Легендарный творец телеэкрана
В летописи великих открытий мирового значения особое место принадлежит основателю черно-белого телевидения, основоположнику цветного телевидения и фототелеграфии Ованесу Абгаровичу АДАМЯНУ. Давно настало время воздать должное великому изобретателю. В связи с 55-летним юбилеем Армянского телевидения нужно основать площадь и воздвигнуть памятник выдающемуся сыну армянского народа.
Ованес Адамян принадлежал к знатному армянскому роду Адамянцев. Его предки из села Джагацнер Нагорного Карабаха. Отец будущего физика, Абгар Адамянц, был нефтепромышленником, вместе с тем природа наделила его превосходным слухом, он хорошо разбирался в музыке и отлично играл на скрипке. Мать Ованеса, Маргарит Адамянц, была женщиной с тонкой и нежной организацией души, всячески пытавшаяся приобщить сына к армянскому искусству. Во многом именно ей будущий изобретатель обязан хорошим знанием родного языка и истории.
Ованес Адамян родился в 1879 году и был вторым ребенком в семье. Еще в детстве в нем обнаружилась любовь к познаниям и изобретательству. Дома Ованес проводит первые свои опыты по физике, хотя мать стремится сделать из него музыканта. Под руководством опытной и квалифицированной пианистки М.К.Готардт она организует уроки музыки, и Ованес вместе с сестрами Егинэ и Евгинэ — талантливыми пианистками, которые впоследствии, являясь редчайшим и уникальным дуэтом, покоряли своим мастерством известные залы Европы, и братом Аршаком, будущим музыковедом, профессором, ректором Ереванской консерватории им.Комитаса, проникается глубокой любовью к музыке.
В 1899 году О.Адамян уезжает на учебу в Германию. Проучившись семестр в Мюнхенском университете, он переезжает в Швейцарию и поступает в университет Цюриха на химическое отделение философского факультета. Но и Цюрих не удовлетворяет Адамяна, и он едет в Берлин, где заканчивает свое образование в университете и получает квалификацию инженера-электрика.
Он был необычайно одаренным человеком с поразительно пестрым спектром интересов. Наряду с техническими дисциплинами он увлекался и изучал эстетику, архитектуру, музыку, живопись. Он был заядлым шахматистом и остроумным карикатуристом. Знаменитый французский физик Жак-Арсен д`Арсонваль, обращая внимание на разносторонние дарования ученого, говорил: «Вы, сударь, ленивец, каких мало. Обладать столь выдающимися талантами и с такой беспечностью их разбазаривать — просто преступление». На что О.Адамян с улыбкой отвечал: «Мир не делится лишь на черное и белое, есть много и других цветов». С Хосе Капабланкой и Дуз-Хотимирским он играл в шахматы, с именитыми музыкантами исполнял произведения Баха, Бетховена, Штрауса, Моцарта, устраивал выставки на Монмартре. Особенно любил и ценил встречи с соотечественниками: знаменитое берлинское кафе Cafee des Westens на Курфюрстендам стало местом его встреч с Комитасом, Аветиком Исаакяном, Каро Мелик-Оганджаняном, ханом Масеяном. Однажды на мраморном столике кафе он набросал химическим карандашом столь изящный рисунок, что владелец заведения, дабы сохранить шедевр, накрыл столик стеклом. Классик армянской литературы Александр Ширванзаде как-то встретил молодого Ованеса Адамяна в Париже: «С самого начала знакомства он вызвал интерес, пожалуй, исключительными достоинствами. В совершенстве усвоил европейские манеры и несколько языков. Поистине за всю свою жизнь я редко встречал среди армян столь образованного человека, каким был Адамян».
