Синхронный электродвигатель с обмоткой возбуждения
Конструкция синхронного электродвигателя с обмоткой возбуждения
Синхронный электродвигатель с обмоткой возбуждения, как и любой вращающийся электродвигатель, состоит из ротора и статора. Статор — неподвижная часть, ротор — вращающаяся часть. Статор обычно имеет стандартную трехфазную обмотку, а ротор выполнен с обмоткой возбуждения. Обмотка возбуждения соединена с контактными кольцами к которым через щетки подходит питание.
Принцип работы
Постоянная скорость вращения синхронного электродвигателя достигается за счет взаимодействия между постоянным и вращающимся магнитным полем. Ротор синхронного электродвигателя создает постоянное магнитное поле, а статор – вращающееся магнитное поле.
Работа синхронного электродвигателя основана на взаимодействии вращающегося магнитного поля статора и постоянного магнитного поля ротора
Статор: вращающееся магнитное поле
На обмотки катушек статора подается трехфазное переменное напряжение. В результате создается вращающееся магнитное поле, которое вращается со скоростью пропорциональной частоте питающего напряжения. Подробнее о том, как посредством трехфазного напряжения питания образуется вращающееся магнитное поле можно прочитать в статье «Трехфазный асинхронный электродвигатель».
Ротор: постоянное магнитное поле
Обмотка ротора возбуждается источником постоянного тока через контактные кольца. Магнитное поле создаваемое вокруг ротора возбуждаемое постоянным током показано ниже. Очевидно, что ротор ведет себя как постоянный магнит, так как имеет такое же магнитное поле (в качестве альтернативы можно представить, что ротор сделан из постоянных магнитов). Рассмотрим взаимодействие ротора и вращающегося магнитного поля. Предположим вы придали ротору начальное вращение в том же направлении как у вращающегося магнитного поля. Противоположные полюса вращающегося магнитного поля и ротора будут притягиваться друг к другу и они будут сцепляться с помощью магнитных сил. Это значит, что ротор будет вращаться с той же скоростью, что и вращающееся магнитное поле, то есть ротор будет вращаться с синхронной скоростью.
Синхронная скорость
Скорость с которой вращается магнитное поле может быть вычислена по следующему уравнению:
,
- где Ns – частота вращения магнитного поля, об/мин,
- f – частота тока статора, Гц,
- p – количество пар полюсов.
Это значит, что скорость синхронного электродвигателя может очень точно контролироваться изменением частоты питающего тока. Таким образом эти электродвигатели подходят для высокоточных приложений.
Прямой запуск синхронного двигателя от электрической сети
Почему синхронные электродвигатели не запускаются от электрической сети?
Если ротор не имеет начального вращения, ситуация отличается от описанной выше. Северный полюс магнитного поля ротора будет притягиваться к южному полюсу вращающегося магнитного поля, и начнет двигаться в том же направлении. Но так как ротор имеет определенный момент инерции, его стартовая скорость будет очень низкой. За это время южный полюс вращающегося магнитного поля будет замещен северным полюсом. Таким образом появятся отталкивающие силы. В результате чего ротор начнет вращаться в обратную сторону. Таким образом ротор не сможет запуститься.
Демпферная обмотка — прямой запуск синхронного двигателя от электрической сети
Чтобы реализовать самозапуск синхронного электродвигателя без системы управления между наконечниками ротора размещается «беличья клетка», которая также называется демпферной обмоткой. При запуске электродвигателя катушки ротора не возбуждаются. Под действием вращающегося магнитного поля, индуцируется ток в витках «беличьей клетки» и ротор начинает вращаться подобно тому, как запускаются асинхронные двигатели.
Когда ротор достигает своей максимальной скорости, подается питание на обмотку возбуждения ротора. В результате, как говорилось ранее, полюса ротора сцепляются с полюсами вращающегося магнитного поля и ротор начинает вращаться с синхронной скоростью. При вращении ротора с синхронной скоростью, относительное движение между белечьей клеткой и вращающимся магнитным полем равно нулю. Это значит, что отсутствует ток в короткозамкнутых витках, а следовательно «беличья клетка» не оказывает воздействия на синхронную работу электродвигателя.
