Основные детали лазерного картриджа
Лазерный картридж состоит из отделения отработанного тонера и тонерного отсека. В состав отделения для отработанного тонера входят фотобарабан, вал первичного заряда, лезвие очистки и уплотнительное лезвие барабана. Тонерный отсек включает магнитный вал, лезвие дозировки тонера, уплотнительное лезвие магнитного вала, бункер для тонера и уплотнительную чеку.
Так как в России нет единых федеральных стандартов, которые бы закрепили названия расходных материалов для принтеров и копиров, эти названия не однозначны и имеют множество синонимов.
Названия рабочих отсеков и деталей механизма лазерного картриджа
Название детали | Распространённые синонимы |
---|---|
I. Отделение для отработанного тонера | |
Фотобарабан | Organic Photo Conductor, OPC, Drum, Drum unit, Photoreceptor, барабан, фоторецепторный барабан, светочувствительный барабан |
Вал первичного заряда | Primary Charge Roller, PCR, заряжающий вал, зарядный валик, ролик первичной зарядки |
Лезвие очистки | Wiper Blade, Cleaning Blade, ракель, вайпер, чистящее лезвие |
Уплотнительное лезвие барабана | Recovery Blade, уплотнительное лезвие ОРС, уплотнительное лезвие фотобарабана |
II. Тонерный отсек | |
Магнитный вал | Magnetic developer Roller, Mag Roller, Developer Roller, вал проявки, вал переноса изображения, девелопер вал |
Лезвие дозировки тонера | Doctor Blade, Metering Blade |
Уплотнительное лезвие магнитного вала | Mag Roller Sealing Blade, майларка |
Бункер для тонера | Toner Reservoir, тонерный бункер |
Уплотнительная чека | Seal, пломба |
I. ОТДЕЛЕНИЕ ДЛЯ ОТРАБОТАННОГО ТОНЕРА
Детали отделения для отработанного тонера лазерного картриджа
(1) Фотобарабан – это светочувствительное «сердце» лазерного картриджа, состоящее из полого алюминиевого цилиндра, покрытого слоем диэлектрика.
Фотобарабан может находиться как в картридже (drum), так и непосредственно в принтере или копире (drum unit). В первом случае фотобарабан обслуживается совместно с картриджем, во втором случае – автономно от остальных узлов принтера или копира.
Функции фотобарабана заключаются в следующем. После отправки документа на печать вал первичного заряда, прижимаясь к фотобарабану, передаёт ему отрицательный заряд и способность отталкивать микрочастицы тонера.
Лазерный луч переносит на поверхность фотобарабана невидимый для глаза отпечаток документа. Участки фотобарабана, помеченные лучом лазера, меняют заряд на положительный, и притягивают к себе тонер. Благодаря притянутых частиц тонера на фотобарабане формируется видимый отпечаток документа, отправленного на печать.
Фотобарабан, прокатываясь по листу бумаги, переносит отпечаток документа на его поверхность. После этого бумажный носитель попадает в печку принтера, в которой происходит его разогрев. Под действием высокой температуры тонер вплавляется в бумагу и закрепляется на ней.
Фотобарабан – это самая дорогостоящая и при этом самая капризная деталь лазерного принтера. Он боится любых механических повреждений, от прямых солнечных лучей может засветиться и выдавать чёрные отпечатки, до него нельзя дотрагиваться голыми руками, так как к потожировым следам, оставшимся на его глянцевой поверхности, налипает тонер, что приводит к дефектам печати.
Со временем глянцевый слой фотобарабана стирается, что приводит к снижению качества печати. Первым признаком окончания ресурса фотобарабана являются чёрные полосы по краям отпечатанного документа. При появлении таких полос необходимо провести диагностику фотобарабана, а затем либо очистить его поверхность специальным раствором, либо заменить фотобарабан на новый.
(2) Вал первичного заряда – это деталь лазерного картриджа, которая, равномерно прижимаясь к поверхности фотобарабана, передаёт ему однородный отрицательный заряд. После прохождения бумажного носителя через фотобарабан, вал первичного заряда нейтрализует на фотобарабане остаточные явления предыдущей зарядки.
Вал первичного заряда состоит из металлического вала, на который нанесён слой токопроводящего поролона или резины. Эта деталь лазерного картриджа достаточно сильно загрязняется бумажной пылью, поэтому её нужно регулярно и тщательно чистить.
(3) Лезвие очистки – это плоский металлический скребок с полиуретановым наконечником, предназначенный для очистки фотобарабана лазерного принтера от налипших на него микрочастиц тонера и бумаги. В России лезвие очистки более известно под названием «ракель» (от нем. Rakel – скребок). В цветной лазерной печати ракель удаляет цветной тонер, прилипший к ремням переноса.
Следует отметить, что ракелем оснащены не все лазерные принтеры. В некоторых моделях лазерных принтеров Xerox и Samsung излишки тонера, прилипшего к фотобарабану, удаляются с его поверхности валом первичного заряда, а оттуда стряхивается специальной щёткой в бункер для отработанного тонера.
