Полёты наяву для новичков и любителей: 10 бюджетных квадрокоптеров
Ещё несколько лет назад съёмка при помощи квадрокоптеров была уделом профессионалов и ярых поклонников острых ощущений. Разбить дрон стоимостью в полторы сотни тысяч рублей было тем ещё удовольствием. Благо, что сейчас первые шаги в освоении воздушного пространства и аэросъёмки можно осуществлять с помощью недорогих беспилотных летательных аппаратов с камерой или без неё. Команда М.Видео-Эльдорадо изучила представленные на российском рынке коптеры, пообщалась с экспертами и составила перечень наиболее интересных моделей самого доступного класса.
Опрошенные нами опытные пилоты рассказали, что начинали своё знакомство с небом как раз на беспилотниках бюджетного уровня. На таких моделях удобно тренировать свои навыки и не бояться сразу же разбить технику. К слову, и сами устройства начального уровня в большинстве случаев имеют дополнительную защиту: экраны, прочный корпус, ножки для приземления и т.п.
В общем и целом все дроны можно разделить на три больших категории: недорогие (до 30 000 рублей), среднего класса (от 30 до 70 тыс. рублей) и премиальные профессионального уровня (свыше 70 000 рублей). В первую группу входят модели начального класса, которые наилучшим образом подходят для обучения навыкам пилотирования и тренировкам. Кроме того, любители поснимать для себя или друзей также предпочитают именно бюджетники. Во многом, это связано со стоимостью.
Аппараты среднего класса больше подходят для коммерческой деятельности. Они более функциональны, позволяют снимать фото и видео в более высоком качестве, обеспечивают лучшую автономность и гибкие настройки управления. Как правило, середнячки выбирают блогеры, а также видеооператоры для работы на самых разных мероприятиях.
Профессиональные модели коптеров чаще всего используются в киноиндустрии, на телевидении и средств массовой информации, а также для создания высококачественного сетевого контента. Главное отличие такой техники заключается в дополнительных автономных режимах полёта, более совершенных механизмах стабилизации, повышенной грузоподъёмности, программировании и использовании камер высокого разрешения, вплоть до 8K. К этому же классу относятся транспортные дроны, которые по существующим правилам подлежат государственной регистрации (актуально для моделей с весом более 250 г).
На этапе выбора квадракоптера эксперты советуют оценить размеры, качество съёмки, полётные характеристики, время автономной работы, доступные системы управления, а также дополнительные функции.
Так, новичкам и любителям в большей степени подойдут суперкомпактные модели до 250 грамм. Их ещё называют мини-, нано- или селфи-дронами. Такие аппараты удобно транспортировать, брать с собой в поездки. Большая часть современных коптеров недорогого класса имеет складную конструкцию. Кроме того, компактные модели не подлежат государственной регистрации, что также является большим плюсом. Вы можете запускать их практически везде. Тем не менее, бюджетники редко имеют камеру высокого качества и оптическую стабилизацию изображения. Если вы планируете использование дрона для записи коммерческих роликов, то стоит предпочитать модели среднего и премиального уровня. Снимают они в разы лучше.
Стандартном бюджетного класса являются HD и FullHD-камеры. При этом, с каждым годом качество съёмки существенно возрастает. Так, некоторые недорогие модели уже могут снимать в 4К-формате. Конечно, пока это, скорее, исключение из правил, но прогресс не стоит на месте. При выборе дрона также стоит обратить внимание на алгоритмы стабилизации. Как правило, у бюджетников стабилизации нет вообще, либо она электронная. При этом качественный механический стабилизационный подвес пойдет на пользу любому квадрокоптеру.
Полётные характеристики, такие как скорость и маневренность, могут быть особенно важны, если вы собираетесь снимать быстродвижущиеся объекты. Максимальная скорость квадрокоптера — критичная характеристика для съёмки машин в движении или экстремальных видов спорта. Нередки случаи, когда сильные воздушные потоки препятствуют корректной работе маломощных коптеров. Модели среднего и премиального уровня оснащаются специальными системами для противостояния ветру, а вот для бюджетников это большая редкость.
Важным критерием является и время автономной работы на одном заряде батареи. Эта характеристика учитывается как для потребительских, так и для профессиональных дронов. Заявленное время полёта на одном заряде батареи для большинства беспилотников составляет 15–30 минут. В условиях реального полёта обычно получается меньше, в том числе и потому, что по правилам сажать коптер безопаснее всего с некоторым запасом заряда. Для увеличения времени работы используются дополнительные элементы питания. Лучше всего, когда в распоряжении пилота есть два и более аккумуляторов.
Многие пользователи при покупке не обращают внимание на систему передачи данных, а зря. От неё будет зависеть дистанция полёта вашего квадрокоптера, стабильность работы и качество видео на экране. Наличие продвинутой системы, например, OcuSync 2.0, которая работает на расстоянии до 10 км, является большим плюсом. Также хорошо, когда дрон поставляется с отдельным пультом управления. Как правило, такие комплектации характерны для моделей среднего и премиального уровня.
Если ваша цель — съёмка фото или видео высокого качества, лучшим вариантом будет пульт дистанционного управления со специальной системой передачи данных. Через смартфон обычно управляют компактными дронами. Дальность действия передатчиков здесь измеряется уже не в километрах, а в метрах. Если вы хотите носить устройство с собой, вытаскивая его, например, для семейных фото на прогулке, это очень удобный вариант. Многими квадрокоптерами можно управлять с помощью специальных жестов по аналогии с тем, как это происходит в смартфонах. Таким образом, для ряда задач пульт становится вообще не нужен.
Нелишним будет наличие поддержки автоматических режимов полёта. С их помощью качественное видео получится и у новичков, и продвинутых пользователей. А благодаря системе ухода от препятствий вы сможете избежать столкновения квадрокоптера с крупными объектами, хотя её ни в коем случае нельзя рассматривать в качестве альтернативы или замены качественному управлению дроном.
Далее расскажем о десяти наиболее интересных моделях бюджетного класса 2021 года по нарастанию цены и количеству функций.
Hiper Shadow FPV
Самый простой, доступный и в то же время достаточно функциональный квадрокоптер в нашей подборке — Hiper Shadow FPV. Он подходит для начинающих пилотов и может стать отличным подарком для подростка (от 14 лет и старше). Сравнительно небольшие габариты и вес 135 г позволяют без проблем брать устройство на прогулку.
Аппарат оснащается встроенной HD-камерой и обладает хорошей автономностью. В качестве системы дистанционного управления используется собственный пульт, а для приёма и демонстрации FPV-видео подойдет любой актуальный смартфон, работающий под управлением Android или iOS. Трансляция ведётся через Wi-Fi по каналу 2,4 ГГц. Для записи роликов требуется карта памяти формата microSD (приобретается отдельно).
Дрон оборудован долговечными коллекторными электродвигателями и прочными съёмными пропеллерами. Поддерживает три скоростных режима, способен выполнять сложные воздушные трюки. За стабилизацию квадрокоптера Hiper Shadow FPV отвечает быстродействующий многоядерный процессор, 6-осевой гироскоп и барометрический датчик, обеспечивающий контроль высоты. Процессор в режиме реального времени обрабатывает сигналы с пульта управления и данные с датчиков для быстрого совершения маневров и предотвращения столкновений.
Ёмкости штатного аккумулятора на 2000 мАч достаточно для 28 минут непрерывного полёта. Зарядка батареи осуществляется от смартфонного зарядного устройства или портативного аккумулятора при помощи порта microUSB. Время зарядки — 3 часа. Радиус действия пульта дистанционного управления не превышает 60 м. Максимальная высота полёта при этом не превышает 50 м. Стоимость около 7500 рублей.
XKJ L900 Pro GPS
Второй участник нашей подборки поступил в продажу весной 2021 года и уже успел завоевать положительную репутацию у пользователей. Дрон XKJ L900 Pro GPS комплектуется 4K UHD-камерой, литиевым аккумулятором ёмкостью 2200 мАч с заявленной длительностью полёта до 28 минут. Девайс оснащается четырьмя бесколлекторными моторами и 6-осевым гироскопом. Расстояние дистанционного управления составляет 1000 м, а предельная дальность передачи видео — до 500 м. Ключевой особенностью этого компактного коптера является наличие режима «Следуй за мной».
Беспилотник имеет компактные размеры: 320x320x50 мм в полётном виде и 130x100x50 мм в сложенном. Вес при этом не превышает 240 грамм, что немногим более массы современных смартфонов. В продаже устройство доступно в чёрном, оранжевом и сером цвете. Пульт дистанционного управления оснащается встроенным аккумулятором, способным работать до 3,5 часов без подзарядки, а также LCD-экраном. На дисплее отображается телеметрия.
К недочётам этой модели можно отнести отсутствие регулируемого подвеса камеры, сложности с управлением и съёмкой в ветреную погоду. Кроме того, записываемое видео оказывается ниже ожиданий пользователей. Реальная дельность передачи видео не превышает 200 м. Тем не менее, невысокая цена в диапазоне от 6 до 10 тысяч рублей нивелирует большую часть недостатков этого дрона. Его запросто можно использовать новичкам.
FPV JJRC H86
Одним из лучших вариантов для новичков является недорогой квадрокоптер JJRC H86 от известного китайского бренда JJ RC Toy, специализирующегося на изготовлении игрушек на радиоуправлении. Получил признание потребителей за эргономичный дизайн, качество исполнения, управляемость и стабильность, весьма высокую неубиваемость, неплохую автономность. Из режимов пользователям доступны опции удержания высоты, управление жестами, переворот на 360 градусов, полёт по заданной орбите, следование за пилотом.
