5 главных элементов безопасности лифта
Сегодня лифт, несмотря на распространенные заблуждения, является одним из самых безопасных видов транспорта. С 1857 года, когда в Нью-Йорке был установлен первый в мире пассажирский лифт-подъемник, технологии защиты прогрессировали с обычного стопора до 5-ти ступенчатой системы безопасности.
«Современные узлы безопасности гарантируют, что пассажир всегда с комфортом доедет до нужного ему этажа. При изготовлении абсолютно все системы проходят многофакторную процедуру испытаний на специализированном оборудовании. Кроме того, на заводе ведется ряд инженерно-конструкторских работ по совершенствованию комплекса систем безопасности», – отметил генеральный директор ЩЛЗ Антон Артемьев.
Так, одним из элементов безопасности пассажира в лифте является ограничитель скорости кабины. Он срабатывает при превышении скорости движения на 15%. При изготовлении на предприятии их принудительно раскручивают до целевых скоростей и, если ограничитель сработал с опозданием, производят его дополнительную регулировку.
Другим фактором защиты является дублирование канатной системы. Лифт держат сразу три тяговых каната. Каждый из них может самостоятельно выдержать полностью загруженную кабину, даже если два других каната порвутся.
Еще одним важным механизмом являются ловители кабины лифта. Система ловителей синхронизирована с ограничителем скорости. Они надежно фиксирует кабину на любой высоте если происходит аварийное превышение скорости или, что практически невозможно, обрыв всех тяговых канатов.
При внештатной ситуации на небольшой высоте – уровне 1-3 этажей – ограничители скорости и ловители могут не сработать, так как кабина не успеет набрать необходимую для их активации скорость. На этот случай в шахте установлены специальные буферы, поглощающие кинетическую энергию и служащие плавными амортизаторами.
Защитить пассажиров от угрозы падения в шахту помогает пятый элемент – система запирания дверей. Охрана шахты лифта снабжена блокировочными контактами, включенными в общую систему управления. В результате работы системы открытие дверей возможно только при остановке лифта на этаже, когда разница между полом кабины и полом этажа не превышает 15 сантиметров.
Какие приборы безопасности устанавливаются на лифтах
ГОСТ 28911-2015
(ISO 4190-5:2006)
Устройства управления, сигнализации и дополнительные приспособления
Lifts. Control devices, signals and additional fittings
Дата введения 2017-01-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Некоммерческим партнерством "Российское лифтовое объединение", Открытым акционерным обществом "Щербинский лифтостроительный завод" (ОАО "ЩЛЗ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 12 ноября 2015 г. N 82-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 июня 2016 г. N 487-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 28911-2015 (ИСО 4190-5:2006) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2017 г.
5 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ISO 4190-5:2006* "Лифтовая установка. Часть 5. Устройства управления, сигнализации и дополнительное оборудование" ("Lift (Elevator) installation — Part 5: Control devices, signals and additional fittings", MOD).
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.
Дополнительные положения и требования, включенные в текст настоящего стандарта для учета потребностей национальной экономики указанных выше государств и/или особенностей межгосударственной стандартизации, выделены курсивом*. Стандарт дополнен приложением ДА.
* В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделе 2 "Нормативные ссылки" (кроме сноски) выделены курсивом, остальные по тексту документа приводятся обычным шрифтом. — Примечание изготовителя базы данных.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6)
6 Настоящий стандарт разработан на основе применения ГОСТ Р 53388-2009 (ИСО 4190-5:2006)*
7 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" (ТР ТС 011/2011)
9 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Декабрь 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 12, 2021 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к устройствам управления, кнопкам и сигнальным устройствам лифтов, учитывающим вид систем управления и условия использования.
Требования стандарта распространяются на устройства управления, сигнализации и поручень, которыми оборудуют новые лифты по ГОСТ 5746 и ГОСТ 8823*.
* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53771-2010 (ИСО 4190-2:2001) "Лифты грузовые. Основные параметры и размеры".
Стандарт может быть использован в качестве базы при модернизации находящихся в эксплуатации лифтов.
Стандарт не устанавливает требований на:
— лифты, имеющие внутреннее, наружное, простое смешанное управление;
— специальные устройства управления и сигнальные устройства для больничных лифтов, лифтов для пожарных, лифтов, предназначенных для перевозки инвалидов и других маломобильных групп населения, устройства управления голосом и экраны управления касанием;
— любые устройства для повышения провозной способности лифтов с автоматическими дверями (регулирование временных задержек, кнопки закрывания дверей, оптические средства контроля дверного проема и т.д.);
— дополнительные устройства, которые изготовитель может ввести для улучшения обслуживания пассажиров групповыми лифтовыми установками (например, такие сигналы, как "следующая кабина", "не стойте в дверном проеме").
Настоящий стандарт может быть использован в качестве руководства при разработке и введении дополнительных сигналов.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 5746 Лифты пассажирские. Основные параметры и размеры
(ISO 4190-1:2010 Лифтовая установка. Часть 1. Лифты классов I, II, III и IV, MOD)
ГОСТ 8823-85* Лифты электрические грузовые. Основные параметры и размеры
* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53771-2010 (ИСО 4190-2:2001) "Лифты грузовые. Основные параметры и размеры".