(4) Уплотнительное лезвие барабана закрывает промежуток между фотобарабаном и бункером для отработанного тонера. Уплотнительное лезвие, не препятствуя попаданию отработанного тонера в бункер, не позволяет высыпаться ему обратно на бумагу.
II. ТОНЕРНЫЙ ОТСЕК
(1) Магнитный вал – это конструктивный элемент лазерного картриджа, который заряжает микрогранулы тонера отрицательным зарядом и переносит их на поверхность фотобарабана.
Магнитный вал выполнен в форме полой трубки, производители используют для его изготовления различные материалы. Магнитные валы Samsung вырабатываются из высококачественной резины, магнитные валы Canon и HP – из металла, покрытого прорезиненным слоем. Материалы, используемые при производстве магнитных валов Samsung, более долговечны по сравнению с материалами, используемыми при производстве магнитных валов Canon и HP, а потому меньше подвержены износу и служат дольше.
Детали тонерного отсека лазерного картриджа
(2) Лезвие дозировки тонера представляет собой металлический каркас с гибкой пластиной на конце, предназначенный для равномерного распределения тонера по поверхности магнитного вала.
Металлические лезвия дозировки тонера чаще всего встречаются в лазерных принтерах Samsung и Brother, а вот HP и Canon в изготавливают их из полиуретановых материалов.
Чтобы выполнять свои функции, лезвие дозировки тонера должно иметь высококачественную и ровную поверхность без дефектов, зазубрин и выступов. Искривление лезвия дозирования тонера ухудшает качество печати, появлению светлых или тёмных продольных полос на документе.
Дозирующие лезвия HP и Canon более практичны, чем лезвия Samsung и Brother, а потому менее подвержены износу. Их поломки, как правило, происходят из-за использования низкокачественного тонера.
На лезвие дозировки тонера налипают частицы тонера, поэтому его периодически нужно чистить, тем самым продлевая его работоспособность.
(3) Уплотнительное лезвие магнитного вала – это тонкая пластина, аналогичная по функциям уплотнительному лезвию фотобарабана. Лезвие закрывает просвет между магнитным валом и отсеком подачи тонера. Оно пропускает тонер, оставшийся на поверхности магнитного вала, внутрь отсека, и предотвращает его высыпание наружу.
(4) Бункер для тонера предназначен для хранения не использованного тонера. Бункер оснащён специальной проволочной рамкой (Toner Agitator Bar), которая перемешивает тонер, поддерживая его в рабочем состоянии, предохраняя от комкования и высыхания.
(5) Уплотнительная чека – это пломба, которая перекрывает тонерный бункер, предохраняя тонер от просыпания при транспортировке картриджа. Уплотнительная чека удаляется перед началом использования картриджа.
Распространенные проблемы картриджей
Часто причиной неисправности картриджа становится износ его основных компонентов — фоторецепторного барабана, чистящего лезвия, магнитного вала, дозирующего лезвия и вала первичного заряда. Причиной неисправностей бывают также восстанавливающее лезвие, контакты, штифты, шторки барабанов и даже сам корпус, это если говорить в общем. А теперь, немного поподробнее о каждой из проблем.
Фоторецепторный барабан
Чаще всего за поломку картриджа ответственен фотовал. С него чистящим лезвием удаляется тонер, а также в процессе печати с ним соприкасается бумага, что сильно влияет на состояние защитного слоя. Обычно, при повреждении фоторецепторного барабана при печати появляются следующие признаки:
1) Прямая, очень тонкая линия — это означает, что барабан поцарапан.
2) Группы точек, повторяющиеся на протяжении всей страницы — это означает наличие скола на барабане. Расстояние между точками соответствует длине окружности барабана.
3) Серые тонерные пятна на странице. Причина — засвеченный барабан. Расстояние между пятнами зависит от длины окружности барабана.
4) Серые «следы шин» либо на левом, либо по правому краю страницы. Иногда это называют «песком, разбросанным ветром». Такой дефект вызван износом барабана.
Во всех выше перечисленных случаях, барабан следует заменить. Не существует никакого надёжного способа починить поврежденную поверхность фотовала.
Чистящее лезвие (ракель)
Чистящее лезвие удаляет остатки тонера с поверхности фоторецепторного барабана.
Обычно встречаются следующие признаки поломок:
1) Серая полоска толщиной в 3,2 мм вдоль всей страницы — вызвано порезанным или изношенным лезвием.
2) Серая страница, на барабане налипание тонера — вызвано очень старым, затупившимся лезвием. Такие лезвия не могут быть использованы вторично.
3) Чистящее лезвие «подскакивает» и, следовательно, повреждает барабан. Это значит, что на лезвие нанесено недостаточное количество смазки. Если обнаружился такой дефект, чистящее лезвие следует заменить. Плохо смазанный ракель может также “прилипнуть” к фотобарабану, если картридж некоторое время не используется.