С его помощью можно учиться пилотированию и видесъёмке. Среди ключевых особенностей пользователи чаще всего отмечают прочный корпус, надёжную связь и датчики стабилизации, благодаря которым неопытному пилоту будет сложно разбить машину. Аппарат оснащён литий-полимерной батареей на 1500 мАч, которой в среднем хватает для 10-минутного полёта. В комплекте поставки идёт сразу три батареи. Размеры аппарата составляют 190х190х107 мм (без защиты) и 318х318х109 мм (с защитой). Вес дрона — 178 грамм.
Управление JJRC H86 осуществляется со смартфона при помощи мобильного приложения. Кроме того, управлять полётом можно с помощью гироскопа телефона: куда вы будете наклонять устройство, в ту же сторону будет лететь дрон. Встроенный модуль камеры умеет записывать видео в 4K формате на 30 кадрах в секунду. Угол обзора составляет 120 градусов. Есть режимы FullHD и HD съёмки. Радиус действия FPV (режим 720p) по WiFi 2,4 ГГц — до 50 м. Стоимость от 5 до 7 тысяч рублей.
DJI Ryze Tello
Для освоения навыков пилотирования и первых шагов в аэрофотосъёмки как нельзя лучше подходит модель DJI Ryze Tello. Это очень маленький и компактный дрон. Пользователи отмечают простоту управления и интуитивный интерфейс работы. Важно отметить прочный корпус, которому нестрашны лёгкие падения. Беспилотник оснащён четырьмя винтами, у каждого из которых есть съёмный бампер. Лопасти неодинаковых размеров установлены по парам крест-накрест. Из-за своей компактности (вес всего 80 грамм) использовать Tello на ветру не рекомендуется.
Благодаря своим небольшим размерам аппарат легко помещается на ладони, а ёмкости литиевой батареи хватает на 13 минут автономной работы. При полном разряде батареи беспилотник аккуратно опустится на землю, после этого его можно будет подзарядить. Для подзарядки используется USB-кабель. Зарядку можно осуществлять при помощи портативной зарядки (Power Bank). На пополнение запаса энергии уходит около часа.
В распоряжении пользователей коптера целый набор автоматических режимов полёта и съёмки — от селфи до конкретного маршрута и следования за пилотом, а также взлёт и посадка на ладонь. Аппарат отличается стабильностью видеотрансляций, качество которых обеспечивают две встроенные антенны. Подключение происходит по Wi-Fi, а радиус действия составляет 100 м.
У мини-дрона вполне приличная для своего класса 5-мегапиксельная HD-камера. Оптическая стабилизация отсутствует, но предусмотрена электронная стабилизация за счёт компенсации мегапикселей при записи видео 720p. Также в аппарате имеется нижняя камера, обеспечивающая зависание в воздухе. Качество съёмки не уступает более дорогостоящим квадракоптерам, но важно помнить, что модель предназначена для любительской съёмки.
DJI Ryze Tello управляется только со смартфона. У него нет памяти для хранения записей и пульта управления. Аппарат часто используются для обучения подростков основам робототехники: его можно запрограммировать на выполнение различных сценариев с помощью интуитивно понятного языка Scratch. В качестве первого беспилотника Ryze Tello крайне хорош. Стоимость от 8 до 12 тысяч рублей.
Syma X30
Среди бюджетных квадрокоптеров с оптимальным соотношением цены и функциональности также стоит отметить модель Syma X30. Это складной дрон с 4 винтами, способный летать на автопилоте. Вес устройства — 205 грамм. Его не нужно регистрировать перед началом эксплуатации. Беспилотник располагает двумя камерами. При этом основная фронтальная HD-камера на 5 Мпикс может менять положение и угол обзора. Вторая камера размещается в нижней части и используется для съёмки объектов под квадрокоптером. Она способна записывать видео 30 кадров в секунду в качестве 1280×720 пикселей. Встроенная батарея ёмкостью 1700 мАч. Время зарядки – 3 часа.
Syma X30 управляется при помощи пульта дистанционного управления и поддерживает несколько режимов полёта: следование по заданному маршруту; автопилот; облёт по кругу; возвращение к пилоту; автоматический взлёт и посадка; подчинение жестам. Удалённость управления при этом составляет до 350 м (гарантированная — 100 м), высота подъёма — до 100 м. Среднее время полёта от комплектного аккумулятора составляет 26 минут.
Управление работой квадрокоптера может осуществляться и со смартфона. Для этого требуется мобильное приложение Syma Air. С его помощью происходит передача потокового видео FPV с беспилотника и лётные характеристики. Здесь же можно выбирать режим работы дрона и делать селфи.
За счёт использования GPS-позиционирования значительно повышена точность работы. Встроенный GPS-модуль позволяет квадрокоптеру зависать над установленной точкой, возвращаться в исходную точку при потере сигнала или вылете за пределы радиуса действия, а также при низком уровне заряда аккумулятора. Удержание высоты происходит за счёт встроенного барометра и чувствительного гироскопа. Рабочую частоту Wi-Fi можно менять в зависимости от страны и региона в пределах от 2,4 до 5 ГГц. Стоимость от 9 до 13 тысяч рублей.
Syma Z6
В число лучших квадрокоптеров 2021 года для начинающих пользователей и любителей аэрофотосъёмки входит модель Syma Z6. Как и Syma X30, он обладает складной конструкцией и компактными габаритами. Вес с аккумулятором составляет 210 грамм. При этом в сложенном состоянии беспилотник умещается на ладони. На передней части аппарата располагаются две светодиодные фары. Специальная подсветка под каждым моторчиком позволяет осуществлять визуальный контроль за местоположением устройства в тёмное время суток. Syma Z6 располагает набором датчиков, в состав которых входит 6-осевой гироскоп, барометр и датчик удержания высоты. Определение местоположения осуществляется при помощи GPS-модуля.
Квадрокоптер оснащается встроенной камерой, которая способна делать фотоснимки с разрешением вплоть до 4K. При этом видео записывается в FullHD качестве с частотой 30 кадров в секунду. Подвеса камеры, как такового, здесь нет, но угол наклона можно менять при помощи пульта ДУ до 90 градусов. Также на нижней части корпуса предусмотрена вертикальная VGA-камера, оснащённая оптическим сенсором. Она позволяет создавать более чёткое изображение для основной камеры.
Просматривать видео полётов можно в режиме реального времени на смартфоне. Для этого требуется соединение по Wi-Fi и приложение Syma Go. Стоит отметить, что картинка передаётся без задержек лишь на открытой местности, где нет каких-либо помех. Через мобильное приложение можно управлять дроном, настраивать режимы работы, смотреть телеметрию. Среди функций стоит выделить автовозврат домой (к точке взлёта), облёт по заранее заданному маршруту, следование за полётным контроллером (пользователей) и управление жестами.
Syma Z6 оснащается литий-ионной батареей ёмкостью 1600 мАч с напряжением 7,4 В. На полном заряде он способен пролетать около 27 минут. При этом на зарядку уходить примерно 180 минут. Пульт ДУ в среднем проработает около часа на одной зарядке.
В общем и целом, пользователи отмечают доступную цену этого квардрокоптера, наличие защиты для пропеллеров в комплекте, удобный кейс для переноски и достаточную автономность. Если вы планируете заниматься полетим более получаса, то стоит обращать внимание на комплектации с двумя и более аккумуляторами. Такие тоже есть в продаже. Стоимость от 9 до 17 тысяч рублей.
MJX Bugs 20
Среди более продвинутых моделей стоит отметить квадрокоптер MJX Bugs 20 EIS. Главными фишками устройства является электронная стабилизация камеры, стильный дизайн, простое интуитивно понятное управление и надёжность в работе. Дрон оснащён мощными бесколлекторными моторами MT2204 1620KV с индивидуальными электронными регуляторами скорости вплоть до 40 км/ч. Автоматическая система блокировки моторов, установленная на ESC, не только эффективно защищает их от преждевременного выхода из строя, но также обеспечивает безопасность полёта.
Размеры аппарата составляют 380x380x125 мм, а вес — 543 грамма. В связи с этим владельцу будет необходимо зарегистрировать беспилотное летательное средство по соответствующем правилам. Девайс оборудован яркой светодиодной подсветкой, которая позволяет осуществлять визуальные полёты в тёмное время суток. Для повышения управляемости и маневренности на MJX Bugs 20 установлены специально разработанные аэродинамичные пропеллеры. Благодаря своей конструкции аппарат работает не очень шумно.
Устройство оборудовано Ultra HD 4K 1/3’’ CMOS камерой. Она способна записывать 4K видео в качестве 30 кадров в секунду или 1080p 60 кадров в секунду. Камера крепится с нижней части квадрокоптера. Есть механический подвес с одной осью. По этой причине во время полёта вибрации значительно снижаются. Регулировка объектива возможна под углом от 0 до 90 градусов с пульта управления. Объектив имеет широкий угол обзора и состоит из нескольких элементов. Качество видео весьма и весьма впечатляет своими красками и реалистичностью. Камера MJX Bugs 20 позволяет транслировать изображение FPV на расстояние дистанционного управления до 600 м. 4K изображение с нулевой задержкой в реальном времени транслируется до 450 м. Частота Wi-Fi здесь 5,8 ГГц. Девайс поддерживает карты памяти microSD до 128 ГБ.
Благодаря GPS-позиционированию полеты дрона являются контролируемыми. Телеметрия и местоположение транслируются в режиме реального времени. Информацию можно посмотреть как на пульте ДУ, так и через мобильное приложение на смартфоне. В случае, если высота полета превышает 120 м или расстояние полета составляет более 600 м, дрон автоматически вернётся обратно в исходную точку. Если высота полета составляет менее 15 м или расстояние полета менее 15 м, активируется автоматическая посадка на землю.
Среди функций MJX Bugs 20 стоит отметить автоматический взлёт и посадку, возврат домой, режим Failsafe (система управления автоматически направит аппарат обратно к последнему записанному домашнему пункту). Также имеется режим следование за пользователем, облёт заданной цели, полёт по заранее заданному маршруту. Аккумулятор ёмкостью 3400 мАч позволяет дрону работать в полёте 22 минуты. Стоимость от 15 до 18 тысяч рублей.