28 марта 1907 года Ованес Адамян представляет Государственному комитету по делам изобретений в Берлине свою первую заявку, в которой впервые была воплощена идея передачи изображения и дано технически вполне обоснованное устройство для фиксации и повторного воспроизведения переданного черно-белого изображения. Через несколько месяцев Адамян регистрирует свое второе, а по цветному телевидению — первое изобретение. Это изобретение стало историческим событием в развитии цветного телевидения, так как созданный Адамяном на этой основе телевизор двухцветного телевидения, впервые за всю историю развития техники передачи изображений на расстояние, был успешно испытан в действии. Автор успешно осуществил в Берлине своим аппаратом цветную передачу по проводам на расстояние 600 км, чем заслуженно завоевал приоритет первого изобретателя цветного телевидения. За то же изобретение 1907 года Адамяну в 1908 году были выданы английский и французский, а в 1910 году и российский патенты.
В конце 1913 года О.Адамян переезжает в Россию. В Петербурге он организует лабораторию и продолжает свои эксперименты. За четверть века Адамян получил 24 патента на изобретения, но это далеко не полная картина его научной деятельности, так как до сих пор еще не удалось собрать весь его архив. В изобретательных документах нашли свое отражение замыслы ученого, связанные с проблемами цветного телевидения и фототелеграфии, автоматики (патенты на военные темы) и прикладной электротехники. О.Адамян по праву признан первым ученым, успешно осуществившим фототелеграфную передачу изображений с применением промежуточного клише.
Развивая идею двухцветного телевидения, Адамян в 1925 году осуществил трехцветную передачу цветовых полей при помощи механической системы развертки. В феврале 1925г. он представляет сконструированный им «аппарат для видения через непроницаемую преграду», который по существу представлял собой конструкцию современного цветного телевизора.
Находясь далеко от Армении, Адамян до конца своей жизни был духовно связан с ней, сохраняя горячую любовь к своему народу и родному языку. «И хотя мир действительно не делится лишь на черное и белое, но судьба моего народа долгое время, увы, была именно двухцветной, — констатирует Ованес Адамян в начале 1920 года. — Чередовались периоды катастроф и торжеств, однако нам не хватало иных цветовых гамм — размерного ритма истории. И где бы я ни жил, но именно в Ереване обязан запустить свой первый цветной проект». В 1925 году все мировые агентства распространили сенсационное известие: «В столице Советской Армении запущена первая в мире действующая модель трехцветного телевизора «Эратес» — в переводе с армянского «дальнозоркий».
И действительно, совместно с профессором Л.А.Ротиняном в ЕГУ в специально созданной лаборатории О.Адамян конструирует и испытывает в действии аппарат трехцветного телевизора. Это было устройство по передаче цветных изображений на расстояние при помощи диска с тремя сериями отверстий. При вращении диска три цвета сливались в единое изображение. Аналогичная система за рубежом была продемонстрирована только в 1928 году в Великобритании Джоном Байрдом. Почему мы предали забвению этот уникальный факт?
В изобретении цветного телевидения Ованес Адамян впервые в истории развития телевидения применил последовательную систему изображения с помощью разработанного им диска. В 60-х гг. XX века американским ученым Э.Лэндом была предложена идея передачи полей по последовательной системе, получившая название «Двухцветная система Лэнда». Мало кому известно, что в основе этой системы лежали те же конструктивные принципы, что были предложены Адамяном за 60 лет до этого.
Смерть 12 сентября 1932 года настигла Ованеса Адамяна в зените славы. За два года до кончины он впервые в мире осуществил передачу радиофототелеграммы из Москвы в Ленинград. За год он изобрел устройство для секретной передачи, за четыре месяца — аппарат для воспроизведения изображений, записанных на пленке. Незавершенными остались выдающиеся проекты: в частности, схема передачи изображения лунного ландшафта на Землю.
Ованес Адамян действительно двигался вперед космическими шагами. Спустя ровно четверть века после ухода «вечного студента» из жизни известные британские ученые М.Кайвер и С.Джигит признаются: «Несмотря на то что первые идеи и патенты по созданию системы цветного телевидения принадлежат русскому инженеру И.А.Адамяну, который еще в 1908 году предложил первую систему цветного телевидения, работы в этой области начаты сравнительно недавно». Впрочем, в конце жизни бытовой телевизор уже меньше интересовал Адамяна; его интеллект стучался в ворота космоса и даже чуть было не приоткрыл их.
