Когда проводятся внеочередные осмотры воздушной линии электропередачи
Перейти к содержимому

Когда проводятся внеочередные осмотры воздушной линии электропередачи

  • автор:

 

Когда проводятся внеочередные осмотры воздушной линии электропередачи

Глава 2.3. Воздушные линии электропередачи

2.3.1. Настоящая глава распространяется на ВЛ напряжением (0,38 220) кВ и воздушные токопроводы напряжением до 35 кВ включительно переменного и постоянного тока, обслуживаемые Потребителями.

Правила не распространяются на линии контактной сети, токопроводы для электролизных установок и другие воздушные специальные линии и сооружения, устройство и эксплуатация которых определяется специальными правилами и нормами.

2.3.2. Все вновь сооружаемые и реконструируемые ВЛ и токопроводы должны быть выполнены в соответствии с правилами устройства электроустановок и действующими строительными нормами и правилами.

2.3.3. При согласовании технической документации на вновь проектируемые (реконструируемые) ВЛ и токопроводы Потребители должны предоставлять проектным организациям данные о фактических условиях в зоне проектируемой ВЛ, токопровода (климатические условия, характер и интенсивность загрязнения и др.) и требовать учета этих условий в проектах. Намечаемые проектные решения по новым и реконструируемым ВЛ (токопроводам), присоединяемым к электрической сети внешнего электроснабжения, должны быть согласованы с энергоснабжающей организацией.

2.3.4. Потребитель, которому подлежит сдача в эксплуатацию вновь сооружаемых ВЛ и токопроводов, должен организовать технический надзор за производством работ, проверку соответствия выполняемых работ утвержденной технической документации.

2.3.5. Приемка в эксплуатацию и допуск вновь сооруженных ВЛ и токопроводов должны производиться в соответствии со строительными нормами и правилами и установленным порядком допуска в эксплуатацию новых и реконструированных энергоустановок, а также правилами приемки в эксплуатацию законченных строительством линий электропередачи.

Перед приемкой должны быть проверены на соответствие проекту техническое состояние трассы, опор и других элементов ВЛ (токопровода), заземляющих и молниезащитных устройств, стрелы провеса и расстояния от проводов и тросов в пролетах и пересечениях до земли и объектов.

При сдаче в эксплуатацию токопроводов напряжением выше 1000 В, кроме документации, предусмотренной правилами устройства электроустановок и строительными нормами и правилами, должны быть оформлены:

исполнительный чертеж трассы с указанием мест пересечений с различными коммуникациями;

чертеж профиля токопровода в местах пересечений с коммуникациями;

перечень отступлений от проекта;

акт на монтаж натяжных зажимов для гибких токопроводов;

документы, подтверждающие наличие подготовленного персонала;

необходимые исполнительные схемы;

разработанные и утвержденные инструкции.

2.3.6. При эксплуатации ВЛ должны соблюдаться правила охраны электрических сетей и контролироваться их выполнение.

Потребитель, эксплуатирующий ВЛ, должен информировать других Потребителей, организации, находящиеся в районе прохождения ВЛ, о требованиях указанных Правил.

Потребитель, которому принадлежит ВЛ, должен принимать меры к приостановлению работ в охранной зоне ВЛ, выполняемых с нарушением правил охраны электрических сетей.

2.3.7. При эксплуатации ВЛ и токопроводов должны проводиться техническое обслуживание и ремонт, направленные на обеспечение их надежной работы.

При техническом обслуживании должны производиться работы по предохранению элементов ВЛ и токопроводов от преждевременного износа путем устранения повреждений и неисправностей, выявленных при осмотрах, проверках и измерениях.

При капитальном ремонте ВЛ и токопроводов должен быть выполнен комплекс мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных характеристик ВЛ и токопроводов в целом или отдельных их элементов путем ремонта деталей и элементов или замены их новыми, повышающими их надежность и улучшающими эксплуатационные характеристики.

Капитальный ремонт ВЛ на железобетонных и металлических опорах должен выполняться не реже 1 раза в 10 лет, ВЛ на опорах с деревянными деталями — не реже 1 раза в 5 лет.

Капитальный ремонт токопроводов должен выполняться по мере необходимости по решению технического руководителя Потребителя.

Перечень работ, относящихся к техническому обслуживанию и ремонту ВЛ и токопроводов, устанавливается типовыми инструкциями по эксплуатации ВЛ.

2.3.8. На ВЛ должны быть организованы периодические и внеочередные осмотры.