MJX Bugs 16 Pro
Ещё одним игроком в бюджетном классе с продвинутыми возможностями является модель MJX Bugs 16 Pro. В линейке бренда MJX это первый квадрокоптер с 3-осевым подвесом и электронной стабилизацией EIS. Подвес не даст камере болтаться, а электронная стабилизация отработает остатки вибрации и тряски. Кроме того, стоит отметить отличные лётные характеристики, на MJX Bugs 16 Pro можно спокойно летать при ветре до 8 м/с. Полётное время составляет 25-27 минут, а если приобрести комплектацию сразу с тремя аккумуляторами, то непрерывный полет составит более часа.
В комплекте поставки идёт сумка для переноски с жесткими стенками. В сложенном виде размеры MJX Bugs 16 Pro составляют 295x80x87 мм, а в разложенном 395x395x87 мм, вес с установленным аккумулятором 612 грамм, что автоматически означает необходимость регистрации беспилотника. За автономность обеспечивает съёмная батарея ёмкостью 3200 мАч.
4K-камера оснащена 1/3-дюймовым CMOS-сенсором с широкоугольным объективом 120°, фокусным расстоянием 2,96 мм с фиксированной диафрагмой f/2,0. Видео пишется с разрешением 3840 × 2160 со скоростью 30 кадров в секунду, а при 1080P — со скоростью 60 кадров в секунду. Для съёмки максимально красочного видео производитель рекомендует летать в режиме штатива (tripod) на низкой скорости. Видео получается очень четкое и насыщенное. Также стоит отметить 50-кратный цифровой зум.
Управлять MJX Bugs 16 Pro можно как при помощи штатного пульта дистанционного управления с LCD-экраном, на котором отображается телеметрия, а также при помощи смартфона. Для этого необходимо установить приложение M RC Pro, оно доступно для Android и iOS. В приложении есть стандартные функции, такие как максимальная дальность полёта, интеллектуальные режимы, включая Follow me, Orbit, Headless, удержание высоты и другие. Чтобы использовать камеру, обязательно нужен телефон. Присутствует режим видеорегистратора, при котором видео записывается на microSD карту. Стоимость от 17 до 25 тысяч рублей.
DJI Mini SE
В начале 2021 года году DJI выпустила на рынок самую доступную версию среди всех своих квадрокоптеров — Mini SE. Этот девайс также входит в нашу подборку. DJI Mini SE — это специализированная модель для начинающих пользователей. По своей сути, новинка является переработанной версией DJI Mavic Mini. Отдельные запасные части здесь самозаменяемые.
Внешне DJI Mini SE выглядит прочно и стильно. Корпус представлен в обтекаемом аэродинамичным дизайне. Складная форма позволяет с легкостью транспортировать устройство и хранить дома. Дрон обладает отличными полётными характеристиками, его можно хранить в специальном чехле. Физические размеры устройства — 140 x 140 х 82 мм, вес с аккумулятором, пропеллерами и картой microSD составляет 249 г, что не требует регистрации. Максимальное удаление от оператора до 4 км, максимальная высота — 3000 м.
Беспилотник имеет хорошую разгонную скорость до 46,8 км/ч и оснащён функцией повышенного сопротивления ветру. В воздухе DJI Mini SE может находиться до 30 минут. Беспилотник позволяет записывать видео разрешением 2,7К с частотой 30 кадров в секунду или Full HD с частотой 60 кадров в секунду. Реализована система стабилизации изображения. За стабилизацию в кадре отвечает моторизованная трехосевая система.
Встроенная камера на основе CMOS матрицы 1/2,3 дюйма поддерживает разрешение 12 Мпикс с углом обзора 83 градуса. Для более живой и динамичной съёмки можно использовать различные режимы полёта: Dronie, Helix, Circle, Rocket, а также Propeller и Orbit. Ещё имеется специальный режим Cinema Mood, который идеально подходит для съёмки в помещении. Беспилотник летает на минимальной скорости, запечатлевая кадры с максимальной точностью и в ярких цветах.
Управлять DJI Mini SE можно с помощью пульта управления и смартфона. Внешне он схож с пультом, которым комплектуется DJI Mavic Air 2 и DJI Air 2S. В нём также отсутствует дисплей, а сверху удобно крепится мобильное устройство. Реакция управления через пульт ДУ мгновенная, а скорость передачи сигнала между пультом и дроном в формате HD на расстоянии до 4 км до нескольких секунд. Стоимость от 23 до 48 тысяч рублей.
Xiaomi FIMI X8 Mini
Замыкает десятку наиболее продвинутых квадрокоптеров недорогого класса модель FIMI X8 Mini от Xiaomi. Этот девайс хорош не только в плане функциональности, но и по цене. Стоит отметить, что FIMI – это китайская компания, основанная в 2014 году, как часть экосистемы Xiaomi. Под этим брендом компания с успехом продаёт подвесы и стедикамы для смартфонов, экшн-камеры и, естественно – дроны.
Xiaomi FIMI X8 Mini в комплекте с профессиональным аккумулятором имеет вес 248 г и является прямым конкурентом моделей линейки DJI Mini. Дрон оснащён камерой со CMOS датчиком изображения производства Sony. Оптический формат датчика — 1/2,6 дюйма, разрешение — 12 Мпикс. Камера работает в паре с объективом, угол поля зрения которого равен 80º (ЭФР — 26 мм). Камера установлена на 3-осевом подвесе. Она способна снимать видео 4K с кадровой частотой 30 кадров в секунду и HDR. Возможна съёмка с профилем F-log. Скорость потока равна 100 Мбит/с. Используется кодек H.265. Потоковое видео можно сразу публиковать в социальных сетях. Предусмотрена также фотосъёмка с сохранением снимков в формате JPG и RAW, увеличение до 3х, съёмка панорам и интервальная съёмка.
Пульт дистанционного управления, работающий на частоте 5,8 ГГц, способен передавать данные на расстояние до 8 км. Управлять беспилотником можно и со смартфона. Дрон способен справиться с порывами ветра до 10 м/с (5 класс ветроустойчивости). Он может летать по маршруту, соединяющему заданные точки. Также реализованы функции возврата домой, отслеживания по GPS в реальном времени, защита от попадания в бесполётную зону, выдачи предупреждений о сильном ветре и низком заряде батареи.
Размеры FIMI X8 Mini в сложенном виде равны 165 x 89 x 47 мм, в разложенном — 200 x 145 x 56 мм. Для работы используются четыре бесколлекторных мотора. Без подзарядки аппарат способен продержаться в воздухе до 30 минут. Максимальная скорость FIMI X8 Mini составляет 16 м/с. Стоимость от 30 до 38 тысяч рублей.
Для информации: На полеты дронов над населенным пунктом массой до 250 грамм и высотой до 150 метров получать разрешение не надо. Для полетов в Санкт-Петербурге, Севастополе и Москве необходимо получить разрешение регионального органа исполнительной власти. Шпаргалка для москвичей по ссылке для остальных регионов можно загуглить.
Какой квадрокоптер
выбрать для
начинающих?
«Эльдоблог» расскажет, какой квадрокоптер лучше для начинающих обучение полётам.
Характеристики дронов для начинающих
Цена. Для первого полёта ограничьтесь суммой в 10 000 рублей, для первых опытов в фото- и видеосъёмке — 25–30 тысяч рублей.
Вес. По закону все беспилотные летательные аппараты тяжелее 250 г подлежат регистрации. Идеальный выбор квадрокоптера для начинающего — до 249 г. Скромный вес увеличивает полётное время, повышает скорость и снижает ущерб при столкновениях.
Ремонтопригодность. В модульных квадрокоптерах повреждённые части меняются, как детали конструктора. Если все компоненты распаяны на одной плате, ремонт будет сложным и дорогим.
Лётные характеристики. Минимально — на 50 м вверх, 50 м вокруг и 5–7 минут автономной работы. Вам должно хватать заряда батареи и дальности соединения с пультом или смартфоном.
Стабилизация. Удерживает квадрокоптер на месте, не позволяя крениться, дрейфовать в сторону и переворачиваться при маневрировании. В топовых моделях для начинающих есть GPS-навигация — дрон летит по заданному маршруту и возвращается к месту старта.
Камера. При первом старте хватит матрицы с разрешением 0,3 Мп. Для создания собственных роликов нужно разрешение Full HD, а для профессиональной съёмки — 4K.
Управление. Меньше кнопок и регуляторов на пульте или в мобильном приложении. Новичкам обязательно нужен режим Headless — джойстики задают направление дрона независимо от положения пульта.
Как подключить дрон к смартфону?
Оптимальный выбор квадрокоптера с камерой для начинающих — с соединением по Wi-Fi. Аналоговые и цифровые проприетарные (уникальные для модели) стандарты не позволяют подключаться к смартфону. В бюджетном варианте телефон подключается к дрону напрямую, а в беспилотниках стоимостью более 20 000 рублей — к пульту. В первом случае максимальная дальность связи — 30 м, во втором — до 3–5 км.
Включите квадрокоптер или пульт и переведите их в режим синхронизации (смотрите в инструкции). Откройте меню Wi-Fi на смартфоне и найдите квадрокоптер — названия передатчика и дрона совпадают. Запустите приложение и отправляйтесь в полёт!
Уточняйте радиус устойчивого соединения на открытой местности и с препятствиями. При разрыве соединения продвинутые модели неподвижно зависают в воздухе, бюджетные могут отключиться и упасть.
Проблемы при подключении и их решение:
- смартфон видит беспроводной адаптер квадрокоптера, но не подключается — перезагрузите беспилотник, отключите и повторно запустите Wi-Fi на телефоне;
- при управлении со смартфона дрон дёргается и некорректно воспринимает команды — обновите прошивку квадрокоптера и приложение на смартфоне;
- подключение установлено, программа запускается, но квадрокоптер отказывается взлетать — переставьте его на ровную гладкую поверхность.