Выход из синхронизма
Синхронные электродвигатели имеют постоянную скорость независящую от нагрузки (при условии что нагрузка не превышает макимально допустимую). Если момент нагрузки больше, чем момент создаваемый самим электродвигателем, то он выйдет из синхронизма и остановиться. Низкое напряжение питания и низкое напряжение возбуждения также могут быть причинами выхода двигателя из синхронизма.
Синхронный компенсатор
Синхронные электродвигатели могут также использоваться для улучшения коэффициента мощности системы. Когда единственной целью использования синхронных электродвигателей является улучшение коэффициента мощности их называют синхронными компенсаторами. В таком случае вал электродвигателя не соединяется с механической нагрузкой и вращается свободно.
Принцип действия автомобильного генератора
На примере генератора 37.3701 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099.
В основе работы генератора лежит преобразование механической энергии в электрическую, появляющуюся при вращении его ротора в постоянном магнитном поле статора (электромагнитная индукция).
Принцип действия автомобильного генератора
1. Подача напряжения на обмотку возбуждения генератора.
После поворота ключа в замке зажигания в положение «1» — «включено» запитывается обмотка возбуждения генератора расположенная на роторе. Электрический ток проходит по следующей цепи от плюса к минусу:
— «плюс» АКБ – вывод «30» генератора
— контакты 5, 6 колодки Ш8 монтажного блока
— контакт 6 колодки Ш1 монтажного блока
— контакты «30» и «87» реле зажигания
— контакт 3 колодки Ш1 монтажного блока
— предохранитель №5 монтажного блока
— дополнительные резисторы в монтажном блоке
— лампа заряда АКБ на панели приборов
— вывод «61» генератора
— вывод «В» регулятора напряжения
— обмотка возбуждения ротора генератора (через щетку щеточного узла)
— вывод «Ш» регулятора напряжения (через другую щетку)
Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи горит, сигнализируя, что обмотка возбуждения генератора запитана от АКБ и ее цепь исправна.
2. Работа генератора после пуска двигателя.
После пуска двигателя автомобиля генератор приводится в движение ремнем от шкива на коленчатом валу двигателя, начинает вырабатывать электрический ток и подавать его на потребители (электрооборудование автомобиля). Происходит это следующим образом:
— Протекающий по обмотке возбуждения генератора электрический ток создает вокруг полюсов ротора магнитное поле.
— При вращении ротора его полюса попеременно проходят над каждым из зубцов статора генератора. При этом магнитный поток, проходящий через зубцы статора, меняется по величине и направлению. Он пересекает витки обмотки статора и создает в нем электродвижущую силу (ЭДС). Обмотка статора начинает выдавать электрический ток переменного напряжения.
— Переменный ток, вырабатываемый генератором, преобразуется в постоянный в выпрямительном блоке (диодном мосту) генератора и подается потребителям через вывод «30». Он же через дополнительные диоды (их общий вывод) питает обмотку возбуждения генератора.
— Контрольная лампа заряда АКБ гаснет, так как напряжение на выводе «30» и выводе дополнительных диодов «61» одинаково. Ток в этом случае через лампу не протекает и она не горит. Если контрольная лампа не гаснет после пуска, то возможно генератор вообще не вырабатывает электрический ток, либо напряжение вырабатываемого тока ниже напряжения бортовой сети.
Схема подключения контрольной лампы зарядки аккумулятора (АКБ) на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 с генератором 37.3701, монтажным блоком 2114-3722010-60 и «высокой» панелью приборов
— Чем выше вращение ротора генератора, тем больше напряжение вырабатываемого генератором тока. При достижения порога 13,6 – 14,6 В (для генератора 37.3701) в работу вступает регулятор напряжения. Выходной транзистор в нем запирается, и ток через обмотку возбуждения прерывается. Когда напряжение падает ниже пороговых значений, транзистор отпирается. Такие циклы запирания-отпирания повторяются с большой частотой, поддерживая значение напряжения на выходе с регулятора в пределах 13,6 – 14,6 В.