Периодические осмотры ВЛ проводятся по графику, утвержденному ответственным за электрохозяйство Потребителя. Периодичность осмотров каждой ВЛ по всей длине должна быть не реже 1 раза в год. Конкретные сроки в пределах, установленных настоящими Правилами, должны быть определены ответственным за электрохозяйство Потребителя с учетом местных условий эксплуатации. Кроме того, не реже 1 раза в год административно-технический персонал должен проводить выборочные осмотры отдельных участков линий, включая все участки ВЛ, подлежащие ремонту.

Верховые осмотры с выборочной проверкой проводов и тросов в зажимах и дистанционных распорках на ВЛ напряжением 35 кВ и выше, эксплуатируемых 20 лет и более, или на их участках, и на ВЛ, проходящих по зонам интенсивного загрязнения, а также по открытой местности, должны производиться не реже 1 раза в 5 лет; на остальных ВЛ (участках) напряжением 35 кВ и выше — не реже 1 раза в 10 лет.

На ВЛ 0,38 — 20 кВ верховые осмотры должны осуществляться при необходимости.

2.3.9. Внеочередные осмотры ВЛ или их участков должны проводиться при образовании на проводах и тросах гололеда, при пляске проводов, во время ледохода и разлива рек, при пожарах в зоне трассы ВЛ, после сильных бурь, ураганов и других стихийных бедствий, а также после отключения ВЛ релейной защитой и неуспешного автоматического повторного включения, а после успешного повторного включения — по мере необходимости.

2.3.10. Периодические осмотры токопроводов должны выполняться по графику, утвержденному ответственным за электрохозяйство Потребителя, с учетом местных условий их эксплуатации.

2.3.11. При осмотре ВЛ и токопроводов необходимо проверять:

противопожарное состояние трассы: в охранной зоне ВЛ не должно быть посторонних предметов, строений, стогов сена, штабелей леса, деревьев, угрожающих падением на линию или опасным приближением к проводам, складирования горючих материалов, костров; не должны выполняться работы сторонними организациями без письменного согласования с Потребителем, которому принадлежит ВЛ;

состояние фундаментов, приставок: не должно быть оседания или вспучивания грунта вокруг фундаментов, трещин и повреждений в фундаментах (приставках), должно быть достаточное заглубление;

состояние опор: не должно быть их наклонов или смещения в грунте, видимого загнивания деревянных опор, обгорания и расщепления деревянных деталей, нарушений целостности бандажей, сварных швов, болтовых и заклепочных соединений на металлических опорах, отрывов металлических элементов, коррозии металла, трещин и повреждений железобетонных опор, птичьих гнезд, других посторонних предметов на них. На опорах должны быть плакаты и знаки безопасности;

состояние проводов и тросов: не должно быть обрывов и оплавлений отдельных проволок, набросов на провода и тросы, нарушений их регулировки, недопустимого изменения стрел провеса и расстояний от проводов до земли и объектов, смещения от места установки гасителей вибрации, предусмотренных проектом ВЛ;

состояние гибких шин токопроводов: не должно быть перекруток, расплеток и лопнувших проволок;

состояние изоляторов: не должно быть боя, ожогов, трещин, загрязненности, повреждения глазури, неправильной насадки штыревых изоляторов на штыри или крюки, повреждений защитных рогов; должны быть на месте гайки, замки или шплинты;

состояние арматуры: не должно быть трещин в ней, перетирания или деформации отдельных деталей;

состояние разрядников, коммутационной аппаратуры на ВЛ и концевых кабельных муфт на спусках: не должно быть повреждений или обрывов заземляющих спусков на опорах и у земли, нарушений контактов в болтовых соединениях молниезащитного троса с заземляющим спуском или телом опоры, разрушения коррозией элементов заземляющего устройства.

2.3.12. Профилактические проверки и измерения на ВЛ и токопроводах выполняются в объемах и в сроки, предусмотренные нормами испытания электрооборудования (приложение 3).

2.3.13. Неисправности, обнаруженные при осмотре ВЛ и токопроводов и в процессе профилактических проверок и измерений, должны быть отмечены в эксплуатационной документации (журнале или ведомости дефектов) и в зависимости от их характера по указанию ответственного за электрохозяйство Потребителя устранены в кратчайший срок или при проведении технического обслуживания и ремонта.

Эксплуатационные допуски и нормы отбраковки деталей опор и других элементов ВЛ приведены в нормах испытания электрооборудования (приложение 3).

2.3.14. Техническое обслуживание и ремонтные работы должны быть организованы, как правило, комплексно с минимальной продолжительностью отключения ВЛ. Они могут проводиться с отключением линии, одной фазы (пофазный ремонт) и без снятия напряжения. Работы на ВЛ с отключением одной фазы и без снятия напряжения должны производиться по специальным инструкциям.

2.3.15. При техническом обслуживании и ремонте ВЛ должны использоваться специальные машины, механизмы, транспортные средства, такелаж, оснастка, инструмент и приспособления.