Лучшие квадрокоптеры для начинающих пилотов
DJI Ryze Tello
Лучший ответ на вопрос, какой квадрокоптер с камерой выбрать для начинающих. Поддерживает взлёт и посадку одним нажатием кнопки. Умеет записывать ролики по составленным сценариям и выполнять трюки в воздухе. При потере связи зависает в воздухе, а при разрядке плавно опускается на землю. Позволяет создавать собственные сценарии полёта и съёмки при помощи языка программирования Scratch.
Время в воздухе — 13 минут
Дальность полёта — 100 м
Разрешение видео — 1280×720
DJI Ryze Tello Boost Combo
Три батареи увеличивают полётное время. Специальная док-станция позволяет одновременно заряжать их от сетевого или автомобильного адаптера. Дуги защищают людей и животных от контактов с вращающимися лопастями. Восемь сменных пропеллеров позволяют быстро отремонтировать беспилотник после лёгкой аварии.
Время в воздухе — 13 минут
Дальность полёта — 100 м
Разрешение видео — 1280×720
Syma X25PRO-HD
Квадрокоптер с GPS и системой стабилизации надёжно удерживается в заданной точке при сильных порывах ветра. Автоматически возвращается к месту взлёта при низком заряде батареи. Умеет облетать заданные точки, следовать за пилотом и кружиться вокруг указанного места. HD-камера наклоняется на 90°, позволяя выбрать оптимальный угол обзора.
Время в воздухе — 5 минут
Дальность полёта — 70 м
Разрешение видео — 1280×720
R-Wings RWA320
Если вам интересно, какой квадрокоптер купить для начинающих с прицелом на будущее, присмотритесь к этой модели. Благодаря подвесу для экшн-камеры (покупается отдельно), можно самостоятельно выбирать разрешение, скорость и режимы съёмки. Асинхронные двигатели служат в 2–3 раза дольше коллекторных и выдерживают до 300–500 часов полёта. Скорость до 23 км/ч и дальность управления до 400 м позволяют участвовать в гонках беспилотников на равных с более дорогими моделями.
Время в воздухе — 10–20 минут
Дальность полёта — 450 м
SJRC SJ-Z5GPS1080P-5G
Квадрокоптер с интеллектуальной системой управления умеет поддерживать постоянную высоту в полёте и противостоять порывам ветра. В мобильном приложении есть обучающий режим — ограничивает скорость и уменьшает наклоны при маневрировании. Дрон распознаёт жесты: начинает запись видео при взмахе руки и делает селфи при виде раскрытой ладони. Для ночных полётов предусмотрены яркие габаритные огни.
Время в воздухе — 8 минут
Дальность полёта — 400 м
Разрешение видео — 1920×1080
SJRC SJ-S70W1080P-5G
Камера на пятиосевом гироскопическом подвесе записывает чёткое видео при быстром полёте и резких разворотах. Режимы следования за объектом и облёта точек позволяют записать интересное видео. Барометр помогает беспилотнику удерживать заданную высоту, а спутниковая навигация GPS — возвращаться к месту старта по команде оператора или при разрядке батареи. Модель весит более 500 г — подлежит регистрации.
Время в воздухе — 15 минут
Дальность полёта — 400 м
Разрешение видео — 1920×1080
SJRC SJ-Z5GPS1080P
Широкоугольная камера с функцией коррекции искажений позволяет получить захватывающее видео с естественными пропорциями всех объектов. Простой пульт — на лицевой стороне есть только регуляторы направления и кнопки переключения режимов. При необходимости можно вернуть дрон к месту старта одним нажатием кнопки или отключить питание, чтобы спасти моторы запутавшегося в ветках беспилотника.
Время в воздухе — 8 минут
Дальность полёта — 400 м
Разрешение видео — 1920×1080
DJI Mavic Mini
В обзор квадрокоптеров для начинающих попала и полупрофессиональная модель. В сложенном состоянии помещается на ладони. Разгоняется до 48 км/ч и преодолевает до 8–9 км за один полёт. Поддерживает 3 режима полёта: спортивный — максимальная скорость, стабильный — защита от столкновений, штативный — минимальный уровень вибраций. Простое управление — можно проложить траекторию, начертив линию на экране смартфона. 5 сценариев съёмки со спецэффектами и головокружительными трюками.
Время в воздухе — 30 минут
Дальность полёта — 3000 м
Разрешение видео — 2704×1520
Какой квадрокоптер выбрать для начинающих? Для первых полётов — простой и прочный, для освоения трюков — с функцией обучения, для воздушных гонок — с надёжными моторами, для записи качественного видео — с гироскопической стабилизацией. Все эти модели есть в каталоге «Эльдорадо».
Любите делиться своим мнением о технике? Тогда напишите обзор на товар в «Эльдоблоге» и получите до 1000 бонусов на новые покупки!
Як вибрати квадрокоптер – 9 важливих параметрів покупки
Квадрокоптер — це безпілотний літальний апарат, який до недавнього часу був доступний тільки спецслужбам. З його допомогою здійснювали розвідку, вели онлайн-спостереження за важливими об’єктами і ін. Але останні кілька років внесли корективи у використання дрона: квадрокоптера стали справжнім модним бумом, перетворившись в іграшку для дітей і дорослих.
Причина такої популярності безпілотника криється в його можливостях. Він знімає відео з висоти пташиного польоту, транслює побачене на смартфон, веде запис та ін. Функціонал дрона великий, а сам пристрій стане в нагоді як в розважальних цілях, так і в професійній діяльності. Для всіх, хто вирішив придбати такий девайс, стаття розповість, як правильно вибрати квадрокоптер (дрон), з огляду на 9 головних параметрів вибору.
Навіщо вам квадрокоптер?
Перш, ніж бігти в магазин за покупкою, варто визначити мету використання дрона. Від цього безпосередньо залежать характеристики, розмір і ціна. Область застосування обширна, ось кілька найбільш частих причин покупки:
- зйомка аматорських роликів (відпочинок на природі з друзями, спорт, морські прогулянки);
- розвідка території при гірських або туристичних походах в невідомій місцевості;
- полювання (пошук місця розташування звіра або дичини);
- участь в пошукових операціях рятувальних служб;
- охорона приватної власності, великих складів, полів;
- гри з дітьми (недорогі моделі, які виконують функції радіокерованого вертольота).
Квадрокоптера також підходять і в якості помічників по сільському господарству. Наприклад, вони можуть спостерігати за пасеться стадом, швидко відшукувати заблукав ягняти, облітати виноградники в пошуках шкідників і ін.
Люди, що володіють фантазією, здатні ПРИДУМАТИгаджету і вельми екстравагантні заняття. Серед таких доставка пошти, любовних послань дівчині своєї мрії, всілякі шпигунські ігри зі зйомкою, квести.
Вибір квадрокоптера потрібно здійснювати під конкретну задачу, враховуючи всі нюанси. Тут немає універсальної моделі, адже кожна з них має свої унікальні можливості. Що ж врахувати? Про це далі.
Бюджет
Безпілотник – іграшка не з дешевих. Щоб придбати якісний девайс з повною комплектацією, доведеться викласти кругленьку суму. Так, на момент написання статті мінімальна вартість хорошого дрона становить 500 $. Маючи в своєму розпорядженні більшим бюджетом, можна підібрати моделі преміум-класу, що відрізняються дальністю польоту, часом перебування в повітрі, швидкістю.
Ціна апарату безпосередньо залежить від його характеристик. Чим крутіше можливості, тим дорожче квадрокоптер.
Кількість лопатей
Це перший і один з найістотніших параметрів, які впливають на продуктивність пристрою. Саме за допомогою лопатей дрон здійснює політ, затримується в повітрі, розгортається, робить запаморочливі віражі.
Найчастіше на агрегаті встановлено 4 гвинта з подвійними лопатями, причому перші два пропелера крутяться за годинниковою стрілкою, а інші два – проти. Власне від цього і назва – «квадрокоптер», тобто 4. Бувають також моделі з 2, 3, 6 і 8 пропелерами, але це вже трохи інша історія.
Ось кілька моментів, які потрібно знати, розглядаючи пропелери радіокерованого дрона:
- Висота і дальність польоту безпосередньо залежать від розміру і нахилу лопатей. Вимірюються ці величини в дюймах. Для квадрокоптера середніх габаритів оптимальні параметри лопатей 8-11″ (враховується також потужність мотора для коректної роботи).
- Форма лопатей впливає на витрату заряду батареї. Так, лопаті Normal (N) з загостреними краями зменшують тягу, економлячи акумулятор. Найбільш енерговитратними виступають лопаті Bullnose (круглі).
- Матеріал – теж важливий фактор. Він говорить про міцність і зносостійкості. Якщо є можливість вибирати, то найкращим варіантом будуть лопаті з композиту. Їх якість і надійність вище, ніж у пластику.
Крім цього, потрібно звернути увагу на балансування. Це означає, що під час польоту, вібрації або нехарактерний гул в області пропелера будуть виключені.
Габарити
Квадрокоптера бувають маленькими, середніх габаритів і великими, які використовуються на професійному рівні (наприклад, для зйомки кіно). Якщо користувач вибирає безпілотник з метою забави або щоб скоротати нудні зимові вечори в квартирі, досить буде міні-версії дрона. Такий апарат розвиває хорошу швидкість, маневреність і не зникне з поля зору.
Щоб запускати пристрій на вулиці, «крихітка» не підійде. Тут потрібно вибирати девайс побільше. У такому випадку з’явиться можливість встановлювати на нього екшн-камеру(ЯКЩО Її немає в комплекті) і відправляти в далекі польоти. Відстежувати Місце розташування такого дрона НЕ складе проблем.