Изобретательские идеи О.А.Адамяна, бесспорно, имеют всемирно-историческое значение. Люди Вселенной обязаны помнить, что возможностью видеть известные шедевры мирового искусства человечество обязано именно ему, — человеку, который первым, задолго до многих, разработал аппарат, позволяющий передавать черно-белое и цветное изображение на расстояние. И давайте, ни в коем случае не умаляя достоинства других, не забывать великие имена наших соотечественников, продвигающих человечество вперед.
Проработав 45 лет на Армянском телевидении, я всей душой прочувствовала величие и гениальность открытия Адамяна. Благодаря ему я прожила интересную и счастливую творческую жизнь режиссера телевидения, передавая все свои помыслы и знания людям, донося до них вечные человеческие категории добра и любви.
Давно настало время воздать должное великому изобретателю Ованесу Абгаровичу Адамяну. Я предлагаю в связи с 55-летием основания Армянского телевидения перед телецентром в Ереване основать площадь и воздвигнуть памятник выдающемуся сыну армянского народа.
Эльмира ЭКЕКЯН, режиссер, заслуженный деятель искусств Армении, лауреат международных конкурсов «Голос Армении»
Биография
Родился 17 февраля 1879 в г. Баку, в семье нефтепромышленника.
В 1888 — поступил в Бакинское реальное училище. В 1897 — окончил полный курс реального училища.
В 1899 — поступает в Мюнхенский университет. Проучился там всего один семестр и в том же году переехал в Швейцарию; до конца 1900/1901 учебного года продолжает занятия на химическом отделении философского факультета Цюрихского университета.
В 1901 для продолжения учебы переезжает снова в Германию, где поступает в Берлинский университет, по окончании которого получает диплом инженера-электрика.
В эти годы он устанавливает связи с немецкими учеными кругами.
Некоторое время живет в Париже, посещает лекции в Сорбонском университете.
В 1907 — он впервые сумел получить на экране черно-белое, затем цветное, бело-красное изображение.
В конце 1913 — переезжает в Петербург из Германии, где он стал автором ряда изобретений, в том числе и по цветному телевидению.
Здесь, как и в Берлине, он оборудует собственную лабораторию.
30 июля 1930 — осуществил прием первой фоторадиограммы по своей системе между Москвой и Ленинградом.
Цветное телевидение — изобретение Ованеса Адамяна
Ованес Адамян — инженер и изобретатель, автор более чем двадцати запатентованных изобретений. Самое известное из них — первая в мире система цветного телевидения.
Ованес Адамян ǁ armeniadiscovery.com
Адамян родился в 1879 году в семье бакинских армян, купцов-нефтепромышленников. После окончания школы в 1899-м Ованес поступил в Мюнхенский университет, но учился там всего один семестр и в том же году переехал в Швейцарию, где начал учиться на химическом отделении философского факультета Цюрихского университета.
В 1901 году Адамян снова переехал в Германию, поступил в Берлинский университет и, окончив его, получил диплом инженера-электрика. Отучившись на инженера во Франции, Швейцарии и Германии, он стал работать над собственными изобретениями.
В результате долгих экспериментов в 1907 году Адамян изобрел первое в мире цветное изображение на экране, патент на которое получил 31 марта 1908 года в Германии, а чуть позже и в Великобритании. Ованес Адамян стал первым инженером, применившим в технике цветного телевидения последовательный прием и передачу цветовых полей на основе оптической и механической систем развертки изображения.
Патент, выданный Ованесу Адамяну в Германии ǁ wikipedia.org
В 1913 году Ованес Адамян переехал из Германии в Санкт-Петербург, создал там собственную лабораторию и в 1925 году получил уже трехцветное изображение на экране под названием «эратес» (herates — с армянского переводится как «дальнозоркий» или «дальновидец»). Хотя в этот период полноценный прототип еще не был собран, открытый Адамяном принцип трехцветного телевидения в конечном счете был использован в процессе создания цветного телевидения, которое впервые было продемонстрировано в Лондоне в 1928 году. Адамян запатентовал трехцветную технологию в Германии, России, Франции и Англии.