Бригады, выполняющие работы на ВЛ, должны быть оснащены средствами связи с руководящими работниками Потребителя и диспетчерскими пунктами.

2.3.16. Конструктивные изменения опор и других элементов ВЛ и токопроводов, а также способа закрепления опор в грунте могут выполняться только при наличии технической документации (обоснования) и с письменного разрешения ответственного за электрохозяйство Потребителя.

Во всех случаях техническое обоснование конструктивных изменений должно соответствовать требованиям нормативно-технических документов по проектированию электроустановок (правилам устройства электроустановок, строительным нормам и правилам и т.п.).

2.3.17. Трассу ВЛ необходимо периодически расчищать от кустарников и деревьев и содержать в безопасном в пожарном отношении состоянии; следует поддерживать установленную проектом ширину просек и проводить обрезку деревьев.

Обрезку деревьев, растущих в непосредственной близости к проводам, производит Потребитель, эксплуатирующий ВЛ.

Деревья, создающие угрозу падения на провода и опоры, должны быть вырублены с последующим уведомлением об этом организации, в ведении которой находятся насаждения.

2.3.18. Антикоррозионное покрытие неоцинкованных металлических опор и металлических элементов железобетонных и деревянных опор, а также стальных тросов и оттяжек проводов должно восстанавливаться по распоряжению ответственного за электрохозяйство Потребителя.

2.3.19. На участках ВЛ и токопроводов, подверженных интенсивному загрязнению, должна применяться специальная или усиленная изоляция и при необходимости проводиться чистка (обмывка) изоляции, замена загрязненных изоляторов.

В зонах интенсивных загрязнений изоляции птицами и в местах их массовых гнездований должны использоваться устройства, исключающие посадку птиц над гирляндами или отпугивающие их.

2.3.20. При эксплуатации ВЛ в пролетах пересечения действующей ВЛ с другими ВЛ на каждом проводе или тросе проходящей сверху ВЛ допускается не более одного соединения; в пролетах пересечения с линиями связи и сигнализации и линиями радиотрансляционных сетей соединения не допускаются. Количество соединений проводов и тросов на ВЛ до 1000 В, проходящей снизу, не регламентируется.

2.3.21. На ВЛ напряжением выше 1000 В, подверженных интенсивному гололедообразованию, следует осуществлять плавку гололеда электрическим током.

Потребитель, эксплуатирующий ВЛ, должен контролировать процесс гололедообразования на ВЛ и обеспечивать своевременное включение схем плавки гололеда; ВЛ, на которых производится плавка гололеда, должны быть, как правило, оснащены устройствами автоматического контроля и сигнализации гололедообразования и процесса плавки, а также закорачивающими коммутационными аппаратами.

Выбор метода плавки определяется условиями работы ВЛ (схема сети, нагрузка потребителей, зона гололедообразования, возможность отключения линий и т.п.).

2.3.22. Потребитель, эксплуатирующий ВЛ, должен содержать в исправном состоянии:

сигнальные знаки на берегах в местах пересечения ВЛ судоходной или сплавной реки, озера, водохранилища, канала, установленные в соответствии с уставом внутреннего водного транспорта по согласованию с бассейновым управлением водного пути (управлением каналов);

устройства светоограждения, установленные на опорах ВЛ в соответствии с требованиями правил маркировки и светоограждения высотных препятствий;

постоянные знаки, установленные на опорах в соответствии с проектом ВЛ и требованиями нормативно-технических документов.

2.3.23. Потребитель, эксплуатирующий ВЛ, должен следить за исправностью габаритных знаков, устанавливаемых на пересечениях ВЛ с шоссейными дорогами, и габаритных ворот в местах пересечения ВЛ с железнодорожными путями, по которым возможно передвижение негабаритных грузов и кранов. Установку и обслуживание габаритных ворот и знаков на пересечениях осуществляют организации, в ведении которых находятся железнодорожные пути и шоссейные дороги.

2.3.24. В электрических сетях 6 35 кВ с малыми токами замыкания на землю допускается работа ВЛ с заземленной фазой до устранения замыкания; при этом персонал обязан отыскать место повреждения и устранить его в кратчайший срок (см. также п. 2.7.18).

2.3.25. При ремонте ВЛ, имеющих высокочастотные каналы телемеханики и связи, в целях сохранения в работе этих каналов для заземления следует использовать переносные заземляющие заградители.

2.3.26. Для дистанционного определения мест повреждения ВЛ напряжением 110 — 220 кВ, а также мест междуфазных замыканий на ВЛ 6 35 кВ должны быть установлены специальные приборы. На ВЛ напряжением 6 35 кВ с отпайками должны быть установлены указатели поврежденного участка.