Величезні квадрокоптера явно призначені не для ігор. На це натякає не тільки вартість пристрою, але і розширений функціонал. Такі серйозні агрегати використовуються в пошукових операціях, розвідці, змаганнях і т.д.
Наявність камери і її якість
На ринку представлені моделі як укомплектовані камерою, так і без неї . Перший варіант – це найчастіше средньогабаритні безпілотники, легко поміщаються в рюкзак. На їх борту монтують камери на 10-14 Мп, чого цілком достатньо для зйомки з відмінною чіткістю і передачею кольору кадрів. Звертаючи увагу на камеру, варто враховувати:
- наявність wi-fi, щоб координувати її дії в віддаленому режимі;
- захисний корпус (допоможе зберегти девайс при жорсткому приземленні);
- водонепроникність від вологи в разі падіння в річку;
- якість і час роботи (сюди відносять кут огляду, контрастність знімків).
Двомегапіксельна, наприклад, камера також може бути присутнім і в самих маленьких примірниках. Такі іграшкові пристрої знімають на примітивному рівні і навряд чи зможуть видати яскраві ролики.
Варто зауважити: багато користувачів вважають за краще особисто оснащувати дрон відеопристроєм. Для цього використовують знаменитіGoPro, так і інші екшен-камери. При покупці камери варто звертати увагу на вагу.
Управління
Все льотні маневри на квадрокоптера контролюються за допомогою пульта керування (наприклад, PowerVision Standard Controller). Освоїти його не складе труднощів. Розташування кнопок і важелів на пульті, а також їх призначення практично ідентично у всіх моделей. Так, лівий стик відповідає за висоту і зниження, а правий призначений для поворотів. Решта кнопки регулюють режими, наприклад, набір швидкості, стабілізацію польоту і ін. Новачкам не рекомендують відразу користуватися всім функціоналом, адже без практики керування можна не тільки пошкодити апарат, а й травмувати вас або оточуючих людям.
Дальність польоту при управлінні пультом становить кілька кілометрів. Конкретна цифра залежить від розмірів агрегату. «Малюки» на таке вiдстань не залітають.
Тим, хто купує дрон вперше, варто віддати перевагу варіантам з можливістю керування через смартфон або планшет. Девайси синхронізуються за допомогою wi-fi, а всі маніпуляції відбуваються через нескладний інтерфейс. Юзер просто водить пальцем по екрану, направляючи апарат в потрібну сторону.
Переваг такого процесу не злічити:
- швидкий контроль висоти з конкретними показниками;
- регулювання швидкості;
- трансляція відео з камери в режимі реального часу;
- миттєве фото до декількох кадрів в секунду натисненням однієї кнопки;
- перегляд всіх параметрів пристрою (робота мотора, заряд акумулятора).
Єдиний мінус такого керування – здійснювати польоти можна тільки в межах доступу wi-fi.
Автономність
Цей показник визначає час польоту девайса при повному заряді акумулятора. Особливих рекордів тут чекати не доводиться: більшість дронів з середнього цінового сегмента можуть протриматися в повітрі 15-25 хвилин. Після цього доведеться здійснювати посадку і міняти батарею.
нижче наведені параметри автономності 3 найбільш популярних моделей. Щоб картинка була ясніше, огляд доповнено цифрами максимального відстані польоту.
Почитати про моделях цього бренду можна в статті: ТОП-5 квадрокоптера (дронів) DJ
Моделі повинослівее здатні літати до 40 хвилин. Завдяки їх значним габаритам, на корпус можна встановлювати і додаткові акумулятори, збільшуючи тим самим ресурс. Провернути таку ж дію з коптером менших розмірів не вийде, гвинти просто не зможуть підняти в повітря зайву вагу.
Захист
У дрона передбачено два типи захисту:
- Для корпусу;
- Для гвинтів.
Перший варіант зустрічається на невеликих моделях. Являє з себе два колеса, надійно закріплених з боків корпусу. Завдяки такому захисті, пристрій залишиться цілим навіть при різких приземленнях, ударах об стелю, стіни, зіткненнях з іншими предметами (див. Фото).
При захисті гвинтів (лопатей) від деформації або тріщин встановлюють міцні рамки. Їх місце розташування чітко визначено: на кожній рамці є спеціальна Мітка. Подібний аксесуар допоможе продовжити термін служби лопатей, уникнувши їх торкання з чужорідним Тілом. Хороший ПРИКЛАД -захист лопатей DJI для Mavic Part32.
Автоматичний режим польоту
В квадрокоптера є можливість заздалегідь запрограмувати маршрут. Це так званий «політ по точках». Включити автопілот можна на старті або в будь-який момент польоту. Перед активацією режиму досить забити сценарій руху, зберегти його в пам’яті пристрою і натиснути Auto.
агрегат почне не тільки летіти в зазначеному раніше напрямку, але і самостійно координувати висоту, стабільність польоту, стежити за рівнем вібрації і наявністю перешкод на шляху.
Повернення додому
Функція є життєво необхідною в квадрокоптера. Вона допомагає повернути пристрій до місця старту при польотах на великі дистанції. Якщо користувач не знає, де знаходиться апарат і втратив його з поля зору, варто тільки перемкнути тумблер Home в потрібне положення і безпілотник прилетить назад.
Важливо: Дрон повертається, утримуючи висоту, при якій була активована команда «Додому». Це варто враховувати, якщо на шляху є високі будівлі, дерева або інші перешкоди. В такому випадку краще заздалегідь підняти агрегат вище.
У момент приземлення може бути невелика похибка (± 1 метр). Тобто, коптер сяде неточно на місце старту, а злегка в стороні.
Короткий підсумок
Ця інструкція по вибору дрона включає 9 пунктів. Але при покупці користувач може зіткнутися і з іншими моментами, на які також варто звернути увагу. Одним з таких нюансів є комплектація. Деякі моделі спочатку мають в наборі весь необхідний арсенал для польотів. В такому випадку на їх упаковці буде позначка «ready to fly» або RTF. Якщо подібної емблеми немає, значить, деякі аксесуари доведеться докуповувати окремо. Чи передбачені в бюджеті додаткові витрати? Кожен вирішує індивідуально.
Мультикоптеры: что нужно знать, чтобы купить дрон (или вовремя отказаться от покупки)
Законы рынка требуют, чтобы покупатель не знал и даже не догадывался о существовании вопросов и препятствий, которые появятся при эксплуатации того или иного гаджета. А они обязательно возникнут, но, к сожалению, только после приобретения товара. В результате хозяин обзаводится еще одним ненужным гаджетом вроде того велотренажера, который занимает угол комнаты и используется для развешивания носков. В этой статье мы расскажем о важных вещах, о которых многие напрасно не задумываются при покупке самого первого своего дрона. Но сначала немного теории.
Какие бывают дроны
Количество моторов
Мультикоптеры условно разделяются на несколько категорий, причем по разным признакам. Например, их можно классифицировать по количеству пропеллеров (двигателей). Такие аппараты носят разные названия, начало которых — числительное из греческого языка: три-, квадро-, гекса- и октокоптеры имеют три, четыре, шесть и восемь лопастей соответственно. Наверное, существуют аппараты и с еще большим количеством лопастей, но в «живой природе» такие если и встречаются, то крайне редко.
Трикоптер, квадрокоптер, гексакоптер, октокоптер
От количества моторов обычно зависят все прочие характеристики, каждая из которых может быть самостоятельным классификатором: масса, размеры (диаметр выброса лучей), грузоподъемность, скорость — все эти показатели растут вместе с количеством моторов. Как правило. Но есть и исключения. Например, некоторые «комнатные», почти безопасные мини-устройства, умещающиеся на ладони или чуть крупнее, также оснащены четырьмя пропеллерами (а бывают и шестилопастные мелкодроны!). Кстати, многие из них даже оснащены микрокамерами — этакая селфи-палка-леталка.
Но это не более чем игрушка, которую не жаль подарить мальчишке детсадовского возраста. Причем вовсе не обязательно ожидать мгновенной поломки подаренного дрона вследствие аварии (которая непременно случится при первой же попытке взлететь), потому что среди недорогих дронов можно отыскать сверхлегкие защищенные модели, не боящиеся падений, ударов, а иногда и воды. Например, недорогой экстрим-коптер JJRC H31 можно даже окунуть в воду, это никак не помешает его дальнейшей работоспособности.
Вторая крайность — шести- и восьмилопастные аппараты, которые относятся к профессиональному сегменту беспилотников, поскольку позволяют поднимать серьезный груз. И это уже совсем не игрушка. Эксплуатация таких аппаратов сопряжена с большими расходами и риском: в рюкзак или сумку их не положишь, а значит, стои́т вопрос транспортировки до полетной зоны и обратно. Солидная стоимость этих устройств требует не менее высокого мастерства управления. Такие дроны используются, как правило, для видео- и фотосъемки тяжелыми профессиональными камерами, не входящими в комплект устройства.
Так снимают кино
В их конструкции сложно и дорого буквально всё — от усиленной рамы до большого количества датчиков, иногда дублированных, показания которых анализируются мудреным программным обеспечением. Более того, чтобы приспособить к коптеру полноразмерную камеру, недостаточно примотать ее синей изолентой. Для крепления камер используются специальные многоосевые стабилизирующие подвесы, управление которыми — а значит, и камерой — производится отдельно от радиоканала управления полетом. Наконец, для управления самой камерой — запись, зум, фокус и прочие настройки — также требуется отдельная полоса связи и обслуживающие ее элементы. Следовательно, нужен второй человек, который осуществляет съемку — оператор.