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 вызов: Команда в систему управления, подаваемая с этажной площадки для направления кабины лифта на данную этажную площадку.
3.2 приказ: Команда в систему управления, подаваемая из кабины.
3.3 пост управления: Устройство, предназначенное для подачи команды управления в систему электропривода и автоматики лифта.
3.4 устройство вызова персонала: Устройство, предназначенное для обеспечения вызова пассажиром (пользователем лифта) обслуживающего персонала.
3.5 внутреннее управление: Вид управления, при котором команда управления на пуск лифта подается только из его кабины.
3.6 наружное управление: Вид управления, при котором команда управления на пуск лифта подается только с погрузочных площадок.
3.7 смешанное управление: Вид управления, при котором команда на пуск или остановку лифта подается как из кабины, так и с этажных площадок.
3.8 режим "пожарная опасность": Режим, обеспечивающий прибытие кабины на назначенный посадочный этаж при поступлении в систему управления лифтом сигнала о возникновении пожара в здании, с исключением действия ранее поданных и выполняемых системой управления лифтом команд управления из кабины и с посадочных площадок.
3.9 одиночный режим работы лифтов: Работа лифта в соответствии с заданным алгоритмом работы.
3.10 групповой режим работы лифтов: Обеспечение работы нескольких лифтов, имеющих общие посадочные площадки, двери шахт, расположенные в пределах прямой видимости и управляемые от одного вызывного поста управления в соответствии с определенным, заданным алгоритмом работы.
3.11 кнопка: Кнопочный элемент, устанавливаемый в пост управления для подачи команды управления в систему электропривода и автоматики лифта.
3.12 простое смешанное управление: Управление, применяемое на одиночных лифтах, имеющих одну кнопку вызова лифта на этажной площадке и выполняющих одновременно одну из команд: вызов с этажа или приказ из кабины.
4 Устройства управления и сигнализации
4.1 Виды систем управления
4.1.1 Одностороннее смешанное собирательное управление при движении вниз
Вызов на этажных площадках регистрируется нажатием кнопок вызова, размещенных на каждом этаже. Если кабина свободна (стоит на каком-либо этаже и не имеет зарегистрированных приказов в кабине или вызов с этажей) или движется вниз, она будет направлена на наивысший вызов или ближайший вызов по направлению движения и затем на полученные этажные вызовы по ходу движения кабины на основной посадочный этаж. Команды управления, поданные из кабины лифта (приказы), регистрируются и выполняются в логической последовательности по направлению движения. При этом вызывной пост управления лифтом оснащается одной кнопкой.
Эта система управления применяется, когда пассажиропоток между верхними этажами незначителен: пассажиры используют лифт для перемещения с основного посадочного этажа на требуемый этаж и с определенного этажа на основной посадочный этаж (при этом имеется не более одного этажа ниже основного посадочного этажа).
Система предусматривает установку на каждом этаже одной кнопки вызова и может применяться при одиночной или групповой системе управления лифтами.
При наличии более одного этажа ниже основного посадочного этажа применяется сочетание системы одностороннего собирательного управления при движении вниз и одностороннего собирательного управления при движении вверх для обслуживания этажей ниже посадочного.
4.1.2 Двустороннее смешанное собирательное управление
Система смешанного двухстороннего собирательного управления предусматривает наличие в вызывном посту управления лифтом двух кнопок управления (вверх и вниз), устанавливаемых на каждом промежуточном этаже, и по одной кнопке для вызова кабины для поездки пассажира вниз, а другая — для поездки вверх на крайних верхнем и нижнем этажах.
Вызовы с этажей и приказы из кабины регистрируются и выполняются в логической последовательности по направлению движения кабины. Направление движения не изменяется до тех пор, пока не будет выполнен последний приказ (вызов), не требующий изменения направления движения. Такая система управления применяется при наличии междуэтажного пассажиропотока вверх и вниз. При этом лифт может работать как в одиночном, так и в групповом режимах управления.
Что входит в устройство безопасности лифта?
Транспортные средства должны быть не только функциональностью, но и безопасностью. Этому вопросу потребители уделяют внимание, поэтому они замечают, какие инженерные решения использовались во время производства установки. Кроме того, большинство пассажиров решает использовать услуги диспетчеризации лифтов.
Применение системы диспетчеризации дает возможность быть под постоянным контролем мастеров. При возникновении непредвиденной ситуации, технический работник выполнит ремонт транспорта.
Безопасен ли лифт?
Производители лифтов отмечают две главные системы, способные позаботиться о безопасности движения подъемников:
- Система тросов. Во время производства инженеры работают над каждым тросом, состоящим из большого количества волокон из стали. Они переплетаются друг с другом, создавая единую веревку. Такой подход к созданию тросов увеличивает показатель силы разрыва. Каждый трос способен удержать кабину, а на установку таких тросов делается несколько. Вероятность того, что веревки порвутся в один момент, низкая.