Потребители должны быть оснащены переносными приборами для определения мест замыкания на землю на ВЛ 6 35 кВ.

2.3.27. В целях своевременной ликвидации аварийных повреждений на ВЛ у Потребителей должен храниться аварийный запас материалов и деталей согласно установленным нормам.

2.3.28. Плановый ремонт и реконструкция ВЛ, проходящих по сельскохозяйственным угодьям, должны проводиться по согласованию с землепользователями.

Работы по предотвращению нарушений в работе ВЛ и ликвидации последствий таких нарушений могут производиться в любое время года без согласования с землепользователями, но с уведомлением их о проводимых работах.

2.3.29. При совместной подвеске на опорах проводов ВЛ и линий другого назначения, принадлежащих другим Потребителям, плановые ремонты ВЛ должны проводиться в согласованные с этими Потребителями сроки. При авариях ремонтные работы должны проводиться с уведомлением этих Потребителей. Сторонний Потребитель, проводящий работы на принадлежащих ему проводах, обязан не позднее чем за 3 дня до начала работ согласовать их проведение с Потребителем, эксплуатирующим ВЛ.

2.3.30. Эксплуатация ВЛ и токопроводов должна осуществляться в соответствии с местными инструкциями, подготовленным и допущенным к обслуживанию ВЛ персоналом.

Вопрос 140. Когда проводятся внеочередные осмотры вл?

Ответ. Внеочередные осмотры ВЛ или их участков прово­дятся при образовании на проводах трассы гололеда, при пляске проводов, во время ледохода и разлива рек, при пожарах в зоне трассы ВЛ, после сильных бурь, ураганов и других стихийных бед­ствий, а также после отключения ВЛ релейной защитой и неус­пешного автоматического повторного включения, а после успеш­ного включения — по мере необходимости.

Вопрос 141. Какие обозначения наносятся на электродвига­тели и пусковую аппаратуру?

Ответ. На электродвигатели и приводные ими механизмы наносятся стрелки, указывающие направление вращения.

На электродвигателях, их коммутационных аппаратах, пускорегулирующих устройствах, предохранителях и т.п. должны быть надписи с наименованием агрегата и (или) механизма, к ко­торому они относятся.

Вопрос 142. Кто осуществляет надзор за работающим элект­родвигателем?

Ответ. Надзор за нагрузкой электродвигателя, вибрацией, температурой подшипников и охлаждающего воздуха, уход за подшипниками и устройствами подвода воздуха и воды для ох­лаждения двигателя, а также операции по его пуску, регулированию и остановке осуществляет персонал подразделения, обслу­живающего механизм.

Вопрос 143. В каких случаях электродвигатели должны не­медленно отключаться от сети?

Ответ. Электродвигатель должен быть немедленно (аварий­но) отключен от сети в следующих случаях:

при несчастных случаях с людьми;

появления дыма или огня из электродвигателя, а также из его пускорегулирующей аппаратуры и устройства возбуждения:

поломке приводного механизма, появлении ненормального стука;

резком увеличении вибрации подшипников агрегата;

нагреве подшипников сверх допустимой температуры, установленной в инструкции завода-изготовителя.

В местной инструкции могут быть указаны и другие случаи, при которых электродвигатели могут аварийно останавливаться, а также определен порядок устранения аварийного состояния и пуска электродвигателей.

Вопрос 144. В какие сроки проводятся текущие и капиталь­ные ремонты электродвигателей?

Ответ. Периодичность капитальных и текущих ремонтов электродвигателей определяет ответственный за электрохозяйст­во предприятия. Как правило, ремонты электродвигателей прово­дятся одновременно с ремонтом приходных механизмов.

Профилактические испытания и ремонт электродвигате­лей, их снятие и установку при ремонте должен проводить обу­ченный персонал предприятия или подрядной организации.

Вопрос 145. Как осуществляется присоединение заземляющих и нулевых защитных проводников?

Ответ. Присоединение заземляющих и нулевых защитных проводников к заземлителям, заземляющему контуру и к зазем­ляющим конструкциям выполняется сваркой, а к корпусам аппа­ратов, машин и опор ВЛ — сваркой или надежным болтовым со­единением

Каждая часть электроустановки, подлежащая заземлению или занулению присоединяется к сети заземления или зануления с помощью отдельного проводника. Последовательное включе­ние в заземляющий или нулевой защитный проводник заземляе­мых или зануляемых частей электроустановки запрещается.

Заземляющие и нулевые защитные проводники должны иметь покрытие, предохраняющее от коррозии

Открыто проложенные стальные заземляющие проводники должны иметь черную окраску.