По этим причинам не хочется затрагивать аспекты, относящиеся к профессиональным мультикоптерам. Да, сегодня без них не обходится ни одна экстренная или ремонтная служба, ни одна телекомпания или агентство (про вооруженные силы многозначительно промолчим). Например, связистам и энергетикам гораздо проще и выгоднее осмотреть мультикоптером свои вышки и линии электропередачи, чем отправлять на травмоопасную работу дефицитных верхолазов. А телевизионщикам или киношникам для съемки красивостей теперь не требуется нанимать настоящий вертолет, час работы которого обходится в нечеловеческую сумму. Соответственно, у таких организаций нет проблем с регистрацией/разрешениями на полеты дронов. А раз нет проблем — то и не любитель.
Таким образом, выбор дрона для любительского применения имеет смысл ограничить самой распространенной ветвью — квадрокоптером средних размеров и массы. Не зря именно такие устройства составляют подавляющее большинство беспилотных летательных аппаратов, предлагаемых сегодня на рынке.
Квадрокоптер Xiaomi Mi Drone 4K в полете
Такая популярность объясняется четырехлучевой конструкцией, которая оказалась оптимальной по цене и сложности изготовления. Она позволяет переносить небольшие грузы (в большинстве случаев — мини-камеру), обеспечивая при этом неплохую динамику подъема и перемещения. С длительностью пребывания в воздухе у них всё тоже обстоит неплохо: некоторые модели могут летать до получаса без подзарядки или замены аккумулятора. Но конечно же, их функциональность, а значит, и возможности коптера, сильно зависит от цены. Которая может отличаться на порядки.
Тип моторов
Кстати, имеет смысл обратить внимание на тип двигателей, которые приводят в движение лопасти коптера. Существует два вида электромоторов: коллекторные и бесколлекторные. Вкратце их отличия сводятся к следующему:
- коллекторные двигатели недороги, но у них невысокая мощность из-за трения щеток с коллектором
- бесколлекторные моторы дороже, но выдают высокую мощность, а износ минимален ввиду отсутствия соприкасающихся частей, если не считать подшипник вала ротора
Как узнать тип моторов у понравившегося дрона? Очень просто: изучить характеристики. Хоть бесколлекторные двигатели и дороже коллекторных, все же иногда они встречаются даже в недорогих моделях дронов. Яркий тому пример — модель MJX Bugs 3 с уместной ценой. Помимо бесколлекторных моторов, дрон этот выгодно отличается неплохим временем полета и наличием крепления для экшн-камеры GoPro, которая у кого-то давно пылится в шкафу.
Впрочем, камера — это тема совершенно отдельная, наиважнейшая, которой мы посвятим обособленную главу.
Программное обеспечение
Теперь коснемся такого важного аспекта, как программное обеспечение. Очевидный факт: чем дороже аппарат, тем продуманнее и функциональнее его софт. Речь не о ПО, составляющем мозг коптера, в которое лезть запрещено. Имеется в виду пользовательское приложение или несколько приложений под разные платформы, с помощью которых осуществляется настройка, управление, просмотр видеотрансляции, задается целеуказание и происходит иное «общение» с коптером. Рассмотрим такое ПО на примере приложения, которым комплектуется квадрокоптер Xiaomi Mi Drone 4K. Популярность этого аппарата объясняется его невысокой стоимостью и наличием продвинутых характеристик: долгое время полета, программируемые режимы и высококачественная камера с разрешением 4K.
Это, конечно, не идеал функциональности, однако можно не сомневаться: даже такой скромный набор возможностей используется большинством пилотов разве что наполовину.
К примеру, оператор может дать коптеру несколько разных команд: автоматический взлет и приземление, полет по заданному маршруту, полет к объекту на карте, облет объекта по кругу, отлет от объекта с уходом вверх и т. д.
Минус этих функций заключается в том, что все эти команды можно дать лишь во время работы двигателей, то есть когда дрон уже находится в воздухе на автопилоте в режиме зависания. Но беда в том, что запас аккумулятора во время полета тает буквально на глазах. И тыкаться в дисплей смартфона, пытаясь выставить нужные точки по белой карте имени Google, просто нет времени — на счету каждая секунда.
Следующие функции должны присутствовать в приложении для каждого серьезного коптера: настройки камеры (экспозиция, разрешение при съемке и т. д.), отображение карты с указанием местонахождения.
Настройки экспозиции
Местоположение на карте
В хорошем приложении обязательно имеются и другие функции, так называемые «офлайновые», которые могут быть востребованы не в полете, а позже. Это просмотр и «расшаривание» записанных фото- и видеоматериалов, просмотр статистики по полетам. Есть даже возможность просмотра подробнейших логов, которые ведутся при каждом взлете и автоматически сохраняются, как это делается «черными ящиками» самолетов и вертолетов.
Статистика налета
Список логов
Просмотр лога полета
Убедиться в наличии подобных функций можно, не только изучив руководство пользователя, но и почитав тематические форумы. Последние содержат в сотни раз больше полезной информации, чем скупые и лаконичные официальные источники.
Прочие трудности, секреты и загвоздки будут раскрыты лишь со временем. Например, такие, как проблема аккумуляторов. Любому владельцу коптера крайне желательно всегда иметь запасную батарею, хотя бы одну. Этим не только увеличивается время загородных полетушек, но и экономится ресурс батарей. Например, за год эксплуатации дрона с одной батареей (около 60 км налета) ее общая емкость упала как минимум на треть, теперь ни о каких 27 паспортных минутах нет и речи — время полета снизилось до 15 минут. Но фирменное приложение эту «мелочь», к сожалению, не показывает.
Камера
— Хочу квадрокоптер.
— С какой целью интересуетесь?
[Правильный ответ:] — Чтобы взглянуть с высоты.
Это единственный аргумент, которым можно оправдать траты, запланированные на приобретение неигрушечного дрона. Если хочется «просто полетать», то выгоднее купить летайку-неломайку за тысячу рублей либо вообще запустить гелиевый шарик или китайский фонарик и наблюдать за его улетом.
Однако просто посмотреть с высоты — это полдела. Качество видеотрансляции, идущей с камеры дрона, обычно невысокое. Важно записать увиденное, чтобы впоследствии поделиться им с другими или использовать в каких-то проектах. А для этого требуется очень хорошая камера. Ее «хорошесть» зависит от нескольких составляющих: конструкции, используемой оптики и разрешения (разрешающей способности). Начнем с конструкции камер, ведь от нее целиком зависят такие характеристики съемки, как стабилизация и возможность направлять камеру на нужные объекты.
Форм-фактор: на что влияет подвес
Итак, все камеры, которые могут работать с коптерами разных конструкций, делятся на три типа:
- встроенные в корпус дрона (дешевый вариант)
- комплектные внешние камеры на подвесе (оптимальный вариант)
- сторонние камеры на внешнем подвесе (дорого, профессионально, не рассматриваем)
Первый вариант — это, чаще всего, вмонтированная в корпус (или жестко прикрепленная к корпусу) дрона камера, не имеющая никаких подвижных частей. Дешевое решение, которое имеет серьезные минусы.
Дело в том, что корпус камеры здесь — это сам коптер, а для смены направления «взгляда» камеры требуется поворот или наклон всего дрона, что не очень-то удобно. К тому же, некоторые ракурсы становятся и вовсе недоступными — например, направить камеру вниз не представляется возможным. Более того, эти дешевые варианты жесткого размещения камеры не предполагают наличия стабилизатора, кроме электронного (программного). Что приводит не только к тряске и болтанке в кадре, но и к появлению роллинг-шаттера (подробнее см. в материале Роллинг-шаттер в видеосъемке — описание дефекта, примеры, пояснения). Представить описанные недостатки поможет следующий ролик, снятый экшн-камерой, жестко прикрепленной к корпусу квадрокоптера (имеющиеся в кадре опора и луч дрона доказывают, что камера прикреплена именно к коптеру).
Да, такое видео не зальешь на видеосток для продажи — не примут. Но совсем иначе выглядит съемка, сделанная камерами второго типа, которые закреплены на подвесе.
Их конструкция может быть разной, опишем самую типичную: такие подвесы имеют резиновые мягкие демпферы, препятствующие передаче мелкой вибрации от корпуса дрона к корпусу камеры, а также точнейшие сервоприводы, автоматически выравнивающие горизонт, смягчающие резкие повороты дрона и дающие камере свободу вращения и наклона.
Иногда эти внешние камеры производитель защищает прозрачным колпаком-фонарем. Похожий имеется в комплекте DJI Mavic Pro Platinum. Это разумное решение, гарантированно защищающее камеру и ее нежный подвес от любых внешних воздействий при транспортировке.
В менее дорогих моделях такая защита тоже существует, но ее приходится покупать отдельно. Разумеется, летать и снимать с колпаком не надо — любое загрязнение поверхности фонаря непременно скажется на качестве изображения.
Результат съемки внешней камерой на амортизирующем подвесе выглядит совсем не похоже на съемку камерой, вмонтированной в корпус коптера.
А благодаря сервоприводам подвеса объектив камеры во время полета можно наклонить вниз от горизонтали на любой угол, вплоть до 90 градусов.
Часть круговой панорамы — центральный, завершающий фотоснимок
Свобода наклона дает возможность создавать уникальные фотопанорамы. Это довольно популярная тема, такой материал не просто интересен, но и применим на практике. Например, в строительстве, планировке или для контроля целостности владений и угодий.
Еще одну немаловажную роль играет используемая в камерах оптика. Нет, речь не о светосиле — ну какая светосила может быть при микроскопическом диаметре входного зрачка? Речь идет исключительно о наличии либо отсутствии оптических искажений.
Оптика: широкоугольность бывает разной
Для съемки больших площадей и общих планов всегда используется широкоугольная оптика, именно такими оптическими системами оснащены все экшн-камеры. Камеры коптеров, как правило, тоже дают широкоугольную картинку. Однако широкоугольность эта у разных производителей может быть реализована по-разному. Лишь дорогие объективы позволяют избежать эффекта (точнее, дефекта), который называется FishEye (рыбий глаз), когда картинка оказывается словно натянутой на сферу.
«Березка белоствольная склонилась у пруда», или Работа широкоугольной оптики
В кино такой брак увидишь лишь в том случае, если он допущен намеренно, по юмористической задумке режиссера/оператора.
Злой сержант в сверхширокоугольном объективе
Но мы-то люди серьезные, а съемка с коптера — дело нешуточное. Поэтому перед покупкой обязательно следует отыскать в YouTube несколько примеров необработанной съемки, произведенной конкретным дроном, и убедиться в отсутствии оптических искажений, бьющих в глаза.
Разрешение (и чем оно отличается от разрешающей способности)
Третий фактор — разрешение съемки и детализация (она же разрешающая способность). Разрешение и разрешающая способность — это два разных понятия, которые слабо связаны между собой. Если разрешение указывает только на размер кадра в пикселях, то разрешающая способность отражает степень детализации картинки, четкость (не путать с резкостью!). Вполне может случиться так, что недорогая камера, снимающая в 4K, дает детализацию вдвое меньше, чем более серьезный аппарат, снимающий с точно таким же размером кадра 4K.
1100 ТВ-линий против 1700 ТВ-линий при одинаковом размере кадра
Эти кадры сняты двумя разными экшн-камерами, которые имеют почти одинаковую конструкцию и дают одинаковый размер кадра 4K (3840×2160). Несмотря на эту одинаковость, можно видеть разительные отличия в их разрешающей способности. Которые, в свою очередь, отражаются на степени детализации в съемке.
Сложность определения разрешающей способности камеры дрона перед его покупкой заключается в том, что никакой производитель никогда и ни за что не выложит эти сведения в открытый доступ. Он ограничивается всего лишь указанием размера кадра. Но мы-то уже знаем, насколько разным может быть качество при одном и том же размере. Как быть?
Да никак. Самостоятельно определить разрешающую способность несложно, но для этого как минимум потребуется сама камера. Остается лишь изучать тематические форумы, а также пытаться определить детализацию «на глаз» при просмотре YouTube-роликов, снятых камерой конкретного коптера. Делать это нужно, конечно, включив максимальное разрешение при воспроизведении.
Выбор разрешения в плеере YouTube
Хорошим — и даже очень хорошим — уровнем детализации можно считать разрешающую способность от 1700 ТВ-линий и выше для кадра с размерами 3840×2160 (4K). Такую разрешающую способность дает, к примеру, камера квадрокоптера Xiaomi Mi Drone 4K (мы делали подробный ее обзор).
1700 ТВ-линий, Xiaomi Mi Drone 4K
Почему мы так заострились на детализации и на размере кадра? А вот почему:
Откуда они берут такие цены?
Этот скриншот с одного видеостока говорит о том, что 4K-версия одного короткого ролика стоит более чем вдвое дороже Full HD-версии того же видео (этот пример не должен служить руководством к действию — на стоках вы вряд ли что-то продадите, тем более за такие деньжищи; мы лишь показали разницу в цене, а значит, разницу в востребованности 4K-материала). Таким образом, тенденция очевидна: теперь уже нет смысла ограничиваться камерой Full HD, лучше доплатить и получить 4K-камеру с запасом на несколько лет. Ну а 4K и высокая детализация — это как фонарь и батарейка: друг без друга они не могут.
Прочие особенности и отличия камер дронов уже не столь существенны и для эксплуатации не критичны. Относятся они к программному обеспечению камер, которое управляет параметрами съемки: настройки экспозиции, баланса белого и другие. В подавляющем большинстве случаев пользователю хватит умений автоматики камеры, поскольку за последние годы она сильно поумнела.
Соотношение цены и функциональности
Для того чтобы непосвященный читатель, которому адресована статья, имел представление о том, как тесно способности коптера связаны с его ценой, приведем небольшую табличку, где присутствуют характеристики четырех летательных аппаратов разной стоимости и разных «весовых категорий». Не станем привлекать в сравнение такие квадрокоптеры, как, например, DJI Inspire 2 Cinema Premium стоимостью в два миллиона рублей. Ограничимся суммой в 100 тысяч в качестве верхней ценовой планки.
Какие основные различия можно отметить в этой табличке, какие параметры изменяются вместе с ростом цены? Первое — время полета. Чем дороже коптер, тем более емким аккумулятором он обладает. Однако существует некий предел — те самые пресловутые полчаса, — что вызвано естественными технологическими ограничениями (для подъема большой массы требуется больший запас энергии, что ведет к увеличению массы, цикл повторяется). Также вместе с ценой увеличивается количество датчиков, которыми обвешан коптер. Если в недорогих моделях присутствует лишь геопозиционирование, компас и высотомер, то старшие модели могут похвастаться наличием акселерометра и оптико-ультразвуковых датчиков, помогающих удерживать неподвижность и избежать незапланированной «встречи» с препятствием.
Еще один существенный фактор — расстояние, на котором возможно прямое управление коптером. Оно достигает 200 метров в «игрушечных» моделях и нескольких километров в дорогих устройствах — причем с возможностью просмотра прямой видеотрансляции, идущей с камеры дрона. Кстати, даже такое расстояние некоторые самоделкины умудряются кратно увеличить за счет установки радиоотражателей и усилителей собственной конструкции.
О чем не расскажет продавец коптеров
Летать можно не везде
Зарегулировано сейчас всё: от перепланировки садового участка и получения водительских прав до торговли отдельными видами товаров и уровня шума в вашей квартире. Владельцы дронов (их закон именует БПЛА или БЛА — беспилотные летательные аппараты) тоже не остались без внимания: их права и обязанности давно узаконены.
Шустрее всех оказались власти некоторых субъектов, попросту запретившие любые полеты любых конструкций (например, согласно приказу Минтранса РФ от 2016 года, территория внутри МКАД является запретной для полетов). Это очень разумно, поскольку в этой зоне концентрация людей, производств и засекреченных объектов фантастически, несоизмеримо высока. Но площадь столицы — это всего лишь 1/7000-я часть огромной страны. Ну а что же там, за МКАДом? Кроме жизни?
На конец 2018 года в России так и не утвержден порядок регистрации и учета БПЛА. Да, разумеется, беглый запрос в поисковой системе выведет на целый ворох документов, касающихся регистрации и разрешений на полеты. Даже с названиями структур, которые якобы обязаны вести учет. Любая юридическая фирма предоставляет такой список. Но если жестко и бездумно следовать сырым и несогласованным нормам, то запущенного на пустыре воздушного змея вполне можно счесть несанкционированным полетом летательного аппарата, а родителям сопливого пилота будет грозить солидный штраф.
Временным спасением из тупика оказывается гражданская сознательность и ответственность. Управляя потенциально опасным средством (а тяжелый коптер — это довольно грозное оружие против человека, автомобиля и любого летательного аппарата), грамотный пилот использует его с умом, так, чтобы не нанести никому вреда и не нарушить явные запреты. А запретных зон, где полеты нежелательны, более чем предостаточно. Навскидку: это мосты, путепроводы, тоннели, федеральные трассы, аэродромы с прилегающей территорией, государственные учреждения, приграничные зоны, военные объекты, объекты энергетики, нефтегазовые производства. Что же остается?
Обеспечить безопасность окружающих (а также свою и коптера) можно только тщательным планированием сценария полета и съемки. Например, следует воспользоваться картографическими сервисами. Отыскав на карте потенциально интересное место (в данном случае это хитро-извилистая речушка), нужно убедиться в наличии подъездных путей к нему, а также в отсутствии жилья хотя бы на километр вокруг. Осталось поставить метку и далее полагаться на включенный навигатор.
План операции
Лишь в таких условиях вы гарантированно никому не помешаете и сохраните оборудование в целости. А полученные кадры вполне могут украсить видовой фильм.
Тут если кого и потревожишь, то разве что какого-нибудь дятла. Имеется в виду птица.
Но это крайности. Все-таки граждане, проживающие в так называемой «глуши», к полетам БПЛА относятся или благосклонно, или с живым интересом. Но чем кучнее вокруг, тем выше вероятность столкнуться с активистом, растрачивающим свою жизненную энергию на благое, как ему кажется, дело. Что же касается представителей органов по охране правопорядка, то они разумные люди и не станут беспричинно преследовать граждан, действия которых не несут угрозы безопасности общества.
Кроме того, некоторые дроны просто откажутся взлетать, если находятся в месте, где полеты запрещены.
Мы еще вернемся к правовым вопросам использования мультикоптеров, но основная диспозиция остается неизменной: перед полетом нужно включать не только дрон, но и голову. В таком случае не придется иметь дел с остальными двумя частями нормы права — с гипотезой и санкцией.
Лучше купить сразу два коптера
Именно два. Второй коптер пригодится на замену или запчасти. Поскольку первый купленный дрон если и не будет разбит в хлам немедленно, то при повторном взлете так или иначе пострадает. Через аварии и падения проходит большинство начинающих пилотов. Автор тоже не исключение: на счету две сбитых девятиэтажки, несколько раненых деревьев и кустов, а также один нокаутированный диван, которому знатно досталось от бешеной лопасти (вот не надо даже и пытаться взлетать в небольших помещениях!).
Оставлено для истории, в назидание
Это неудивительно: хиленький с виду коптер на поверку оказался чрезвычайно мощным, шустрым и оттого непредсказуемым. Шутка ли, каждый мотор дрона потребляет энергии не меньше, чем лампа накаливания. В результате первых же боевых вылетов дрон получил следующие ранения: гнутая рама, отломанная стойка, оторванная камера, порванный шлейф передачи данных.
Ну и конечно — лопасти, лопасти, лопасти. Заменять их нужно не только после каждой мелкой аварии, но и по мере износа. Справедливости ради отметим: упомянутые аварии произошли в течение первых нескольких недель активного знакомства с летающим аппаратом, после чего у пилота наконец-то появились нужные аккуратность и выдержка.