— После выключения зажигания и остановки двигателя автомобиля генератор перестает вырабатывать электрический ток, питание потребителей происходит от аккумуляторной батареи.
Примечания и дополнения
— Электромагнитная индукция – явление возникновения электрического тока в замкнутом контуре при изменении магнитного потока проходящего через него.
— Транзистор – полупроводниковый элемент с тремя выводами: подача сильного тока (коллектор), подача слабого управляющего тока (база), выход тока (эмиттер). При определенной величине управляющего тока транзистор меняет свое сопротивление и может либо запирать выход тока, либо, наоборот открывать.
Способы возбуждения генераторов постоянного тока
Возбуждением генератора называется создание главного магнитного потока, благодаря которому во вращающемся якоре создастся ЭДС. Важнейшим отличительным признаком машин постоянного тока является способ возбуждения главного магнитного поля. Практически но всех современных машинах главное магнитное ноле возбуждается электромагнитным путем, для чего по обмотке возбуждения, размещенной на сердечниках полюсов машины, пропускается ток. Все рабочие характеристики машины постоянного тока при работе как в режиме генератора, так и в режиме двигателя зависят от способа включения цепи возбуждения по отношению к цепи якоря. Соединение этих цепей может быть параллельным, последовательным, смешанным и, наконец, цепи эти могут быть независимы друг от друга. При любом способе включения мощность, потребляемая цепью возбуждения, невелика и составляет несколько процентов от номинальной мощности машины. Генератор с независимым возбуждением. Обмотка возбуждения 0В такого генератора подключена к постороннему источнику тока через регулировочный реостат (рис. 10.4, а).
При увеличении тока нагрузки напряжение на у зажимах этого генератора несколько уменьшается 1 из-за падения напряжения на обмотке якоря и в результате действия реакции якоря, которая умножает магнитный ноток машины. Для поддержания постоянного напряжения на зажимах генератора изменяют ток возбуждения с помощью регулировочного реостата. Внешняя характеристика этого генератора (зависимость напряжения на зажимах от тока нагрузки) показана на рис. 10.5 (кривая 1).
Генератор с параллельным возбуждением. Это генератор с самовозбуждением: обмотку возбуждения 0В такого генератора подключают через регулировочный реостат параллельно обмотке якоря (рис. 10.4, б). При увеличении тока нагрузки напряжение на зажимах генератора с параллельным возбуждением уменьшается из-за падения напряжения на обмотке якоря. Это в свою очередь вызывает уменьшение тока возбуждения и ЭДС в якоре. I Поэтому при увеличении тока нагрузки напряжение на зажимах генератора с параллельным возбуждением уменьшается быстрое, чем у генератора с независимым возбуждением.
Дальнейшее увеличение тока нагрузки приводит к такому сильному уменьшению тока побуждения, что при коротком замыкании цепи нагрузки напряжение генератора падает до нуля. Поэтому короткое замыкание генератора с параллельным возбуждением неопасно. Внешняя характеристика этого генератора показана на рис. 10.5 (кривая 2).
Генератор с последовательным возбуждением.
Это также генератор с самовозбуждением, но его обмотка возбуждения 0В включена последовательно с якорем (рис. 10.4, в) и по обеим обмоткам протекает одинаковый ток. При отсутствии нагрузки (внешняя цепь разомкнута) в якоре все же возбуждается небольшая ЭДС вследствие остаточной индукции стального сердечника статора. При увеличении тока нагрузки напряжение на зажимах генератора сначала растет до тех пор, пока не наступит насыщение магнитной системы машины, после чего оно начинает быстро уменьшаться из-за падения напряжения на сопротивлении якоря и вследствие размагничивающего действия реакции якоря (кривая 3 на рис. 10.5). Ввиду сильной зависимости напряжения на зажимах генератора от нагрузки генераторы с последовательным возбуждением применяются очень редко.