6.1. Воздушные линии электропередачи и токопроводы

6.1.1. Требования этого подраздела распространяются на ВЛ напряжением до 150 кВ и воздушные токопроводы напряжением до 35 кВ включительно, переменного и постоянного тока, которые обслуживаются потребителями.

Требования раздела не распространяются на линии контактной сети, на специальные токопроводы для электролизных установок, короткой сети электротермических установок, а также на ВЛ и токопроводы, оборудование которых определяется специальными правилами или нормами.

 

6.1.2. При согласовании технической документации на проектирование ВЛ и токопроводов (строительство, капитальный ремонт или модернизацию) заказчик должен предоставить проектным организациям данные о фактических условиях в зоне прохождения ВЛ (климатические условия, загрязнение и другие данные, которые характеризуют местные условия) и требовать их учета в проектной документации.

6.1.3. При сооружении или модернизации ВЛ заказчик должен организовать технический надзор за строительными и монтажными работами, проверяя их соответствие утвержденной технической документации. Особое внимание следует обращать на контроль за качеством выполнения скрытых работ, соблюдением требований согласованной и утвержденной проектной документации на соответствие ВБН А.3.1-001-99 и не допускать ввода в эксплуатацию ВЛ с нарушением установленных правил.

6.1.4. Прием в эксплуатацию ВЛ и токопроводов необходимо производить в соответствии с ДБН и действующими отраслевыми правилами приема в эксплуатацию завершенных строительством объектов электросетей.

При сдаче в эксплуатацию токопроводов напряжением свыше 1000 В, кроме документации, предусмотренной государственными строительными нормами и ПУЭ, должны быть оформлены:

— исполнительные чертежи трассы с указанием мест пересечения с различными коммуникациями;

— чертежи профиля токопровода в местах пересечения с коммуникациями;

— перечень отступлений от проекта;

— акт на монтаж натяжных зажимов для гибких токопроводов.

6.1.5. При введении в работу новых ВЛ напряжением 6-35 кВ необходимо проверить симметричность емкостей отдельных фаз. В случае необходимости разработать и внедрить мероприятия по симметрированию фаз.

Симметричность емкостей фаз проверяют также после проведения работ на ВЛ, которые могли привести к нарушению симметричности (модернизация линии, замена или перестановка конденсаторов связи и т.п.). Напряжение несимметрии не должно превышать 0,75 % фазного напряжения.

6.1.6. При эксплуатации ВЛ необходимо неуклонно придерживаться действующих Правил охраны электрических сетей, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 04.03.97 №209 (далее — Правила охраны электрических сетей), и контролировать их выполнение.

Организации, эксплуатирующие ВЛ, должны проводить разъяснительную работу по охране ВЛ среди населения и организаций, расположенных в зоне прохождения ВЛ, а также принимать меры по прекращению работ в охранной зоне, выполняемых с нарушением Правил охраны электрических сетей.

6.1.7. Охранную зону ВЛ необходимо периодически очищать от поросли и деревьев с целью сохранения просеки соответствующей ширины и поддерживать ее в безопасном противопожарном состоянии.

Обрезание деревьев, которые растут непосредственно возле проводов, осуществляет организация, эксплуатирующая ВЛ.

Работы по ликвидации аварийных ситуаций в соответствии с Правилами охраны электрических сетей можно проводить без оформления надлежащего разрешения, но с последующим сообщением об их проведении.

6.1.8. На участках ВЛ и токопроводов, подверженных интенсивным загрязнениям, необходимо применять специальную или усиленную изоляцию, а при необходимости — очищать (обмывать) изоляцию, заменять загрязненные изоляторы.

В зонах интенсивных загрязнений изоляции птицами и в местах их массового гнездования необходимо применять специальные устройства, исключающие сидение птиц над гирляндами или отпугивающие их.

6.1.9. Антикоррозионное покрытие неоцинкованных металлических опор и металлических деталей железобетонных и деревянных опор, а также стальных тросов и оттяжек опор необходимо обновлять в соответствии с графиком, утвержденным лицом, ответственным за электрохозяйство.

6.1.10. На ВЛ напряжением свыше 1000В, подверженных интенсивному льдообразованию, необходимо предусматривать плавление гололеда электрическим током.

Потребитель, эксплуатирующий ВЛ, должен контролировать процесс льдообразования на ВЛ и обеспечивать своевременное введение устройств плавки гололеда. ВЛ, на которых происходит плавка гололеда, должны быть оборудованы устройствами автоматического контроля и сигнализации образования гололеда.

6.1.11. При эксплуатации ВЛ в пролетах пересечения действующих линий с другими ВЛ, в том числе с самонесущими изолированными проводами и линиями связи на каждом проводе или тросе ВЛ, проходящем сверху, допускается не больше двух соединений, но при пересечении контактной сети соединение проводов не допускается. Количество соединений проводов и тросов на ВЛ, которые не пересекаются, не регламентируется.

6.1.12. Потребитель, эксплуатирующий ВЛ, должен содержать в исправном состоянии:

— сигнальные знаки на берегах в местах пересечения ВЛ судоходной или сплавной речки, озера, водохранилища, канала, установленные в соответствии с уставом внутреннего водного транспорта по согласованию с бассейновым управлением водного пути (управлением каналов);

— постоянные знаки безопасности, установленные на опорах в соответствии с проектом ВЛ и требованиями НД;

— защиту опор от повреждения в местах, где возможны потоки воды, ледоходы и т.п.;

— защиту опор, установленных возле автомобильных дорог.

6.1.13. Потребитель, эксплуатирующий ВЛ, должен следить за исправностью габаритных знаков, установленных на пересечении ВЛ с шоссейными путями; габаритных ворот, устанавливаемых в местах пересечения ВЛ с железнодорожными путями, по которым возможно передвижение негабаритных грузов и кранов. Установку и обслуживание таких знаков осуществляют организации, в ведении которых находятся железнодорожные и шоссейные дороги.

6.1.14. При эксплуатации ВЛ и токопроводов необходимо проводить их техническое обслуживание, ремонт и аварийно-восстановительные работы, направленные на обеспечение их надежной работы, осуществлять контроль параметров электромагнитных полей в соответствии с 5.7.14 настоящих Правил.

При обслуживании необходимо следить за техническим состоянием ВЛ и токопроводов в целом, их отдельных элементов и трассы путем проведения осмотров, профилактических проверок и устранять выявленные повреждения и неисправности.

При капитальном ремонте ВЛ необходимо выполнять комплекс мероприятий, направленных на поддержание или восстановление начальных эксплуатационных характеристик ВЛ. Эти мероприятия заключаются в ремонте изношенных деталей и элементов или замене их. более надежными и экономичными, которые улучшают эксплуатационные характеристики линии.

Объем и периодичность работ, которые необходимо выполнять при техническом обслуживании, и капитальном ремонте, определяются ГКД 34.20.502-97 и ГКД 34.20.503-97. Кроме этого, следует учитывать конкретные условия эксплуатации ВЛ.

6.1.15. Аварийно-восстановительные работы необходимо выполнять немедленно после возникновения аварийной ситуации.

6.1.16. При эксплуатации ВЛ необходимо проводить периодические и внеочередные осмотры линий. График периодических осмотров утверждает лицо, ответственное за электрохозяйство.

Периодичность осмотра каждой ВЛ на всей длине должна быть не реже одного раза в год. Кроме того, не реже одного раза в год специалистами необходимо проводить выборочные осмотры отдельных участков линий, включая все линии (участки), подлежащие капитальному ремонту.

Верховые осмотры с выборочной проверкой проводов и тросов в зажимах и в дистанционных распорках на ВЛ напряжением 35 кВ и выше или их участков, срок службы которых составляет 20 лет и более или которые проходят в зонах интенсивного загрязнения либо по открытой местности, необходимо проводить не реже одного раза в пять лет; на остальных ВЛ 35 кВ и выше (участках линий) — не реже одного раза в десять лет.

На ВЛ 0,38-20 кВ верховые осмотры необходимо проводить в случае необходимости.

6.1.17. Внеочередные осмотры ВЛ или их участков необходимо проводить:

— в случае образования на проводах и тросах гололеда;

— в случае колебаний проводов и тросов;

— при ледоходе и разливе рек;

— при лесных и степных пожарах и других стихийных явлениях;

— после отключения ВЛ релейной защитой и неуспешного АПВ, а в случае успешного — при необходимости.

6.1.18. При осмотре ВЛ необходимо обращать внимание на:

— наличие обрывов и оплавлений отдельных проводов или набросов на провода и тросы;

— наличие боя, оплавлений и трещин изоляторов;

— состояние опор, их наклонов, обгорание, расщепление деталей и загнивание деревянных опор, целостность бандажей и заземляющих устройств на деревянных опорах;

— состояние крепления металлических опор на фундаментах;

— наличие коррозионного повреждения элементов опор;

— правильность регулирования проводов;

— состояние разрядников, ограничителей перенапряжения и защитных промежутков, коммутационной аппаратуры на ВЛ и конечных кабельных муфт на спусках;

— наличие и состояние предупредительных плакатов и других постоянных знаков на опорах;

— наличие болтов и гаек, целостность отдельных элементов, сварных швов и заклепочных соединений на металлических опорах;

— состояние стояков железобетонных опор и приставок;

— противопожарное состояние трассы, наличие деревьев, угрожающих падением на линию, посторонних предметов, зданий, расстояние от проводов до разных объектов и т.п.