Магнитный вал (картриджи HP/Canon)
Магнитный вал — это алюминиевый вал со специальным покрытием, он переносит тонер из отделения для подачи тонера на фотобарабан. Основные неполадки возникают из-за царапин или износа.
Обычно имеют место следующие неполадки:
1) Светлая печать. Основной причиной данного дефекта является износ магнитного вала, т.к. со временем чёрное проводящее покрытие вала стирается. Если при визуальном осмотре вала, Вы заметите серебряный сердечник, значит вал изношен и требует замены. Данная неполадка, в основном, проявляет себя при печати сплошных чёрных участков. Простой текст будет пропечатываться без заметных дефектов.
2) Белые пятна на странице могут появляться при наличии царапин на покрытии. Обычно одна или две царапины проблем не вызывают, но если их больше, то появляются белые пятна при печати. Особенно это заметно, если царапины концентрируются в одном определённом месте.
3) Прерывистая печать — этот дефект передачи изображения появляется при неисправном контакте магнитного вала. Это выражается в печати светлых или пустых страниц.
4) Большие серые пятна, повторяющиеся c каждым оборотом вала — причиной неполадки является статический разряд на оболочке магнитного вала. Статический разряд может быть вызван использованием пылесоса, например, в процессе перезаправки картриджа при влажности ниже 40%. Единственный способ избавиться от заряда — протереть вал специальным чистящим средством.
СХЕМА УСТРОЙСТВА КАРТРИДЖА HP-4100
Вал проявки (картриджи Samsung/Xerox)
Вал проявки — это вал, состоящий из металлического сердечника, на который надета прессованная резина с проводящим покрытием. Тонер удерживается на вале проявки постоянным напряжением от высоковольтного источника энергии. Никакие магниты для притягивания тонера в данном случае не используются. Основные неполадки возникают из-за царапин или износа проводящего покрытия. Любой тонер абразивен, и так как давление дозирующего лезвия прижимает его к поверхности вала проявки, он может вызвать износ последнего.
Магнитный вал — обычно имеют место неполадки, аналогичные неполадкам магнитного вала картриджей HP/Canon (см. на пункт выше).
Вал первичного заряда
Вал первичного заряда выполняет две функции. Во-первых, он помещает постоянный заряд на поверхность барабана, что позволяет лазерному лучу создавать изображение на ней. Во-вторых, он помещает переменный заряд на фотовал, что помогает стереть все оставшиеся на поверхности остаточные заряды. Из-за такой двойной роли, с валом первичного заряда происходит много серьёзных неприятностей.
Обычно имеют место следующие неполадки:
1) “Cмазывание” изображения — данный дефект проявляется в том, что изображение, напечатанное, например, наверху страницы, будет менее ярко повторено ниже. Это случается, когда внешнее покрытие вала первичного заряда изношено или загрязнено.
2) Вертикальные полосы — вызвано износом внешнего покрытия вала первичного заряда.
3) Фон — причины аналогичны предыдущим двум.
4) Горизонтальные полосы — данный дефект вызван загрязнением контактов вала первичного заряда.
5) Черные пятна на листе — эта проблема вызвана царапинами на вале первичного заряда. Пятна появляются через расстояние равное длине окружности вала.
6) Беспорядочные точки на странице — неполадка, вызванная чрезмерным количеством присыпки на вале первичного заряда. Могут иметь место чёрные точки на белых участках и белые на чёрных участках.
Вал подачи (картриджи Samsung/Xerox)
Тонер, перемешиваясь в бункере при помощи мешалки и получая трибоэлектрический заряд, переносится на вал подачи тонера, который находится под напряжением. Далее, за счет разницы потенциалов тонер передается на вал проявки.
Дозирующее лезвие (картриджи HP/Canon)
Дозирующее лезвие контролирует количество тонера на магнитном вале. Изношенное лезвие приведёт к появлению светлой печати, также такое лезвие будет создавать бороздки на поверхности вала, что приведёт к появлению полос (белых пустот) вдоль всей страницы.
Дозирующее лезвие (картриджи Samsung/Xerox)
Дозирующее лезвие контролирует количество тонера на вале проявки. Изношенное лезвие приведёт к тем же последствиям, что и в случае HP/Canon.
Восстанавливающее лезвие
Восстанавливающее лезвие направляет тонер, удалённый с барабана, в бункер для отработанного тонера. Повреждённое лезвие вызовет появление точек на всей странице и со временем этот дефект только усилится. Вызвано это явление просыпанием тонера. Наиболее часто чистящее лезвие повреждается (мнётся) во время восстановления, тонер начинает накапливаться на поверхности лезвия и ссыпаться оттуда. Чем дольше картридж печатает с погнутым лезвием, тем больше тонера скапливается на нем и просыпается внутрь картриджа. Если Вам вернули картридж с такой проблемой, его следует аккуратно разобрать и исследовать восстанавливающее лезвие.