Генератор со смешанным возбуждением. Этот генератор также относится к генераторам с самовозбуждением, но имеет две обмотки возбуждения: ОВ1 которая включается параллельно якорю, и ОВ2 которая включается последовательно с якорем (рис. 10.4, г). Обмотки включают так, чтобы они создавали магнитные потоки одного направления, а число витков в обмотках выбирают таким, чтобы падение напряжения на внутреннем сопротивлении генератора и ЭДС реакции якоря были бы скомпенсированы ЭДС; от потока параллельной обмотки. Благодаря этому напряжение на зажимах генератора со смешанным возбуждением остается практически постоянным при изменениях нагрузки в определенных пределах (кривая 4 на рис. 10.5).
Двигатели постоянного тока
Принцип работы двигателя постоянного тока основан на взаимодействии проводника с током с постоянным магнитным полем электромагнитов Если генератор включить в сеть постоянного тока то в обмотках якоря и электромагнитов установится ток и на каждый проводник обмотки якоря, находящийся в магнитном поле электромагнитов, начнет действовать сила, стремящаяся повернуть якорь (рис. 10.6, а). Из рис. 10.6 видно, что при изменении направления тока только в якоре (рис. 10.6, б) или только в обмотке возбуждения (рис. 10.6, в) направление вращения якоря изменяется на противоположное, а одновременное изменение направления тока в обеих обмотках не изменяет направление вращения якоря (рис. 10.6, г). Отсюда следует, что для изменения направления вращения двигателя постоянного тока нужно поменять местами либо концы обмотки якоря, либо концы обмотки возбуждения. Если двигатель постоянного тока с сопротивлением обмотки якоря Rя включить в сеть с напряжением U, то в момент пуска в якоре установится ток Ln=
Поскольку сопротивление якоря мало, то пусковой ток в нем будет очень большим, превышая номинальный в десятки раз. От такого тока могут пострадать обмотка якоря, а также коллектор и щетки. Пусковой ток можно ограничить путем включения последовательно с обмоткой якоря пускового реостата. В этом случае пусковой ток
Сопротивление пускового реостата Л„ выбирают таким, чтобы пусковой ток не превышал номинальный более чем в 1,2-1,5 раза. В результате взаимодействия якоря с магнитным полем полюсов якорь начнет вращаться. Так как его обмотка начнет вращаться в магнитном поле, то в ней будет индуцироваться ЭДС, которая будет направлена против приложенного к двигателю напряжения. Величина этой ЭДС прямо пропорциональна числу оборотов двигателя и величине магнитного потока. Однако в отличие от генератора в двигателе эта ЭДС будет меньше приложенного от сети напряжения на величину падения напряжения в якоре машины: (10.13) отсюда ток в якоре при выведенном пусковом реоcтате
(10.14) Умножив обе части уравнения (10.13) на IЯ, получим: I
(10.15) Левая часть уравнения (10.15) представляет собой электрическую мощность, потребляемую двигателем из сети, а второй член правой части
— мощность, поглощаемую сопротивлением якоря. Очевидно, что Iя — это полезная электрическая мощность, которая может быть преобразована в другие виды энергии. Следовательно, это та часть потребляемой из сети электрической мощности, которая преобразуется двигателем в механическую (включая механические потери). Таким образом, ЭДС самоиндукции в двигателе постоянного тока влияет на преобразование потребляемой из сети электрической энергии в механическую. Подставим выражение для ЭДС генератора (10.6) (ЭДС, индуцируемая в якоре двигателя, выражается той же формулой) в (10.14) и выразим оттуда скорость вращения двигателя: (10.16) n=
Сопротивление пускового реостата Л„ выбирают таким, чтобы пусковой ток не превышал номинальный более чем в 1,2-1,5 раза. В результате взаимодействия якоря с магнитным полем полюсов якорь начнет вращаться. Так как его обмотка начнет вращаться в магнитном поле, то в ней будет индуцироваться ЭДС, которая будет направлена против приложенного к двигателю напряжения. Величина этой ЭДС прямо пропорциональна числу оборотов двигателя и величине магнитного потока. Однако в отличие от генератора в двигателе эта ЭДС будет меньше приложенного от сети напряжения на величину падения напряжения в якоре машины: (10.13) отсюда ток в якоре при выведенном пусковом реоcтате
(10.14) Умножив обе части уравнения (10.13) на IЯ, получим: I
(10.15) Левая часть уравнения (10.15) представляет собой электрическую мощность, потребляемую двигателем из сети, а второй член правой части
— мощность, поглощаемую сопротивлением якоря. Очевидно, что Iя — это полезная электрическая мощность, которая может быть преобразована в другие виды энергии. Следовательно, это та часть потребляемой из сети электрической мощности, которая преобразуется двигателем в механическую (включая механические потери). Таким образом, ЭДС самоиндукции в двигателе постоянного тока влияет на преобразование потребляемой из сети электрической энергии в механическую. Подставим выражение для ЭДС генератора (10.6) (ЭДС, индуцируемая в якоре двигателя, выражается той же формулой) в (10.14) и выразим оттуда скорость вращения двигателя: (10.16) n=
Способы возбуждения двигателей постоянного тока
Все рабочие характеристики двигателя постоянного тока, как и генератора, зависят от способа включения цепи возбуждения по отношению к цепи якоря. Соединение этих цепей может быть параллельным, последовательным, смешанным и, наконец, они могут быть независимы друг от друга. Двигатели с параллельным и независимым возбуждением. Схема включения двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением показана на рис. 10.7, где ПР — пусковой реостат, а РР — регулировочный реостат.