- Система тормозов. Когда скорость движения подъемника превышает параметры, установленные производителем, то срабатывает ограничитель скорости. Муфта в виде ролика монтируется на крыше кабины. При быстром спуске ловители останавливают кабину. Устройство ловителей – простое, но в то же время надежное. Тормозные колодки будут зажаты, если сработает механизм.
Производители применяют разные варианты ловителей:
- Плавное торможение.
- Резкая остановка.
- Комбинированное действие.
Инженеры производственных компаний, которые занимаются сборкой подъемников, постоянно улучшают показатель безопасности. За счет серьезного подхода установка защищена от поломок и гибели пассажиров.
Какие аварийные ситуации бывают при эксплуатации лифта?
Несмотря на то, что компании, производящие лифты, имеют серьезный подход к безопасности, каждый год при использовании подъемника происходят аварии. Они связаны с такими событиями:
- Обрыв каната или элемента подвески.
- Перегруз кабины.
- Пуск устройства при открытых дверях.
- Спуск или подъем кабины выше нормального показателя.
Чтобы не допускать несчастных случаев при использовании кабины, необходимо убедиться в исправности тросов и ловителей. Для этого рекомендуется регулярно вызывать мастера для осмотра подъемного транспорта. При возникновении любых ситуаций, когда устройство сообщает о сбоях в оборудовании, нужно обращаться в техническую службу.
Системы безопасности подъемника
Основными элементами, обеспечивающими безопасную поездку пассажиров в лифтовой кабине, являются:
- Тросы.
Главные элементы защиты пассажира во время езды в лифте – это система тросов. Многие из нас представляют, что кабина держится на одном или двух тросах, но их намного больше. Безопасность езды обеспечивается не только количеством таких элементов, но и множества волокон из стали, находящихся в каждом тросе. Волокна переплетены между собой, образуя крепкую веревку. Ее диаметр достигает 10 мм. Сила разрыва тросового элемента – 3 с половиной тонны. Поэтому устройство способно выдержать нагрузку, превосходящую ту, что заявлена в технической документации.
Даже один трос выдерживает кабину, противовес и всех пассажиров, находящихся в кабине. Система каждого подъемника имеет до 8 тросов. Именно такое количество используются большинством производителей. Часто в фильмах показывают, как обрываются тросы, и многие пассажиры стали боятся этого. Но даже если такое случится, безопасность обеспечат встроенные тормоза.
- Тормозная система.
Когда скорость кабины превышает нормы, встроенные в программу транспортного средства, срабатывает тормозная система. Ограничитель скорости – элемент, контролирующий механизм. Элементы, входящие в устройство ограничителя, стопорит движение устройства. Кабина останавливается, и пассажиры находятся в безопасности. Ловители срабатывают не только в случае, когда происходит увеличение скорости, но также и в случае перекосов кабины во время движения.
Чтобы система ловителей в устройстве работала слаженно и спасла во время аварийной ситуации, нужно проводить осмотр так часто, как это указано в технической документации.
- Механизм ловителей.
Устройство данной системы безопасности прост и надежен. Когда движение лифта плавное, тормозные колодки скользят по направляющим линиям плавно. Как только срабатывает ограничитель скорости, колодки зажимаются. Это приводит к тому, что кабина больше не будет двигаться.
Производители применяют разные варианты ловителей:
- Плавные. В них встроены амортизаторы, способствующие тому, что кабина останавливается медленно, без резких движений. Пассажиры не успеют заметить скачки.
- Резкое торможение. Эффект получается мгновенным, сразу после подачи сигнала о превышении скорости.
- Комбинированный вариант. Торможение проходит резко, а не постепенно, но амортизаторы делают посадку мягче, чем в прошлом виде ловителя.
Механизмы, созданные для того, чтобы обеспечить безопасную езду в подъемном устройстве, надежны. Каждый элемент прорабатывает изготовителем до тех пор, пока не станет ясно, что он функционирует без сбоев.
Поломки лифтов часто связаны с электроникой оборудования. Так как от нее зависит безопасность, нужно приглашать мастеров, способных внимательно относиться к осмотру технического состояния лифтов.
Насколько безопасные лифты , и сколько у них элементов безопасности
Я работаю наладчиком лифтов ,ниже представлена схема элементов блокировок цепей безопасности лифтов .
Для тех кто не умеет читать схемы это просто.
1.Слева в данном случае представлены описания ,и расшифровки аббревиатур представленных на данной странице .
2.А все остальное представлено по типу гирлянды как на новогодней ёлке(а в точности последовательно ) .Теперь вы надеюсь сумеете понять что там указано.
Сама суть этих всех блокировок заключается в том , что при разрыве данной цепочки движение лифта блокируется и ему запрещено начинать движение .И теперь почитайте и мельком представьте и посмотрите сколько точек контроля в безопасности современных лифтов .
Что всем известные Отисы, что наши Российские лифты, что остальные зарубежные имеют общие требования к безопасности , и все элементы и требования безопасности одинаковы для всех производителей.