Ованес Адамян во время опыта с механической передачей цвета ǁ wikipedia.org
В 1930 году Адамян вновь удивил мир: он осуществил прием первой фото-радиограммы по своей системе между Москвой и Ленинградом.
Ованес Адамян скончался в Ленинграде в 1932 году. Тело изобретателя было захоронено на местном армянском кладбище, но в 1970 году его останки были перезахоронены в Армении, в Ереванском пантеоне имени Комитаса, где покоится множество видных армянских деятелей.
Изобретатель цветного телевидения —Ованес Адамян. Минутка Истории
Ованес Адамян родился в 1879 году в армянской семье купца первой гильдии. После окончания реального училища в 1897 году уехал за границу, учился в Берлинском университете, затем учился и работал в Швейцарии и Франции, затем снова в Берлине.
В 1908 году запатентовал двуцветный аппарат для передачи сигналов («Приспособление для превращения местных колебаний светового пучка, отраженного от зеркала осциллографа, в колебания яркости трубки Гейслера», заявка на патент подана в 1907 году).
Позже он получил аналогичные патенты в Великобритании, Франции и России (1910, «Приемник для изображений, электрически передаваемых с расстояний»). Аппарат представлял собой две газовые трубки (белую и красную), передававших сигналы соответствующего цвета. Кроме того, аппарат не мог передавать движущиеся кадры. Большая часть документации и сам аппарат погибли во время бомбардировок Мюнхена в годы Второй мировой войны.
В 1913 году Адамян вернулся в Россию и до своей смерти в 1932 году жил в Петрограде (Ленинграде). За это время он получил 21 патент, из которых два относились непосредственно к телевидению.
В 1918 году он собрал первую в России установку, способную демонстрировать черно-белое изображение (статичные фигуры), что было большим шагом в развитии телевидения.
В октябре 1921 года состоялось его выступление на VIII Всероссийском электротехническом съезде с докладом о передаче фотографических изображений на расстояние. За свои изобретения в этой области он был удостоен награды ВСНХ (Высшего Совета Народного Хозяйства СССР).
В 1925 году получил патент на трёхцветную электромеханическую систему телевидения, то есть для устройства по передаче цветных изображений на расстояние при помощи диска с тремя сериями отверстий.
Основной вклад Адамяна в разработку технологию цветного телевидения — принцип трех цветов. Он приступил к созданию аппарата цветного телевидения, названного им Herates (в переводе с армянского — «дальнозоркий»),и даже получил патент на его разработку, однако далеко не продвинулся. Несмотря на то, что полноценный прототип так и не был собран, открытый Адамяном принцип в конечном итоге был использован для создания цветного телевидения, впервые продемонстрированного в Лондоне в 1928 году
30 июня 1930 года Адамян осуществил прием первой фоторадиограммы по своей схеме между Москвой и Ленинградом.
Адамян был похоронен в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), но его останки позже были перезахоронены в Армении, в Ереванском пантеоне имени Комитаса, где покоятся видные армянские деятели.
Из книги «100 величайших армян XX века».
МЕЖДУ ЧЕРНЫМ И БЕЛЫМ
Он был необычайно одаренным человеком и к тому же имел поразительно пестрый спектр интересов. Эти два обстоятельства в итоге и определили противоречивость и непредсказуемость его характера, на что, кстати, еще в самом начале XX столетия обратил внимание знаменитый французский физик Жак-Арсен д’Арсонваль: «Вы, сударь, ленивец, каких мало.
Обладать столь выдающимися талантами и с такой беспечностью их разбазаривать — просто преступление». Ученый, конечно же, был прав: дипломированный химик Цюрихского и Мюнхенского университетов, а ныне студент Берлинского университета и Сорбонны, он действительно любил, очень любил разнообразие.
«Мир не делится лишь на черное и белое, есть много и других цветов», — часто говаривал молодой армянский ученый или, как его еще называли, «вечный студент» Ованес Адамян. С Хосе Капабланкой и Дуз-Хотимирским он играл в шахматы, с именитыми музыкантами исполнял произведения Баха, Бетховена, Штрауса, Моцарта, устраивал выставки на Монмартре.