Если обмотку возбуждения такого двигателя подключить через регулировочный реостат РР к другому источнику постоянного напряжения, то получится двигатель с независимым возбуждением. Скоростная характеристика таких двигателей n=f(Iя)при U = const и IВ =сопst приведена рис. 10.8.
Для объяснения ее вида обратимся к формуле (10.16). Изменение скорости вращения может происходить за счет изменения нагрузки и магнитного потока. Увеличение тока нагрузки незначительно изменяет внутреннее падение напряжения из-за малости сопротивления цепи якоря и поэтому лишь незначительно уменьшает скорость вращения двигателя. Что же касается магнитного потока, то вследствие реакции якоря при увеличении тока нагрузки он несколько уменьшается, что приводит к незначительному увеличению скорости вращения двигателя. Таким образом, скорость вращения двигатели с параллельным возбуждением изменяется очень мало.
Скорость вращения двигателя с независимым возбуждением молено регулировать изменением либо сопротивления цепи якоря .либо магнитного потока. Следует отметить, что чрезмерное уменьшение тока возбуждения и особенно случайный обрыв этой цепи очень опасны для двигателей с параллейным и независимым побужденном, тик как ток в якоре может возрасти до недопустимо больших значений. , При небольшой нагрузке (или на холостом ходу) скорость может настолько возрасти, что это станет опасным для целости двигателя. Двигатель с последовательным возбуждением. Схема включения двигателя постоянного тока с последовательным возбуждением показана на рис. 10.9.
У такого двигателя ток якоря является одновременно и током возбуждения, так как обмотка возбуждения включена последовательно с якорем. Поэтому магнитный поток двигателя изменяется с изменением нагрузки. Выражение для скорости вращения двигателя последовательного возбуждения можно получить из формулы (10.16), заменив сопротивление якоря RЯ на. (RЯ + RЯ) , где Л, — сопротивление обмотки возбуждения: (10.17) Скоростная характеристика двигателя последовательного возбуждения приведена на рис. 10.10.
Из этой характеристики видно, что скорость двигателя сильно зависит от нагрузки. При увеличении нагрузки увеличивается падение напряжения на сопротивлении обмоток при одновременном увеличении магнитного потока, что приводит к значительному уменьшению скорости вращения двигателя. Это характерная особенность двигателя с последовательным возбуждением. Значительное уменьшение нагрузки приводит к опасному для двигателя увеличению скорости вращения. Поэтому такие двигатели не следует пускать вхолостую или с малой нагрузкой. Регулирование скорости вращения двигателя с последовательным возбуждением может осуществляться путем изменения либо магнитного потока, либо напряжения питания.
