но при их размере драйверов они могут обеспечить куда более хорошее качество звука, чем их младшие собратья.

Благодаря тому, что источник звука располагается за ушной раковиной, а не в ней, звуковому(слышимому) образу проще формироваться за пределами головы. Это способствует лучшему восприятию глубины и высоты звуковой сцены.

Это позволяет использовать накладные наушники и для профессиональных применений. Так существует мониторные накладные наушники. Что такое мониторные наушники, читайте в статье.

Мониторные наушники, в чем их особенность и отличия

3.2 Комфорт

Когда дело доходит до шумоизоляции, многие накладные наушники нервно курят в сторонке. Особенность их конструкции такова, что многие из них не могут плотно прилегать к ушной раковин. Если наушники открытые, то шумоизоляции в них нет в принципе.

типы и виды наушников, koss porta pro

В большинстве моделей при прослушивании музыки в метро гораздо лучше слышно метро, чем музыку. Хотя встречаются и моделью с достойной шумоизоляцией.

По этой причине все больше производителей выдает в свет модели с активным шумоподавлением. Как работают наушники с активным шумоподавлением

Накладные наушники как правило имеют размеры равные или меньше ушной раковины. При этом прижимаются они непосредственно к уху, поэтому при длительном ношении могту вызывать дискомфорт.

3.3 Портативность

Накладные наушники гораздо более портативны, чем полноразмерные. Для еще большей портативности многие наушники делают складными. Часто в комплекте с наушниками так же идет небольшой мешочек или кейс для переноски.

4. Полноразмерные наушники

Полноразмерные наушники, называемые в английском языке Over ear (вокруг уха) либо же circumaural (круговые) являются самыми крупными. Они по праву считаются самыми качественными среди всех типов.

типы и виды наушников, полноразмерные наушники

Как говорится — большому куску и рот радуется, а в данном случае ухо. Но чем же они лучше?

4.1 Звук

Главная причина, благодаря которой полноразмерные наушники обладают наилучшим звуком очевидна — их размер. А если быть точнее, то размер их динамиков. Обычно диаметр драйверов полноразмерных наушников более 40 мм в случае динамических излучателей.

Динамику такого размера намного проще полноценно отыгрывать низкочастотную составляющую. Как следствие бас в них более проработанный, насыщенный и глубокий. Многие такие наушники имеют частотный диапазон от 8-10 Гц.

закрытые наушники Sennheiser HD380Pro

Но размеры наушников позволяют применять и динамики других более “экзотических” типов. Например это могут быть изо- или орто-динамические драйверы, динамики конденсаторного типа и другие.

Но дело не только в размере динамика, полноразмерная конструкция позволяет создать хорошую шумоизоляцию и исключить потери из-за неплотного прилегания.

Так же в таких наушниках проще реализовать различные системы акустических фильтров и звуководов для придания АЧХ нужной формы. Именно поэтому мониторные наушники чаще всего полноразмерные.

4.2 Комфорт

Эти наушники так же можно назвать и самыми комфортными среди всех типов. Они не воздействуют и не давят на ушную раковину, а обрамляют ее, прижимаясь мягкими амбушюрами непосредственно к голове. Даже если амбушюры не так хороши, как хотелось бы, то их можно сшить и самому.

типы и виды наушников, комфортные наушники

Вокруг вашего уха создается свой “микроклимат”. Однако это может создать некоторые проблемы при использовании в теплую и жаркую погоду — в наушниках будет попросту жарко.

4.3 Портативность

В плане портативности тут все несколько хуже. Большинство полноразмерных наушников предназначены для домашнего или студийного применения. Очень редко полноразмерные наушники комплектуются мешочком или кейсом.

типы и виды наушников, складные полноразмерыне наушники

Конечно есть достаточно моделей, которые могут достаточно компактно складываться. Но если для вас в приоритете компактность — лучше присмотреться к предыдущим типам.

Дело не только в компактности. Большинство полноразмерных наушников обладает высоким сопротивлением и требует более мощного усилителя, поэтому не все плееры полноценно могут раскачать большинство полноразмерных наушников.

Интересным представителем полноразмерных наушников являются наушники HD668 от компании Superlux. Это китайская компания, в точности воспроизводящая именитые модели наушников, по ценам в несколько раз дешевле брендовых.

Superlux HD668B - доступные мониторные наушники с отменным звуком

Заключение

Как бы ни старались производители, идеальных наушников просто не существует. Но у каждого типа наушников есть свои сильные и слабые стороны. Например в метро логичнее взять с собой затычки, а дома наслаждаться полноразмерными наушниками.

Стоит повторить еще раз, что все описанные типы наушников могут иметь как открытую, та и закрытую конструкцию. Подробнее об отличиях наушников открытого и закрытого типов читайте в статье: Открытые наушники и закрытые наушники, какие и для чего лучше

Материал подготовлен исключительно для сайта AudioGeek.ru

Привет! В этом окошке авторы блогов любят мериться крутостью биографий. Мне же будет гораздо приятнее услышать критику статей и блога в комментариях. Обычный человек, который любит музыку, копание в железе, электронике и софте, особенно когда эти вещи пересекаются и составляют целое, отсюда и название — АудиоГик. Материалы этого сайта — личный опыт, который, надеюсь, пригодится и Вам. Приятно, что прочитали 🙂

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *