Как я сделал "домашний кинотеатр" за 35к рублей
Сегодня расскажу, как у меня полностью пропала необходимость в походах в кинотеатры и появился экран в 120″ за очень гуманный бюджет, уот такенский:
Пост первый на Пикабу и большой, так что желающие могут сразу скроллить на фотки процесса 🙂
— желание смотреть FHD-кино, футбол и играть в PS4 на большой диагонали;
— съемная квартира-студия (соответственно, отсутствие возможности сверлить и штробить стены);
— относительно небольшой бюджет;
— зуд в ж. и относительно прямые руки.
Покупать ТВ я точно не хотел, т.к. во-первых его некуда было ставить, во-вторых, ранее я уже использовал проекторы, так что уже точно знал, что за приемлимые деньги телек с такой большой диагональю я не найду.
Первым делом — выбор проектора. Лет 10 назад у меня был какой-то Эпсоновский 720p, который уже долго радовал моего товарища. Вернее сказать, последние несколько лет уже не радовал, а стоял в кладовке со сгоревшими потрохами 🙂
После обзора рынка понял, что 4К-проектор я не потяну на текущий момент и решил подождать пару лет до его покупки. На Али был найден крайне годный XGIMI Z4 за
30к. Если вкратце — это малюсенький 1080p DLP-проектор на LED, со встроенным Android TV, Wi-Fi, Bluetooth, аэропультом и поддержкой AirPlay/Miracast. Из существенных минусов я бы, пожалуй, отметил только отсутствие возможности оптической коррекции вертикальной трапеции, т.е. ставить его лучше ровно напротив экрана. Под мои требования он подходит полностью.
Как только проектор приехал домой, на него были установлены Aptoide, MX Player, HDVideoBox, Smart Youtube, Триколор ТВ, Torrent Stream Controller и Ace Stream Media. Это полностью закрыло потребности в получении и смотрении контента. Ноутбук к проектору через HDMI я подключал один раз — проверить, что он работает 🙂 Кино, сериалы, эфирное ТВ и ютуб я смотрю онлайн без каких-либо приставок — это крайне удобно. PlayStation 4 вешается шнурком, с Мака/телефона/айпада видео и фотки напрямую транслируются через AirPlay.
Первое время проектор стоял на обеденном столе и светил на противоположную белую стену. ВАУ-эффект сохранялся недолго, к тому же из-за конфигурации студии лежа на диване смотреть кино было невозможно. Было принято решение купить выдвижной «снизу вверх» экран (помним, что сверлить нельзя!). Рулонные варианты я не рассматривал, но оставался вариант с фиксированной рамой. Ничего толкового я не нашел, а то, что нашел в больших (от 100 дюймов) диагоналях стоило космически относительно стоимости самого проектора.
Крепко подумав, решил, что буду делать своими руками фиксированный экран на раме.
Основными требованиями к экрану были:
— фиксированный размер не более 249см в ширину, чтобы была возможность его снять и поставить вертикально у стены;
— эстетичность крепежа и возможность последующего демонтажа без следов;
— относительная бюджетность не в ущерб качеству исполнения и картинки;
Прикидывая разные варианты создания рамы (деревянный брус — выйдет тяжелым, пвх-трубы — хлипкая конструкция , фанера — со временем может повести), наткнулся в интернетах на идеальный для подобных конструкций вариант — конструкционный профиль. Это легкий алюминиевый профиль с пазами, к которому есть большое количество «фурнитуры», выглядит так:
Большой его плюс в том, что используя всего лишь один шестигранник можно собрать жесткую раму с идеальной геометрией. Заказал нарезку профиля 30мм по точным размерам к формату изображения 16:9. Вышло две палки 2490мм и три палки 1340мм. К профилю прикупил уголки, Т-гайки и винты под шестигранник. Скручиваем, на фото без средней палки:
Далее на раму нужно было натянуть полотно. Изначально думал покупать специализированную ткань, но потом, благодаря знакомым в рекламном производстве, заимел кусок баннерной ткани. Там же мастер по моим размерам сделал в полотне люверсы. Забегая вперед, скажу, что в идеале лучше брать более плотную ткань, знаю что есть баннерные блэкауты. Начинаем натяжку:
Это был самый геморный этап. Изначально мы натягивали на эластичный шнур, потом перешли на прочную нейлоновую нить (руки еще пару дней после этой нитки болели). Далее выяснилось, что я забыл купить крепеж для средней палки, из-за чего поехала вся геометрия рамы при натяжении. Изначально тянули «крест-накрест», потом перетягивали «вдоль и поперек». В конце концов натянули ткань вот так:
Далее необходимо было сделать эстетичный вариант крепления. Для возможности относительно бесследного демонтажа в будущем решено было делать крепеж за существующей ролл-шторой, вот тут:
В Оби был куплен металлический шнур в оплётке, зажимы, саморезы-крючки, дюбеля. Собираем такие петельки, бережём руки:
С обратной стороны шнура к пазам рамы крепимся через такие клипсы для сетки (фото из интернета):
Т.е. закрепляем шнур шестигранником в клипсе, а саму клипсу вставляем в паз профиля и проворачиваем. Выставляем длину шнура исходя из «показаний» уровня, закрепленного на экране. Выходит вот так:
Далее, для придания финального вида необходимо было сделать окантовку экрана. Окантовка во-первых, позволяет убрать косяки проецирования (невозможно выставить в мм абсолютно ровный экран, а кант «берет на себя» эти паразитные миллиметры), во-вторых, визуально ограничивает картинку «как в кино», ну и в-третьих это просто красиво. Прошерстил Али, Ибэй, забугорные спец-магазы и форумы. Те варианты, что попадались, были либо дорогими с нынешним курсом (например, специализированная велюровая лента за 60$+доставка), либо не подходили по размеру (а из кусков лепить окантовку не хотелось), либо просто были стрёмными на вид. Вспомнив про своего товарища осветителя, было решено сделать кант из Gaffer tape. Была найдена лента шириной 72мм. Выставляем нитку вдоль края экрана и уже по ней в натяг лепим ленту. Дырки для бобышек крепежа вырезаем маникюрными ножницами:
Вешаем наш экран на изначально вкрученные саморезы-крючки, включаем проектора и вуаля — у нас охренительно здоровый телевизор 🙂 Так выглядит со включенным светом, ТВ фоном вполне комфортно смотреть:
Понятно, что на 500lm днем или с включенным светом мы никогда не получим идеальную картинку «как на OLED». В ней не будет глубокого черного, белый будет серым и т.д. Повторюсь, смотреть нормально, никакого «ужас-ужас-всё-засвечено» нет. Идеально, например, пока готовишь ужин в полоборота посмотреть ток-шоу и т.д. Но изначально использование проектора предполагалось в темноте и надо понимать, что только так можно получить весь кайф от его использования, в независимости от модели, экрана, толщины кошелька и т.д. Понятно, что серый H499 выдаст более глубокий черный цвет, а ALR-полотна дадут возможность смотреть днем «как на телевизоре». Но это все в будущих планах. Да и потом, днем надо работать! 🙂
Поэтому выключаем свет и получаем магию:
Можно и дерби в записи посмотреть, пока карантин:
Фотик на мобиле, конечно, не может передать всего вау-эффекта 2,5-метрового экрана. Но, поверьте, смотреть кино лежа в кровати — просто восхитительно 🙂
Строим домашний кинотеатр: акустическая обработка помещения (часть 1)
Театр, как известно, начинается с вешалки, а серьезный домашний кинотеатр — с требований к его построению. Эти требования можно выразить численными значениями (в стандартах многие параметры указаны), но сначала я предлагаю определить два простых правила качественного ДК: 1) Зритель не должен видеть ничего, кроме происходящего на экране, 2) Зритель не должен слышать ничего, кроме звуковой дорожки фильма.
Их выполнение гарантирует максимальное «погружения» зрителя при просмотре, потому что все его внимание будет направлено на происходящее на экране, ничто не будет его отвлекать.
Я еще не раз вернусь к этим правилам, при описании различных аспектов создания ДК, но сейчас начну с первого этапа — этапа строительства помещения. В идеальных условиях именно на этом этапе должны определиться будущие характеристики домашнего кинотеатра.
Итак, выбор оптимального помещения под ДК начинается, как ни странно, с бюджета. От площади выбранного помещения зависит размер экрана, а от его диагонали зависит яркость проектора и дистанция до зрительских мест, и эти расстояния важно учитывать при выборе акустических систем, потому что звуковое давление колонки должны выдавать с запасом на затухание звука по пути до слушателя. Понятное дело, яркость проектора сильно влияет на его цену, в свою очередь, акустика, способная давать высокое звуковое давление, тоже недешевая и, к тому же, требует мощных и дорогих усилителей.
Наконец, высокое звуковое давление требует и повышенного внимания к качеству и точности акустической обработки помещения. И так зависимость цены ДК от площади нелинейная, а если брать акустическую обработку — то сложность возрастает в кубе, ведь при увеличении площади в два раза, площадь обрабатываемых поверхностей увеличится в 8 раз! Тем не менее, по моим наблюдениям, оптимальная площадь комнаты для ДК высокого класса на 2-5 мест — 50-80 кв.м. с высотой потолка 2,5-4 метра.
Изолировать и поглотить
Акустическая обработка помещений традиционно решает две задачи: звукопоглощение и звукоизоляция.
В случае с домашним кинотеатром, при нужном балансе звукопоглощения в комнате формируется правильная, стандартная акустическая обстановка, которая значительно снижает вредное влияние комнаты на звук (отражения) и создает акустическую атмосферу, схожую с таковой в студии звукозаписи, где производился построцессинг. Т.е. в идеальном варианте мы должны слышать всё то же и так же, как звукорежиссер слышал во время финального просмотра перед сдачей фильма в прокат. (Пока мы не принимаем во внимание вопросы качества усиления, декодеров, АС и пр.) Понятно, что каждый звук имеет значение — он неслучайно введен в дорожку фильма, идентичное его воспроизведение даст лучше понять задумку режиссера, обеспечит правильное художественное восприятие фильма.
В свою очередь, звукоизоляция — это значительное снижение проникающих в домашний кинотеатр внешних шумов. Лучше соотношение сигнал/шум — шире динамический диапазон, а последний напрямую связан с реалистичностью восприятия. Звукоизоляция, вдобавок, не дает услышать зрителю другие посторонние звуки из других комнат, которые отвлекут его от просмотра. Наконец, решается защита остальной части дома от звуков работающего на полной мощности домашнего кинотеатра.
Помимо звукоизоляции самой комнаты, отдельная задача — заглушить различную технику: кондиционеры, мощные усилители с гудящими трансформаторами, проектор и т.д. Особенно шумный проектор зачастую помещают в отдельный короб, компоненты ставят в специально выделенный для них шкаф или даже отдельную аппаратную комнату. Заодно индикаторы техники, опять же, не будут отвлекать зрителя.
В подвале
Лучшее место для ДК в доме — подвальное помещение. Такую комнату просто затемнить (не забудьте про светящуюся табличку с надписью «Вход», подсветку пола и ступеней), естественная звукоизоляция разом решает почти все проблемы заглушки комнаты, остаются только вопросы подачи воздуха через вентиляционные каналы, двери и потолок. Для снижения уровня шумов за пределами такого ДК применяют специальные конфигурации заглушенных вентиляционных каналов, звукоизолирующие двери с тамбуром.
Однако есть и неочевидные проблемы с размещением кинотеатра в подвале. Например, из-за того, что практически все материалы, применяемые для акустической обработки, имеют отличные теплоизоляционные характеристики, мы получим «термос», тогда как хороший ДК может иметь выделяемые тепловые мощности на уровне нескольких киловатт. Другими словами, к вопросам охлаждения ДК в подвале нужно отнестись максимально серьезно. Я встречал такие проекты, когда температура просмотра повышалась настолько быстро, что там было трудно находится спустя полчаса после начала киносеанса.
Следующая проблема подвальных помещений — низкие частоты не поглощаются бетонными стенами цоколя, а практически полностью отражаются обратно в помещение. В таких условиях комната ведет себя как высокодобротный резонатор, и в результате амплитуды паразитных резонансов могут превысить полезный сигнал на 15-20 дБ! И так как низкие частоты стихают медленно, они продолжают «играть» еще долго после того, как основной сигнал закончился.
Эффективных материалов для звукопоглощения на низких частотах мало, они дороги и их требуется много. Так, чтобы эффективно заглушить бетонные стены на частотах ниже 80-100 Гц, потребуются многослойные конструкции, по принципу действия, кстати, схожие с многослойной броней, когда между собой чередуются вязкие отражающие и поглощающие слои. Вязкий слой частично пропускает НЧ и попутно переводит звук в тепло (звуковые волны заставляют материал изгибаться и вибрировать), а поглощающий слой из пористого продуваемого материала глушит межслойные отражения и, в свою очередь, преобразует в тепло движение воздуха в порах материала.
Есть одно универсальное решение для подавления НЧ резонансов. Делается облицовка бетонных стен с относом двойными листами ГВЛ с вибродемпфирующей прокладкой между ними, а получившуюся полость заполняют пористым или волокнистым звукопоглощающим материалом, например, минватой. Затем на эти фальшстены из ГВЛ наклеивают листы из распространенных акустических материалов типа поролона, панелей Heradesign и т.п. — это уже требуется, чтобы получить правильный уровень поглощения в средне- и высокочастотном диапазонах. В деле борьбы с «гуляющим» низом наиболее внимательно нужно отнестись к тыловой стене, где формируется первое отражение звуковой волны, приходящей от фронтальных динамиков и сабвуферов.
Существует еще т.н. SBIR-эффект (Speaker Boundary Interference Response). Суть его в том, что первые отражения от близко расположенной стены приходят к зрителю с некоторой задержкой по отношению к прямому звуку, и определенные частоты встают в противофазу. В итоге в АЧХ получается сильный провал. Чтобы избежать этой проблемы, все ДК высокого класса выполняют на встраиваемой акустике, чтобы диффузоры динамиков находились в плоскости стены, тогда и условий для возникновения SBIR-эффекта не будет.
Алгоритмы
В последнее время получили распространение т.н. «активные системы», когда задачу управления комнатными отражениями берет на себя специальный звуковой процессор. Он очень эффективен как раз в низкочастотном диапазоне, где акустика сама по себе не позволяет добиться нужного результата. Фактически, они помогают удешевить «пассивную» акустическую обработку комнаты за счет этого сочетания, когда за низкие частоты 100-1000 Гц отвечает процессор, а выше результат достигается «архитектурными» методами. На мое мнение, таким образом достигается наилучший результат.