Согласно формуле (10.12), вращающий момент двигателя пропорционален току якоря и магнитному потоку. В свою очередь магнитный поток в отсутствие насыщения пропорционален току возбуждения, который для данного двигателя является и оком якоря: М = (10.18)
Мы видим, что вращающий момент пропорционален квадрату тока якоря. Квадратичная зависимость вращающего момент от тока нагрузки является еще одной характерной особенностью таких двигателей, благодаря которой эти двигатели легко переносят большие кратковременные перегрузки и развивают большой пусковой момент. Двигатели с последовательным возбуждением применяют в тех случаях, когда необходим большой пусковой момент или способность выдерживать кратковременные перегрузки, а также исключена возможность их полной разгрузки. Они оказались незаменимыми в качестве тяговых двигателей на электрическом транспорте (трамваи, троллейбусы, метро и электровозы), а также на подъемных кранах и для пуска двигателей внутреннего сгорания (стартеры) на автомобилях и авиационных двигателей. Двигатель со смешанным возбуждением. Схема включения двигателя постоянного тока со смешанным возбуждением показана на рис. 10.11.
На каждом полюсе такого двигателя имеются две обмотки — параллельная и последовательная. Их можно включить так, чтобы магнитные потоки складывались (согласное включение) или вычитались (встречное включение). Формулы для скорости вращения и для вращающего момента двигателя со смешанным возбуждением выглядят следующим образом: (10.19)
(10.20) В этих формулах знак плюс относится к согласному включению обмоток возбуждения, а минус — к встречному. В зависимости от соотношения магнитных потоков обеих обмоток двигатель со смешанным возбуждением по своим свойствам приближается либо к двигателю с параллельным возбуждением, либо к двигателю с последовательным возбуждением. Как правило, у двигателей со смешанным возбуждением последовательная обмотка является главной (рабочей), а параллельная вспомогательной. Благодаря наличию магнитного потока параллельной обмотки скорость вращения такого двигателя не может сильно возрастать при малых нагрузках. Двигатели с согласным включением широко применяются в тех случаях, когда необходим большой пусковой момент и регулировка скорости при переменных нагрузках (включая малые нагрузки и холостой ход). Двигатели со встречным включением обмоток применяются в тех случаях, когда необходима постоянная скорость при изменяющейся нагрузке.
Электрические измерения и приборы.
Основные понятия и общие сведения из теории измерений
Показания (сигналы) электроизмерительных приборов используют для оценки работы различных электротехнических устройств и состояния электрооборудования, в частности состояния изоляции. Электроизмерительные приборы отличаются высокой чувствительностью, точностью измерений, надёжностью и простотой исполнения.
Наряду с измерением электрических величин — тока, напряжения, мощности электрической энергии, магнитного потока, ёмкости, частоты и т. д. — с их помощью можно измерять и неэлектрические величины.
Показания электроизмерительных приборов можно передавать на дальние расстояния (телеизмерение), они могут использоваться для непосредственного воздействия на производственные процессы (автоматическое регулирование); с их помощью регистрируют ход контролируемых процессов, например путем записи на ленте и т. д.
Применение полупроводниковой техники существенно расширило область применения электроизмерительных приборов.
Измерить какую-либо физическую величину — это значит найти ее значение опытным путем с помощью специальных технических средств.
Для различных измеряемых электрических величин существуют свои средства измерений, так называемые меры. Например, мерами э. д. с. служат нормальные элементы, мерами электрического сопротивления — измерительные резисторы, мерами индуктивности — измерительные катушки индуктивности, мерами электрической ёмкости — конденсаторы постоянной ёмкости и т. д.
На практике для измерения различных физических величин применяют различные методы измерения. Все измерения в зависимости от способа получения результата делятся на прямые и косвенные. При прямом измерении значение величины получают непосредственно из опытных данных. При косвенном измерении искомое значение величины находят путем подсчёта с использованием известной зависимости между этой величиной и величинами, получаемыми на основании прямых измерений. Так, определить сопротивление участка цепи можно путем измерения протекающего по нему тока и приложенного напряжения с последующим подсчётом этого сопротивления из закона Ома. Наибольшее распространение в электроизмерительной технике получили методы прямого измерения, так как они обычно проще и требуют меньших затрат времени.
В электроизмерительной технике используют также метод сравнения, в основе которого лежит сравнение измеряемой величины с воспроизводимой мерой. Метод сравнения может быть компенсационным и мостовым. Примером применения компенсационного метода служит измерение напряжения путем сравнения его значения со значением э. д. с. нормального элемента. Примером мостового метода является измерение сопротивления с помощью четырёхплечной мостовой схемы. Измерения компенсационным и мостовым методами очень точные, но для их проведения требуется сложная измерительная техника.
При любом измерении неизбежны погрешности, т. е. отклонения результата измерения от истинного значения измеряемой величины, которые обусловливаются, с одной стороны, непостоянством параметров элементов измерительного прибора, несовершенством измерительного механизма (например, наличием трения и т. д.), влиянием внешних факторов (наличием магнитных и электрических полей), изменением температуры окружающей среды и т. д., а с другой стороны, несовершенством органов чувств человека и другими случайными факторами. Разность между показанием прибора АП и действительным значением измеряемой величины АД, выраженная в единицах измеряемой величины, называется абсолютной погрешностью измерения:
(9.1)
Величина, обратная по знаку абсолютной погрешности, носит название поправки:
(9.2)
Для получения истинного значения измеряемой величины необходимо к измеренному значению величины прибавить поправку:
(9.3)
Для оценки точности произведённого измерения служит относительная погрешность δ, которая представляет собой отношение абсолютной погрешности к истинному значению измеряемой величины, выраженное обычно в процентах:
(9.4)
Следует отметить, что по относительным погрешностям оценивать точность, например, стрелочных измерительных приборов весьма неудобно, так как для них абсолютная погрешность вдоль всей шкалы практически постоянна, поэтому с уменьшением значения измеряемой величины растёт относительная погрешность (9.4). Рекомендуется при работе со стрелочными приборами выбирать пределы измерения величины так, чтобы не пользоваться начальной частью шкалы прибора, т. е. отсчитывать показания по шкале ближе к её концу.
Точности измерительных приборов оценивают по приведённым погрешностям, т. е. по выраженному в процентах отношению абсолютной погрешности к нормирующему значению АH:
(9.5)
Нормирующим значением измерительного прибора называется условно принятое значение измеряемой величины, могущее быть равным верхнему пределу измерений, диапазону измерений, длине шкалы и др.
Погрешности приборов подразделяют на основную, присущую прибору при нормальных условиях применения вследствие несовершенства его конструкции и выполнения, и дополнительную, обусловленную влиянием на показания прибора различных внешних факторов.
Нормальными рабочими условиями считают температуру окружающей среды (20 5)°С при относительной влажности (65
15)%, атмосферном давлении (750
30) мм рт. ст., в отсутствие внешних магнитных полей, при нормальном рабочем положении прибора и т. д. В условиях эксплуатации, отличных от нормальных, в электроизмерительных приборах возникают дополнительные погрешности, которые представляют собой изменение действительного значения меры (или показания прибора), возникающее при отклонении одного из внешних факторов за пределы, установленные для нормальных условий.
Допустимое значение основной погрешности электроизмерительного прибора служит основанием для определения его класса точности. Так, электроизмерительные приборы по степени точности подразделяются на восемь классов: 0,05; 0,1; 0,2; 0,5; 1,0; 1,5; 2,5; 4,0, причем цифра, обозначающая класс точности, указывает на наибольшее допустимое значение основной погрешности прибора (в процентах). Класс точности указывается на шкале каждого измерительного прибора и представляет собой цифру, обведённую кружком.
Шкалу прибора разбивают на деления. Цена деления (или постоянная прибора) есть разность значений величины, которая соответствует двум соседним отметкам шкалы. Определение цены деления, например, вольтметра и амперметра производят следующим образом: CU = UH/N — число вольт, приходящееся на одно деление шкалы; CI = IH/N — число ампер, приходящееся на одно деление шкалы; N — число делений шкалы соответствующего прибора.
Важной характеристикой прибора является чувствительность S, которую, например, для вольтметра SU и амперметра SI, определяют следующим образом: SU = N/UH — число делений шкалы, приходящееся на 1 В; SI = N/IН — число делений шкалы, приходящееся на 1 А.
Измерение тока и напряжения.