Особенно любил и ценил встречи с соотечественниками: знаменитое берлинское кафе Cafee des Westens на Кюрфустендам стало местом его встреч с Комитасом, Аветиком Исаакяном, Каро Мелик-Оган-джаняном, ханом Масеяном.
Однажды на мраморном столике кафе он набросал химическим карандашом столь изящный рисунок, что владелец заведения, дабы сохранить шедевр, накрыл столик стеклом.
Классик армянской литературы Александр Ширванзаде как-то встретил молодого Ованеса Адамяна в Париже: «С самого начала знакомства он вызвал интерес, пожалуй, исключительными достоинствами. В совершенстве усвоил европейские манеры и несколько языков. Поистине за всю свою жизнь я редко встречал среди армян столь образованного человека, каким был этот „вечный студент“.
Все двенадцать месяцев в году он бродил из одного города в другой, из одной страны в другую, посещал музеи, библиотеки, театры. Он обладал выдающимися научными знаниями, однако титул „вечного студента“ предпочитал званию профессора. Он и не обижался, когда его так называли».
Ованес Адамян приглашает маститого литератора на «интереснейшую лекцию», посвященную новому изобретению Маркони — беспроволочному телефону, который произвел настоящий фурор в международной научной среде. Бедняга еще не знает, что лекцию будет читать не кто иной, как сам д’Арсонваль.— Господин Адамян Ваш соотечественник? — интересуется уже после выступления известный физик.— Да, мы из одной страны, отвечает Ширванзаде.— Тогда, я попрошу Вас попрекнуть его как следует.— За что?— За лень, сударь, за лень и беспечность. Ваш земляк одарен от природы, и если он настойчиво будет работать, то в один прекрасный день он, так же как Маркони, даст мне новую тему для лекций.
Жак-Арсен д’Арсонваль и на этот раз оказался прав: в самом скором времени Ованес Адамян изобретет факс. Впрочем, свои многочисленные открытия армянский студент никогда афишировать не будет. Иное дело, что изобретения эти — гарантия безбедного проживания в Европе: уже к 1911 году 32-летний сын бакинского нефтепромышленника Абгара Адамянца- автор семи запатентованных международными фирмами и предприятиями изобретений.
«Счастье созидания впервые я почувствовал здесь, — признается он в 1920 году сестрам. — Хотя условия моей жизни в Петрограде не лучшие — работаю в нетопленой комнате, а воду мне приходится таскать самому издалека, но я доволен, и идеи сегодня занимают меня больше, чем когда-либо».
К этому времени Ованес Адамян уже всемирно признанный ученый․
Но есть среди прочих одна идея, которая никогда не покидает его: двадцать лет назад именно ее он и обсуждал с завсегдатаями знаменитого берлинского кафе Cafee des Westens на Кюрфустендам — идея армянского процветания.
«И, хотя мир действительно не делится лишь на черное и белое, но судьба моего народа долгое время, увы, была именно двухцветной, — констатирует Ованес Адамян в начале 1920 года. — Чередовались периоды катастроф и торжеств, однако нам не хватало иных цветовых гамм — размеренного ритма истории. И где бы я ни жил, но именно в Ереване обязан запустить свой первый цветной проект».
Результатом именно этих усилий и стала его «космическая эстафетная палочка», которую он в один из дождливых августовских дней 1924 года и передал достучавшемуся к нему домой будущему творцу звездных ассоциаций, совсем еще юному Виктору Амбарцумяну: «Не ленись, сынок, ведь природа тебя щедро одарила талантом…» «Унесенные ветром» с Вивьен Ли и Кларком Гейблом, «Веревка» Альфреда Хичкока, «Беки Шерк» Рубена Мамуляна — возможности смотреть все эти первые цветные фильмы мир обязан Ованесу Адамяну. Именно он разработал аппарат, позволяющий передавать цветное изображение на расстояние. Предложенный им принцип впоследствии был доработан и развит во французской системе СЕКАМ.