В большинстве специализированных звуковых процессоров используется параметрический эквалайзер, скрупулезно настраиваемый на подавление конкретных комнатных резонансов. Причем параметрическая эквализация есть у процессоров разных категорий, от массовых моделей, до премиальных, как ADA, JBL Synthesis, Theta Digital и других. Однако у «параметрики» есть и свои недостатки, которые ограничивают область применения такой обработки. Прежде всего, по своему принципу действия эквалайзер уменьшает амплитуду резонанса за счет «вырезания» очень узкой полосы сигнала, что иногда приводит буквально к пропаданию отдельных нот. Вдобавок, при неправильном применении параметрического эквалайзера легко добавить системе серьезные фазовые искажения. Хорошо настроить такую систему трудно — нужен большой опыт.
Существуют и другие типы обработок звука, которые управляют комнатными отражениями с высокой точностью. Например, процессоры французской фирмы Trinnov Audio имеют патентованные алгоритмы, которые подавляют отражения, не затрагивая при этом полезный сигнал. Технологию кратко можно описать так: процессор на этапе калибровки подробно измеряет все отражения, а затем в основной сигнал подмешивает эти же «отражения», но только в противофазе. Звуки гасят друг друга, а полезный сигнал не меняется.
Комнатный вопрос
Вернусь к «комнатному вопросу». Не у всех есть возможность разместить домашний кинотеатр в подвале, более того, кинозал часто совмещают с гостиной. Это не очень хороший вариант, но других порой нет. Тут получению хорошей звуковой картины будут мешать окна, дверные проемы, гипсокартонные стены-перегородки и мебель, и, конечно же, будет очень трудно получить хорошую звукоизоляцию. Потому для ДК и рекомендуется лучше выбирать комнату без окон, с одной дверью, у которой минимум общих с жилыми помещениями стен. Отмечу, что проблемы со звукоизоляцией уменьшаться наполовину, если ДК разместить в комнате на первом или последнем этаже.
Задачи звукопоглощения, как и в случае с ДК с подвалом, решаются подобным же образом, только здесь дополнительно надо будет повесить на окна тяжелые светонепроницаемые шторы. Легкие перегородки из гипсокартона могут вызвать серьезные проблемы с АЧХ — появится провал на частоте резонанса этой самой перегородки. В итоге ее нужно будет дополнительно усиливать или заменить на жесткую — кирпич, пенобетон и т.д., чтобы исключить такие явления.
Плюс стерео
Очень часто в одной комнате совмещают домашний кинотеатр и стерео, однако требования к акустической обработке у этих двух типов систем существенно отличаются. Если для стерео необходимо, чтобы комната не была сильно заглушена и слушатель легко понимал, в каком пространстве он находится, то в случае с ДК нужно стремиться практически полностью избавиться от комнатных отражений. Представьте себе сцену диалога в пустыне, а вы четко слышите комнату — чувство погружения тут же пропадет. Что делать в такой ситуации?
Почти у всех процессоров-ресиверов есть музыкальный режим для работы в стерео — в сигнал будет добавлена реверберация, которая пойдет на тыловые и сурраунд-колонки. Это лучший выход для ДК, совмещенного со стереосетапом в одном помещении, которое акустически обработано для кинотеатра.
Наконец, еще один случай специальной акустической обработки — использование дипольных АС (тыловых или боковых). Так как они используют отражения от стен, глушить тыловую часть комнаты противопоказано, основное звукопоглощение переносится на фронт.
Комментарии
«В последнее время получили распространение т.н. «активные системы», когда задачу управления комнатными отражениями берет на себя специальный звуковой процессор. Он очень эффективен как раз в низкочастотном диапазоне, где акустика сама по себе не позволяет добиться нужного результата. Фактически, они помогают удешевить «пассивную» акустическую обработку комнаты за счет этого сочетания, когда за низкие частоты 100-1000 Гц отвечает процессор, а выше результат достигается «архитектурными» методами. На мое мнение, таким образом достигается наилучший результат.»
В виду того, что проблема расшифровки звукового образа остаётся все еще окончательно не решенной, то говорить о наилучшем результате, в таком решении, как минимум преждевременно. Слуховая система человека, в которой главным девайсом является мозг, способный мгновенно вычислять разность бинауральных фаз, слишком серьезно устроена, чтобы обойти его способности простеньким процессором, разрешающая способность и частота квантования которого, слишком далеки от характеристик и возможностей человеческого мозга. Прибавьте к этому, что у каждого человека разная форма головы как минимум. По этой причине мозг каждого человека, вносит свою корректировку в анализ звукового образа. У меня большие сомнения в том, что конструкторы этих девайсов смогли учесть хотя бы пять десять форм человеческого черепа. Говоря проще, такое решение можно было бы назвать как определенного рода костыли, но вряд ли как лучшее решение.
Снимки не очень удачно подобраны к статье. Все элементы обрешетки должны крепиться через фиброткань, причем не то, что в акустической обработке, а вообще по строительному госту, а в акустике желательно применять виброгасящие крепления, чтобы смещать частоту резонанса конструкции в целом.
Снимок с белыми колонками: если не применена специальная многоканальная линия задержек, то сложно себе представить, какое поле будет сформировано. С одной стороны, большее число систем позволяет его расширить, с другой стороны, разная высота дает разное пятно в плоскости 1100 мм. Ввиду чего, не представляется возможным правильная фазировка.
Коричневая комната, если заказчик отказался драпировать заднюю дверь, то необходимо было повесить перед ней тяжелую штору в тон стен.
Синяя комната: рамка экрана перекрыла половину рупора.
Опять же, если мы строим отдельный кинотеатр VIP уровня, то необходимо применять акустически прозрачные экраны, (их полно качественных в премиум секторе), и располагать акустику согласно стандартам долби 2/3 высоты и пр., но какой-нибудь Galileo 616 или dbx 4800, в этом случае, придется все же использовать.
В целом написано верно. Художественную подачу обсуждать не будем. 🙂
насчет формы головы и процессоров — Общее : звуковое поле , сформированное процессором или реальными событиями, не зависит от формы вашей головы 🙂
К сожалению, одно из лучших моих творений, не так давно разобрали, — отказ в аренде. Раньше я водил туда народ по ночам, и мы запускали даже не пленку, нет, я просил гостей захватить свои любимые диски DVD. Они удивлялись. Мол зачем? Это же публичный кинотеатр. Я говорю, Вы хотите познакомится с его величеством звуком? Хотим. Тогда берите знакомые Вам диски, вы узнаете, сколько на самом деле они содержат в себе информации. Был один отрицательный момент во всём этом. После этого похода, дома фильмы они уже более не смотрели, теряли всякий интерес к ним. К чему это я? Один раз услышав такое звучание, человек начинал более серьезно прислушиваться к подобным вопросам, в частности, к особенностям восприятия и расшифровки человеческим мозгом звукового образа. За 15 последних лет, никто из моих гостей так и не смог добиться такого же звучания с помощью электронных средств, хотя грамотных людей, работающих в этом направлении, у меня в гостях было достаточно. Самое забавное для меня было увидеть реакцию, ребят звуковиков из AT, которые во время отладки шли мимо, и тут зазвучал Propellerheads c обычного CD. Единственное, что я услышал от них «…ть, что это?». Это я к тому, что если написать здесь в комментах десятка три страниц технического текста, с детальным объяснением вышенаписанного, то вряд ли это запомнится, а вот если бы удалось послушать то, о чем я написал выше, то уверен, что это запомнилось бы очень надолго. По крайней мере, мои гости, помнят те дни уже больше десятка лет. Так же очень познавательно понаблюдать, как инженеры из Dolby Lbs, занимаются архитектурной акустикой студий пост продакшн. Многие вопросы отпадут сами собой. Весь спектр частотного отклика отстраивается только архитектурной акустикой, мембранные ловушки и пр. Никакой электронной коррекции. Так же очень полезно с ними пообщаться и услышать определённое мнение от прародителей формата. 😉
Еще раз отмечу, что человеческое тело, имеет параметрические характеристики, включая не только рост и пр, размеры которого попадают в определённые длины волны, плюс кратные гармоники, но и индивидуальное строение трубчатых костей, формы черепа и пр. Все эти величины, учувствуют в расшифровке звукового образа и взаимодействуют со звуковым полем. Интерференционные и дифракционные явления воздушной массы (отклик помещения) определенного объема, не заменить никакими процессорами. Именно по этой причине, ни публичные кинотеатры, ни студии звукозаписи, ни пост продакшн, никогда и нигде не применяют описанных Вами решений. Хотя их хозяева умеют считать свои деньги, и им было бы куда проще, нагнать народу в ангар, включить чудо технику, и забыть о капитальных вложениях. Если бы это было так, как Вы говорите, лучшим решением, то всяко его бы использовали профессионалы. Между тем, наблюдается совсем обратная картина. По этому и говорю – «костыли», но никак не лучшее решение. Описать и разрекламировать модную штуку, намного проще, чем добиться реально качественного звучания. Говорю как практик, ибо самому приходится часто переделывать чужие работы.
Вы молодцы, в целом, подняли одну из самых главных и важных тем, наконец-то заговорили о том, что помещение, это такая же важная часть акустического тракта, как и всё остальное. И я бы отметил, что самая важная часть в тракте. Так и не противоречьте себе же и своим мыслям, не ведитесь на рекламные трюки изготовителей техники. Да, возможно это где-то и как-то сможет помочь в совсем безвыходной ситуации, но не более того. Ни какой процессор не компенсирует вам перекошенный BR в EDT, ни вернет к соответствующей норме LF, LFC, LE, как и к нужному значению MTF и IDT, про EK, IACC, STI и C50 вообще пока просто промолчим, ибо первое же измерение выведет всю эту технику на чистейшую воду. Максимум, что можно сделать, это подмешать определенных субгармоник, но это костыли, надеюсь вы понимаете, что протез, каким бы он хорошим не был, не сравниться с настоящей ногой априори, поэтому лучшим решением, применение такой техники, рекомендую не называть. 😉
С наилучшими пожеланиями. Успехов.
Профессионалы как раз эту штуку оценили . Trinnov сейчас ( данные на 2015 год) применяет более 600 студий, включая и Голливуд ( Fox ) и более 700 коммерческих кинотеатров. Я лично с этим процессором работаю с 2009 года и применяли его и в акустически обработанных по профессорским проектам кинозалах — и здесь тоже было хорошо слышимое улучшение, хотя и без процессора результаты были хороши. И это все-таки не протез. Это эффективное средство устранения из звука посторонних артефактов, того , чего не должно быть слышно, — включая и определенные комнатные отражения и резонансы.
Полностью согласен. Почти 30 лет занимаюсь продажей и инсталляцией hi fi и домашних кинотеатров. Лучший звук получался именно тогда, когда серьезно делали акустику помещения. Некоторые процессоры действительно могут очень сильно помочь,единственные которые мне нравятся это anthem и triinnov. Но когда на конференции инженеры из trinnov пытались всех убедить что trinnov это панацея, не все в это поверили. Все у кого есть уши отметили ,что звук стал чище , комната избавилась от многих резонансов, но более не естественным.
До сих пор храню тестовые кольца от Dolby Lab. Рука не поднимается выкинуть, такие ценные, когда-то вещи. 🙂
На первой иллюстрации нам изображен Идеальный Домашний Кинотеатр, каким он видится разработчикам подобной аппаратуры. Это производит неизгладимое впечатление, разумеется, но сколько раз можно смотреть «Аватара»? При условии полной звуковой и визуальной изоляции от любых помех в очередной 101 просмотр захочется услышать хотя бы хруст попкорна, и почитать, что написано на бутылке Пепси. Много ли фильмов, которые по уровню окружения зрителя собой способны соответствовать этому кинотеатру? В 2015 я их насчитал три: «Хоббит, хождения туда сюда» последняя серия (детский), «Терминатор: гумозис» (подростковый), «Безумный, безумный Макс» (8+). В 2016 их пока один: «Звездные войны: все опять сначала». Конечно, другие тоже можно применить в этом ИДК, например, оскароносного «Выживальщика», но эффектности погружения там поменьше. Остальные либо ходильно-говорильного жанра, где весь этот окружающий грохот будет казаться неестественным, либо повреждают мозг бессмысленностью сюжета. Так что чтобы строить подобный кинозал надо все таки быть настоящим фанатом кино. Но путь к совершенствованию все же остается даже после описанного волхвования: можно применить виброкресла для передачи эффектов телу и источники запахов (для полного и окончательного погружения). А что, будет продаваться эксклюзивная версия диска с приложенным флакончиком ароматов дикого леса и медведя.
Исследования Dolby Lab. показали, что максимальное вовлечение человека в кинокартину дает именно качественный звук. Когда я водил своих коллег посмотреть кино и послушать качественный саунд, они «торчали» на мелодраммах даже больше чем на экшене, наслаждались шумом дождя, дуновением ветра и пр. Просто выходили с вытаращенными от наслаждения глазами и в захлеб восторженно рассказывали, какое великолепное эстетическое удовольствие они испытали от просмотра фильма. Кино, это своеоразная «магия», если оно делается профессионалами, жанр тут уже не столь важен. 😉
Dolby Lab очень качественно разрекламировало себя этим:)) Ну как же без них то. На деле конечно, такие фильмы с вовремя преподнесенными медитативными и ностальгическими сценами шума дождя и пр. производят сильное впечатление и без подобного погружения. Как правило, это высокохудожественные творения талантливых авторов, и еще и высокобюджетные, только где они? Не припомню за последние годы ничего, что отвечало бы этим критериям. Я не фанат мелодрамы, но можно взять в пример фильмы ужасов, как более близкий мне жанр. Атмосферу саспенса с шорохами, подкрадыванием сзади, шопотами и т.п. я очень даже готов переживать. Собственно, для этого я дома сооружал домашний кинотеатр, правда, конечно, не такого уровня. И что мы имеем? Опять 25. За последние годы таких фильмов было штук 5. В большинстве случаев вместо этого имеем унылую жвачку про странные якобы ужасные извращения или видения героев, от которых навевает сон и скуку, а никакой не эффект хотя бы напряжения. И на 90% хождения по дому, болтовня, бытовые сцены об американском образе жизни. Потом у кого-то из домочадцев едет крыша, и он начинает видеть дурные сны или привидения, больше похожие на плохо гримированных статистов. Ну видно, что это актеры и актрисы. Покупать это в лицензии. Боже упаси. Половину из них я просто и не досматриваю до конца. А на скачанных пиратках в переводе Мега Пыхаря собственно дурной голос переводчика гасит все подобные моменты на корню. Так что я ресивер не включал на кино уже несколько лет. При этом мною замечено, что даже если что-то зашуршит сзади, это особого эффекта страха не создает, потому что изображение только спереди, сзади привычная обстановка или ничего, как на иллюстрациях, хотя дитя 5 лет можно так напугать, конечно. В отличие от домашнего кинотеатра, в котором зритель пассивный, и смотрит только на изображение спереди, происходящее где-то, игрушки-ужастики типа Penumbra создают намного более сильный эффект вовлечения, потому что можно обернуться (в игре, конечно), увидеть то, что издало звук, взаимодействовать с ним, например, пойти посмотреть или наоборот спрятаться. В недавней игрушке в жанре survival horror помню я «спасался бегством» от громилы-психопата в темноте, так он мало что бежал следом минуту или более, так еще и тяжело «дышал в спину». Вот это был саспенс, кинозалу до этого ощущения далеко.
Вы видимо не знакомы со статистикой, накопленной, в том числе, отечественными инженерами из НИКФИ. Поэтому считаете, что прародители формата держатся только на рекламе. Однако никакая реклама не спасла 3D формат. Причем это были уже две попытки за последние 35 лет. Наверное это уже о чем-то говорит. Хотя лаве в него влили несравнимо больше чем в звук.
Это ответ Антону на 12:25
Абсолютно так. Главное — это заставить человека поверить в происходящее на экране, а способы я и старался описать в этой статье
Большинству людей и Hi-Fi не нужен — достаточно блютус колонки. Stereo.ru работает как раз для тех, кто действительно любит музыку и кино. А материал, безусловно, интересный.
Мое мнение, которое высказал ранее, для музыки характерно желание прослушать композицию и альбом много раз. Они не сразу запоминаются и надоедают. Это характерно для 99% меломанов. В отличие от этого, сюжет фильма запоминается с первого просмотра. «Аватар» — неплохое кино. Но смотреть на эти синие рожи второй раз желания нет никакого, уже знаешь, что дальше будет. Иногда я забываю фильм по названию, но первые 1-2 минуты, я его вспоминаю, хотя смотрел годы назад. Ценителей игры актеров и особо удачных кадров, видов, сцен я встречал очень редко. На моей памяти такой был один. Плюс моя жена, которая просто забывает сюжеты просмотренных больше года назад сериалов. Извините, склероз. При этом для меня самого нашлось бы за всю мою жизнь с десяток фильмов, которые я с удовольствием посмотрел больше одного раза. По этой причине у нас развито торрент-тырение, а в Америках — взятие дисков в прокат на один раз. У меня двоюродный брат уехал в Америку и живет там. У него тоже есть ресивер и колонки, они берут фильмы в прокат, но мнение у него абсолютно такое-же: ресивер включать не интересно в 99% случаев.
Музыка, это отдельный язык. И между тем в кино музыки много, и если человек услышал в реальном киношном формате хороший трек, как правило, на CD, он его уже не слушает — другой саунд. Есть фильмы, которые мы с супругой посмотрели не одну сотню раз, но правда мы с ней отработали в киноиндустрии больше десятка лет. И дома у нас такая библиотека фильмов, (несколько тысяч), что их просто не куда ставить. Есть целые тома, даже еще не распечатанные. Не распечатанные не потому, что не хочется смотреть, а потому что не успеваем до них добраться. Мы с кино присыпаемся и с ним засыпаем. А вот телевидение, (трансляцию), не смотрим вообще. Никак и никогда. Так что люди есть разные. 🙂 За всех не стоит писать. 🙂
А я с удовольствием покупаю на CD и слушаю саундтреки к фильмам 🙂
Сколько раз можно смотреть один и тот же фильм? По разному: Примерно 3 раза . на мой взгляд, как минимум. Первый раз смотришь сюжет, второй — обращаешь внимание на нюансы звука- изображения, третий- со знанием вышеперечисленного уже просто внимательно наблюдаешь за игрой актеров. Но , конечно, здесь общих правил нет. Бывает, хватает и первых минут, чтобы сменить фильм 🙂
Грохот: В нормальном ДК грохота нет. Есть те звуки , которые записал режиссер. Если ваша аппаратура превращает их в грохот- фильм здесь ни при чем.
Но это все могут быть особенности личного восприятия:-)
А на сколько критична, именно в театре имеет значение длина провода для фронтальной акустики? К примеру, если разместить аппаратуру сзади зрителя, получается что длина проводов очень приличная.
А основной звук исходит именно из фронтальных каналов.
Есть специальная программа для расчета потерь в кабеле. Но даже если опираться просто на закон ОМа, то очевидно, что чем короче кабель, тем меньше на нем падение напряжения, прибавьте к этому последовательно эквивалентные индуктивность и емкость, и получите вполне себе такой фильтр. 🙂 Вывод, Если передаваемая мощность, коей является усиленный звуковой сигнал, велика, а она у нас велика, то акустический кабель должен быть максимально коротким. Другое дело слаботочный сигнал, да еще с высоким входным сопротивлением усилителя (нагрузки) в среднем не ниже 10 кОм. Выводы делайте сами. 😉 Лично я всегда при строительстве публичных кинотеатров усилительную часть фронтальных каналов располагал там же за экраном, но с маскировкой индикации. И эти работы получали весьма высокую оценку, как от отечественных, так и от зарубежных коллег.
Значит, лучше «закрыть глаза» на лампочки индикаторов аппаратуры, которые будут видны в темноте. Все таки это меньшее зло, чем потерять в качестве звука!
Можно и нужно драпировать, способов много
если Rack стойка, то получится только с помощью двери скрыть?
Да , и на мой взгляд , лучшее место для усиления фронтальных каналов — за экраном, или под ним. Сурраунд каналы тоже проще ставить там же — в сурраунде средние уровни меньше, и артефакты «длинных кабелей» не так заметны. Все внимание зрителя уходит на фронтальную картину. Лучший вариант подключения здесь, когда дистанция между УМ и процессором — балансный
как раз рассматривал вариант с балансниками между УМ и процессором, а вот размещать придется только слева или справа от экрана, так как планировал высокую стойку.
На тыловых каналах. если это реальный кинотеатр, добротность другая, по этому там действительно не так страшны эти потери.
Всем привет! Порекомендуйте, пожалуйста, компанию, которая сможет подготовить комнату ДК или проект такой сделать.
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Как собрать Hi-Fi кинотеатр у себя дома
Как и было обещано, выкладываю статью по сборке и настройке домашнего кинотеатра класса Hi-Fi у себя дома. Все советы основаны на личном опыте инсталляции данного оборудования в различных неподготовленных помещениях.
Итак, вы решили собрать себе хороший кинотеатр с DolbyAtmos. Что понадобится для его сборки и настройки?
Компоненты домашнего кинотеатра
AV Ресивер
Как говорит нам википедия AV ресивер – это многоканальный усилитель с декодерами цифрового аудиопотока (ЦАП – цифро-аналоговый преобразователь), тюнером и коммутатором аудио- и видеосигналов для бытового применения в системах домашнего кинотеатра. Может преобразовывать звуковые и видеоформаты.
Ресивер – это мозговой центр нашего домашнего кинотеатра. Именно через него проходит вся коммутация нашей системы. Как правило они оборудованы большим количеством цифровых и аналоговых входов, для возможности подключения всего домашнего мультимедиа, от Blu-ray плеера до игровой приставки.
Как подобрать ресивер для DolbyAtmos? На данный момент поддержка DolbyAtmos присутствует у всех производителей ресиверов, как правило в топовом сегменте. Отдельно можно выделить компанию Onkyo которая сделала ставку на более широкий круг покупателей, выпустив линейку ресиверов среднего ценового сегмента с Atmos. Самый бюджетный ресивер на данный момент стоит около 36-37 т.р. Но, естественно, наличие Atmos далеко не показатель того, что ресивер вам подходит.
На что еще следует обратить внимание при выборе ресивера
- Мощность. Сигнал в устройство приходит не усиленный, а только в несколько милливатт, чего недостаточно для воспроизведения данного сигнала акустической системой. Для этого и используется система усиления сигнала, но мощность – не только показатель громкости, которую вы можете получить. Обратите внимание на то, что практически все производители в характеристиках устройств указывают что-то вроде – мощность 100Вт на канал, нагружен 1 канал. Это означает, что данную мощность устройство может подать только в том случае, если подключена только ОДНА колонка. Естественно при подключении всех колонок мощность будет ниже, пропорционально их количеству.
- Возможности коммутации. Перед покупкой ресивера лучше определиться, что вы к нему будете подключать, нужен ли Wi-Fi и Bluetooth, хотите ли вы поставить доп. усилитель для фронтальной пары или подключить винил. На данный момент большинство ресиверов – это универсальные устройства, которые сами могут послужить источником аудио сигнала без дополнительных внешних устройств, таких как CD или NP проигрыватели. Также обратите внимание на возможность подключение АС по Bi-amping> зачем это нужно расскажу ниже.
- ЦАП. Качество цифро-аналогового преобразователя напрямую влияет на качество звука полученного от цифровых источников.
- Сила тока. Очень важный и не всеми указываемый параметр. Он влияет на возможность воспроизведения НЧ сигнала на одинаковом уровне в течении продолжительного времени. Например звук отбойного молотка – если конденсаторы не смогут накопить нужный заряд, то данный звук будет затухающим вне зависимости от громкости, при этом также звук начнет сливаться в общий гул, хотя как мы знаем отбойный молоток все-таки это повторяющиеся НЧ удары.
- Прослушка. Так как ресивер это только 40% от вашего финального звука, то лучше его прослушать с акустикой которую вы себе выбрали. Тем более что особенности слуха у каждого индивидуальные, лучше всего слушать не в рафинированных условиях специально подготовленного помещения, так как для того, чтобы добиться такого звука дома самым простым вариантом будет построить помещение для ДК.
Акустические системы
Собственно говоря это и есть ваш звук. На данный момент на рынке присутствует огромное количество производителей которые могут предложить акустику любых форм и размеров. В классической системе 5.1 как правило используются 2 напольные фронтальные колонки, отвечающие за воспроизведения основного звука, 2 тыловые полочные, которые как правило служат только для спецэффектов и центральный канал. Сабвуфер, подключаемый к ресиверу, должен быть активным, то есть со своим встроенным усилителем, пассивные сабвуферы к AV ресиверам подключить нельзя. Для воспроизведения сигнала DolbyAtmos нам понадобятся либо DolbyAtmos колонки, например Onkyo SKH-410, либо же потолочная встраиваемая акустика.
- Мощность. Мощность АС это не показатель её громкости, а показатель её надежности, то есть того, какой сигнал она сможет переварить. При подборе акустики нужно учитывать очень важно, что бы мощность акустики была выше максимальной мощности усилителя. Также важно, что бы параметр сопротивления был либо таким же, либо выше чем у усилительной части источника сигнала.
- Дисперсия распространения звука акустической системы. На данный момент у акустических систем угол распространения звуковой волны варьируется от 90 до 160 градусов. Чем выше данный показатель, тем удобнее АС в установке, так как не требует поворота к слушателю. Некоторые колонки отличаются эгоистичным характером, рассчитанным только на одного слушателя, некоторые, наоборот, более дружелюбны.
- Расположение фазоинвертора. Фазоинвертор обеспечивает расширение НЧ диапазона АС за счет резонанса его трубы на частоте ниже, чем у НЧ динамика. Его расположение может быть либо на фронтальной, либо на тыловой части АС, и оно влияет на её установку. При фронтальном фазоинверторе АС можно устанавливать близко к стене, что облегчает задачу при инсталляции в ограниченном пространстве, в случае с тыловым расположением чем ближе АС к стене тем больше НЧ сигнала и в звуке появляется каша. В случае если вам все-таки придется расположить колонки близко к стене, то рекомендуется разместить сзади шумопоглащающий материал.
- Количество полос. Так как один динамик не сможет адекватно воспроизвести звук всего слышимого диапазона, то для НЧ, ВЧ и СЧ частот производители используют разные воспроизводящие динамики, то есть 3-х полосная акустика имеет отдельные динамики для воспроизведения сигнала каждого диапазона. В 2-х полосной акустике, как правило, есть отдельный динамик для НЧ диапазона и СЧ, ВЧ динамик.
- Bi-amping. Данная функция позволяет подключить НЧ и СЧ, ВЧ каскад к отдельным усилителям. Что это дает? В данном случае мы нивелируем негативное влияние друг на друга НЧ и СЧ сигнала
- Прослушка. У каждой АС свои нюансы воспроизведения, каждая из них по своему украшает звук. Поэтому, как я уже говорил при выборе комплекта лучше всего его будет прослушать в живую.
Источник сигнала
Для просмотров фильмов нам, естественно, понадобится плеер, который данный сигнал будет подавать. Подойдет как Blu-ray так и медиаплеер.
На что обратить внимание
- Поддержка нужных декодеров. Это пожалуй главное, что от плеера нам нужно, сможет ли он подать нам DolbyAtmos сигнал или нет.
- Подключения. Как правило все плееры сейчас оборудованы HDMI входом, но так же важно знать есть ли там Wi-Fi, например для того, чтобы перевести управление вашими устройствами на смартфон.
Провода для подключения и доп. аксессуары
Есть популярное мнение, что дорогие кабели для подключения всей системы – это аудиофильская блажь для «укушенных серебряным кабелем». Это не так, чем выше качество вашей системы, тем выше её чувствительность к внешним факторам, в том числе к ЭМВ искажениям. Конечно же, не стоит покупать себе кабель за 25000$, но и совсем экономить тоже не стоит.
На что обратить внимание
- Сечение акустического кабеля. Акустический кабель должен быть не менее 2.5 мм^2 для того, что бы нивелировать искажения в сигнале. Кабель сейчас практически весь выполнен из OFHC меди с разным количеством девяток после запятой.
- Материал разъемов. Позолоченные разъемы на вашем кабеле это не только показатель того, что вы можете себе купить позолоченный кабель. Окисление контактов приводит к негативному влиянию на качество звука, создавая дополнительные искажения.
- Оплетка кабеля. Как уже было указано, чем выше качество вашей техники, тем выше её чувствительность к внешним факторам, качественное экранирование кабеля позволит избавиться от искажений сигнала из за внешних ЭМ искажений.
- Демпферы. При подборке того, как установить вашу технику, обратите внимание на защиту от вибрации. На демпфирование многие производители тратят огромное количество денег, иногда в самой цене ресивера большая часть заложена именно в защите от вибраций. Сейчас на рынке можно найти множество разных демпферов на любой вкус. Однажды я демпфировал усилитель разрезанной резиной от старого барабанного пэда.
- Длина кабеля. Кабель лучше брать с запасом, потому что шанс того, что понадобится перемещение колонок и компонентов очень велик.
Настройка и установка
Итак, мы выбрали себе все, что нужно для домашнего кинотеатра и привезли домой. Осталось самое интересное – подключение и настройка.
Подготовка помещения
Начнем с акустики помещения, чем больше у вас в помещении мягких шумопоглощающих предметов, тем лучше. Это не обязательно должны быть специально купленные и размещенные вещи. Диваны, шторы, кресла также являются шумопоглотителями.
Как расположить фронтальную пару
Расстояние между фронтальными АС и расстояние между каждой колонкой и слушателем должны составить равнобедренный треугольник. Из этого же треугольника можно рассчитать угол поворота АС к слушателю, грубо говоря, если представить, что ваши руки – стороны треугольника, образующие угол в 90 гардусов, то они визуально должны упираться в фронтальную часть динамика. Но в случае с динамиками с широкой дисперсией распространения сигнала колонки поворачивать не нужно. Расстояние между колонками вы можете выбрать на слух, при помощи стерео звука, желательно с вокалом.
Как расположить тыловые колонки
Тыловые колонки лучше разместить немного дальше зоны прослушивания на уровне головы слушателя (для этого есть специальные подставки, либо настенные крепежи), напротив фронтального канала.
Как расположить центральный канал
Тут, собственно говоря, все очень логично и просто, центральный канал располагается по центру экрана, который служит для просмотра. Естественно на пол его ставить нельзя, так как это нарушает картину звучания человеческого голоса.
Как расположить сабвуфер
Сабвуфер лучше расположить во фронтальной зоне прослушивания, вплотную к стене, для того, что бы добиться более громогласных эффектов за счет отражения звука от стены.
Как расположить колонки для Atmos
Если колонки для Atmos встроены во фронтальную пару, то сложностей с их установкой не будет. То же можно сказать и про дополнительные колонки, которые устанавливаются на фронтальную пару. Но данные АС не смогут адекватно работать в случае, если у вас в квартире (помещении) используются подвесные или натяжные потолки, в таком случае лучше использовать потолочную акустику.
Подключение к ресиверу
Совет из моей личной практики, в первую очередь подключите все акустические и видеокабели сначала к ресиверу, потом подключать провода копаясь в ворохе коннекторов очень тяжело. В качестве коннекторов к акустическому кабелю рекомендую использовать разъем типа «банан», это значительно облегчит все подключения. Обратите внимание на то, чтобы акустический и сетевой кабель не пересекались, в случае с обычным сетевым кабелем он может дать сильные искажения на сигнал проходящий по акустическому кабелю.
Авто настройка
Сейчас практически каждый ресивер обладает функцией авто настройки. Рекомендую им пользоваться, так как он делает большое количество настроек за вас. Работает данная система как сонар, проверяя расположение громкость и акустику помещения. В дальнейшем вы уже можете отстроить звук под себя.
Заключение
Итак мы собрали и настроили домашний кинотеатр. Естественно описанное здесь не является на все 100% универсальным рецептом, все-таки каждая настройка делается под слушателя. Но указанные здесь нюансы нужно учитывать при каждой настройке. Естественно, это не идеальный вариант настройки системы, но ведь не каждый захочет сделать ремонт из-за хорошего звука.
Территория баса: советы по обустройству домашнего кинотеатра от Джона Хантера
Между тем, сам по себе этот процесс невероятно интересен и увлекателен. Будет лучше, если вы с самого начала осознаете, что вовсе не обязательно покупать «всё и сразу». По ходу дела вы наберётесь опыта и сумеете принять более осознанные решения. Такой подход позволит вам эффективнее использовать свой бюджет. Избежать приобретения компонентов, назначение которых вам не вполне понятно. Или же те, потенциал которых вы не сможете использовать сразу с полной отдачей.
Сабвуфер REL из серии HT, специально предназначенной для использования в составе домашнего кинотеатра
В этой публикации мы постарались собрать все самые важные знания и основные приёмы. Они помогут вам при создании и поэтапном развитии домашнего кинотеатра – от базовой конфигурации до полноразмерной и полнофункциональной системы 5.1.
Прежде всего, вы должны определить для себя три важных момента:
Каким будет пространство, в котором разместится ваш домашний кинотеатр: малым, средним или большим?
Насколько громким должно быть звучание кинотеатра с учётом ваших предпочтений и особенностей его использования?
Насколько важно для вас качество воспроизведения музыки в свободное от просмотра фильмов время?
СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛА
В небольших помещениях система 2.1 иногда способна дать больше, чем полноценная система 5.1.
Ваше пространство ограничено?
Если у вас скромная городская квартира, и для видео предназначена LCD-панель в спальне, следует понимать, что далеко не все домашние кинотеатры должны иметь пять или более каналов. Для небольшой квартиры вполне достаточно пары колонок с приличным сабвуфером.
Система 2.1
Используете экран с диагональю менее 70″? Можно попробовать обойтись без центрального канала. Хотя в иных случаях он исключительно важен. Просто большинство современных двухполосных акустических систем с динамиками от 150 мм, установленных на расстоянии 65 – 75 см друг от друга, выдают объёмный, динамичный и хорошо артикулированный звук. Он легко заполняет центральное пространство, формируя яркие звуковые образы. Две размещённые на небольшом расстоянии друг от друга колонки создают трёхмерную звуковую сцену.
Всё внимание качеству
Большинство из тех, кто покупает мощные многоканальные ресиверы, не слишком хорошо разбираются в особенностях настройки. Они слабо представляют себе, что именно может дать та или иная настройка канала. В результате в настройках акустических систем для всех колонок по умолчанию остаётся значение «малые», с нулевой задержкой.
Если вы не знаете, что значат эти термины, вполне вероятно, что мир современных многоканальных кинотеатров вскоре станет вызывать у вас чувство досады и разочарования. И в этом вы не одиноки. Если вы чувствуете неуверенность, лучше выбрать качество и минимум каналов, отказавшись на этом этапе от многоканальности со всей сложностью её настройки, порождающей лишние проблемы.
Помните, что пара достойных колонок с сабвуфером и приличный AV-ресивер составляют фундамент очень хорошего кинотеатра.
Берите хорошую акустику авторитетных производителей
Прежде всего, остерегайтесь продукции популярных производителей телевизоров, предлагающих комплекты колонок по низким ценам. Зачастую такой комплект дополняется беспроводным сабвуфером, не способным воспроизводить частоты ниже 60 Гц. А ведь именно в этом диапазоне и должен быть настоящий бас.
Ведь вся суть домашнего кинотеатра состоит в том, чтобы звук был, как в реальном кинозале. Поэтому не стоит соблазняться низкими ценами, чтобы потом не жалеть.
Фирмы, которые специализируются именно на акустике, предлагают, как правило, хорошо звучащие колонки. Тогда как акустика, которую «попутно» выпускают громадные корпорации, вероятнее всего будет звучать просто ужасно. Не тратьте ни копейки на их колонки или сабвуферы: опыт показывает, что этого делать не стоит.
Система 5.1
Выбираем подходящий ресивер
Для небольшого помещения имеет смысл выбрать простой ресивер. Основная сложность использования AV-ресиверов связана именно с замысловатыми настройками Dolby-декодирования многоканального звука. Лично я предпочитаю систему «навырост». Поэтому взял бы относительно недорогой аппарат Yamaha или Onkyo.
А если позволяет бюджет, то, конечно же, Arcam .
Ведь в последние годы ресиверы Marantz и Denon не обеспечивают полного динамического диапазона в режиме кинотеатра. А это ограничивает естественную динамику, которая и составляет значительную часть удовольствия, получаемого при просмотре фильмов.
СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛА
Если вы любите музыку и фильмы, но знаете, что у вас не будет места для расширения кинотеатра до полноценного многоканального формата 5.1 или выше, обратите внимание на двухканальный ресивер Yamaha R-S202, который стоит примерно $150. Это очень выгодная покупка. Конструкция восходит к классике аппаратов начального уровня конца 90-х годов: добротный выходной каскад, работающий в классе А/В , большой и тяжелый трансформатор питания. Но помните: подойдёт он лишь в том случае, если вы не планируете расширения системы в будущем. Просто хотите иметь ресивер по приемлемой цене и подходящий для музыки и фильмов.
Главное для кинотеатра – правильная настройка
Займёмся установкой и настройкой системы. Разместите колонки на некотором расстоянии от задней стены, направляя их на позицию прослушивания. В идеале, вершина угла, образуемого звуковыми лучами, должна находиться примерно в полуметре у вас за головой. Расстояние между компактными колонками может не превышать двух метров. Большие акустические системы можно раздвинуть шире – до трёх метров.
Войдите в меню настройки параметров акустических систем своего ресивера и выберите вариант Large (Большие) или Full Range (Полный диапазон). Прослушайте результат. Пока компоненты не прогрелись, слушайте на умеренной громкости, чтобы не перегрузить систему. Если в звуке появятся искажения или резкость, убавьте громкость. Экспериментируя, можно постепенно довести громкость до очень высокого уровня.
Добавление колонки центрального канала
Итак, вы собрали недорогую, но высококачественную систему 2.1 начального уровня. Если на её основе вы планируете построить полноценный 5.1-канальный (или более масштабный) домашний кинотеатр, следующим шагом будет добавление «центра».
Система с фронтальными колонками, сабвуфером и центральным каналом
Важно, чтобы этот центр соответствовал уровню ваших основных колонок, так что лучше не скупиться.
Если акустическая система центрального канала, доступная в ценовой категории ваших фронтальных колонок, слишком мала или слишком велика, поднимитесь на ступень выше и выберите подходящую модель более высокого качества. Центральный канал играет исключительно важную роль, отвечая за разборчивость диалогов, а также наиболее значимых звуков, находящихся в фокусе кадра.
СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛА
Почти во всех домашних кинотеатрах, с которыми мне доводилось иметь дело, центральный канал настроен слишком громко. В результате казалось, будто звучит один большой «моноспикер» с сильным шумом из центра. Тогда как левая и правая колонки почти не слышны. Учитывайте эту особенность.
Попробуйте уменьшить громкость, ориентируясь на слух по громкому шипению. Вместо автоматической коррекции (Room Correction) выберите функцию ручной настройки (Manual). Это поможет выровнять уровень всех каналов.
Разумеется, можно купить прибор для измерения уровня. Но всё же рекомендую попытаться сделать регулировки «на слух». Доверьтесь своему слуху: это очень точный инструмент. Включите функцию контроля уровня (Level Check) на AV-ресивере и начинайте слушать шипение фронтальных каналов. Субъективно каждый из них будет звучать по-разному, но постарайтесь найти приблизительный баланс.
Не поддавайтесь искушению изменить громкость левого или правого канала. Слушайте центр относительно двух фронтальных каналов, повышая или понижая уровень по мере необходимости, пока центр не сравняется по громкости с фронтом. Скорее всего, вам понадобится убавлять громкость центрального канала. Если все сделать правильно, звуковая сцена вокруг действующих лиц фильма обретает реалистичность и объём, становится по-настоящему трехмерной.
Кинотеатр и встраиваемая акустика
Возможно, среди прочего вы рассматривали варианты с использованием встраиваемых акустических систем – стеновой или потолочной. Они прекрасно подходят для фоновой музыки, но ни в коем случае не могут заменить фронтальные каналы домашнего кинотеатра. Не связывайтесь со встраиваемой акустикой.
Чёткость звука, особенно речи (не говоря уже о диалогах в фильмах) в высшей степени зависит от направленности. То есть все три фронтальные колонки – левая, правая и центральная – должны быть направлены на слушателя. Стеновая акустика позволяет реализовать это правило. А старшие модели дают возможность изменять угол направленности низкочастотных и высокочастотных излучателей, чтобы точнее ориентировать их на место прослушивания.
Потолочная акустика
Между тем, потолочная акустика полностью проигрывает связке «лево-право-центр» домашнего кинотеатра или стереофонической паре. Ведь в данном случае все излучатели направлены вниз. Интересно, что когда работают потолочные колонки, присутствующие то и дело спрашивают: «Что?», «Что он сказал?», «А можно сделать погромче?».
Выходит, потолочная акустика – это плохо? Напротив, это очень хорошо! Если её правильно использовать.
Она отлично подходит для фоновой музыки, заполняющей весь дом. Это создаёт атмосферу роскоши, которой трудно не поддаться. Прежде во дворцах делали фонтаны с мягко журчащей водой. И потолочная акустика навевает такое же ощущение покоя и шикарного окружения.
Колонки, встраиваемые в потолок, отлично подходят и для пространственных каналов, особенно фланговых, в системе 7.2 или Atmos . Это более продвинутые версии домашнего кинотеатра. Но мы немного забегаем вперёд.
Резюмируем
В качестве основной акустики домашнего кинотеатра используйте традиционные колонки. В идеале – двухполосные полочники на стойках, с 6.5-дюймовыми динамиками или большие напольные. Если пространство для кинотеатра ограничено, прекрасно подойдут полочные модели. В крайнем случае, можно использовать стеновую акустику. Она даёт направленное излучение звука, как обычные колонки. Потолочную акустику оставьте для пространственного и фонового рассеяния звука.
REL T-Zero MKIII
СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛА
Для получения действительно высокого качества звучания – например, в столовой – можно использовать компактный сабвуфер REL T-Zero MKIII , подключённый к усилителю через вход высокого уровня.
Наши советы помогут вам заложить основу домашнего кинотеатра. В следующий раз мы рассмотрим акустические системы пространственного звучания и способы их размещения. И предложим несколько советов по альтернативным методам построения системы 7.2, которая выводит домашний кинотеатр на качественно новый уровень.
John Hunter,
REL Owner & Design Director