Хорошо, что в серьезных коптерах буквально все компоненты модульной конструкции легко заменяются, хоть и стоят они ощутимо дорого. Отсюда вывод: при выборе аппарата будет полезно проверить наличие в интернет-магазине запасных частей к конкретной модели через вот такой поисковый запрос:
Поиск запчастей, ключевое слово — «parts»
Учиться летать нужно на земле
Главные враги начинающего пилота — самоуверенность, вызванная кажущейся простотой управления (а чего тут следить — дрон сам себя стабилизирует!),,и отсутствие элементарных знаний, навыков и моторики. Нет, все-таки не зря настоящих пилотов долгое время обучают предмету, перед тем как доверить настоящий аппарат. А один из главных инструментов в обучении — тренажер, на котором не грохнешься.
Инженер и пилот Франц Дрекслер
Как это ни удивительно, для обучения управлению мультикоптером тоже существуют тренажеры. Конечно, программные. Например, LiftOff. Этот игровой симулятор вполне способен научить будущего пилота не только основным приемам управления, но и уверенно отличать тангаж от крена, а поворот от рыскания. Единственный недостаток программы — отсутствие русификации. Впрочем, в таком редком и специфичном программном обеспечении вряд ли можно ожидать локализации на все распространенные языки.
Но даже после курса молодого бойца и получения некоторой практики не стоит лихачить, выделывая пируэты. Дрон не может затормозить мгновенно, не может быстро снизиться, он не увернется от рассерженной вороны. Да, электроника — штука умная, особенно в дорогих моделях коптеров. Но человека она все равно не заменит. В полете нужно помнить перефраз известной поговорки: тише летаешь — целее будешь. К тому же, часть внимания пилота коптера во время работы уделяется камере, управлению ее наклоном, записью или фотографированием. А увлекшись, например, настройкой баланса белого, легко не заметить сбоя GPS-системы, который время от времени может произойти. В результате дрон цепляет лопастью ветку дерева, внезапно оказавшегося рядом, ну а дальше — результат предсказуем.
Понадобится взлетно-посадочная площадка
Еще один важный момент: ВПП. Взлетно-посадочная площадка крайне необходима. Во-первых, осуществлять взлет и посадку требуется с ровной поверхности. И крайне желательно — с горизонтальной, иначе самопроверка систем дрона может нарушиться. Во-вторых, дороги и тем более тропинки обильно покрыты пылью, а в ней можно отыскать все элементы таблицы Менделеева. Особенно опасны металлические фракции, частички ржавчины. Лопасти, вращаясь, буквально засасывают воздух в моторы. При этом частички пыли, попадая в подшипники, ускоряют их износ. Наконец, в-третьих: контрастно раскрашенная площадка может играть роль якоря, за который дрон будет «цепляться» своим оптическим датчиком (если такой датчик имеется), что в итоге поспособствует ровному зависанию на месте без мотыляний в стороны и обеспечит успешную посадку.
Нам, конечно, доводилось взлетать, например, с коротко постриженного газона, однако бывало так, что камера не могла инициализироваться во время включения дрона, поскольку жесткие травинки, касаясь корпуса камеры, мешали работе чувствительных приводов ее гироскопического подвеса. Электроника дрона разумно полагала, что камера чем-то зажата и не может двигаться в соответствии с заложенной программой. В результате приходилось отыскивать площадку без таких помех, после чего перезапускать процесс включения с самопроверкой и поиском спутников, а это дело не секундное, может занять минуту-две.
Предлагаемые в магазинах взлетные площадки обычно представляют собой складные матерчатые конструкции, но они не подходят для неровных поверхностей. Автором был найден оптимальный, кажется, вариант: кусок гладкой стеновой сэндвич-панели сантиметровой толщины. Такую площадку можно уложить на утоптанной траве или снегу, она достаточно жесткая, не боится сырости и морозов, почти ничего не весит и без труда помещается в багажнике автомобиля. Правда, иногда в кадр попадает. Это потому что белая, а раскрасить все никак руки не дойдут. Впрочем, на дворе уже зима, а значит — в самый раз.
Ясная погода тоже может быть нелетной
Вопрос эксплуатации при неблагоприятных погодных условиях — еще одна довольно спорная дилемма. Летать не рекомендуется даже при высокой влажности или при сильном ветре, особенно с порывами. Для дронов разных конструкций существует свой предел, в среднем критической скоростью ветра считается 12 м/с (но это справедливо только для самоуправляемых коптеров, оснащенных системой автовыравнивания со всеми положенными датчиками). Вопрос же полетов в дождь на обычном незащищенном коптере вообще не обсуждается, это табу.
Что касается зимнего периода, то здесь все сложнее и противоречивей. Например, если осторожные пользователи будут жестко следовать диапазону рабочих температур, указанному в руководстве, то они рискуют не общаться с дроном по 6 месяцев в году, с осени до лета. На самом же деле морозы, в отличие от жары, вовсе не опасны для электроники. Основную угрозу несет не мороз, а конденсат, возникающий с переходом от низких температур к высоким. Либо снег: мелкие снежинки, проникнув внутрь какого-либо агрегата (в моторы, например), могут превратиться в капли воды.
Для безопасного полета в зимних условиях достаточно как можно дольше держать коптер — особенно его аккумулятор — в сухости и тепле (дома, в кабине автомобиля, за пазухой), не давая охладиться до экстремально низких температур. Автор, случалось, осуществлял полеты и при 20-градусных морозах. Но делал это на свой страх и риск, летая аккуратно, без резких движений, поскольку некоторые элементы пластиковой конструкции становятся хрупкими, а также изменяют свой объем и размеры из-за неминуемого охлаждения, что в теории может повлечь за собой механические неполадки. К тому же некоторые датчики, коих по телу коптера раскидано более чем, могут повести себя непредсказуемо, если вдруг заледенеют (это, к сожалению, происходит иногда и с настоящими самолетами).
Важный фактор, мешающий полноценному использованию дронов в зимних условиях: при температурах ниже нуля возможно замерзание мягких резиновых демпферов подвески камеры.
Эти амортизаторы на морозе твердеют и уже не могут эффективно гасить мелкую вибрацию от работающих моторов, которая начинает передаваться на корпус камеры. Это приводит к появлению в съемке заметной дрожи. Такую высокочастотную тряску, напоминающую тремор руки фотографа, может победить разве что оптическая система стабилизации, но оптических стабилизаторов в микрокамерах не встречается — это удел полноразмерных камкордеров. Ну и, возможно, некоторых дорогих смартфонов.
И кстати, переохлаждения аккумулятора во время полета дрона при низких температурах бояться не стоит. Мощные моторы активно потребляют энергию, что приводит к интенсивному разряду батареи и ее нагреву. Причем такому нагреву, что аккумулятором, вынутым из только что отлетавшего коптера, можно согреть озябшие руки.
Заключение
Кажется, в этом небольшом материале мы успели отметить все самое важное. Хотя, если подумать, за кадром остались десятки, а то и сотни нюансов. Большинство из них известны опытным пользователям, но кое-какие тонкости могут не знать даже асы. Попробуем суммировать явные факторы, которым должно следовать как при выборе дрона, так и при его эксплуатации.
При подборе коптера следует обращать внимание на следующую совокупность положительных признаков:
- бесколлекторные двигатели (желательно четыре)
- большое полетное время (не менее 25 минут)
- заменяемый аккумулятор
- возможность прямого управления на больших расстояниях (хороший показатель — два километра)
- по возможности полный набор датчиков (GPS, Глонасс, акселерометр, датчик высоты, магнитометр, ультразвуковой датчик, оптический датчик)
- внешняя камера с трехосевым амортизирующим подвесом
- высокое разрешение при съемке (желательно 4K) с высокой разрешающей способностью и отсутствием оптических искажений
- высокое качество программного обеспечения для пользователя, независимость от платформ и моделей мобильных устройств
- наличие в магазине запасных частей и «расходников» для коптера (в первую очередь — лопасти и аккумулятор)
Ориентировочная стоимость коптера, который отвечает всем предъявляемым требованиям, начинается от 30-40 тысяч рублей (цена актуальна на конец 2018 года). Дроны с ценой выше этой, как правило, являются более функциональными. Однако тут действует известный закон изменения цены однотипных товаров: рост качества и функциональности происходит не прямо пропорционально цене. То есть, упрощая, цена коптера (как и любого сложносоставного высокотехнологичного устройства) растет не в арифметической, а в геометрической прогрессии. Если дрон условно на 10% «лучше», то стоить он будет не на 10% дороже, как того требует логика, а на все 100%.
Эксплуатация коптера также требует соблюдения множества правил. Вот несколько бесспорных и безусловных:
- не нарушать законодательство (если оно есть; если же нет — действовать так, словно оно существует)
- ни в коем случае не доверять управление коптером детям, даже под присмотром
- по возможности дольше летать в режиме «новичка», до достижения необходимого уровня опыта
- не лихачить, не летать в дождь, снег и при сильном ветре
- не вести съемку в условиях недостаточной освещенности — ничего, кроме разочарования, от этих шумных и размытых вечерне-ночных фотографий и видеороликов не получишь
Прочие знания придут позже. Если коптер не будет заброшен на дальнюю полку, то пользователь достаточно скоро освоит ухищрения при калибровке датчиков, узнает о способах увеличения дальности управления, способах создания панорамных фото, секретах восстановления «битого» видео. Сумеет подобрать карту памяти для камеры, изучит особенности работы пульта ДУ, в том числе совместно с мобильным устройством, одолеет хитрости запуска на местности с разными источниками магнитного поля, решит вопросы с зарядом батарей и их хранением, решит вопрос с транспортировкой коптера, и так далее. Короче говоря, постигнет все те вещи, знать о существовании которых покупатель не должен.