6.1.19. На линиях с самонесущими изолированными проводами дополнительно проводят такие проверки и измерения:

— состояния изоляции проводов;

— состояния поддерживающих зажимов;

— наличия и состояния защитных кожухов на соединительных и ответвляющих зажимах ВЛ напряжением до 1000 В.

6.1.20. Профилактические проверки и измерения на ВЛ и токопроводах выполняются в соответствии с табл. 7 приложения 1.

6.1.21. Для выявления дефектных фарфоровых изоляторов и контактных соединений ВЛ под рабочим напряжением рекомендуется применять портативные тепловизоры.

Контроль линейной изоляции необходимо проводить не ранее чем через 5-6 ч после подачи напряжения на ВЛ.

Контроль контактных соединений необходимо проводить при нагрузке не меньшей, чем 30-40 % номинальной.

6.1.22. Для определения мест повреждений ВЛ напряжением 110-150 кВ, а также мест межфазовых замыканий на ВЛ 6-35 кВ должны быть установлены специальные приборы (устройства), фиксирующие место повреждения. На ВЛ напряжением 6-35 кВ с ответвлениями должны быть установлены указатели поврежденного участка.

6.1.23. Дефекты, выявленные при осмотре ВЛ и при проведении профилактических проверок и измерений, необходимо указывать в эксплуатационной документации и, в зависимости от их характера, ликвидировать в кратчайший срок при техническом обслуживании или капитальном ремонте ВЛ.

6.1.24. Капитальный ремонт ВЛ необходимо выполнять в зависимости от ее технического состояния по утвержденному графику ремонта.

Капитальный ремонт ВЛ на деревянных опорах необходимо проводить не реже одного раза в пять лет, на металлических и железобетонных опорах — не реже одного раза в десять лет.

Капитальный ремонт участков ВЛ проводят с учетом проведенного ремонта всей ВЛ за межремонтный период.

Работы, выполненные на линии при капитальном ремонте, оформляют записью в журнале учета работ и внесением соответствующих изменений и дополнении в паспорт ВЛ.

6.1.25. Работы по предотвращению нарушения в работе ВЛ и ликвидации последствий такого нарушения могут проводиться в любое время года без согласования с землепользователями, но с уведомлением их о проведении работ в десятидневный срок после их начала.

После выполнения указанных работ потребитель, эксплуатирующий ВЛ, должен привести земельные угодья в состояние, пригодное для их дальнейшего использования по целевому назначению.

6.1.26. Конструктивные изменения опор и других элементов ВЛ, способ закрепления опор в грунте, а также конструктивные изменения токопроводов можно проводить лишь при наличии утвержденной технической документации и по решению лица, ответственного за электрохозяйство.

6.1.27. При ремонте ВЛ, имеющих высокочастотные каналы телемеханики и связи, с целью сохранения этих каналов в работе для заземления необходимо использовать переносные заземляющие заградители.

6.1.28. В электрических сетях 6-35 кВ допускается работа с заземленной фазой; при этом персонал должен приступить к поиску места замыкания немедленно и ликвидировать его в кратчайший срок.

6.1.29. Организации, эксплуатирующие ВЛ с общей подвеской проводов, плановые ремонты должны проводить в согласованные сроки. В аварийных случаях ремонтные работы необходимо проводить с предварительным уведомлением второй стороны (владельца линии).

6.1.30. Бригады, выполняющие работы на ВЛ, должны быть оснащены средствами связи с диспетчерскими пунктами.

6.1.31. С целью своевременной ликвидации аварийных повреждений на ВЛ потребитель, эксплуатирующий их, должен иметь аварийный запас материалов и деталей в соответствии с установленными нормами.

Осмотр воздушных линий электропередачи

Осмотр воздушной линии проводится с целью наблюдения за состоянием линии и ее трассы и визуального выявления неисправностей. При этом осмотры могут выполняться с земли, а также с подъемом на опору (верховые осмотры). Осмотр с земли воздушных линий электропередачи по всей длине проводится 1 раз в год электромонтерами, а отдельные участки — 1 раз в год инженерно-техническим персоналом. Верховые осмотры организуются по мере необходимости. Кроме того, после стихийных бедствий или успешного ручного повторного включения линии проводятся внеочередные осмотры.

При осмотре опор обращается внимание на их наклон вдоль и поперек линии, проседание грунта у оснований опор, отсутствие в креплениях деталей опор болтов и гаек, трещин сварных швов, на состояние окраски металлических деталей опор, деформацию частей металлических опор, отсутствие зазора между башмаком металлической опоры и фундаментом, состояние проволочных бандажей, наличие загнивания или повреждения деталей деревянных опор, наличие и ширину раскрытия трещин железобетонных опор, наличие номеров опор и условных наименований линии, предупредительных плакатов по технике безопасности, ослабление и повреждение оттяжек опор, наличие на опорах посторонних предметов.