Измерение тока. Приборы, предназначенные для измерения тока, получили название амперметров. Приборы, рассмотренные выше, могут служить как для измерения тока, так и для измерения напряжения. При этом отличаются способы включения их в электрическую цепь и значения сопротивления измерительной цепи прибора. Амперметр включают в цепь таким образом, чтобы через него проходил весь измеряемый ток, т. е. последовательно. Сопротивление амперметра должно быть малым, чтобы в нем не происходило заметного падения напряжения.
Для измерения постоянного тока используют преимущественно амперметры магнитоэлектрической системы и реже приборы электромагнитной системы, а для измерения переменного тока частотой 50 Гц в основном применяют амперметры электромагнитной системы.
Непосредственное включение амперметра в цепь измеряемого тока не всегда возможно, так как в некоторых случаях измеряемый ток во много раз превосходит необходимый для полного отклонения подвижной системы прибора. В этих случаях при измерении постоянного тока параллельно амперметру включают шунт, через который проходит большая часть измеряемого тока (рис. 10.1).
Согласно первому закону Кирхгофа, максимальное значение измеряемого амперметром тока при наличии шунта
где Imax — максимальное значение тока в цепи; IAн — номинальное (предельное) значение тока амперметра в отсутствие шунта; Iш — ток, проходящий через шунт. Так как амперметр и шунт включены параллельно, то токи между шунтом и амперметром распределяются обратно пропорционально их сопротивлениям:
откуда находим сопротивления шунта:
(10.1)
где rA — внутреннее сопротивление амперметра; n = Imax/IAн — коэффициент, показывающий, во сколько раз расширяются пределы измерения.
Так как то ток в цепи при заданной нагрузке
(10.2)
где IA — показание амперметра. Если шкалу амперметра отградуировать с учётом шунта, то можно определять значение измеряемого тока I непосредственно по показаниям прибора.
При измерении переменных токов шунты не применяют. Это объясняется тем, что распределение токов между шунтом и амперметром определяется не только их активным сопротивлением, но и реактивным сопротивлением прибора, которое зависит от частоты. Поэтому для расширения пределов измерения амперметров в цепях переменного тока используют измерительные трансформаторы тока.
Измерение напряжения. Электроизмерительные приборы, предназначенные для измерения напряжения, называются вольтметрами. Вольтметры включают параллельно участку (элементу) электрической цепи, на котором измеряют напряжение. При этом вольтметр должен иметь очень большое сопротивление по сравнению с сопротивлением элемента цепи, на котором измеряется напряжение. Это необходимо для уменьшения погрешности измерения и для того, чтобы не было изменения режима работы цепи. В самом деле, чем больше сопротивление вольтметра, тем меньший ток проходит через него и тем меньше расходуется в нём энергия, а следовательно, тем меньшее влияние оказывает включение прибора на режим работы цепи.
Для расширения пределов измерений вольтметров в цепях постоянного тока с напряжением до 1000-4500в служат добавочные резисторы, включаемые последовательно с прибором (рис. 10.2). В цепях переменного тока напряжением свыше 1000 в для расширения пределов измерений используют измерительные трансформаторы напряжения.
При включении последовательно с вольтметром добавочного резистора сопротивление последнего определяют из следующих соображений: допустим, вольтметром с сопротивлением rV, рассчитанным на номинальное напряжение Uном, необходимо измерить напряжение Uxmax, которое в n раз больше Uном. В этом случае необходимо соблюдать условие, при котором ток, проходящий через вольтметр, был бы одинаковым при обоих напряжениях, т. е.
(10.3)
и фактически измеряемое напряжение
(10.4)
где UV — показание вольтметра.
Шкалу вольтметров в большинстве случаев градуируют с учётом добавочного сопротивления rд. При этом вольтметр может быть выполнен на несколько пределов измерения, для чего он снабжается несколькими добавочными сопротивлениями и соответствующим переключателем шкалы на лицевой стороне прибора.
Для измерения напряжения в цепях постоянного тока применяют магнитоэлектрические вольтметры, а в цепях переменного тока — электромагнитные и электродинамические вольтметры. При измерении малых переменных напряжений используют выпрямительные и электронные милливольтметры, причем при повышенных частотах преимущественно электронные.