Особое внимание при осмотре следует обращать на железобетонные опоры линий напряжением 6. 35 кВ, так как эти опоры могут длительно находиться под полным фазным напряжением относительно земли. Дело в том, что при пробое изолятора по арматуре опоры длительно проходит ток замыкания на землю, который подсушивает грунт вокруг тела опоры. В дальнейшем из-за возрастания сопротивления растеканию тока замыкания на землю возникает дуговое замыкание на землю, что приводит к спеканию грунта и резкому увеличению его сопротивления. Ток замыкания на землю резко снижается, а тело опоры оказывается под полным фазным напряжением.

Вследствие воздействия дугового замыкания на подземную часть опоры возможны пережог ее арматуры и снижение механической прочности опоры. Для обнаружения опор с поврежденной изоляцией необходимы соответствующие сигнальные приборы, которые изготавливаются рядом предприятий.

На проводах и тросах линии не должно быть оборванных или перегоревших жил, следов оплавления, набросов посторонних предметов, разрушений в местах крепления, коррозии. Изоляторы линии должны быть чистыми, не иметь сколов, трещин, следов оплавления; провода не должны проскальзывать в месте их крепления к изоляторам. При осмотре арматуры обращается внимание на степень ее коррозии.

При осмотре заземляющих устройств и средств защиты от атмосферных перенапряжений необходимо обратить внимание на состояние заземляющих спусков по деревянным опорам и наличие их соединения с контуром заземления, состояние указателей срабатывания разрядников и взаимное расположение самих разрядников и их крепления к опоре, на соответствие внешнего искрового промежутка установленному значению. Одновременно исследуется состояние трассы линии; наличие под проводами линии кустарников и деревьев, их высота; наличие в охранной зоне линии не предусмотренных проектом строений, складирования материалов, производства строительных или земляных работ без согласования с электрическими сетями.

Особо следует подчеркнуть, что при выполнении работ с применением грузоподъемных машин и механизмов в охранной зоне линий напряжением 6. 35 кВ, характеризующихся изолированной нейтралью, возможно их соприкосновение с проводом линии. При этом отключения линии не происходит и корпус машины или механизма оказывается под полным фазным напряжением, что может привести к несчастным случаям с людьми при прикосновении их к корпусу машины или при попытке водителя покинуть указанную машину.

Для проверки состояния верхней части опоры, арматуры, мест крепления проводов, а также состояния изоляторов организуются верховые осмотры линии с подъемом электромонтера на опору.

Цель внеочередных осмотров линии состоит как в определении причины ее отключения, необходимости проведения и объема требуемых ремонтных работ, так и в определении вероятных повреждений элементов линии в результате имевших место природных явлений (паводок, ледоход, сильный ветер, туман, дождь и т.д.).

Организация осмотра воздушных линий электропередачи протяженностью более 10 км (норматив осмотра одним человеком за один рабочий день) имеет определенные трудности. Здесь возможны следующие варианты: проведение осмотра одним человеком за несколько дней, бригадой электромонтеров за один день, с помощью пилотируемых (вертолетов) или беспилотных летательных аппаратов без сканирования и со сканированием трассы линии.

При проведении осмотра линии одним человеком за несколько дней необходимо учесть затраты на заработную плату, стоимость проезда рабочего от базы сетей до начата линии и от конечного пункта до базы сетей, а также командировочные расходы.

Если осмотр линии проводит бригада электромонтеров за один день, то затраты на данную работу состоят из зарплаты электромонтеров и водителя транспортного средства и стоимости доставки рабочих на исходные пункты линии, их сбора на конечных пунктах осмотра и доставки на базу сетей.

Осмотры с помощью летательных аппаратов осуществляются за короткое время до 1 ч при длине линии до 150 км и скорости вертолета до 150 км/ч). Высокое качество осмотра достигается при сканировании трассы линии.

Нами установлено, что наименьший расход денежных средств обеспечивает вариант организации осмотра линий длиной до 30 км бригадой рабочих за один день, а длиной более 30 км — одним человеком.

Применение вертолетов без сканирующих трассу линии устройств наиболее эффективно при отыскании мест повреждений на линии (поломка опор, обрыв проводов).

Использование пилотируемых или беспилотных летательных аппаратов, оснащенных сканирующим трассу линии устройством, несмотря на высокую стоимость, обеспечивает минимальную продолжительность и максимальное качество выполнения осмотра линии и может быть признано целесообразным в перспективном периоде.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *